
Концепция исследования
Темой моего исследования стало влияние западного современного искусства на развитие поп-арта и концептуального искусства в Китае. Особенно интересно проследить, какие художественные методы, идеалы и ценности китайские художники заимствовали у западных коллег, и как они трансформировали эти заимствования в уникальные формы, характеризующие специфику своего времени, культуры и социально-политическую ситуацию страны.

Фотограф Джефф Уайднер. Одинокий бунтарь, 1989
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и начала принятия новых политических реформ 70-х и 80-х гг. ХХ века в Китае наступил период «оттепели», который постепенно изменил все сферы жизни китайского общества и расширил культурные и экономические связи с внешним миром. Китайское общество проявило интерес к западной философии и достижениям современного искусства. В это время формировались неофициальные художественные объединения, а для многих деятелей искусства стало принципиально важно создание системы новых идеалов и ценностей, отличающихся от тех, что сформировались в эпоху тоталитарного режима.
Одним из ключевых событий этого периода стала выставка Роберта Раушенберга в 1985 году, на которой китайские художники знакомятся с американским поп-артом и новыми формами искусства, такими как инсталляция, коллаж, реди-мейд.
Эта выставка стала символом культурной либерализации, что привело к появлению новых направлений в китайском искусстве, среди которых особенно выделяются политический поп-арт и концептуальное искусство.

Ма Яньлинь. Перфоманс «Пистолет», 1989
Политический поп-арт и концептуальное искусство Китая объединяет не только использование западных художественных методов и мотивов, но и внутренний политический мотив. Оба направления возникли как формы протеста, выражающие недовольство и критику тоталитарного режима, а также социально-политических ограничений, с которыми сталкивается современное китайское общество. Художники этих направлений через иронию, сатиру, гротеск, аллюзию и концептуальные приёмы пытаются показать реальные проблемы страны: ограничение свободы, давление, противоречия между официальной идеологией и реальной жизнью. Они стремятся переосмыслить историческую память и современную политическую ситуацию, создавая произведения, которые отражают общественное настроение и способствуют активному обсуждению в обществе.
Таким образом, политический поп-арт и концептуальное искусство в Китае являются не просто эстетическими феноменами, а важными социально-политическими явлениями, через которые художники выражают своё отношение к обществу и стране, создавая диалог и отражая актуальные проблемы страны.
Политический поп-арт
Китайский поп-арт возник как синтез западного поп-арта с штампованными образами плакатов соцреализма 1950-70-х годов, с акцентом на переосмысление и критику тоталитарного прошлого Китая, особенно период правления Мао Цзэдуна. Поэтому его чаще всего называют политическим поп-артом, чтобы подчеркнуть социально-политический характер направления.
Художники политического поп-арта ставят себе задачу переосмыслить значение периода правления Мао Цзэдуна, используя образы соцреализма с символами западной массовой культуры.
Примеры соцреалистических плакатов Китая 1950-70-х гг.
Один из первых художников политического поп-арта, Ли Шань, частично перенял у представителей западного поп-арта приём коллажа и технику шелкографии, используя их для переосмысления образов соцреализма и создания ярких и ироничных произведений, где главным героем чаще всего выступает Мао Цзэдун.
Ли Шань. Серия Румян, 1995
Серия работ Юй Юханя «Mao Foreign» (или «A Pocket Western Art History about Mao») представляет собой цикл произведений, в которых художник переосмысливает образ Мао Цзэдуна с помощью различных стилей западных художников.


Энди Уорхол. Простреленная голубая Мэрилин, 1964 // Юй Юхань. Без названия (Мао Мэрилин), 2005
Юй Юхань. Без названия (Мао/Мэрилин), 2005
Юй Юхань. A Pocket Western Art History About Mao — Foreign Mao (Mondrian). 1999
Пит Мондриан. Большая композиция А с чёрным, красным, серым, жёлтым и синим, 1920 // Юй Юхань. Иностранный Мао, 1999
Пабло Пикассо. Поет, 1911 // Юй Юхань. Иностранный Мао, 2000
Юй Юхань. Мао, 2006, 2007, 2000
Ван Гуанъи считается основоположником китайского поп-арта. Его творчество знаменито серией «Великий критицизм», в которой он сочетает образы из плакатов соцреализма времён Культурной революции с символами современных западных брендов, создавая ироничные и многозначные произведения, переосмысливающие культуру, политику и идеологию времён тоталитарного периода в Китае.
Ван Гуанъи. Великий критицизм, 1990-2007
Ван Гуанъи. Великий критицизм, 1990-2007
Одним из самых нашумевших произведений китайского политического поп-арта является картина Ван Гуанъи «Мао АО». Почему она вызвала резонанс в культурной среде?
