Original size 1140x1600

От карт к картинам: как путешествия изменили искусство XV–XVII вв.

14
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

В этом исследовании рассматривается влияние географических открытий на развитие искусства. В центре внимания находятся изменения в тематике, материалах, технике и восприятии пространства под воздействием важных путешествий и нахождении новых торговых путей. Основная цель исследования — раскрыть, как глобальные изменения в представлениях о мире трансформировали художественные мышление и практику.

Материал будет отобран на основе хронологического принципа, охватывающего период до и после основных географических открытий. Для каждого этапа будут выбраны ключевые произведения искусства, представляющие характерные черты соответствующего временного отрезка. Особое внимание уделяется работам, иллюстрирующим изменения в использовании материалов, появлении новых тем и развитии техники живописи. Для анализа будут использованы научные труды, доклады и монографии, посвященные искусству рассматриваемого периода. Особое внимание уделено источникам, содержащим сведения об изменениях в торговле и культурных контактах, появлении новых материалов у художников.

Рубрикация исследования:

1. Новые материалы 1.1 масло → темпера 1.2 синий → ультрамарин 1.3 красный → кармин 2. Экспансия тематик 2.1 влияние церкви → крестьянская жизнь 2.2 традиция и канон → новые герои 2.3 привычное → экзотика 3. Изменение восприятия мира 3.1 плоскость → перспектива 3.2 схематическая анатомия → изучение человека

В первой главе «Новые материалы» рассматривается процесс появления новых пигментов и красок, их влияние на цветовую палитру и технику живописи. Особое значение придаётся изучению способов получения и применения новых материалов, их роли в создании уникальных визуальных эффектов. Во второй главе «Экспансия тематик» анализируется влияние географических открытий на расширение тематического диапазона в искусстве. Особый акцент делается на появлении новых сюжетов, образов и героев, связанных с открытыми территориями и новыми культурами. Исследуются произведения, в которых отражены экзотические предметы обихода или фрукты, персонажи иных национальностей. В последней главе «Изменение восприятия мира» исследуются последствия открытия новых знаний на восприятие мира в искусстве, рассматривается эволюция перспективы и пространственного мышления в живописи. Изменения в представлениях о природе и человеке, вызванные новыми знаниями, находят отражение в произведениях искусства.

Как географические открытия повлияли на развитие и трансформацию искусства?

Они точно существенно изменили художественную практику, расширив тематический диапазон, введя новые материалы и техники, а также преобразовав восприятие пространства и мира у художников, но как это произошло?

Новые материалы и технологии

масло → темпера

Масляная живопись была известна и ранее, но именно в XVI веке она стала доминирующей техникой благодаря усовершенствованию процесса приготовления краски. Открытие Америки в 1492 году привело к расширению торговых путей, а это способствовало распространению новых техник и масла, которое стало более доступным в Италии.

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, около 1475 // «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1503-1505

post

«Мадонна Бенуа» — одна из ранних работ Леонардо, выполненная в технике темперы. В 1478–1480 годах масло было не так распространено, поэтому хотя художник и экспериментировал с ним, он продолжал использовать темперу, потому что она обеспечивала ему, как тогда казалось, яркий и устойчивый цвет. Но уже в начале XVI века Леонардо да Винчи пишет «Мона Лизу» маслом и использует новую собственную технику сфумато, добиваясь еще более плавных переходов цветов. Появляется его «дымка», способствующая реалистическому написанию картины, нет темных резких теней.

«Адам и Ева» Лукас Кранах Старший, 1528 // «Мадонна на лугу» Джованни Беллини, около 1505

В «Адаме и Еве» Лукас Кранах Старший использовал темперу и гуашевые краски, те материалы, которые были наиболее доступны в его регионе и обеспечивали достаточную яркость. Для «Мадонны дель Прато» Беллини использовал новые материалы, такие как масло и все те же гуаши, но в таком сочетании именно масло обеспечило ему яркую цветовую палитру и высокую степень детализации.

Однако, несмотря на то, что многие картины создавались примерно в одно время, до некоторых регионов технологии и новые материалы доставлялись дольше. Именно из-за этого немецкий художник использует доступную ему темперу, а итальянский — более технологичное масло.

