
«Оформление альбома должно являться продолжением того, что находится внутри него <…> любая рок-группа может наполнить обложку определенным количеством тайнописей и знаков, которые затем интересно будет искать. Это и есть та мифологизация, которой занимается рок-н-ролл», — Борис Гребенщиков [1].
Концепция
Группа «Кино» и ее песни стали феноменом своего времени. Влияя на культуру, их творчество одновременно черпало из неё вдохновение: обложки группы наполнены метафорами и символами в духе 80-90-х годов в СССР, а также заимствуют некоторые тенденции оформления обложек рок-групп того времени. Визуальное исследование вдохновлено символичностью и метафоричностью обложек песен «Кино», рассматривая их как визуальное и концептуальное продолжение к текстам песен.
Тема обложки альбома как концептуального продолжения его содержания позволяет исследовать взаимосвязь между визуальным и звуковым искусством и понять, как одно находит свое отражение в другом, создавая целостный образ. Поскольку визуальная часть была важной составляющей творчества ленинградских рок-групп 80-х годов, к которым принято относить «Кино», через нее можно проследить не только эволюцию творческого стиля группы и раскрыть заложенные в их песнях смыслы и идеи, но и выявить общие визуальные тенденции ленинградского рока того времени. Интерес к этому и обусловил выбор темы исследования.
В основе исследования лежит идея о том, что обложки альбомов группы «Кино» являются визуальным продолжением и отображением их текстового содержания.

В визуальном исследовании рассматривается 4 культовых альбома «Кино», последовательный анализ которых поможет проследить эволюцию творческого стиля группы и настроения их песен. Были выбраны альбомы «45», «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце».
В качестве текстовых источников были использованы исследования феномена группы «Кино»: их текстов, звучания и развития стиля, а также взаимосвязи музыкальных текстов и их обложек. Все исследования были найдены в каталоге научной библиотеки «КиберЛенинка». Обложки альбомов и связанные с ними изображения были найдены при помощи сервиса поиска по картинкам от Google, а также на страницах Википедии.
В начале основной части исследования подтверждается гипотеза о том, что с помощью обложек музыкальные группы продолжают развитие концепции своих альбомов. Это сделано с помощью анализа работы Радке Э. «Корреляция обложки и текста в рок-альбомах (на материале альбома „Рождённый в СССР“ группы „ДДТ“)»[2].
Аналитическая часть визуального исследования построена по принципу, описанному в той же работе Э.Радке: «сфокусируем наше внимание на двух конкретных проблемах: во-первых, на осмыслении семантики визуальных элементов обложки музыкального альбома, т. е. на сравнении символа на обложке с его изначальной семантикой и с его трактовкой в звучащем тексте; во-вторых, на взаимоотношениях таких элементов, как оформление обложки и тексты песен».
Таким образом, рассмотрение обложек как визуальной продолжающей текста будет происходить через осмысление общей идейной составляющей текстов каждого альбома и сопоставления с этим их оформления.
Рубрикатор: 1. концепция; 2. теоретические основы: дано определение понятий: символика, метафора, визуальное содержание, а также проведен обзор существующих исследований по визуальной культуре и дизайну обложек; 2. анализ обложек альбомов: «45», «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»; 3. вывод о взаимосвязи между визуальными и музыкальными элементами в оформлении музыкальных альбомов группы «Кино».
Теоретические основы
В исследовании фигурируют ключевые термины, значение которых определено по словарю Ожегова:
Символика — «символическое значение, приписываемое чему-нибудь» / «совокупность каких-нибудь символов».
Метафора — «скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому» / «переносное употребление слова, образование такого значения». Она является составляющей символики.
Визуальное содержание — содержание чего-либо, представленное при помощи изображений. Визуальное содержание обложек рок-групп 80-90 годов богато символикой, наполненной метафорами.
При тесной взаимосвязи этих трех составляющих появляется обложка — концептуальное произведение, смысл которого выражен через символы чаще всего в иносказательной форме.