В традиционных соцреалистических пропагандистских плакатах с изображением Мао Цзэдуна, художники использовали сетку масштабирования как технический инструмент для точного переноса и увеличения изображения с эскиза на большой формат. Обычно после переноса изображения сетка удалялась, чтобы не отвлекать зрителя от идеализированного образа. Однако, Ван решил не скрывать эту сетку, а наоборот выделить ее красным цветом, став из вспомогательного элемента в часть художественного образа.
Этот приём характерен для западного искусства, где часто акцентируют внимание не только на конечный результат, но и на процесс его создания. Оставленная сетка символизирует критическое переосмысление культа личности Мао Цзэдуна, показывая, что это не просто идеализированная икона, а искусственно созданный, но уязвимый символ.
Ван Гуанъи. Мао Цзэдун: Красная сетка № 2, 1988
Ван Гуанъи. Мао Цзэдун: АО, 1988
Концептуальное искусство
Концептуализм в Китае — это импортированное направление, которое долгое время не обладало ярко выраженной национальной специфики и распространялось преимущественно в узких андеграундных кругах. Его появление связано с внедрением новых художественных методов, идей, форм выражения, которые пришли в страну после окончания эпохи Мао Цзэдуна и начала периода реформ.
Художники того времени начали постепенно перенимать опыт западного авангарда, отказываясь от традиционных академических форм и адаптируя под свою социально-политическую и культурную реальность. В результате сформировался уникальный художественный язык, сочетающий западный авангард с богатым историческим и культурным наследием Китая.
Ай Вэйвэй. Роняя вазу династии Хань, 1995
Чжан Хуань — один из ключевых представитель китайского концептуализма. Как и в западном концептуальном искусстве, для него главное — передать идею, где материал и средство уходят на второй план. Для этого он часто использует такие художественные методы как перформанс и инсталляция.
Первой работой, которая привлекла внимание как общество, так и властей, стал его знаменитый перформанс «12 квадратных метров» (1994), название которого отсылает к площади типичного общественного туалета в Китае. В ходе этой радикальной художественной акции художник обмазал своё обнаженное тело медом и рыбьим жиром и в течение часа сидел в общественном туалете в маргинальном районе Пекина, позволяя мухам облепить себя. Этот перформанс отражает условия жизни и санитарии в неблагополучных районах Китая.
Чжан Хуань. 12 квадратных метров, 1994
Использование тела как художественного материала — частая практика и у западных коллег. Например, Марины Абрамович в своём перформансе «Ритм 0» (1974) превратила своё тело в центр художественного действия, исследуя физические и психологические границы человека. Ещё один интересный параллельный пример — перформанс Йозефа Бойса «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1965), где художник в маске, покрытой мёдом и сусальным золотом «объяснял» картины мёртвому зайцу.
Марина Абрамович. Ритм 0, 1974
Йозеф Бойс. Как объяснить картины мёртвому зайцу, 1965
Другой перформанс Чжана Хуаня «Фамильное дерево» (2000), где художник покрывает своё лицо иероглифами, описывающими историю и пословицы, связанные с его родом и предками. Надписи наносятся слоями, одна поверх другой, пока лицо полностью не становится чёрным и слова перестают быть различными. Эта акция символизирует сложный процесс накопления и утраты памяти, а также утрате индивидуальных черт личности под давлением коллективного культурного наследия.
Чжан Хуань. Фамильное дерево, 2000
Я провёл параллель между перформансом Чжана Хуаня и инсталляцией Брюса Наумана «Сто жизней и смертей» (1984). Обе работы используют язык и текст как ключевым материал, превращая их в визуальные и концептуальные символы, которые не просто передают информацию, но и становятся метафорами для сложных процессов памяти, самосознании и человеческой природы.
Брюс Науман. Сто жизней и смертей, 1984
А в инсталляции Сюй Бина «Книга с неба» (1988) язык и текст также перестают быть просто носителями информации и становятся объектами художественного исследования и критики. Сюй Бин для своего произведения использует формы западного концептуального искусства, такие как инсталляция и текстуальное искусство (text-based art). Он создаёт гигантскую инсталляцию из книг и свитков с вымышленными, нечитаемыми иероглифами. Текст в этом случае перестаёт выполнять свою традиционную функцию, что сходно с идеями постструктуралистов, таких как Жак Деррида и Ролан Барт, для которых текст перестаёт быть просто средством передачи информации и становится предметом философии.
Сюй Бин. Книга с неба, 1988
Лю Болин. Спрятаться в городе, 2005 — н. в.
Лю Болин — «человек-невидимка», прославившийся фотографиями, на которых его тело тщательно раскрашено и сливается с фоном. Его работы несут социально-политический протест, затрагивая темы утраты индивидуальности, невидимость личности в современном китайском обществе, а также глобальные проблемы современности: экологии, миграции, войны. Аналогию можно провести с перформансами Марины Абрамович, в которых тело используется как центральный художественный материал для исследования идентичности, границ личности и взаимодействия с окружающей средой.