«Мадонна с младенцем» Пьеро делла Франческа, 1475-1482 // «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, 1508-1510

post

Темпера даёт более приглушённые и менее насыщенные цвета, в то время как масло позволяет создавать яркие и глубокие оттенки. Оно предоставляет возможность создавать многослойные эффекты, что придает изображению объём и глубину. Темперой сложнее передать подобную детализацию и светотень. Маслом легче создавать мельчайшие детали и нюансы, что способствует созданию более реалистичного изображения. Темперные краски быстро сохнут, что ограничивает возможности художника по внесению поправок. Масляные же краски дают больше времени для работы над деталями.

синий → ультрамарин

Ультрамарин, получаемый из афганского лазурита, стал доступен в Европе благодаря новым торговым путям. Ранее они проходили через Персию и Османскую империю, а после открытия морского пути в Индию в 1497–1499 — по морю сразу на Восток. Это позволило Яну Вермееру и другим художникам использовать этот дорогой пигмент в своих картинах.

«Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли, около 1475 // «Девушка с жемчужной серьгой» Ян Вермеер, около 1665

post

«Поклонение волхвов» выполнено в традиционной технике темперы, которая позволяла Боттичелли добиваться достаточно глубоких и насыщенных цветов для того времени, однако очень часто художнику мешало ограничение в тонах и их яркости. Вермееру в «Девушке с жемчужной сережкой» удалось использовать ультрамарин, полученный из лазурита, для создания глубокого синего. Он, как и многие другие художники своего времени, мог позволить себе использовать этот краситель благодаря своему статусу и поддержке богатых покровителей. В «Девушке с жемчужной серёжкой» ультрамарином окрашена ткань головного убора девушки.

Ультрамарин стал широко распространяться в Европе в конце XV века, когда торговля с Новым Светом и новые пути для кораблей сделали этот пигмент более доступным. Художники использовали ультрамарин для создания глубоких синих оттенков в своей картине, придавая ей яркость и насыщенность. Но при этом для многих творцов в середине столетия краситель был более недоступным из-за финансового положения, чем, к примеру, мастерам в начале века с богатыми покровителями.

«Крестьянский танец» Питер Брейгель Старший, 1568 // «Мадонна с младенцем» Лукас Кранах Старший, около 1525

красный → кармин

«Беременная» Рафаэль Санти, около 1505 // «Гераклит и Демокрит» Питер Пауль Рубенс, 1603

post

Открытие Америки оказало значительное влияние на экспорт кармина. Оно позволило открыть новые месторождения этого пигмента, что увеличило его доступность и снизило стоимость. Это дало возможность большему количеству художников экспериментировать с ним и использовать его в своих работах. Также оно способствовало распространению кармина по всему миру, что в итоге привело к его широкому применению в искусстве.

Пример картины, которой могло бы не хватать яркости и красочности из-за ограничений темперы и натуральных красителей, — это «Мадонна со спящим младенцем» Андреа Мантенья. Новые пигменты же позволили другому художнику, Тициану, создавать более насыщенные и яркие цвета, что видно в его «Портрете мужчины». Он использовал многослойную технику в этой картине, нанося краску слоями разной плотности и прозрачности, что позволяло достигать богатого колорита и глубокого объема. Тщательно подобранные пигменты и умение смешивать их обеспечивали разнообразие оттенков и точность передачи эмоций, а смешанный с другими красителями кармин придал яркость и насыщенность итоговым цветам.

«Мадонна со спящим младенцем» Андреа Мантенья, 1465–1470 // «Портрет мужчины» Тициан, около 1512

Экспансия тематик

влияние церкви → крестьянская жизнь

Из-за произошедшей экспансии тематик и «экономического бума» в Старый Свет, в Европу, стали поступать более свободные темы. Религия и светский заказ оставались важной частью искусства, но стали преобладать более повседневные сцены. После открытия Америки художники начали обращать больше внимания на повседневную жизнь, природу и человеческие отношения. Развитие торговли, рост городов и увеличение числа богатых купцов привели к тому, что искусство стало более доступным для широкой публики.

Козимо в «Оплакивании Христа» использовал традиционные религиозные и мифологические темы, такие как рождение Христа и сцены из Ветхого Завета. Эти темы доминировали в искусстве до открытия Америки. На «Крестьянской свадьбе» Питера Брейгеля Старшего изображён крестьянский праздник, свадебное торжество. Центральное место занимают простые люди, занятые едой, питьём и танцами. Работа отражает повседневную жизнь крестьян того времени и их традиции.

