
Содержание
1. Концепция 2. История развития плакатов как средства пропаганды 3. Художественные идеи и техники использования в плакатах 4. Влияние плакатов на общественное мнение 5. Заключение 6. Источники информации 7. Источники изображений
Концепция
Плакаты — это уникальное и мощное средство визуальной коммуникации, способное мгновенно привлечь внимание и вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Их влияние на общественное мнение и поведение людей неоспоримо, особенно в контексте использования как средства пропаганды и манипуляции общественным сознанием.
Тема представляет собой актуальное исследовательское направление, которое позволяет оценить мощь визуальных образов в формировании идеологии, убеждений и стереотипов.
На протяжении многих исторических эпох плакаты использовались для мобилизации населения, создания политической легитимности, а также для демонстрации социальных и культурных ценностей. Они становились основным инструментом пропаганды в периоды военных конфликтов, революций, а также при формировании новых политических режимов. Анализ визуальных элементов плакатов, их контекста создания и распространения позволяет понять, каким образом власть и идеология используются для воздействия на массовое сознание через визуальные образы.
Современные плакаты также несут в себе силу воздействия на общественное мнение. С развитием технологий и медиа-платформ, плакаты перешли в цифровое пространство, что открывает новые возможности для пропаганды и манипуляции.
Данное визуальное исследование направлено на тщательный анализ и интерпретацию различных видов плакатов с целью выявления их эффективности как механизма формирования общественного мнения, изменения стереотипов и демонстрации власти. Рассмотрение визуальных образов, текстовых элементов и символики плакатов поможет раскрыть специфику этого важного вида искусства и его воздействие на сознание и поведение людей.
Принцип выбора и анализа текстовых источников для визуального исследования руководствуется следующими принципами:
1. Актуальность и достоверность; 2. Разнообразие; 3. Методологическая база; 4. Сравнительный анализ; 5. Контекстуальный подход.
Принцип структурирования исследования:
1. Введение: — Общая характеристика плакатов как средства пропаганды — Актуальность и значимость исследования воздействия плакатов на общественное мнение
2. История развития плакатов как средства пропаганды: — Первые примеры использования плакатов для целей пропаганды — Плакаты в периоды войн и революций: роль в мобилизации общества
3. Художественные идеи и техники использования в плакатах: — Анализ стиля, цветовой гаммы и композиции — Рассмотрение техник работы с текстом и изображениями в плакатах
4. Влияние плакатов с пропагандой на общественное мнение: — Исследование эффективности пропагандистских методов, применяемых в плакатах — Анализ воздействия плакатов с пропагандой на информационное поле и мнение общества
5. Заключение: — Выводы о роли и влиянии плакатов как средства пропаганды на формирование общественного мнения — Перспективы изучения пропаганды через искусство в современном мире
История развития плакатов как средства пропаганды
Первые плакаты с пропагандой стали появляться в 1920–1930 годах. Они популяризировали меры предосторожности для обеспечения безопасности на промышленных и строительных площадках. Политические постеры возникли в начале 20 века и стали наиболее актуальны в годы Первой мировой войны. В то же время начали распространяться агитационные плакаты.
Плакаты с пропагандой стали развиваться в годы Первой мировой войны, где агитировали помощь военным, работу на фронте и так далее. В разных странах такие плакаты изображали героические образы солдат, призывали на поддержку военных усилий, покупку военных облигаций, экономию ресурсов, поддержку медицинского обеспечения военнослужащих, а также осуждали врагов и проводили пропаганду против них.
Герой плаката показывает пальцем / Великобритания, США
Эти плакаты — хорошие примеры коммуникативного дизайна, поскольку они буквально говорят со зрителем. Тем самым они агитируют присоединиться в ряды армии, указывая на смотрящего.
Постеры США в Первую мировую войну
Особенности агитационных плакатов во время первой мировой войны в США включали использование семейных образов и символов, чтобы подчеркнуть важность патриотизма и поддержки войны. На первом изображении отец показан как образец семейного главы, который должен сделать свой вклад в историческое событие. На втором постере подчеркивается важность экономии продовольственных ресурсов для поддержки войск и победы над врагами. Призыв направлен на то, чтобы каждый гражданин внес свой вклад в военное усилие путем экономии и разумного использования продуктов питания.
Постеры США в Первую мировую войну
На первом постере слоган прямо обращался к молодым людям, призывая их присоединиться к армии и защищать родину. На втором же лозунг подчеркивает их поддержку британских солдат на фронте. Этот призыв к солидарности и единству населения страны важен для мобилизации ресурсов и поддержки усилий по ведению войны.
