Original size 1528x2400

Вайгач: земля ямальских богов

PROTECT STATUS: not protected
big
Original size 1200x745

Легенда

До того, как Нум, бог верхнего неба, создал первого оленя, и до того, как Нга, хозяин нижнего мира, выпустил первую болезнь, мир был только камнем и ветром. И осью этого мира был Вайгач.

Остров лежал костью мамонта, вмерзшей в лед на стыке двух морей. Это была сакральная, святая и страшная земля богов — Хэбидя-Я. Место, где боги еще не решили, быть миру или не быть. Место, где и половины богов-то еще не было.

Старик и Старуха были здесь столько, сколько существовало это самое «здесь». Хадако — Старуха, сама Земля, покровительствовала охоте и являла собой дух этого места. Всеведающая и молчаливая, она не нуждалась в глазах, чтобы видеть и в лице, чтобы говорить. Вэсако — Старик, был хозяином этой Земли, которому люди несли самые сокровенные молитвы. Жили Старик со Старухой по разным краям острова, и породили они других богов, населивших святую землю вместе с ними.

big
Original size 2816x2112

Однажды с юга, через пролив Югорский Шар, приплыли первые люди. Они были малы, напуганы и замерзали. Они искали зверя, но зверя не было; сбивчиво молились Нуму, но небо было слишком высоко. И тогда они ступили на Святую Землю.

Старик бы смог указать им на зверя; но ему нужно было увидеть. Слова не нужны были божеству, чтобы говорить; его народ понимал рев ветра и скрежет льда. Он привел их шамана на северный мыс, на Болванский Нос, и показал ему сухую лиственницу, выброшенную морем.

— Сделайте мне тело, — приказал он шаману. — Сделайте мне семь лиц.

И люди, дрожа, рубили дерево; шаман, отчего-то, приказал вырубить идолу не одно лицо, и даже не два. Первые четыре были обращены по сторонам света; пятое — к небу, чтобы слышать Нума, шестое — к земле, чтобы следить за Нга. А седьмое, самое страшное, они вырезали на затылке, чтобы оно смотрело внутрь — острова, внутрь души человека, внутрь времени.

Шаман взял лучшего белого оленя, привел его к идолу и пустил зверю кровь. И пока она была горячей, шаман обмазал ею все семь ртов и все семь пар деревянных глаз.

В тот миг, когда кровь коснулась дерева, остров содрогнулся. Ветер стих. Идол перестал быть деревом и стал Богом. Семь лиц открыли глаза.

Старик увидел все. Лицом на север он рявкнул на лед, и тот отступил. Лицом на юг он позвал зверя, и олени пришли на материк. А седьмым лицом он увидел болезнь, что пряталась в юрте, и выгнал ее.

Молчаливый пакт был заключен; пока люди уважают Старика, незримая рука направит руку охотника, тетива лука не дрогнет, а холодные ледяные воды не будут забирать лодки.

Каждый год они приплывали на Вайгач, везя дары. Каждый год он следил, соблюдая свою часть договора.

Но однажды с юга пришли другие люди. Люди в других одеждах, с новыми словами и новым богом, который не требовал крови — а может, и безбожники вовсе. Словом, верившие по-иному, не так, как сотни лет верили ненецкие племена. Старых богов начали выживать с их земли — и капище было разрушено.

Боги не умерли — боги не могут умереть, пока живы их камни, а у Старика со Старухой был целый остров. Но часть чего-то сакрального действительно покинула это место — запретная земля снова стала просто островом. Старик не ушел; он и сейчас там, слышит лодки экспедиций и чувствует шаги людей. Но он слеп.

Возможно, если слушать ветер достаточно пристально — можно услышать его ворчание. Он просто ждет.

Original size 800x600

Очерк

На всем пространстве, где обитали люди, они всегда отыскивали для себя святые места — точки в пространстве, отмеченные божественным присутствием. А если такое место отыщет и назовет себя само? Становясь сакральным по факту своего существования, оно становится святой землей.

Остров-алтарь Вайгач — это второй, куда более редкий и архаичный случай. Ненецкое название «Хэбидя-Я» («Святая Земля») — это не эпитет, а функциональное определение гетеротопии — «иного места», целиком изъятого из бытового мира. Мыс Болванский Нос веками принадлежал не людям, а богам — Старику и Старухе, Вэсако и Хадако, породившим всех прочих богов. Но главным был Вэсако, безраздельный хозяин этой каменистой земли. Его семь ликов, семь лиц молчаливого идола, веками смотрели во все стороны света — арктический Янус, зрящий во все направления пространства и бытия одновременно.

Когда-то это место было землей паломников, приходивших к своим идолам, чтобы получить позволение на охоту. Горячая кровь оленей веками проливалась на лица Старика. Этот договор был буквальным: его глаза могли видеть в семь сторон, но только тогда, когда они были смазаны кровью.

Сегодня Вайгач — государственный природный заказник. Веками это место было нельзя посетить просто так; теперь, когда арктические экспедиции ежегодно двигаются к алтарному острову, это наконец стало возможным.

Вайгач — это земля мифов, сохранившая свое тело. Сохранившая ли душу? Ответ можно найти, лишь увидев это своими глазами. Старик до сих пор в молчании возвышается здесь, хотя люди и говорят, что его душа давно оставила эту землю. Или, как верят некоторые, он просто ждет, когда его снова придут кормить.

Original size 2048x1365
Вайгач: земля ямальских богов
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more