
Рубрикатор
• Введение • Обоснование выбора и актуальность • Цель исследования • Исторический контекст джаза 1930-х годов • Музыкальный стиль Cuphead • Визуальный язык: анимация 1930-х и Cuphead • Анализ кейсов • Общее сравнение музыкальных элементов • Заключение и выводы • Библиография и источники изображений
Введение

Игра Cuphead (2017), разработанная студией MDHR, стала культовой не только из-за своей графики в стиле анимации 1930-х годов, но и благодаря уникальному музыкальному сопровождению. Саундтрек игры опирается на стили свинга, биг-бэнда, рэгтайма и раннего джаза, точно передавая дух эпохи.
Обоснование выбора и актуальность
Несмотря на то, что я не являюсь большим любителем компьютерных игр, об этой игре я узнала именно благодаря музыкальной составляющей, которая содержит прямые отсылки к регтайму, свингу и биг-бэндам 30-х годов. Тема исследования выбрана исходя из уникальной связи между джазом 1930-х годов и современным игровым саундтреком.
Цель исследования
Цель исследования — сравнить музыкальные приёмы и визуальные контексты саундтреков Cuphead с джазовой культурой 1930-х годов, выявить, как современные медиапродукты цитируют и переосмысляют культурные коды прошлого.
Исторический контекст джаза 1930-х
В 1930-е годы джаз прошёл этап институционализации: появились крупные оркестры — биг-бенды, радиовещание превратило музыку в массовый медиаформат, а звукозапись позволила известности музыкантов распространяться по всей стране. Именно в этот период формируется стиль свинг, основанный на ритмической гибкости, синкопированности, живом импровизационном движении и особой пластике звука.
1930-е годы характеризуются расцветом биг-бэндов, активным использованием духовых инструментов, танцевальностью, четким ритмом, свинговым «качанием», структурированной импровизацией, регтаймовыми и блюзовыми звучаниями.
Музыкальный стиль Cuphead
Саундтреки Cuphead были написаны композитором Кристофером Мэддиганом (Kristofer Maddigan), написашим более 5 часов музыки, но только половина из этого материала вошла в игру.
Музыка в Cuphead — не иллюстративное сопровождение и не подражание джазу. Она действует как самостоятельный драматургический механизм, определяя динамику игрового процесса и эмоциональную логику каждого боя. Саундтрек Кристофера Мэддигана стал уникальным примером того, как в XXI веке можно использовать исторический музыкальный язык, не превращая его в ретро-клише. Композитор не просто имитирует звучание 1930-х, но осваивает музыкальное мышление той эпохи, грамматику биг-бендов, артикуляцию свинга, структурные принципы оркестровки, а также импровизационную природу джаза.
Саундтрек был записан живым оркестром, что уже само по себе является редкостью для игровой индустрии. Этот шаг был не стилистическим жестом, а принципиальной художественной позицией: живое исполнение позволяет передать дыхание музыки — микросмещённые атаки, динамическую пластику фразировки, swing feel. Мэддиган выстраивает ткань оркестрации по биг-бендовому принципу: разделение на секции, попеременная работа с плотной и прозрачной фактурой, характерные унисоны у саксофонов и брассовые акценты с сурдинами, которые создают то напряжённый, то комически экспрессивный саунд.
В начале работы над саундтреком, Мэддиган пригласил 13 музыкантов, среди которых были саксофонисты, трубачи, барабанщик и контрабасист. По мере работы коллектив обрастал новыми участниками и инструментами: электрогитара, фортепиано, ксилофон, вибрафон, кларнет и другие. К моменту, когда саундтрек был готов к записи, состав биг-бэнда вырос до 42 человек.
Ключевыми чертами являются живое исполнение оркестра, а не цифровая имитация, стиль свинга, рэгтайма и раннего джаза, очень быстрая темповка, усиливающая динамику геймплея, частая смена ритмических рисунков и импровизационных вставок, использование духовых, ударных, фортепиано, контрабаса, цитаты из классических джазовых приёмов 1930-х (ритмические сбивки, walking bass, call & response).
