ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ on HSE Design
big

Факторы, влияющие на качество офисного помещения и оснащение рабочих мест.

содержание: - эргономика: история возникновения, влияние на развитие рабочего пространства - антропометрия: удобство рабочего места, минимальные габариты комфортного пространства - особенности зрительной эргономики

Организация офисного пространства: - тейлоризм - преимущества и недостатки офиса open space: - Agile офисы, коворкинги, phygital офисы - клубные офисы - Multi-space вместо open-space

Оптимальный микроклимат: - Водопровод/канализация/температура/кондиционирование/вентиляция/влажность/чистота воздуха/безопасность - Акустика/звукоизоляция - Освещение - Цвет в производстве

Определение ЭРГОНОМИКИ как науки «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы» Международная ассоциация эргономики

big
Original size 1005x754
big
Original size 915x680

АНТРОПОМЕТРИЯ от греч. Antropos — человек и …метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела

Original size 956x682
Original size 998x635

В эргономических исследованиях основанных на антропоментрии часто используется понятие перцентиля. Перцентиль это значение признака для сотой доли совокупности измеренных людей. При проектировании рабочих мест идеальной компоновкой считается что данное место будет возможно к использованию от женщины 5-го перцентиля до мужчины 95-го

Original size 998x611

Объемные антропоманекены — «Мультмены» 5-го и 95-го Процентилей, разница в габаритах мужчин и женщин, характерные национальные антропометрические особенности

Original size 915x678

Бенгт Вальдемар Акерблом (Бент Акерблом) (1901 — 1990) — шведский врач, специалист в области гигиены, в 1948 году выпустил книгу, в которой доказал что стулья с прямым сочленением между сиденьем и спинкой вредны для здоровья, т. к. такой стул диктует позу, в которой нарушается кровообращение ног. Акерблом обнаружил, что когда человек сидит, то независимо от его возраста и роста расстояние от плоскости сиденья до уровня поясницы всегда одинаковое и составляет приблизительно 22-23 см. На основании своих исследований Бент разработал контур, который теперь носит его фамилию, «Линия Акерблома» — сиденья выполненные с учётом такой формы являются заведомо более удобными и безопасными в использовании, т.к позволяют позвоночнику принимать естественное S-образное положение и распределяют нагрузку между бедрами и лопатками.

Original size 977x711
Original size 927x667
Original size 930x622
Original size 1309x653

Тейлоризм: винтики большой машины Первые большие офисы строились по принципу открытой планировки — большие залы с сотнями рабочих мест. Сначала такая структура была связана с дороговизной искусственного освещения: максимально использовать дневной свет можно было только в больших пространствах без перегородок. С повсеместным появлением и удешевлением электроэнергии большие open space пространства никуда не делись, но по периметрам этажа появились отдельные кабинеты для руководства. Внутри основного рабочего пространства располагались мерные ряды одинаковых рабочих столов, расставленных по методологии тейлоризма, разработанной в 1920-х годах Фрэнком Тейлором, большим поклонником эффективности производства.

Преимущества формата офиса open space: - Комфортное взаимодействие между коллегами. - Оперативное решение любого вопроса. - Большинство процессов происходят в одном помещении, и связаться с коллегой из другого отдела не составляет труда, благодаря чему срочные задачи решаются в срок. - Экономичность. Офисы открытого типа требуют меньших затрат, при этом они более вместительные, чем классические офисные помещения. - проще решается распределение инженерных коммуникаций - Регулярное общение способствует более комфортной и располагающей атмосфере в коллективе. - Контроль работы.

Недостатки офисного помещения открытой планировки: - Отсутствие личного пространства. - Шум. Для многих посторонние шумы являются серьезным отвлекающим фактором. - Выше вероятность зарождения конфликта. Постоянное нахождение в одном кабинете не только способно сплотить коллектив, но и спровоцировать массу разногласий, что сильно сказывается на рабочей атмосфере. - Выше риск заразиться инфекцией. Вирусные и инфекционные заболевания распространяются достаточно быстро.