Постеры Великобритании в Первую мировую войну
Первый плакат передавал призыв к мобилизации спортсменов или привлечению спортивных ресурсов к усилиям на фронте. Второй постер призывал женщин принять активное участие в поддержке военных усилий и мобилизации ресурсов на фронте. Использование семейного образа и ясный призыв делают этот плакат типичным для времени Первой мировой войны, когда вся страна была вовлечена в военные действия.
Постеры Великобритании в Первую мировую войну
На первом изображении надпись «Обращение к вам» прямо говорила со зрителем, призывая их к действию или поддержке, а фон из солдат напоминало зрителям о жертвах, которые совершают солдаты для защиты страны. На следующем плакате надпись могла быть попыткой вызвать чувство патриотизма и солидарности у ирландских граждан во время конфликта, а также побудить жителей других стран поддержать государство во время военных действий.
Советские постеры в Первую мировую войну
На первом постере идет речь о «ЗАЕМЪе СВОБОДЫ». Это облигации, которые выпустило временное правительство для финансирования расходов и борьбы с инфляцией во время Первой мировой войны. Была проведена большая агитационная кампания. Призыв «ЗАЕМЪ СВОБОДЫ» мог быть направлен на поддержку усилий по борьбе с внешними врагами и защите свободы страны. Второй плакат демонстрирует призыв к финансовой поддержке государства военным заёмом. Сама надпись подчеркивает необходимость единства и солидарности во время военного конфликта. Подписывание на военный заём в такой ситуации считалось необходимым шагом для обеспечения финансовой стабильности страны и обороноспособности.
В 1918–1922 годах во времена Гражданской войны плакаты использовались в качестве военной пропаганды. Печатные афиши призывали вести борьбу с врагом, поднимали боевой дух народа. Советский плакат побуждал к борьбе с белым движением и агитировал вступать в Коммунистическую партию. В данный период времени распространённой практикой было ярко разрисованные поезда и пароходы, которые везли ораторов и пропагандистов. Такие методы призыва оказались очень эффективными среди малограмотного населения страны. Тема противостояния большевиков и белогвардейцев стала одной из главных в плакатах того времени. Слова в таких плакатах воспринимались как мотивация к действию. Плакаты несли в себе яркие и простые образы, броские надписи, которые стремились призывать и вдохновлять народ.
РСФСР
РСФСР
РСФСР
Также плакаты с пропагандой идеологии партии были широко распространены во времена Советского Союза. Они служили для стимулирования людей к вступлению в партию, а также для прославления коммунистических идей и личности В. И. Ленина, стоявшего у истоков основания советского государства. Такие изображения использовались в различных сферах жизни общества, включая промышленность, образование, культуру, военное дело. Они были одним из эффективных инструментов пропаганды, помогавших формировать новое сознание и поведение граждан в соответствии с идеологическими принципами ленинизма и партии. На плакатах он часто изображался в роли вождя рабочего класса, борца за равные права и социальную справедливость.
Плакат «Ленин — вождь международного пролетариата. Пролетарии всех стран соединяйтесь», (1924)
Плакат «Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю от нечисти», В. Н. Дени, (1920) /Плакат «Да здравствует Ленинская ВКП (Б), организатор победоносного социалистического строительства!» В. Н. Дени, Н. А. Долгоруков, (1934)
В 20-х годах после принятия НЭПа в период радикального изменения и развития как сельского хозяйства, так и промышленной экономики (коллективизация и индустриализация) агитационные плакаты так же не теряли актуальность. Они были одним из важнейших инструментов по призыву крестьянского населения вступать в колхозы. Изображения сильных, работоспособных рабочих и крестьян вдохновляли на труд и призывали к созданию нового общества. Они передавали идею коллективизма, равенства, справедливости и мира, подчеркивая необходимость преодоления эксплуатации трудящихся. Плакаты с пропагандой в период индустриализации использовались для агитации социалистических идеалов и поддержки политической власти в стремлении к созданию равноправного и справедливого общества.
Плакат «Выполним полностью и в срок план хлебозаготовок», А. Лобанов, (1930) / Плакат «Батраки и комсомольцы, на трактор!», В. С. Сварог, (1931), СССР
Плакат «Долой безобразников по женской линии!..», К. П. Ротов, (1930) / Плакат «Сон на работе — на руку врагам рабочего класса», И. Чашников, Б. В. Иогансон, (1931), СССР
Плакат «Правильной организацией труда освободим колхозников для работы в социалистической промышленности. Дадим миллионы рабочих рук на фронт индустриализации», Янг. — М.; Л, (1931), СССР
Во время Второй мировой войны плакаты с пропагандой стали еще более популярны. Они старались поднять боевой дух народа, вселить уверенность в людях, работавших и помогавших в тылу, пытались разжечь в сердцах людей готовность жертвовать собой, защищая Родину.