Визуальное продолжение смысловой составляющей музыкальных альбомов изучалось во многих научных трудах. Так, немецкая исследовательница Эвелин Радке в своей работе «Корреляция обложки и текста в рок-альбомах (на материале альбома „Рождённый в СССР“ группы „ДДТ“)» отмечает: произведение литературы состоит не только из «голого» текста, но и из сопровождающих текстов: это имя автора, название произведения, предисловие, иллюстрации, посвящение, эпиграф, информация об издательстве (формат, серия, обложка, титульный лист, тираж), подзаголовок, примечания. Эти сопровождающие тексты увеличивают и репрезентуют текст».
Таким образом, исследовательница подчеркивает важность роли обложки в восприятии музыкального альбома как целостного произведения.
«Смыслообразующая роль визуальной обложки в структуре рок-альбома» Е. В. Войткевич [3] — еще один труд, посвященный визуальной составляющей музыкальных альбомов. Исследователь отмечает схожесть функциональных элементов обложек альбомов и книг, выделяя в них вербальные (название группы, альбома, перечень песен и т. д.) и невербальные (фотографии, картинки, коллажи).
Таким образом, дизайн обложки является неотъемлемой частью концептуальной части альбома: он может как продолжать ее, так и привносить новые смыслы и отсылки.
Альбом «45»
«45» — дебютный альбом группы «Кино», выпущенный в 1982 году. Как и многие первые творения, он получился довольно простым и лаконичным — в лиричных текстах песен не было злободневности, присущей позднему творчеству группы. Можно сказать, что в нем нашли отражение молодости и некоторую неопытность начинающих музыкантов: при прослушивании песен складывается ощущение, что в них поется обо всем и в то же время ни о чем. Строки композиции «Алюминиевые огурцы» отражают простой характер альбома: «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле» , — лирический герой занимается тем, что ему нравится, вне зависимости от того, принесет это пользу или нет.
У альбома есть несколько версий обложек, и первые из них передают условия, в которых работали музыканты — можно сказать, что альбом записывался подпольно в полулегальной студии «АнТроп». Первая версия альбома была оформлена Алексеем Вишней: для этого музыканты сами устроили фотосессию. Вишня также сделал авторскую версию, была вторая версия но итоговой стала третья.
Сделанные музыкантами обложки отражают не столько текстовое содержание альбома, сколько его суть — первый альбом, сделанный фактически вручную без какого-либо хорошего оборудования.
Обложек существует несколько вариантов, самый известный нарисовала Марианна Родованская, будущая жена Цоя. На ней было черно-белое изображение Цоя по фотографии, а также страница со списком песен.
Возможно, на ее визуализацию альбома повлияла обложка популярного «Треугольник», 1981 г. группы «Аквариум», чья популярность тогда стремительно росла. На обложке были черно-белые фотографии в обработке с высокой контрастностью и узорная надпись на непонятном языке. Графика в оформлении М.Родованской выполнена в схожей стилистике.
В 1994 году лейбл «Moroz Records» выпустил полную дискографию «Кино» на CD. Переизданный дебютный альбом «45» получил новую обложку с картиной Виктора Цоя и был дополнен его рисунками.
Рисунки Цоя выполнены в детской манере — это отражает непосредственность, простоту и лаконичность музыки и текстов альбома. С таким оформлением альбом выглядит немного наивно и как будто любительским, что дополняет его настроение. Примечательно также и то, что как для рисунка характерна открытость для интерпретации, так и тексты песен не навязывают какой-то конкретный смысл, а позволяют слушателю самому определить его для себя.
