
Рубрикатор
1. Концепция — Введение; — Выбор темы; — Гипотеза. 2. Музыкальные клипы XX века 3. Музыкальные клипы XXI века 4. Заключение 5. Список источников
Концепция
Искусство XX–XXI века является неотъемлемой частью современного культурного контекста. Это время переосмысления традиционных границ и создания чего-то нового. Разные формы искусства продолжают активно взаимодействовать друг с другом, создавая новые визуальные решения. Что из себя представляет клип? Музыкальный клип — короткий видеофрагмент, сопровождающий музыкальную композицию. Невозможно сказать, когда был создан первый клип, если представить музыкальный клип как разновидность фильма, то зарождаться он начал уже в конце XIX века, с появлением самого кинематографа. Музыка была первым звуковым сопровождением визуального ряда. Во времена, когда отсутствовала озвучка героев, в залах кинотеатров сидел либо один музыкант, либо целый оркестр. Музыка и изображение уже тогда были тесно связаны друг с другом — музыка подготавливала зрителей к сюжетным поворотам и создавала необходимую атмосферу.

С распространением телевидения, клипы стали неотъемлемой частью продвижения артиста, и сегодня, из-за активного развития технологий и различных видеохостингов, музыкальные клипы стали частью массовой культуры и во многом рассчитаны на получение коммерческого успеха. Многие музыкальные клипы создаются для продвижения самого артиста и его музыкальных работ, так как «правильный» видеоряд действительно позволяет создать уникальный образ, сформировать имидж исполнителя и привлечь к музыканту новую аудиторию. Однако, среди работ, созданных для привлечения внимания и служащих исключительно коммерческим целям, можно найти и те, что были созданы для дополнения или раскрытия истории музыкальной композиции, как короткий фильм, объединяющий в себе визуальное искусство и музыку.
Вопрос о том, можно ли музыкальный клип назвать искусством, остается открытым, однако в своем исследовании мне бы хотелось доказать, что многие клипы действительно можно рассматривать как работы искусства.
Выбор темы
Выбор темы обусловлен моей любовью к музыке и ее неотъемлемой части — клипам, не как к инструменту рекламы, а как к элементу, который рассказывает историю и дает почву для размышлений через различные визуальные образы, элементу, который усиливает эмоции от музыкальной композиции или вовсе позволяет взглянуть на музыкальное произведение с другой стороны.
В исследовании будут использованы академические статьи и исследования культурологов, публикации по теме визуальных искусств, интервью с артистами и режиссерами, а также сами музыкальные клипы. Для анализа будут выбраны клипы, номинированные и награжденные за лучшее визуальное решение, имеющие художественные достижения, оказавшие значительное влияние не только на музыкальную индустрию, но и на современную культуру в целом. Коммерческие успехи в рамках этого визуального исследования не будут учитываться и не будут использоваться как критерий отбора.
В своем исследовании я хочу ответить на следующий вопрос: «Может ли музыкальный клип выйти за рамки коммерческого продукта и стать искусством?»
Гипотеза
Многие клипы выступают не только как инструмент продвижения музыкального произведения, но и как самостоятельный вид искусства, способный передавать глубокие смыслы и эмоциональные переживания.
Музыкальные клипы XX века
Michael Jackson «Thriller» (1983)
Триллер — культовый клип американского исполнителя Майкла Джексона. В 2009 году видео было внесено в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимое», а ряд изданий признал его одним из лучших музыкальных видео за всё время.

Культурный критик Кобена Марсер писал: «Видео представляет собой пародию на сам жанр фильма ужасов и „дразнит“ зрителя многочисленными клише, но при этом затрагивает вопросы индивидуальности, аморальности и столкновения реальности с фантазией».
A-ha «Take on me» (1985)
Клип об истории любви героя комиксов и обычной девушки норвежской группы A-ha произвел революцию в мире музыкальных клипов. В короткометражном ролике живые съёмки сочетались с ротоскопической анимацией, никогда ранее не использовавшейся в музыкальных клипах.
Эффект перехода живых актеров в мир рисованных анимаций гармонично подчеркнул настроение и лирические моменты музыкальной композиции.
Peter Gabriel «Sledgehammer» (1986)

Музыкальный видеоролик продолжительностью пять с половиной минут считается шедевром эксцентричной визуализации и одним из первооткрывателей новой эпохи в жанре музыкального видео. По мнению оператора съемок Дэйва Алекса Риддетта, видеоклип стал культовым благодаря сочетанию энергии, изобретательности и духа яркого индивидуализма: «Вы почти можете видеть монтажные склейки, и это очень важно для его настроения. В нем была сырая энергия. Вы понимаете, как это было сделано, но при этом еще думаете: „Вау, ведь кто-то приложил немало усилий“».
Клип был создан в технике покадровой съемки и каждая сцена наполнена символикой и метафорами, что позволило создать многослойную и глубокую художественную форму.
Björk «It’s Oh So Quiet» (1995)
Сама песня представляет собой кавер-версию джазового номера 1950-х годов, а клип был вдохновлен голливудскими мюзиклами, в частности работой Жака Деми «Шербурские зонтики». Как и Деми, Спайк Джонз, режиссер музыкального видеоролика, «извлекает волшебное из обыденного», превращая унылую автомастерскую в место, где Бьорк танцует и поёт с целой танцевальной группой.
Каждое действие актеров придает музыкальному клипу глубину, которая характерна для театральных произведений, превращая пятиминутный видеоролик в настоящий мюзикл, в котором эмоции, движения и звук сливаются в единую эмоциональную историю.
Клипы XXI века
The white Stripes «Fell in love with a Girl» (2002)
Клип американской рок-группы о внутренней борьбе лирического героя, разрывающегося между внезапной влюбленностью и трезвым рассудком, стал уникальным благодаря своему визуальному стилю — клип был снят в технике покадровой анимации с использованием детского конструктора.
Сложные эмоции были переданы через минималистичные и быстро сменяющиеся визуальные образы, сделав видеоклип не только визуально интересным, но и глубоко символичным.
Johnny Cash «Hurt» (2003)