«Оплакивание Христа» Козимо Росселли около 1480-1490 // «Крестьянская свадьба» Питер Брейгель Старший, 1568

Гертген тот Синт-Янс в «Оплакивании Христа» следует религиозной традиции, характерной для Северного Возрождения, где основное внимание уделялось духовным сюжетам. В то время как «Рынок в порту» Манюэля де Витте отражает изменения, произошедшие в голландском искусстве XVII века, когда интерес к повседневной жизни, жанровым сценам и пейзажам возрос вследствие роста буржуазии и увеличения богатства, связанного с торговлей и колониальной деятельностью.

«Оплакивание Христа» Гертген тот Синт-Янс, около 1484 // «Рынок в порту» Манюэль де Витте, 1668

Географические открытия расширили торговые связи, что привело к обогащению Нидерландов и увеличению спроса на предметы роскоши и искусства. Это, в свою очередь, способствовало развитию жанра бытовой живописи, поскольку новые заказчики, бывшие мещане, предпочитали сцены из реальной жизни, а не исключительно религиозные мотивы. Так, перемены в экономике и обществе, вызванные географическими открытиями, нашли своё отражение в смене приоритетов в искусстве.

«Благовещение со святым Эмидием» Карло Кривелли, 1486 // «Крестьяне у очага» Питер Артсен, 1556

традиция и канон → новые герои

Картины были написаны примерно в одном временном отрезке, а оба художника находились в Италии. Как получилось, что Пьеро делла Франческа уже изображает другие национальности, а Верроккьо и Леонардо да Винчи — нет?

«Алтарь Монтефельтро» Пьеро делла Франческа, 1472-1474 // «Крещение Христа» Андреа Верроккьо, Леонардо да Винчи, 1475

post

Италия была вовлечена в торговлю и дипломатические отношения с разными частями света, включая Африку и Ближний Восток. Эти контакты способствовали проникновению экзотических мотивов в искусство. Однако разные регионы страны имели различный уровень взаимодействия с этими культурами. Например, Венецианская республика имела более активные связи с Востоком, чем Флоренция, в которой работал Леонардо да Винчи и Верроккьо, что могло влиять на частоту появления экзотических мотивов в искусстве этих городов. Так, различия в месте жительства и культурном контексте при работе Пьеро и Леонардо с Верроккьо играют роль в выборе ими тех или иных мотивов и персонажей для своих произведений.

Конечно, согласно христианскому преданию, волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу, представляли три части света: Европу, Азию и Африку. Поэтому один из волхвов стал ассоциироваться с Африкой и изображаться с тёмной кожей. Но подобная традиция зародилась только в XIV веке, а распространение получила в XV–XVI веках, как раз в эпоху Великих географических открытий.

Original size 3840x1347

«Поклонение волхвов» Мазаччо, 1426

post

Мазаччо изображает всех волхвов достаточно светлокожими, хотя, как видно на фрагменте справа, и пытается отобразить связь с другой национальностью. На это влияет время написания картины: в начале XV века контакты с Африкой и другими регионами были ограничены, и представления о темнокожем населении были расплывчатыми. Также Мазаччо следовал классическим канонам красоты, основанным на античных идеалах, где светлая кожа считалась эталонной. Италия, в которой и творил художник, хотя и была важным торговым центром, в то время ещё не имела столь тесных контактов с Африканским континентом, как североевропейские страны.

Уходя от раннего понимания идеи универсальности христианства, когда акцент делался на европоцентризме и классической античной эстетике, Гертген тот Синт Янс изображает волхва темнокожим.

Original size 1667x2160

«Поклонение волхвов» Гертген тот Синт Янс, около 1490

Нидерланды в XV веке были важным торговым центром, связанным с различными регионами мира, включая Африку. Через торговые пути и дипломатические миссии нидерландские художники могли видеть и узнавать о людях с другой внешностью, что находило отражение в их работах. Португальцы исследовали побережье Африки и установили там торговые посты еще до открытия Америки Колумбом. Поэтому такие путешествия способствовали увеличению знаний о других культурах и народах, что постепенно начинало находить отражение в искусстве.

Original size 1067x800

«Четыре эскиза головы негра» Питер Пауль Рубенс, около 1625

привычное → экзотика

С открытием новых земель в Европу начали поступать экзотические фрукты, овощи, специи, ткани и предметы быта. Апельсины появились в Италии немного позже лимонов, которые распространили уже к XIII веку. Апельсины завозили португальцы, которые открыли этот фрукт в Азии и начали торговать им в Европе. Первые упоминания об апельсине в Италии относятся к концу XV века. Эти новые элементы стали популярными объектами для натюрмортов, добавляя в них разнообразие и экзотичность. Включение экзотических объектов в натюрморты часто имело символическое значение. Например, цитрусовые могли символизировать богатство и плодородие, а экзотические птицы — свободу и духовность.