Возможно, корабль был помещен на обложку под вдохновением строками из песни «Ситар играл»: «Джордж Харрисон, который очень любит деньги Послушал мантры и заторчал Купил билет на пароход и уехал в Дели И в ушах его всё время…»
В 1996 году Moroz Records выпустил серию CD «Коллекция Кино» с цифровым ремастерингом. Для альбома «45» было сделано новое оформление, в котором использовалась первая обложка от Марианны Цой, а в центр поместили знаковый рисунок солнечного затмения из альбома «Звезда по имени Солнце». Издание было дополнено 12-страничным буклетом, оформление которого состоит из серых и черных прямоугольных фигур. Их расположение как будто отсылает к супрематическим композициям — возможно, в этом есть намеренное желание составителей добавить в оформление «45» элементы с обложки другого альбома, «Группа крови», также выпущенного в этой серии. Таким образом, обложка не только продолжает концепцию произведений, но и связывает несколько альбомов в одно целое.
В 2012 году альбом был переиздан в рамках выпуска «Коллекции Кино» на виниле. Оформление напоминает дизайн CD-версии 1994 года: на лицевой стороне обложке тот же рисунок с жёлтым корабликом на фоне звёздного неба. Обратная сторона также схожа с изданием 1994 года. Такой контраст «детского» оформления и черной пластинки усиливает концепцию альбома. Внутри конверта находятся фотографии Цоя и Алексея Рыбина и рисунки Цоя в такой же стилистике, как и на обложке.
Когда рассматриваешь альбом, на ум приходит интересная параллель: обложка первого альбома оформлена рисунками в детской стилизации — как будто «первые» рисунки человека сопровождают его первый альбом.
Таким образом, обложка альбома «45» отражает его немного наивное и лиричное содержание, а также символизирует начало пути Цоя в музыкальной индустрии.
Альбом «Ночь»
Этот альбом, вышедший в свет в 1986 году, знаменует собой конец наивно-романтического периода творчества «Кино». Он уникален по своей атмосфере неразгаданных тайн и пустых ночных улиц: во всем находит отражение его название. Ночь предстает как время, когда стихает шум города и человек остается наедине с самим с собой в тишине и мраке. Все дела и заботы остаются в предыдущем дне и ждут завтра, а сейчас можно раствориться в тени и вести себя так, как тебе этого хочется. Это настроение очень точно передано в песне «Ночь»:
«За окнами солнце, за окнами свет — это день Ну а я всегда любил ночь И это моё дело — любить ночь И это моё право — уйти в тень Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин Я люблю дым и пепел своих папирос Я люблю кухни за то, что они хранят тайны Я люблю свой дом, но вряд ли это всерьез…»
Ночь в песнях Цоя отнюдь не мрачное время. Оно предстает полным тайн и загадок, но в своей романтической наивности лирический герой не страшится их, а наоборот, стремится к приключениям.
Альбом «Ночь» был выпущен в 1988 году на виниле. Это стало первым изданием группы на государственном лейбле, тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Однако музыканты оказались очень недовольны тем, как выглядела обложка, на которой был изображен отпечаток руки на оконном стекле. Бэк-вокалист группы Георгий Гурьянов высказался о ней так: «Ведь еще была чудовищная обложка альбома „Ночь“ <…> мы не могли договориться, и Тропилло опубликовал эту пластинку на „Мелодии“ со своей обложкой. А мы, все художники, кругом одни знаменитости, могли бы и сами сделать обложку, а тут непонятно кто… <…> это какая-то вообще дрянь: отпечаток на стекле, луна… Достаточно нейтрально, но ощущение какой-то абсолютно враждебной культуры».
Такая обложка действительно не передает сути альбома. Во-первых, отпечаток руки на стекле это достаточно универсальный и распространенный символ, который не отображает уникальности альбома. Во-вторых, в данном цветовом и композиционном решении этот рисунок вызывает скорее тревожные эмоции и ассоциации с ночью как с чем-то небезопасным и даже криминальным, и не передает ту атмосферу «драйвовой» таинственности ночной жизни города, о которой пел Цой.
Возможно, эта обложка иллюстрирует первые строки из песни «Звезды останутся здесь»:
«Не люблю тёмные стекла Сквозь них тёмное небо Дайте мне войти, откройте двери…»
Однако у авторов альбома был свой творческий взгляд на его визуальное оформление.