«Выбранные места должны отсылать с ясностью к определенным символам, будь то политика, экология, культура и так далее… Фон дает самую важную информацию. Конфликт возникает, когда мое тело исчезает в этом фоне — отражении общества с моей точки зрения», — говорит Лю Болин.
Хуан Юнпин. Пятьдесят рук Будды, 1997 // Марсель Дюшан. Подставка для бутылок, 1914
Художники, такие как Цай Гоцян, интегрируют западные методы и концепции, например, использование огня и взрывчатых материалов как художественного материала, что перекликается с экспериментами Ива Кляйна с огнём. Оба художника используют огонь в качестве выразительного средства, с помощью которого можно создать уникальную текстуру и визуальные эффекты, превращая энергию и движение стихии в основу своего художественного высказывания.
Слева Ив Кляйн // Справа Цай Гоцян
Ив Кляйн. Огненная живопись, 1961-1962
Цай Гоцян. Проекты для инопланетян, 1990-е — н. в.
Заключение
Западное искусство оказало глубокое и неоценимое влияние на развитие таких направлений, как политический поп-арт и концептуальное искусство в Китае. Художники этих течений используют методы и идеи у западных коллег, адаптируя их к социально-политическому контексту и уникальным культурным особенностям Китая.
Источники
Политический поп-арт // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: https://bigenc.ru/c/politicheskii-pop-art-a3ec1a (дата обращения: 17.05.2025).
VK.com. Сообщество «Современное искусство» [Электронный ресурс]. — Запись на стене: https://vk.com/wall-52526415_17056 (дата обращения: 17.05.2025).
Мерекина О. Чжан Хуань: концептуальное искусство в Китае // LiveJournal [Электронный ресурс]. — URL: https://merekina-olga.livejournal.com/4910.html (дата обращения: 17.05.2025).
Zhang Huan — Family Tree // Public Delivery [Электронный ресурс]. — URL: https://publicdelivery.org/zhang-huan-family-tree/ (дата обращения: 17.05.2025).
Проект: Искусство // Colta.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://os.colta.ru/art/projects/8136/details/10876/ (дата обращения: 17.05.2025).
Журнал Новосибирского государственного художественного музея [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/263 (дата обращения: 17.05.2025).
Nargis Magazine. Современное искусство Китая [Электронный ресурс]. — URL: https://nargismagazine.az/ru/articles/article-1312/ (дата обращения: 17.05.2025).
Сю Бин: «Силовое поле между старым и новым Китаем колоссально» // Искусство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iskusstvo-info.ru/syu-bin-silovoe-pole-mezhdu-starym-i-novym-kitaem-kolossalno/ (дата обращения: 18.05.2025).
Политический поп-арт // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Политический_поп-арт (дата обращения: 18.05.2025).
Widener Dzh. «Одинокий бунтарь» на площади Тяньаньмэнь, 1989 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Tianasquare.jpg (дата обращения: 17.05.2025).
Есть и нет. Лю Болин // WatchRussia [Электронный ресурс]. — URL: https://watchrussia.com/articles/est-i-net-lyu-bolin (дата обращения: 17.05.2025).
Обложка книги «Red Memory» // BookBrowse [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bookbrowse.com/mag/btb/index.cfm/book_number/4643/red-memory (дата обращения: 17.05.2025).
Изображение из журнала Новосибирского государственного художественного музея [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/263 (дата обращения: 17.05.2025).
Работы художника Ли Шан // Artnet [Электронный ресурс]. — URL: https://www.artnet.com/artists/li-shan/2 (дата обращения: 17.05.2025).
Постер с Мао Цзэдуном // Википедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: China_mao_poster.jpg (дата обращения: 17.05.2025).
Фотография и статья о художнике // Vakin LiveJournal [Электронный ресурс]. — URL: https://vakin.livejournal.com/1287637.html (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Ю Юхан «Untitled (Mao Marilyn)» // WikiArt [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wikiart.org/en/yu-youhan/untitled-mao-marilyn (дата обращения: 17.05.2025).
Портрет Мэрилин Монро работы Уорхола продан за рекордную сумму // Forbes [Электронный ресурс]. — URL: https://www.forbes.ru/biznes/465095-portret-merilin-monro-raboty-uorhola-prodali-za-rekordnye-195-mln (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Ю Юхан «A Pocket Western Art History About Mao Foreign» // Artnet [Электронный ресурс]. — URL: https://www.artnet.com/artists/yu-youhan/a-pocket-western-art-history-about-mao-foreign-j0QcFFBXsyx8jfedk56msg2 (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Ю Юхан «A Pocket Western Art History About Mao Foreign Mao Mondrian» (1999) // WikiArt [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wikiart.org/en/yu-youhan/a-pocket-western-art-history-about-mao-foreign-mao-mondrian-1999 (дата обращения: 17.05.2025).