Original size 1280x914

1960-70-е: Философия подхода Burolandshaft: компоновать рабочие места не стройными рядами, а логическими группами, в «природном порядке».

Original size 1700x956

1930-е: появление офисного дизайна: Административное здание SC Johnson по проекту Фрэнка Ллойда Райта, 1939, Расин, штат Висконсин © www.scjohnson.com

Уже к началу 2000-х развитие современных технологий сделало работу более гибкой: с ноутбуками и интернетом можно работать где угодно. Появилось понятие «удаленных» сотрудников, которые не привязаны к офисному столу. С другой стороны, работа становилась все более мультизадачной, и в офисе помимо рабочих столов стали нужны более гибкие и разнообразные зоны: для командных процессов, неформального общения, креативной деятельности, работы в приватной обстановке. Некоторые организации пошли на частичное использование незакрепленных рабочих мест — освободившиеся благодаря «удаленке» излишки офисной площади, от 15% до 30%, стали распределяться на многофункциональные зоны. Новая философия офисов, связанная с тонкими настройками пространства под каждую конкретную компанию, получила название Agile. Гибкость офисного пространства для одних предприятий стала инструментом оптимизации затрат и экономии площадей, а для других — способом повысить эффективность и лояльность сотрудников.

Original size 1450x966

Рост фриланса при отсутствии культуры домашних офисов привел к тому, что появился новый тип офисного пространства — коворкинг. Его придумал 2005 году программист Бред Ньюберг, он арендовал помещение в офисном здании и пригласил туда работать таких же фрилансеров, как он сам. Так появилось первое гибкое пространство для совместной работы. Идея оказалась очень востребованной, и буквально пару лет спустя коворкинги появились по всему миру и на самый разный вкус: от демократичных лофтов до дорогих клубов, пространства для IT-стартапов с усиленным интернетом или для дизайнеров с библиотеками образцов отделки. Несколько лет назад родилась женская сеть коворкингов The Wing, ставшая невероятно успешной в США и Великобритании. Она предложила женщинам защиту от нежелательного для них внимания и мелкие, но важные бонусы вроде комнат с туалетными столиками, фенами и косметикой, где можно подготовиться к важной встрече. https://prorus.ru/interviews/ot-kontory-do-kluba-ili-istoriya-ehvolyucii-ofisnyh-prostranstv/

Original size 1600x1066

Будущее за клубными офисами. «Те, кто решает пойти в офис, делают это осознанно — чтобы встретиться с коллегами и испытать чувство сопричастности, ощутить свою ценность. Общая миссия и организационная цель должны быть понятны. Офис должен быть больше, чем просто место работы. Сегодня офис должен обладать дополнительными качествами. Если в офисе нет характера, а коллеги там прячутся друг от друга, лучше сэкономить на поездках на работу и остаться дома», — заявляет Нора Фельбаум, генеральный директор Vitra. Сегодня люди приходят в офис не для индивидуальных занятий, требующих концентрации, — они приходят, потому что хотят почувствовать себя частью большего целого, потому что хотят встретиться с коллегами и потому что ищут новые знания и опыт. Клубный офис отличается открытой и гостеприимной атмосферой. Но его обстановка функционально продумана так, чтобы каждый уголок можно было использовать как продуктивное рабочее место. «Для нашей практики по разработке продуктов нам нужны пространства, которые способствуют прямому взаимодействию и спонтанному обмену знаниями и идеями», — объясняет Кристиан Гроссен, глава отдела дизайна Vitra. Марина Юшкевич https://pro.deziiign.com

Multi-space заменяет open-space. в отрытых рабочих зонах Multi-Space присутствуют три типа рабочих мест: - компактные, предназначенные для непродолжительной или командной работы, - стандартные, то есть обычные рабочие места, - обособленные места большей площади для работы, требующей сосредоточенности.