В 1994 году «Moroz Records» выпустили альбом «Ночь» на CD с обложкой авторства Цоя — все издание было оформлено его яркими рисунками. Такой стиль логически продолжает стилистику первого альбома «45», который был оформлен в похожей манере. Однако обложка «45» состоит из коллажа простых по форме фигур с количеством углов от 4 до 5 и немного детской композиции с корабликом, а в оформлении альбома «Ночь» фигуры приобретают сложные многоугольные формы и в совокупности создают динамичную композицию, в которую органично вписываются фотографии. Появляется игра с цветным пространством и контуром, фигурки по форме напоминают молнии, что также отражает энергичный и легкий характер альбома.
Эта композиция сложнее по цвету. У нее черный фон, как и у первого альбома, но за счет контрастного сочетания ярких цветов между собой и с черно-белыми фотографиями и большей заполненностью пространства все смотрится более комплексно и выглядит уже не как рисунки в детской стилизации, а как уникальный проработанный концепт. Это связано с ростом группы, опытом ее участников и техническим аспектом записи — все это сильно отличалось от первого альбома.
Весь альбом словно пронизывает это электризованное звучание, но особенно интересно то, что мотив молнии появляется в той же песне, строки из которых иллюстрирует первая «неудачная» обложка — «Звезды останутся здесь»:
«Твой взгляд бьет меня, словно ток Звезды упав, все останутся здесь Навсегда останутся здесь…»
Такое же оформление, сочетающее яркие геометрические рисунки и фотографии музыкантов, было использовано для серии CD с цифровым ремастерингом, выпущенных в 1996 году тем же лейблом. Острые углы, молнии, яркие цвета и человечки, нарисованные Виктором Цоем — все это создает атмосферу ночного города, каким видел его музыкант:
«Видели ночь, гуляли всю ночь до утра!» (из песни «Видели ночь»).
Стилистика обложки авторства Цоя была настолько оригинальна и так подходила к концепции альбома, что ее не стали менять и в 2012 году, когда на свет появилась переизданная виниловая пластинка с альбомом «Ночь». Изменилась только композиция задней стороны — на нее поместили фотографию группы и список песен альбома, обрамленные яркими геометричными узорами и человечками. По стилю она напоминает заднюю часть CD 1996 года. Центральная этикетка пластинки также выполнена в стиле общего дизайна.
Альбом «Группа крови»
Выпущенный в 1988 году альбом знаменует начало «героического» периода «Кино», где Виктор Цой отказывается от романтизма и немного наивного звучания в пользу бунтарских мотивов, глубоких социальных и личных переживаний. Это отражает общественные настроения эпохи перестройки, когда общество жаждало перемен и ощущало свободу — музыка идеально отразила это настроение:
«Я ждал это время, и вот это время пришло Те, кто молчал, перестали молчать Те, кому нечего ждать, садятся в седло Их не догнать, уже не догнать…» (из песни «Спокойная ночь»).
Настроение у альбома довольно агрессивное: он наполнен мыслями про борьбу, внутреннее одиночество, обреченность и отголосками поджидающей за углом смерти. Все эти противоречия отражает обложка, выполненная Андреем Крисановым по мотивам плаката Малевича к фильму «Доктор Мабузе» (1925 год).
Обложка альбома представляет собой супрематический коллаж — переосмысление известного плаката. Она полностью состоит из геометрических графичных элементов, что придает ей ощущение динамизма и конфликта за счет контрастных цветов, которые накладываются друг на друга и перекрещиваются под прямым углом. Яркие акценты из красного и синего цветов, находящихся напротив друг друга в цветовом круге, усиливают напряжение, созданное композицией. Такая многослойность отражает сложный характер альбома.