Original size 2358x1338

«Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» Франсиско де Сурбаран, 1633

Период великих географических открытий привел Европу к активному развитию торговли с Востоком. Персидские ковры были чрезвычайно дорогими и труднодоступными товарами. Включая персидские ковры в натюрморты, художники могли подчеркнуть эксклюзивность и ценность своих работ. Также персидский ковёр мог нести символическое значение, ассоциированное с чистотой и благом.

В XVII веке Европа вступала в новую фазу экономического и культурного развития. Торговля с Востоком продолжала развиваться, но изменился сам характер торговли. Персидские ковры оставались дорогими и труднодоступными, но их значимость уменьшилась по сравнению с XV веком. Европейские художники могли предпочесть местные материалы и элементы, избегая экзотики ради сохранения простоты и гармонии в своих произведениях. Получается, уже через полтора века после Великих географических открытий новые материалы и предметы роскоши в определенных регионах утрачивают свою значимость.

«Цветы в кувшине» Мемлинг Ханс, около 1485 // «Натюрморт с цветами в вазе» Ян Брейгель Старший, 1610-е

У одного и того же художника в зависимости от года написания картины могут быть включены в живопись экзотические мотивы или нет. В путешествиях многие находили новые источники вдохновения, например, культурой Востока.

«Букет в керамической вазе» Ян Брейгель Старший, 1599 // «Цветы в китайской Вазе» Ян Брейгель Старший, 1609

Герит Доу создавал натюрморты, которые фокусировались на научном прогрессе и технических достижениях, и это придавало его работам сдержанный и традиционный характер. «Натюрморт с глобусом, лютней и книгами» был создан для показа достижений науки и техники того времени. Глобус, лютня и книги символизировали знание и мастерство, необходимые для навигации и астрономии. Питер Болль же включал в свои работы экзотические элементы и символы, чтобы усилить чувство величества и мощи. Например, попугай символизировал экзотическую природу и разнообразие регионов, которые находились под контролем европейцев. Это давало его натюрмортам дополнительную привлекательность для зрителей.

Так, к XVII веку сформировалась свобода выбора для художников, включать ли экзотические мотивы в картины, из-за чего натюрморты писались с еще большим символизмом и аллегориями.

«Натюрморт с глобусом, лютней и книгами» Герард Доу, 1635 // «Натюрморт с глобусом и попугаем» Питер Бёль, около 1658

Изменение восприятия мира

плоскость → перспектива

До эпохи Возрождения художники использовали различные методы передачи глубины, но они были ограничены и часто условны. С открытием Америки и путешествиями в Азию интерес к точному отображению реального мира возрос. Одним из ключевых достижений стало использование линейной перспективы, которая позволяла создавать иллюзию трехмерного пространства на двухмерном холсте.

Владимирская икона Божией Матери, XII век // «Сикстинская Мадонна» Рафаэль, 1512–1513

Одна из самых известных византийских икон, написанная в XII веке, не имеет глубины, здесь плоский фон. Фигура Богоматери и младенца Христа написаны фронтально, без попыток передать объем или пространство за ними. В «Сикстинской Мадонне» же используется сложная композиция с глубоким пространством. Тканевые драпировки создают иллюзию перспективы, а фигура Мадонны с младенцем занимает центральное положение в пространстве, подчеркивая ее значимость.

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне, 1304–1306 // «Афинская школа» Рафаэль Санти, 1510–1511

post

Благодаря научным открытиям и техническим новшествам, таким как изобретение масляных красок, художники получили возможность работать над созданием более сложных композиций и точной передачей света и тени. Джотто ди Бондоне в 1304–1306 на фреске начинает применять принципы перспективы, хотя она ещё далека от совершенства. Тем не менее, фигуры располагаются в пространстве так, чтобы зритель мог почувствовать глубину сцены. Рафаэль Санти же, спустя почти два века и обладая новыми знаниями о мире, в совершенстве использует линейную перспективу, создавая впечатление огромного зала с множеством фигур.