Clive Wilkinson Architects — известная архитектурная компания, стоявшая в первых рядах популяризации открытых офисных пространств. создавали офисы с огромными опенспейсами в таких компаниях, как Google и Microsoft. Компания провела большое исследование, на основе которого было предложено 12 новых видов планировок, подходящих под разные помещения офиса и разные задачи в работе. Планировки делятся на 3 группы: активные зоны, транзитные зоны и зоны для тихой работы.

Original size 957x613
Original size 667x440

Плаза- это очень функциональное и социальное пространство, где сотрудники могут работать, общаться, есть, пить кофе и устраивать небольшие мероприятия. Идея объединить сотрудников офиса на кухне не нова, но тут кухня — не только место для быстрого перекуса, но и место для проведения небольших рабочих встреч, приёма клиентов и организации тимбилдингов.

Original size 629x428

«все включено», здесь можно устроить мозговой штурм, организовать длительное обучение, провести собеседование с соискателем. Наличие «тихих зон», на случай если необходимо поговорить по телефону или поработать какое-то время в спокойном месте.

Original size 606x477

Это пространство, где происходят встречи с людьми из-за пределов организации — клиентами, инвесторами, поставщиками и так далее. Комната должна впечатлять, как интерьером, так и технологиями внутри. После долгих месяцев встреч и презентаций только в онлайн-режиме многие хотят больше тактильных ощущений. По периметру комнаты вы видите много простых досок для крепления печатных материалов, а также экраны для показа презентаций. Так же можно заметить мониторы, расположенные над переговорным столом, они предназначены для тех, кто может присутствовать только удалённо. Такое расположение мониторов позволяет им чувствовать себя «за одним столом» с остальными участниками.

Original size 574x492

Комната для командной работы. Она оборудована всем необходимым для совместной работы — от столов для работы сидя и стоя и эргономичных стульев до мебели для отдыха. Предполагается что подобное помещение закрепляется за одной группой сотрудников, которые работают над одним проектом. Большой монитор на стене с камерой позволит удаленным коллегам заглядывать в комнату и взаимодействовать с коллегами, как если бы они были там физически. В зависимости от количества сотрудников — размеры подобного помещения легко варьировать.

«The End of Sitting» — инсталляция на стыке изобразительного искусства, архитектуры, философии и эмпирической науки. В нашем обществе почти все, что нас окружает, создано для сидения, а данные медицинских исследований показывают, что слишком долгое сидение вредно для здоровья. RAAAF (Rietveld Architecture-Art Affordances) и художник Barbara Visser разработали концепцию, в которой стул и стол больше не являются бесспорными отправными точками. Вместо этого различные возможности инсталляции побуждают посетителей исследовать различные позиции стоя в экспериментальном рабочем пространстве. «Конец сидения» знаменует собой начало экспериментальной фазы, изучающей возможности радикального изменения рабочей среды.

Original size 0x0
Original size 696x526
Original size 1468x982

HSE DESIGN LAB

тенденции в эволюции рабочих мест: - вариативность рассадки - возможность смены деятельности и способов работы в течение рабочего дня: зоны для «тихой», сосредоточенной работы, индивидуальные акустические кабинки для телефонных переговоров, места для командной работы, проведения совещаний, отдыха, общения, зон перекуса, фитнес- уголки, спальные кабинки, комфортные сан.узлы, мини кухни, и т. д.

Original size 995x718
Original size 1536x1416
Original size 691x459
Original size 1420x1000

ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ШУМОИЗОЛЯЦИЯ ВИБРОИЗОЛЯЦИЯ АКУСТИКА КАК ВРЕМЯ РЕВЕРБЕРАЦИИ ВЛИЯЕТ НА РАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ: https://youtu.be/inOaTEKcn4k Шум принято классифицировать по нескольким видам: Воздушный — все звуки, передаваемые по воздуху (крик, смех, речь). попадают в помещения через двери, окна, щели. Акустический — появляется в пустых помещениях, легко устраним расстановкой мебели. Ударный — наиболее распространен в многоквартирных домах (звук перфоратора и других строительных инструментов). Проникает по стенам и перекрытиям. Его интенсивность зависит от близости к источнику. Структурный — шум от вибраций при работе строительного оборудования. Попадает через стены, перекрытия. Как правило, ударный и структурный шум сопровождают друг друга.