Возможно, А.Кирсанов намеренно расположил слова из названия альбома на таком расстоянии, чтобы они не перекрывали пересечение красных линий, образующих крест — символ смерти как начала перемен:
«И есть чем платить, но я не хочу Победы любой ценой Я никому Не хочу ставить ногу на грудь Я хотел бы остаться с тобой Просто остаться с тобой Но высокая в небе звезда Зовёт меня в путь…» (из песни «Группа крови»).
Точного ответа на то, почему вдохновением для обложки послужил именно этот плакат, найти не удалось. Во время работы над альбомом музыканты ходили на фильм Фрица Ланга «Доктор Мабузе», и, возможно он показался близким по атмосфере к их произведениям. Мир Ланга — напряженный и мрачный. Режиссер мастерски использовал игру света и тени, создавая резкие контрасты на экране для усиления драматизма и атмосферы тайны и напряжения. Этот контрастный подход также характерен для плаката Малевича. В изогнутых геометричных линиях декораций читается атмосфера угрозы. Линии в визуальном решении плаката Малевича отсылают к фильму, где были использованы диагонали. Круг в композиции напоминает циферблат часов в фильме, который используется для представления неизбежности времени и его влияния на жизнь людей. Такой же лейтмотив пронизывает альбом «Группа крови» группы «Кино».
Важно отметить, что Малевич в своих работах стремился к беспредметности искусства, считая, что только так искусство станет самодостаточным. Таков и альбом группы «Кино»: для его понимания не нужно пояснение при помощи изображения на обложке.
Малевич «ратовал за действенный, лаконичный, броский плакат, не теряющийся в уличной пестроте» — также и «Кино» обладали уникальным стилем, выделяющимся на фоне других.
Первый официальный релиз альбома «Группа крови» состоялся в 1989 году в США на виниле, CD и кассете, выпущенный компанией «Gold Castle Records». Винил был выпущен в США, Японии и России и имел оригинальную обложку работы Андрея Крисанова, вкладыш с английскими текстами песен и открытку с биографией группы. Яркая, вызывающая цветовая гамма соответствовала настроению альбома.
Таким образом, яркие цвета, контрастные сочетания и четкие формы на обложке альбома «Группа крови» передает его бунтарское настроение и отражают развитие стиля группы.
Альбом «Звезда по имени Солнце»
Этот альбом 1989 года — философское размышление о жизни и смерти от уже взрослого человека, чья цель с годами сместилась от стремления изменить мир к желанию найти в нем свое место. В открывающей альбом «Песне без слов» лирический герой говорит именно об этом:
«Хочешь ли ты изменить этот мир? Сможешь ли ты принять как есть? Встать и выйти из ряда вон? Сесть на электрический стул или трон?»
Одной из центральных тем альбома является непостоянство окружающего мира, в котором все ценности, радости и печали предстают чем-то временным и истиной является только смерть. Тема смерти проходит через весь альбом, хотя в нем нет прямого упоминания этого слова:
«И стучит пулеметом дождь И по улицам осень идет И стена из кирпичей-облаков крепка А деревья заболели чумой Заболели ещё весной Вниз летят ладони-листья Махавшие нам свысока…» (из песни «Печаль»).
В Интернете по запросу «первая обложка альбома „Звезда по имени Солнце“» можно увидеть изображение белой звезды на черном фоне, которая по стилю напоминает супрематистское оформление альбома «Группа крови» и в целом вписывается в стиль оформления обложек группы по контрастности цветов и динамичности форм. Линия, разрезающая звезду, отсылает слушателя к посылу альбома о непостоянстве мира под Солнцем. Однако на самом деле это современная подделка, созданная на основе рисунка со звездой из книги «Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания» (1990). Надпись «Кино» была взята с обложки альбома «Последний герой».
