
В этом исследовании рассматривается влияние географических открытий на развитие искусства. В центре внимания находятся изменения в тематике, материалах, технике и восприятии пространства под воздействием важных путешествий и нахождении новых торговых путей. Основная цель исследования — раскрыть, как глобальные изменения в представлениях о мире трансформировали художественные мышление и практику.
Материал будет отобран на основе хронологического принципа, охватывающего период до и после основных географических открытий. Для каждого этапа будут выбраны ключевые произведения искусства, представляющие характерные черты соответствующего временного отрезка. Особое внимание уделяется работам, иллюстрирующим изменения в использовании материалов, появлении новых тем и развитии техники живописи. Для анализа будут использованы научные труды, доклады и монографии, посвященные искусству рассматриваемого периода. Особое внимание уделено источникам, содержащим сведения об изменениях в торговле и культурных контактах, появлении новых материалов у художников.
Рубрикация исследования:
1. Новые материалы 1.1 масло → темпера 1.2 синий → ультрамарин 1.3 красный → кармин 2. Экспансия тематик 2.1 влияние церкви → крестьянская жизнь 2.2 традиция и канон → новые герои 2.3 привычное → экзотика 3. Изменение восприятия мира 3.1 плоскость → перспектива 3.2 схематическая анатомия → изучение человека
В первой главе «Новые материалы» рассматривается процесс появления новых пигментов и красок, их влияние на цветовую палитру и технику живописи. Особое значение придаётся изучению способов получения и применения новых материалов, их роли в создании уникальных визуальных эффектов. Во второй главе «Экспансия тематик» анализируется влияние географических открытий на расширение тематического диапазона в искусстве. Особый акцент делается на появлении новых сюжетов, образов и героев, связанных с открытыми территориями и новыми культурами. Исследуются произведения, в которых отражены экзотические предметы обихода или фрукты, персонажи иных национальностей. В последней главе «Изменение восприятия мира» исследуются последствия открытия новых знаний на восприятие мира в искусстве, рассматривается эволюция перспективы и пространственного мышления в живописи. Изменения в представлениях о природе и человеке, вызванные новыми знаниями, находят отражение в произведениях искусства.
Как географические открытия повлияли на развитие и трансформацию искусства?
Они точно существенно изменили художественную практику, расширив тематический диапазон, введя новые материалы и техники, а также преобразовав восприятие пространства и мира у художников, но как это произошло?
Новые материалы и технологии
масло → темпера
Масляная живопись была известна и ранее, но именно в XVI веке она стала доминирующей техникой благодаря усовершенствованию процесса приготовления краски. Открытие Америки в 1492 году привело к расширению торговых путей, а это способствовало распространению новых техник и масла, которое стало более доступным в Италии.



«Мадонна Бенуа» — одна из ранних работ Леонардо, выполненная в технике темперы. В 1478–1480 годах масло было не так распространено, поэтому хотя художник и экспериментировал с ним, он продолжал использовать темперу, потому что она обеспечивала ему, как тогда казалось, яркий и устойчивый цвет. Но уже в начале XVI века Леонардо да Винчи пишет «Мона Лизу» маслом и использует новую собственную технику сфумато, добиваясь еще более плавных переходов цветов. Появляется его «дымка», способствующая реалистическому написанию картины, нет темных резких теней.


В «Адаме и Еве» Лукас Кранах Старший использовал темперу и гуашевые краски, те материалы, которые были наиболее доступны в его регионе и обеспечивали достаточную яркость. Для «Мадонны дель Прато» Беллини использовал новые материалы, такие как масло и все те же гуаши, но в таком сочетании именно масло обеспечило ему яркую цветовую палитру и высокую степень детализации.
Однако, несмотря на то, что многие картины создавались примерно в одно время, до некоторых регионов технологии и новые материалы доставлялись дольше. Именно из-за этого немецкий художник использует доступную ему темперу, а итальянский — более технологичное масло.



Темпера даёт более приглушённые и менее насыщенные цвета, в то время как масло позволяет создавать яркие и глубокие оттенки. Оно предоставляет возможность создавать многослойные эффекты, что придает изображению объём и глубину. Темперой сложнее передать подобную детализацию и светотень. Маслом легче создавать мельчайшие детали и нюансы, что способствует созданию более реалистичного изображения. Темперные краски быстро сохнут, что ограничивает возможности художника по внесению поправок. Масляные же краски дают больше времени для работы над деталями.
синий → ультрамарин
Ультрамарин, получаемый из афганского лазурита, стал доступен в Европе благодаря новым торговым путям. Ранее они проходили через Персию и Османскую империю, а после открытия морского пути в Индию в 1497–1499 — по морю сразу на Восток. Это позволило Яну Вермееру и другим художникам использовать этот дорогой пигмент в своих картинах.