До глобального культурного обмена готическая живопись отличается чёткими контурами и стилизованными формами. Пространственная глубина практически отсутствует, акцент делается на духовных аспектах сюжета. Несмотря на похожую композицию, картина Пьеро делла Франчески демонстрирует использование геометрической перспективы. Вода реки Иордан и деревья на заднем плане создают ощущение глубины, а фигуры Христа и Иоанна Крестителя расположены таким образом, чтобы подчеркнуть их важность в композиции.

«Распятие» Мазаччо, 1426 // «Крещение Христа» Пьеро делла Франческа, около 1448

схематическая анатомия → изучение человека

Гуманисты считали человека центром вселенной и стремились к его всестороннему изучению. Это включало и новые знания о строении человеческого тела, что привело к развитию анатомических исследований и улучшению техники передачи объемов и форм.

post

Средневековые иконы и фрески часто изображают человеческие фигуры схематически, без особого внимания к анатомическим деталям. На миниатюре изображено библейское событие, где фигуры людей представлены в условной манере. Пропорции искажены, а анатомия передана очень обобщённо. Основной акцент сделан на символике и сюжете, а не на реальном внешнем виде персонажей.

В эпоху Возрождения художники начали изучать анатомию, что позволило им создавать более реалистичные изображения людей. Например, в картине Микеланджело «Сотворение Адама» видно, как тщательно проработаны мышцы и пропорции тела героя. Использование светотеней помогает передать объем и форму, делая фигуру более живой и естественной.

Изображение справа: миниатюра из «Библии Моргана», XIII век

Original size 3141x1463

«Сотворение Адама» Микеланджело, около 1511

«Рождество Христово» Джотто ди Бондоне, 1305-1310 // «Похищение дочерей Левкиппа» Питер Пауль Рубенс, около 1617-1618

post

Переход от средневековых канонов к гуманизму в искусстве привел к значительному прогрессу в передаче анатомии, движений и эмоций. Так, средневековая живопись часто изображала фигуры в статичных и условных позах. В произведении Джотто ди Бондоне персонажи расположены достаточно статично, их движения ограничены и условны. Мария и Иосиф смотрят на младенца Иисуса, но их позы лишены динамичности и выразительности. В отличие от полотна Питера Пауля Рубенса, где фигуры наполнены движением и напряжением, каждая деталь подчёркивает динамику происходящего. Женщины сопротивляются, мужчины борются, всё находится в движении, что создаёт эффект бурной активности и жизненной силы.

«Троица» Андрей Рублев, 1411 год // «Портрет молодого человека с медальоном» Сандро Боттичелли, 1480

post

Гуманизм начал развиваться в Европе ещё до открытия Америки, но географические открытия ускорили его распространение. Новые знания о мире и контактах с иными культурами вызвали у людей желание пересмотреть традиционные взгляды, стимулируя критическое мышление и интерес к человеку как центру вселенной. Это способствовало разрыву с устаревшими догмами и укреплению научного подхода к познанию мира. Так начал развиваться психологический портрет как противопоставление безэмоциональным ликам с икон.

Выводы

Географические открытия существенно повлияли на искусство, расширили цветовую палитру благодаря новым пигментам и краскам. Тематика произведений стала разнообразнее, включая экзотические натюрморты и сцены из городской жизни. Научные достижения улучшили понимание перспективы и пространственного восприятия у художников, что отразилось в создании более реалистичных картин. Взаимодействие света и тени стало важным элементом, добавляя глубину и объем полотнам. Эти изменения открыли перед художниками новые горизонты и возможности для творческого выражения.

Bibliography
Show
1.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — Litres, 2014.

2.

Бородин О. Р., Гукова С. Н. История географической мысли в Византии. — Алетейя, 2000.

3.

Булгакова А., Власова Е. Палитра старых мастеров //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. — 2015. — №. 3 (11). — С. 100-111.

4.

Врангель Н. Вермеер Дельфтский. — Litres, 2022.

5.

Королева А. Ю. Рубенс. — ОЛМА Медиа Групп, 2010.

6.

Котельникова Т. М. Брейгель. — ОЛМА Медиа Групп, 2004.

7.

Лохова И. В. Особенности португальской колониальной экспансии XV–XVI веков //Genesis: исторические исследования. — 2023. — №. 11. — С. 112-123.

8.

Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII века. Реальность и символика. — 1994.

9.

Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура. — Litres, 2011.

10.

Чечик Л. А. Предметный мир Востока на полотнах венецианских живописцев эпохи Возрождения //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2011. — №. 3-2. — С. 108-122.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.
От карт к картинам: как путешествия изменили искусство XV–XVII вв.
14
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more