Над оформлением альбома работал художник Андрей Гусев: на черном фоне он изобразил солнечное затмение, напоминающее неизменное пламя костра, обжигающее тех, кто попробует к нему приблизиться и затушить — то есть в рамках альбома что-то изменить в устройстве жизни. Изображение отсылает к строкам из песни «Звезда по имени Солнце»:
А над городом плывут облака Закрывая небесный свет А над городом жёлтый дым Городу две тысячи лет Прожитых под светом Звезды по имени Солнце
Оформление обложки, как и визуал альбома «Группа крови», настолько концептуально точно отражает суть альбома и дополняет его, что практически не менялось в последующих изданиях пластинки, разве что немного отличался оттенок желтого цвета оформление диска и списка песен.
Этот альбом так же наполнен контрастными сочетаниями, как и альбом «Группа крови», однако если в последнем через сочетание противоположных цветов и герметичных форм выражается идея борьбы, то в этом альбоме желтый и красный цвета, располагающиеся на одной стороне цветового круга, контрастируют с черным — как будто полыхающие цвета жизни противостоят смерти, которая окружает ее и уже пожирает изнутри (черный круг посередине композиции).
Вывод
Таким образом, с помощью анализа содержания обложек альбомов «45», «Ночь», «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце» группы «Кино» было выявлено, что визуальное оформление по концептуальной наполненности не уступает содержанию текстов песен, обобщая посыл альбома через иллюстрацию конкретных его строк или же передавая настроение композиций в целом.
АКВАРИУМ — история альбома «Треугольник» (1981) // Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве Курия С. И. [Электронный ресурс] / URL: https://clck.ru/3EiFe3 (дата обращения: 10.11.2024).
Радке. Д. «Корреляция обложки и текста в рок-альбомах» *на материале альбома «Рожденный в СССР» группы ДДТ) // CYBERLENIKA [Электронный ресурс] / URL: http://surl.li/eaxoor (дата обращения: 10.11.2024).
Войткевич Е. В. Смыслообразующая роль визуальной обложки в структуре рок-альбома // CYBERLENIKA [Электронный ресурс] / URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38179736 (дата обращения 13.11.2024).
Кино «45» / [Электронный ресурс] // «Полка с пластинками» [Электронный ресурс] / URL: https://dzen.ru/a/WqPxGEgmd7mJS93r (дата обращения: 13.11.2024).
Аквариум. История и дизайн обложек альбомов легендарной группы «Аквариум». Часть 1 // Ленинградский клуб 80-х [Электронный ресурс] / URL: https://dzen.ru/a/ZJmjLYFawTm8DnNN (дата обращения: 15.11.2024).
45 (альбом) // РУВИКИ [Электронный ресурс] / URL: https://clck.ru/3EiGHt (дата обращения: 15.11.2024).
Доктор Мабузо. Образец киноплаката 1925–1926 // Виртуальная галерея Третьяковский галереи [Электронный ресурс] / URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/112404 (дата обращения: 15.11.2024).
Обложка и буклет альбома группы «Кино» «Ночь» / URL: https://clck.ru/3EiHG9 (дата обращения: 15.11.2024).
Обложка альбома «Кино» «45» / URL: http://surl.li/inizvi (дата обращения: 15.11.2024).
Обложка альбома «Кино» Ночь» / URL: http://surl.li/iftvhv (дата обращения: 15.11.2024).
Обложка альбома «Кино» Группа крови» / URL: http://surl.li/qxpkid (дата обращения: 16.11.2024).
Обложка альбома «Кино» Звезда по имени Солнце» / URL: http://surl.li/xhcwww (дата обращения: 16.11.2024).
Пластинки альбома «Кино» «45» / URL:https://dzen.ru/a/WqPxGEgmd7mJS93r (дата обращения: 17.11.2024).
Пластинки альбома «Кино» «Ночь» / URL: https://dzen.ru/a/WtJOef2WsU91JQrr (дата обращения: 17.11.2024).
Пластинки альбома «Кино» «Группа крови» / URL: https://dzen.ru/a/Wzj4RZg4hQCpNIhs (дата обращения: 17.11.2024).
Пластинки альбома «Кино» «Звезда по имени Солнце» / URL: https://dzen.ru/a/W56F83_xXQCp1sap (дата обращения: 17.11.2024).