«Поклонение волхвов» выполнено в традиционной технике темперы, которая позволяла Боттичелли добиваться достаточно глубоких и насыщенных цветов для того времени, однако очень часто художнику мешало ограничение в тонах и их яркости. Вермееру в «Девушке с жемчужной сережкой» удалось использовать ультрамарин, полученный из лазурита, для создания глубокого синего. Он, как и многие другие художники своего времени, мог позволить себе использовать этот краситель благодаря своему статусу и поддержке богатых покровителей. В «Девушке с жемчужной серёжкой» ультрамарином окрашена ткань головного убора девушки.
Ультрамарин стал широко распространяться в Европе в конце XV века, когда торговля с Новым Светом и новые пути для кораблей сделали этот пигмент более доступным. Художники использовали ультрамарин для создания глубоких синих оттенков в своей картине, придавая ей яркость и насыщенность. Но при этом для многих творцов в середине столетия краситель был более недоступным из-за финансового положения, чем, к примеру, мастерам в начале века с богатыми покровителями.


красный → кармин



Открытие Америки оказало значительное влияние на экспорт кармина. Оно позволило открыть новые месторождения этого пигмента, что увеличило его доступность и снизило стоимость. Это дало возможность большему количеству художников экспериментировать с ним и использовать его в своих работах. Также оно способствовало распространению кармина по всему миру, что в итоге привело к его широкому применению в искусстве.
Пример картины, которой могло бы не хватать яркости и красочности из-за ограничений темперы и натуральных красителей, — это «Мадонна со спящим младенцем» Андреа Мантенья. Новые пигменты же позволили другому художнику, Тициану, создавать более насыщенные и яркие цвета, что видно в его «Портрете мужчины». Он использовал многослойную технику в этой картине, нанося краску слоями разной плотности и прозрачности, что позволяло достигать богатого колорита и глубокого объема. Тщательно подобранные пигменты и умение смешивать их обеспечивали разнообразие оттенков и точность передачи эмоций, а смешанный с другими красителями кармин придал яркость и насыщенность итоговым цветам.


Экспансия тематик
влияние церкви → крестьянская жизнь
Из-за произошедшей экспансии тематик и «экономического бума» в Старый Свет, в Европу, стали поступать более свободные темы. Религия и светский заказ оставались важной частью искусства, но стали преобладать более повседневные сцены. После открытия Америки художники начали обращать больше внимания на повседневную жизнь, природу и человеческие отношения. Развитие торговли, рост городов и увеличение числа богатых купцов привели к тому, что искусство стало более доступным для широкой публики.
Козимо в «Оплакивании Христа» использовал традиционные религиозные и мифологические темы, такие как рождение Христа и сцены из Ветхого Завета. Эти темы доминировали в искусстве до открытия Америки. На «Крестьянской свадьбе» Питера Брейгеля Старшего изображён крестьянский праздник, свадебное торжество. Центральное место занимают простые люди, занятые едой, питьём и танцами. Работа отражает повседневную жизнь крестьян того времени и их традиции.


Гертген тот Синт-Янс в «Оплакивании Христа» следует религиозной традиции, характерной для Северного Возрождения, где основное внимание уделялось духовным сюжетам. В то время как «Рынок в порту» Манюэля де Витте отражает изменения, произошедшие в голландском искусстве XVII века, когда интерес к повседневной жизни, жанровым сценам и пейзажам возрос вследствие роста буржуазии и увеличения богатства, связанного с торговлей и колониальной деятельностью.


Географические открытия расширили торговые связи, что привело к обогащению Нидерландов и увеличению спроса на предметы роскоши и искусства. Это, в свою очередь, способствовало развитию жанра бытовой живописи, поскольку новые заказчики, бывшие мещане, предпочитали сцены из реальной жизни, а не исключительно религиозные мотивы. Так, перемены в экономике и обществе, вызванные географическими открытиями, нашли своё отражение в смене приоритетов в искусстве.


традиция и канон → новые герои
Картины были написаны примерно в одном временном отрезке, а оба художника находились в Италии. Как получилось, что Пьеро делла Франческа уже изображает другие национальности, а Верроккьо и Леонардо да Винчи — нет?



Италия была вовлечена в торговлю и дипломатические отношения с разными частями света, включая Африку и Ближний Восток. Эти контакты способствовали проникновению экзотических мотивов в искусство. Однако разные регионы страны имели различный уровень взаимодействия с этими культурами. Например, Венецианская республика имела более активные связи с Востоком, чем Флоренция, в которой работал Леонардо да Винчи и Верроккьо, что могло влиять на частоту появления экзотических мотивов в искусстве этих городов. Так, различия в месте жительства и культурном контексте при работе Пьеро и Леонардо с Верроккьо играют роль в выборе ими тех или иных мотивов и персонажей для своих произведений.
Конечно, согласно христианскому преданию, волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу, представляли три части света: Европу, Азию и Африку. Поэтому один из волхвов стал ассоциироваться с Африкой и изображаться с тёмной кожей. Но подобная традиция зародилась только в XIV веке, а распространение получила в XV–XVI веках, как раз в эпоху Великих географических открытий.