По словам автора музыки, самой сложной задачей было сохранение ее живого звучания и атмосферности. Мэддиган не настаивал на исполнении партий строго по нотам, позволив музыкантам отходить от партитуры, добавлять импровизационные моменты.


Визуальный язык: анимация 1930-х и Cuphead
Стиль игры напрямую вдохновлён анимацией студий Fleischer и ранних мультфильмов Disney, в музыкальном сопровождении которых также присутствовала джазовая музыка, в такт которой создавалась мультипликация.


Визуальными особенностями мультипликации 1930-х годов являлась «резиновая» анимация (rubber hose), подразумевающая гибкие конечности без суставов, высокий контраст, ч/б или приглушённые цвета, сюрреализм и гротеск.
В Cuphead эти приёмы воспроизводятся с высокой точностью: каждый уровень синхронизирован с ритмом музыки, персонажи и враги «танцуют» в такт, а музыка усиливает визуальную экспрессию и наоборот.
Анализ музыкального сопровождения
Анализ музыкального сопровождения игры будет поделен на несколько категорий, которые позволят наиболее подробно осветить роль отдельных инструментов и стилей, а также их переосмысление Кристофером Мэддиганом для создания живой и динамичной музыки Cuphead.
Биг-бэнды и свинг
1. Cuphead | Ellington
Дюк Эллингтон — одна из ключевых фигур в развитии джаза XX века. В 1930-е годы он возглавлял один из самых известных биг-бэндов в Нью-Йорке — Duke Ellington Orchestra, регулярно выступавший в клубе Cotton Club, где его музыка сопровождала роскошные шоу и танцевальные номера.
Дюк Эллингтон считается создателем нового оркестрового звучания, которое вошло в историю джаза как неповторимый «Дюк Эллингтон-саунд». Он стал первым джазовым композитором, который воспринимал джаз не просто как развлечение, а как высокое искусство, сравнимое с классической музыкой. Его композиции отличались сложной гармонией, богатой оркестровкой и вниманием к индивидуальности каждого музыканта.
«Caravan» Дюка Эллингтона- джазовый стандарт 30-х годов. С ним можно сравнить практический каждый саундтрек игры.
Эллингтон изобрёл уникальный «оркестровый джаз»: он писал музыку так, чтобы каждый инструмент звучал как отдельный персонаж. Вместо того чтобы все играли унисонно, как было принято в раннем свинге, он создавал диалог инструментов — саксофон спорит с трубой, тромбон отвечает фортепиано и так далее
Обе композиции обращаются к экзотическим ритмам, необычным гармониям и создают особое ощущение движения, тревоги и приключения.
Обе композиции — примеры того, как джазовая оркестровка и ритмическая пластика 1930-х годов переосмысляются в разных контекстах: у Эллингтона — это концертная сцена и клуб Cotton Club, у Мэддигана — игра, где музыка становится местом действия.
Главная особенность Caravan — «восточный», загадочный колорит, созданный за счёт необычных ладов, густой оркестровки и медленного, гипнотического ритма. Музыка создаёт ощущение пустыни, каравана, движения по раскалённым пескам — отсюда и название.
«Honeycomb Herald» (2017) — тема боя с пчелиным боссом (Queen Bee) в Cuphead. Это музыкальный эквивалент головокружительного полёта: быстрый темп, неустойчивый размер, постоянные акценты и смещения. Как и Caravan, она погружает слушателя в пространство движения, но делает это через ускорение мелодии, свинг, хаос и визуальный экстрим.
Музыкальный язык Кристофера Мэддигана в Cuphead напрямую наследует традиции Эллингтона. Это заметно в оркестровом мышлении, контрапункте между инструментами и в особом «пластичном» свинговом ритме, создающем ощущение живого ансамбля.
Как и Эллингтон, Мэддиган пишет музыку для оркестра как целого организма: каждая партия имеет собственный характер, тембр и динамику.
В Cuphead встречаются фразы и мелодические обороты, типичные для 30-х годов: «плавающие» гармонии, хроматические линии саксофонов, перекрёстные диалоги духовых.