Плакат «Родина-мать зовет!», Ираклий Тоидзе, (1941) / Плакат «Воин Красной Армии, спаси!», В. Корецкий, (1942). СССР
Детей поощряли помогать военным, собирая металл, бумагу и тряпки для переработки. Великобритания
Плакат «Возьми оружие. Вступай в ВМФ», (1939-1945) / Плакат, «На пути к победе», (1939-1945), США
В материалах с пропагандой врагов изображали слабыми, бесчеловечными, презренными для того, чтобы выделить свою сторону как нравственно сильную, для рекрутинга новых солдат и повышения готовности к войне. Противника показывали в нижней части композиции, показывая тем самым, что враг будет побеждён, что советский народ сильнее.
Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов, (1941) / Плакат «Выступали — веселились, отступали — обслезились», Н. А. Долгоруков, Б. Е. Ефимов, (1942)
Плакат «По вражьей земле, вперед к победе!», М. Аввакумов, (1944) / Плакат «Русский народ никогда не будет стоять на коленях», И. А. Серябряный, (1943)
Плакат «Воин Красной Армии, спаси!», В. А. Серов, (1942)
Плакат «Благо народа — закон социализма», В. С. Иванов, (1954)
Плакат «В странах капитализма — бесправие труда! В стране социализма — право на труд!», Корецкий В. Б., (1948)
Плакат «Фразы и… базы!», Говорков В. И., (1952)
Плакат «В СССР. В США», Брискин В. М., (1953) / Плакат «Прочь с дороги, поджигатели войны!», Брискин В. М., (1949)
Плакат «Это завтра?», Чарльз М. Шульц, (1947) / Плакат «Должны ли колледжи при этом нанимать красных профессоров?», Луи Буденц, (1951)
Во время Холодной войны постеры являлись эффективным средством для формирования и манипулирования общественным мнением, поддержания идеологической борьбы и мобилизации населения в условиях геополитической напряженности и конфронтации между двумя блоками. В этот период были популярны плакаты с противопоставлением, где художники делили лист на 2 части: светлую и темную. Светлая часть символизировала добро, а темная — зло.
Плакат «Перестройка. Гласность. Ускорение. Демократия. СССР»
Плакат «Легко ли быть молодым?», Шлыков А., Г., (1991)
Плакат «Перестройка — решающее условие продвижения вперед, прямое продолжение дела октября» / Плакат «Перестройка»
Плакат «Только через демократию и благодаря демократии возможна сама перестройка», Кондуров А., Ковалева Л., (1987) / Плакат «Демократия. Перестройка. Гласность», Вепрев С. Г., (1988)
Плакаты с пропагандой во время перестройки в СССР отличались от предыдущих плакатов тем, что они стали отражать новые политические и социальные реалии страны, выражая принципы гласности, демократизации и перехода к рыночной экономике. Постеры часто содержали лозунги Генсека и призывы к гражданам участвовать в перестройке и изменениях в стране.
Художественные идеи и техники использования в плакатах
Герой плаката показывает пальцем / Великобритания, США
Поза, когда герой плаката направляет палец на зрителя, создает иллюзию прямого контакта с каждым из них. Это делает изображение более личным и вовлекающим зрителя в процесс восприятия информации или призыва, что повышает эффективность пропагандистского воздействия.
Плакат США в Первую мировую войну
В данном плакате можно заметить, что фраза YOU ENLIST написана антиквой, тогда как остальной текст — гротеском. Использование антиквы в этой фразе придавало тексту более официальный и авторитетный вид, что помогало укрепить восприятие его содержания. Также, в то время употребление антиквы было обычным стилем для официальных и публичных документов, поэтому использование ее на плакатах позволяло создать ассоциации с государственной властью и заявлять об официальном характере источника информации.
Плакаты во время Гражданской войны
Постеры того времени часто имели динамичные композиции, акцентированные на главных героях (вождях, командующих, символах революции). В условиях ограниченного времени и внимания плакаты должны были быстро передать основное сообщение. Поэтому данный вид композиции помогал привлечь внимание и эффективно донести главную идею.