Мазаччо изображает всех волхвов достаточно светлокожими, хотя, как видно на фрагменте справа, и пытается отобразить связь с другой национальностью. На это влияет время написания картины: в начале XV века контакты с Африкой и другими регионами были ограничены, и представления о темнокожем населении были расплывчатыми. Также Мазаччо следовал классическим канонам красоты, основанным на античных идеалах, где светлая кожа считалась эталонной. Италия, в которой и творил художник, хотя и была важным торговым центром, в то время ещё не имела столь тесных контактов с Африканским континентом, как североевропейские страны.
Уходя от раннего понимания идеи универсальности христианства, когда акцент делался на европоцентризме и классической античной эстетике, Гертген тот Синт Янс изображает волхва темнокожим.
Нидерланды в XV веке были важным торговым центром, связанным с различными регионами мира, включая Африку. Через торговые пути и дипломатические миссии нидерландские художники могли видеть и узнавать о людях с другой внешностью, что находило отражение в их работах. Португальцы исследовали побережье Африки и установили там торговые посты еще до открытия Америки Колумбом. Поэтому такие путешествия способствовали увеличению знаний о других культурах и народах, что постепенно начинало находить отражение в искусстве.
привычное → экзотика
С открытием новых земель в Европу начали поступать экзотические фрукты, овощи, специи, ткани и предметы быта. Апельсины появились в Италии немного позже лимонов, которые распространили уже к XIII веку. Апельсины завозили португальцы, которые открыли этот фрукт в Азии и начали торговать им в Европе. Первые упоминания об апельсине в Италии относятся к концу XV века. Эти новые элементы стали популярными объектами для натюрмортов, добавляя в них разнообразие и экзотичность. Включение экзотических объектов в натюрморты часто имело символическое значение. Например, цитрусовые могли символизировать богатство и плодородие, а экзотические птицы — свободу и духовность.
Период великих географических открытий привел Европу к активному развитию торговли с Востоком. Персидские ковры были чрезвычайно дорогими и труднодоступными товарами. Включая персидские ковры в натюрморты, художники могли подчеркнуть эксклюзивность и ценность своих работ. Также персидский ковёр мог нести символическое значение, ассоциированное с чистотой и благом.
В XVII веке Европа вступала в новую фазу экономического и культурного развития. Торговля с Востоком продолжала развиваться, но изменился сам характер торговли. Персидские ковры оставались дорогими и труднодоступными, но их значимость уменьшилась по сравнению с XV веком. Европейские художники могли предпочесть местные материалы и элементы, избегая экзотики ради сохранения простоты и гармонии в своих произведениях. Получается, уже через полтора века после Великих географических открытий новые материалы и предметы роскоши в определенных регионах утрачивают свою значимость.


У одного и того же художника в зависимости от года написания картины могут быть включены в живопись экзотические мотивы или нет. В путешествиях многие находили новые источники вдохновения, например, культурой Востока.


Герит Доу создавал натюрморты, которые фокусировались на научном прогрессе и технических достижениях, и это придавало его работам сдержанный и традиционный характер. «Натюрморт с глобусом, лютней и книгами» был создан для показа достижений науки и техники того времени. Глобус, лютня и книги символизировали знание и мастерство, необходимые для навигации и астрономии. Питер Болль же включал в свои работы экзотические элементы и символы, чтобы усилить чувство величества и мощи. Например, попугай символизировал экзотическую природу и разнообразие регионов, которые находились под контролем европейцев. Это давало его натюрмортам дополнительную привлекательность для зрителей.
Так, к XVII веку сформировалась свобода выбора для художников, включать ли экзотические мотивы в картины, из-за чего натюрморты писались с еще большим символизмом и аллегориями.


Изменение восприятия мира
плоскость → перспектива
До эпохи Возрождения художники использовали различные методы передачи глубины, но они были ограничены и часто условны. С открытием Америки и путешествиями в Азию интерес к точному отображению реального мира возрос. Одним из ключевых достижений стало использование линейной перспективы, которая позволяла создавать иллюзию трехмерного пространства на двухмерном холсте.