2. Cuphead | Cab Calloway
Музыка Кэба Кэллоуэя относится к таким жанрам, как джаз и блюз. В творчестве исполнителя сочетались стили биг-бэнд, свинг и вокальный джаз.


Кэллоуэй стал одним из первых афроамериканских артистов, добившихся успеха у широкой белой аудитории.Его оркестр дал старт многим известным музыкантам. Музыкант повлиял на развитие джазового вокала, свинга и сценической культуры.
Он был не просто певцом, а джазовым шоуменом, артистом с безумной энергией. Его движения, мимика и подача были настолько экспрессивны, что его нередко сравнивали с мультяшными персонажами.
В мультфильмах студии Fleischer (где Кэллоуэй участвовал как музыкальный актёр и «прототип» персонажей, например в Betty Boop’s Snow White, 1933) его движения были ротоскопированы — с той же плавностью и театральностью, что позже воспроизведена в анимации Cuphead.
Стал известен как человек джаза «Хай-де-хо» благодаря своей самой известной песне «Minnie the Moocher», первоначально записанной в 1931 году.
Cab Calloway — Minnie the Moocher
Die House
The King’s Court
Данные композиции используют одинаковую гармоническую структуру, но саундтреки Cuphead отличаются более манерным вокалом и театральным, свинговым тембром. Для Кэба Кэллоуэя характерна более харизматичная и бархатная, живая манера исполнения.
Таким образом, King Dice — визуальное и музыкальное воплощение Кэллоуэя в игровом мире, а King’s Court и Die House — музыкальное «зеркало» Minnie the Moocher.
3. Cuphead | Benny Goodman
Бенни Гудмэн получил прозвище «Король свинга», так как его оркестр сделал данный жанр популярным у широкой аудитории США в конце 1930-х.
Он один из первых джазовых исполнителей, который достиг огромной популярности у белой аудитории, не теряя при этом связь с афроамериканским джазом.
Гудмэн прославился виртуозным кларнетом и точной, чёткой ритмикой оркестра.Его выступления часто были шоу, где каждый инструмент звучал ярко, а ансамбль двигался как единый организм.
Если говорить о влиянии творчества Гудмана на музыкальное сопровождение игры, то стоит рассматривать его не с точки зрения явного заимствования мотивов, сколько схожести приемов. В частности, в саундтреках игры можно наблюдать свинг и ритмическую точность, оркестровые диалоги духовых, энергию и драйв для игровых сцен, а также тематические вариации, которые повторяются и модифицируются.
Рэгтайм
7. Cuphead | Scott Joplin
Регтаймам, которых в саундтреке игры присутствует значительное количество, также стоит уделить особое внимание. Хотя регтайм предшествовал джазу и не является джазом в строгом смысле, его синкопированные ритмы и структура оказали прямое влияние на формирование джаза 1930-х и, соответственно, на музыку Cuphead.
Скотт Джоплин считается отцом регтайма, американского музыкального жанра, который возник в конце XIX — начале XX века.
Его музыка строилась на синкопированном ритме, где акценты «сдвинуты» относительно основной пульсации, что создаёт ощущение движения и «качания».
Джоплин популяризировал жанр через фортепианные пьесы, которые исполнялись как для развлечения, так и как образцы высокой музыки того времени.
В Cuphead регтаймы выполняют ту же роль: задают ритмическую основу, придают живость и юмор и создают связь с музыкальной традицией начала XX века.
Maple Leaf Rag-Scott Joplin
Inkwell Isle One — Kristofer Maddigan
Ударные, перкуссия и western-swing
Gene Krupa, Lionel Hampton, Bob Wills
Легендарный барабанщик Джин Крупа, лидер в развитии свинга, Лайонел Хэмптон, творчество которого характеризуется эффектными соло и «разговором» между перкуссией и духовой секцией, и Боб Уиллс, представитель кантри-джаза также оказали влияние на музыку Cuphead.
Ударные и перкуссия создали ритмическую основу и драйв, усиливая динамику боёв и уровней
Western swing добавляет тематическую окраску и разнообразие: кантри-мотивы и танцевальный свинг.