Иллюстрация по математике // Likt590 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.likt590.ru/project/matematika/1/05.html (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Ю Юхан «A Pocket Western Art History About Mao Foreign» // Artnet [Электронный ресурс]. — URL: https://www.artnet.com/artists/yu-youhan/a-pocket-western-art-history-about-mao-foreign-HLrprhaDGByiDCleuUtASQ2 (дата обращения: 17.05.2025).
Работы художника Ю Юхан // WikiArt [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wikiart.org/en/yu-youhan (дата обращения: 17.05.2025).
Объект «Great Criticism» художника Хуан Юнпина // M+ Museum [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mplus.org.hk/en/collection/objects/great-criticism-chanel-2012972/ (дата обращения: 17.05.2025).
Работы Ван Гуаньи // Ames Cambridge [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ames.cam.ac.uk/wang-guangyi-great-criticism (дата обращения: 17.05.2025).
Wang Guangyi «Great Criticism McDonalds» (1992) // ResearchGate [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/figure/Wang-Guangyi-Great-Criticism-McDonalds-1992-Oil-on-canvas-120x150-cm_fig8_326259163 (дата обращения: 17.05.2025).
Работы Ван Гуаньи // Opera Gallery [Электронный ресурс]. — URL: https://www.operagallery.com/artist/wang-guangyi#lg=1& slide=3 (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Ван Гуаньи «Mao Zedong Ao» (1988) // WikiArt [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wikiart.org/en/wang-guangyi/mao-zedong-ao-1988 (дата обращения: 17.05.2025).
Аудио-описание картины Ван Гуаньи «Mao Zedong Red Grid No. 2» // Guggenheim [Электронный ресурс]. — URL: https://www.guggenheim.org/audio/track/mao-zedong-red-grid-no-2-by-wang-guangyi (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Чжан Хуань «12 квадратных метров» (1994) // Tate [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/rongrong-1994-no-20-zhang-huan-12-square-metres-p82598 (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Чжан Хуань «Twelve Square Meters» // MutualArt [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Twelve-Square-Meters/D5FBE0A0F28DDB7A (дата обращения: 17.05.2025).
Фотогалерея на Colta.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://os.colta.ru/photogallery/30659/284633/ (дата обращения: 17.05.2025).
Статья и изображения художников-шаманов, Йозеф Бойс // Искусство-info [Электронный ресурс]. — URL: https://iskusstvo-info.ru/mobile/hudozhniki-shamany-jozef-bojs-vse-nemnogo-volhvy/ (дата обращения: 17.05.2025).
Биография и фотографии Йозефа Бойса // Shtrafometr [Электронный ресурс]. — URL: https://shtrafometr.ru/celebrities/jozef-bojs-foto-biografia-licnaa-zizn-pricina-smerti-kartiny.html (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Марина Абрамович «Rhythm 0» // Arthive [Электронный ресурс]. — URL: https://arthive.com/artists/92199~Marina_Abramovich/works/635213~Rhythm_0#show-media://photo/7530905 (дата обращения: 17.05.2025).
Статья о Брюсе Наумане // The New York Times [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nytimes.com/2014/12/07/books/review/bruce-nauman-the-true-artist-by-peter-plagens.html (дата обращения: 17.05.2025).
Картина Хуан Юнпина «Cinquante Bras de Bouddha» // Artsy [Электронный ресурс]. — URL: https://www.artsy.net/artwork/huang-yong-ping-huang-yong-ping-cinquante-bras-de-bouddha (дата обращения: 17.05.2025).
Статья о современном искусстве // Собака.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sobaka.ru/entertainment/art/68705 (дата обращения: 17.05.2025).
Выставка в музее ЭрARTA // Erarta [Электронный ресурс]. — URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/98a28e80-55ae-11e7-90c8-8920284aa333/ (дата обращения: 17.05.2025).
Галерея AdIndex // AdIndex [Электронный ресурс]. — URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/03/20/87518.phtml (дата обращения: 17.05.2025).
Новости аукционов Sotheby’s // ArtInvestment [Электронный ресурс]. — URL: https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100211_sothebys_10feb_results.html (дата обращения: 17.05.2025).
Работы Ива Клейна // Arthive [Электронный ресурс]. — URL: https://arthive.com/artists/62150~Yves_Klein/works/39091 (дата обращения: 17.05.2025).
Xu Bing: Book From the Sky [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alcalde.texasexes.org/2016/08/book-from-the-sky (дата обращения: 18.05.2025).
Социальная сеть, запрещённая на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.instagram.com/reel/CtRRWgagiHt/ (дата обращения: 18.05.2025).