Одна из самых известных византийских икон, написанная в XII веке, не имеет глубины, здесь плоский фон. Фигура Богоматери и младенца Христа написаны фронтально, без попыток передать объем или пространство за ними. В «Сикстинской Мадонне» же используется сложная композиция с глубоким пространством. Тканевые драпировки создают иллюзию перспективы, а фигура Мадонны с младенцем занимает центральное положение в пространстве, подчеркивая ее значимость.



Благодаря научным открытиям и техническим новшествам, таким как изобретение масляных красок, художники получили возможность работать над созданием более сложных композиций и точной передачей света и тени. Джотто ди Бондоне в 1304–1306 на фреске начинает применять принципы перспективы, хотя она ещё далека от совершенства. Тем не менее, фигуры располагаются в пространстве так, чтобы зритель мог почувствовать глубину сцены. Рафаэль Санти же, спустя почти два века и обладая новыми знаниями о мире, в совершенстве использует линейную перспективу, создавая впечатление огромного зала с множеством фигур.
До глобального культурного обмена готическая живопись отличается чёткими контурами и стилизованными формами. Пространственная глубина практически отсутствует, акцент делается на духовных аспектах сюжета. Несмотря на похожую композицию, картина Пьеро делла Франчески демонстрирует использование геометрической перспективы. Вода реки Иордан и деревья на заднем плане создают ощущение глубины, а фигуры Христа и Иоанна Крестителя расположены таким образом, чтобы подчеркнуть их важность в композиции.


схематическая анатомия → изучение человека
Гуманисты считали человека центром вселенной и стремились к его всестороннему изучению. Это включало и новые знания о строении человеческого тела, что привело к развитию анатомических исследований и улучшению техники передачи объемов и форм.

Средневековые иконы и фрески часто изображают человеческие фигуры схематически, без особого внимания к анатомическим деталям. На миниатюре изображено библейское событие, где фигуры людей представлены в условной манере. Пропорции искажены, а анатомия передана очень обобщённо. Основной акцент сделан на символике и сюжете, а не на реальном внешнем виде персонажей.
В эпоху Возрождения художники начали изучать анатомию, что позволило им создавать более реалистичные изображения людей. Например, в картине Микеланджело «Сотворение Адама» видно, как тщательно проработаны мышцы и пропорции тела героя. Использование светотеней помогает передать объем и форму, делая фигуру более живой и естественной.
Изображение справа: миниатюра из «Библии Моргана», XIII век



Переход от средневековых канонов к гуманизму в искусстве привел к значительному прогрессу в передаче анатомии, движений и эмоций. Так, средневековая живопись часто изображала фигуры в статичных и условных позах. В произведении Джотто ди Бондоне персонажи расположены достаточно статично, их движения ограничены и условны. Мария и Иосиф смотрят на младенца Иисуса, но их позы лишены динамичности и выразительности. В отличие от полотна Питера Пауля Рубенса, где фигуры наполнены движением и напряжением, каждая деталь подчёркивает динамику происходящего. Женщины сопротивляются, мужчины борются, всё находится в движении, что создаёт эффект бурной активности и жизненной силы.



Гуманизм начал развиваться в Европе ещё до открытия Америки, но географические открытия ускорили его распространение. Новые знания о мире и контактах с иными культурами вызвали у людей желание пересмотреть традиционные взгляды, стимулируя критическое мышление и интерес к человеку как центру вселенной. Это способствовало разрыву с устаревшими догмами и укреплению научного подхода к познанию мира. Так начал развиваться психологический портрет как противопоставление безэмоциональным ликам с икон.
Выводы
Географические открытия существенно повлияли на искусство, расширили цветовую палитру благодаря новым пигментам и краскам. Тематика произведений стала разнообразнее, включая экзотические натюрморты и сцены из городской жизни. Научные достижения улучшили понимание перспективы и пространственного восприятия у художников, что отразилось в создании более реалистичных картин. Взаимодействие света и тени стало важным элементом, добавляя глубину и объем полотнам. Эти изменения открыли перед художниками новые горизонты и возможности для творческого выражения.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — Litres, 2014.
Бородин О. Р., Гукова С. Н. История географической мысли в Византии. — Алетейя, 2000.
Булгакова А., Власова Е. Палитра старых мастеров //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. — 2015. — №. 3 (11). — С. 100-111.
Врангель Н. Вермеер Дельфтский. — Litres, 2022.
Королева А. Ю. Рубенс. — ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Котельникова Т. М. Брейгель. — ОЛМА Медиа Групп, 2004.
Лохова И. В. Особенности португальской колониальной экспансии XV–XVI веков //Genesis: исторические исследования. — 2023. — №. 11. — С. 112-123.
Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII века. Реальность и символика. — 1994.
Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура. — Litres, 2011.
Чечик Л. А. Предметный мир Востока на полотнах венецианских живописцев эпохи Возрождения //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2011. — №. 3-2. — С. 108-122.