Плакаты СССР
В Советских плакатах часто использовался красный цвет, и это не просто так. В истории России он традиционно ассоциируется с красным флагом Революции. Также, красный цвет имел ассоциации с победой и решимостью, а еще стал своеобразным традиционным элементом дизайна. Данная расцветка привлекала внимание, подчеркивая значимость и важность того, что изображено на плакатах. Но и не стоит отрицать тот факт, что пропагандисты целенаправленно могли использовать красный цвет для усиления эмоционального воздействия на зрителей и мобилизации масс.
В пропаганде и искусстве СССР гротеск был широко использован в плакатах, так как шрифт без засечек обладает определенной ритмичностью и структурой, что делает его визуально привлекательным и упорядоченным. Это помогало создавать четкость и порядок в изображениях и передавать идеологические сообщения кратко и ясно.
Противника изображали в нижней части плаката, что создавало эффект превосходства над врагом и предстоящее победоносное преодоление. Такой прием акцентировал внимание зрителей на том, что противник является низшим, слабым и податливым, что подчеркивало моральную и военную силу страны, себя и ее союзников.
Плакат «В странах капитализма — дорога таланта… В странах социализма–дорогу талантам!», В. Корецкий. (1948)
Плакат «Движение ввысь и вперед великое благо народу дает», (1975)
Прием деления листа на две части позволял акцентировать внимание на идентификации врага, подчеркивая его отличие от нашей цивилизации и идеологии, что усиливало пропагандистский эффект и убежденность в своей правоте. А также способствовало идеологическому разделению и конфронтации между Соединенными Штатами и Советским Союзом, между Западом и Востоком, подчеркивая противостояние мировых взглядов.
Плакат «Перестройка. Гласность. Ускорение. Демократия. СССР» / Плакат «Перестройка»
Плакат «Только через демократию и благодаря демократии возможна сама перестройка», Кондуров А., Ковалева Л., (1987) / Плакат «Правильной организацией труда…», Янг. — М.; Л, (1931), СССР
На данных фрагментах постеров можно увидеть, что здесь динамичная композиция «работает» за счет диагональных линий, которые как бы стремятся в верхнюю правую часть. Это создает ощущение движения, развития, прогресса, стремления к чему-то большему.
Влияние плакатов на общественное мнение
Исходя из вышепредставленных плакатов, я выявила следующие часто используемые пропагандистские методы:
• Использование эмоционального языка: Плакаты часто используют сильные эмоции, такие как страх, гнев или патриотизм, чтобы вызвать отклик у зрителей.
• Использование стереотипов и преувеличений: Плакаты могут использовать стереотипы и преувеличения, чтобы упростить и обобщить сложные идеи или людей.
• Сравнение с другими группами: Плакаты часто сравнивают свою группу с другими группами, часто негативно изображая последних.
• Призывы к действию: Плакаты часто призывают зрителей к конкретным действиям, таким как голосование за определенного кандидата или присоединение к определенной организации.
Методы пропаганды, которые используются в плакатах, могут эффективно использоваться для формирования общественного мнения, влияния на убеждения и поведение людей, а также для мобилизации народа для поддержки каких-то целей.
Плакаты с пропагандой могут использоваться для контроля потока информации, путем подавления инакомыслия и распространения официальной версии событий. Также, их могут применять для распространения ложной или вводящей в заблуждение информации, что может иметь разрушительное воздействие на общественный дискурс.
Заключение
Проведя исследование, можно сделать вывод, что плакаты являются мощным средством визуальной пропаганды, позволяющим быстро и эффективно передавать сообщения широкой аудитории. Постеры могут формировать общественное мнение, изображая определенную группу или идеологию в положительном или отрицательном свете.
Изучение роли и влияния плакатов как средства пропаганды имеет важное значение для понимания того, как визуальное искусство может использоваться для формирования общественного мнения.
Анализ пропаганды через искусство имеет решающее значение для понимания сложных способов, которыми пропаганда формирует наши мысли и действия.
Власть и идеология используют визуальные образы для воздействия на массовое сознание с помощью формирования восприятия реальности, эмоционального воздействия, символизма и метафор, создания коллективной идентичности, а также контроля и манипуляции.
Библиография
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B 4. http://lib05.ru/vystavki/iskusstvo-plakata-1 5. https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/articles-plakat/item/6980-14-10-2020-sovetskij-politicheskij-plakat-plakaty-vremjon-kholodnoj-vojny-antiamerikanskie-plakaty-nato.html 6. https://na-journal.ru/2-2024-istoriya/8859-analiz-informacii-i-propagandy-v-sssr-na-primere-plakatov-mayakovskogo-i-moora 7. http://ukm35.ru/sovetskii-plakat-odin-iz-instrumentov-propagandy