Original size 997x737

звукоизоляция строительного исполнения

Original size 881x614
Original size 982x740
Original size 901x664
Original size 1000x370

СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ: Нормативные документы МГСН 2.06-99 МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ И СОВМЕЩЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СанПиН 2.2.½.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий ГОСТ 24940-2016 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности», введен в действие с 1.04.2017 г. в качестве национального стандарта РФ. Соответствует нескольким европейским стандартам, регулирующим освещение рабочих мест внутри и вне зданий в части процедуры измерения средней освещенности (EN 12464-1:2011 и EN 12464-2:2014), (EN 13201-3:2015 и EN 13201-4:2015). ГОСТ регламентирует правила измерения освещенности помещений и рабочих мест, а также улиц, дорог, площадей. ГОСТ 12.1.046-2014 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок». Также соответствует европейским региональным стандартам. ГОСТ Р 55710-2013 «Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений». Регламентирует нормы освещения рабочих мест, обеспечивающие безопасные и комфортные условия труда в различных сферах деятельности и отраслях промышленности.

Требования к освещению рабочих помещений регламентируются:

ГОСТ 55710-2013, СП 52.13330.2016 (актуализированная версия СНиП 23-05-95) — посвящён вопросам освещения рабочих зон. Документ устанавливает нормы освещённости внутреннего пространства зданий. Данные показатели используются и при проектировании новых помещений разнопланового назначения. СанПиН 2.2.½.1.1.1278-03 — относится к организации рабочих мест в уже возведённых зданиях и сооружениях. Для оптимального выбора и установки осветительных приборов для наружного и внутреннего освещения, используют СНИП 23.05.95. Более поздней, обновленной его версией является опубликованный в 2011 году Свод правил — СП 52.13330. Некоторые предприятия дополнительно используют стандарт Евросоюза EN 12464, который предусматривает применение несколько более интенсивных потоков света.

Original size 842x661

ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ — архитектурное, локальное, декоративное АРХИТЕКТУРА: - форма помещения, высота, структура, цвет, отражения ФУНКЦИЯ: - монофункциональное (общее, локальное, акцентное, аварийное, эвакуационное, охранное) - полифункциональное АТМОСФЕРА: - настроение, динамика, театральность, праздничность, декоративность и т. д.

- уровень освещенности - распределение освещенности - энергоэффективность - цветопередача и цветность - визуальный комфорт - эргономический аспект / биодинамическое освещение «циркадные ритмы» - эстетическое восприятие

Original size 818x741

При цветовом решении интерьера необходимо учитывать следующие факторы: - характер цеха предприятия; - климатический пояс и ориентацию световых проемов; - форму, размер и конструкцию помещения; - цвет и интенсивность освещения; - цветность материала в потоке; - температуру, влажность и запыленность помещения; - состав работающих.

КЛАССЫ ОБЪЕКТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ: I класс Производственные интерьеры: - цехи фабрик и заводов, - административные здания, - научные, - учебные, - медицинские, - проектные мастерские и т. д. В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально- технологической целесообразности. II класс Помещения, с обеспечением оптимальных условий для зрительной работы, но не меньшее знанение имеет психологическое воздействие визуальной среды и ее эстетические качества: - предприятия общественного питания, - торговые учреждения, - зрелищные помещения, - некоторые выставки (делового характера). В таких объектах большое значение приобретает фактор эстетического и художественного порядка III класс Объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается духовной работой: - мемориальные сооружения, - программные выставки, - музеи индивидуального характера, - инсталляции, - рестораны, - концертные залы, - игровые комнаты. В таких помещениях при выборе параметров цветовой композиции руководствуются художественным замыслом: функциональные требования учитывают в минимально необходимой мере.

Original size 966x628
Original size 994x594
Original size 971x576
Original size 739x509
Original size 890x561
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more