Вместе они формируют живой, энергичный саундтрек, который звучит как настоящий оркестр 30-х годов, но адаптирован под игровой процесс.
Прямой отсылкой к Бобу Уиллсу и Texas Playboys является композиция High Noon Hoopla. Духовые линии, ритмическая секция и элементы скрипки имитируют стиль Texas Playboys, передавая атмосферу Дикого Запада и танцевальный драйв. Аранжировка High Noon Hoopla незаметно для слушателя нарастает объемом и является одной из самых энергичных композиций
Мэддиган использует танцевальные ритмы, духовые линии и скрипичные партии, характерные для композиций Уиллса, а динамические переходы и диалоги между ударными и духовой секцией формируют ощущение живого оркестра. При этом композиция не является прямой копией оригинальных треков, а представляет собой переосмысленное заимствование, где исторические музыкальные идеи переплавлены в новый контекст игры, сохраняя атмосферу Дикого Запада и характерный жанровый колорит western swing
Bob Wills — Big Ball’s in CowTown
Kristofer Maddigan — High noon Hoopla
Общее сравнение музыкальных элементов
Главное сходство между Cuphead и джазом 1930-х заключается в живой, импровизационной энергии и синкопированном ритме, который задаёт динамику и эмоциональный драйв.
Музыка Кристофера Мэддигана воспроизводит ту же энергетику, что и джаз 1930-х годов— каждый уровень и битва с боссом сопровождаются динамическими оркестровыми аранжировками, синкопированными ритмами и «живыми» инструментальными линиями, которые создают эффект присутствия и импровизации.
Общими элементами являются ритм, оркестровка и текстура, импровизация и вариативность, тембровое разнообразие, мелодическую выразительность.
Выводы
В джазе 1930-х мелодии строились на коротких, легко запоминающихся мотивах, которые затем многократно варьировались, передавались между инструментами и ритмически переосмысливались.
Точно так же устроены темы Cuphead: мотивы короткие, легко узнаваемые, повторяющиеся, с контрастными динамическими блоками. Это приём, характерный для живых джем-сессий эпохи свинга.
Саундтреки Cuphead демонстрируют органичное сочетание исторических джазовых стилей с игровым контекстом. Каждая композиция — это синтез регтайма, свинга, биг-бэнда, перкуссии и тематических жанров, который создаёт уникальный аудиовизуальный опыт, передающий атмосферу 1930-х и усиливающий визуальный стиль игры.
Данное исследование показывает, что музыкальное оформление Cuphead — это не просто стилизация под джаз 30-х, а тщательно выстроенная композиционная система, где каждая музыкальная деталь имеет исторический и эмоциональный смысл, создавая глубину и выразительность игрового мира.
Библиография
https://www.youtube.com/watch?v=05GUPnQ5IEA https://www.youtube.com/watch?v=s_nBSSXiG9w https://www.youtube.com/watch?v=w3ReqY8-QQU https://www.youtube.com/watch?v=GwPvLMlGWPI https://ok.ru/video/2110901652215 https://vkvideo.ru/video-87581721_456239412 https://samesound.ru/prod/81996-cuphead-ost-making https://youtube.com/watch?v=nxB2K9l6S6E&si=dcKbscwmBk1LZ0Al https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/Cab_Calloway_1930s.jpg https://www.loc.gov/static/collections/jazz-on-the-screen-filmography/images/lionel-hampton.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/5/5e/Cuphead_soundtrack.jpg https://cuphead.iam8bit.com/en
Библиография
https://www.youtube.com/watch?v=05GUPnQ5IEA https://www.youtube.com/watch?2.v=s_nBSSXiG9w 3.https://www.youtube.com/watch?v=w3ReqY8-QQU
4https://www.youtube.com/watch?v=GwPvLMlGWPI https://ok.ru/video/2110901652215 https://vkvideo.ru/video-87581721_456239412 https://samesound.ru/prod/81996-cuphead-ost-making https://youtube.com/watch?v=nxB2K9l6S6E&si=dcKbscwmBk1LZ0Al