Сингл американского кантри-исполнителя Джонни Кэша, выпущенный в марте 2003 года, до сих пор считается одним из самых грустных клипов всех времен. Это, действительно, трогательный видеоклип, который наталкивает на размышления о жизни, смерти и о смысле существования в целом, даже тех, кто не знаком с творчеством и биографией музыканта.
Работа впечатляет своей глубокой эмоциональностью и искренностью, меланхоличная мелодия композиции сопровождается видеорядом с кадрами из жизни Джонни Кэша, чтобы показать прошлое музыканта, и «суровость» и «жестокость» нынешней жизни.
Kendrick Lamar «Alright» (2015)
Семиминутный видеоролик, снятый в черно-белом цвете, погружает зрителя в проблемы социального неравенства, борьбы афроамериканского населения с расизмом и жестокости полиции.


Критики определили видеоклип как «одновременно мощный, душераздирающий, мрачный и обнадеживающий». Сильные визуальные метафоры становятся символом надежды и веры в изменения.


Tyler, The Creator «See You Again» (2018)
«See you again» — композиция о любви, герой которой обращается к образу свой возлюбленной в своих снах, мечтах и мыслях. В визуальный ряд клипа Тайлер внес немалое количество отсылок к современному и классическому кинематографу, каждая из которых усиливает основной посыл песни. Наиболее явными являются отсылки на работы американского кинорежиссера Уэса Андерсона. Авторский стиль прослеживается в постановке кадра, симметрии, правильных геометрических формах и колористике.


Метафоричные световые эффекты отсылают к эпохе кинематографа Альфреда Хичкока или Стэнли Кубрика, когда при помощи простых визуальных эффектов в кино достигалось выражение большого количества невысказанного смысла.


Childish Gambino «This Is America» (2018)
«This Is America» — отличается насыщенным и остросоциальным видеорядом, где за жизнерадостными танцорами, скрыто огромное количество метафор и аллюзий, отсылающих к проблемам современного американского общества и несостоятельности власти.
Клип стал мощным художественным высказыванием, обращающим внимание на актуальные темы расизма и насилия.


Заключение
Существует огромное количество музыкальных клипов, цель которых — не продвижение музыкальной композиции, а создание «пространства» для самовыражения, исследования и борьбы. Именно такие работы и являются искусством.
Барабанова Д. Д., Трифонова В.В.: Музыкальный клип как способ репрезентации смыслов современного зрителя, URL: https://repo.ssau.ru/bitstream/Korolevskie-chteniya/Muzykalnyi-klip-kak-sposob-reprezentacii-smyslov-sovremennogo-zritelya-94860/1/978-5-7883-1669-7_2021-809-810.pdf (дата обращения: 29.04.2025)
Ушанов П.В.: Музыкальный клип как продукт эволюции медийных технологий: к проблеме уточнения термина, URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2022/04/2022-04-32.pdf (дата обращения: 29.04.2025)
Billboard: The 100 Greatest Music Video Artists of All Time, URL: https://www.billboard.com/media/lists/100-best-music-video-artists-9440075/ (дата обращения: 29.04.2025)
Classic Rock: Lights, camera, action: The 50 best rock videos ever, URL: https://www.loudersound.com/features/lights-camera-action-the-50-best-rock-videos-ever/5 (дата обращения: 29.04.2025)
Evan Sawdey: The 50 most iconic music videos of all time, URL: https://www.yardbarker.com/entertainment/articles/the_50_greatest_music_videos_of_all_time/s1__34736027#slide_8 (дата обращения: 29.04.2025)
Grammy: Awards nominations & winners/Best Music Video, URL: https://www.grammy.com/awards (дата обращения: 29.04.2025)
Kobena Mercer: Monster Metaphors/Notes on Michael Jackson’s Thriller, URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/mono/10.4324/9780203700594-2/monster-metaphors-kobena-mercer?context=ubx (дата обращения: 29.04.2025)
Kia Makarechi: Kendrick Lamar’s Disturbing «Alright» Video Tackles Police Brutality, URL: https://www.vanityfair.com/culture/2015/06/kendrick-lamar-alright-video (дата обращения: 29.04.2025)
Madison Vain: The secret history of a-ha’s iconic video 'Take on Me', URL: https://ew.com/article/2015/10/26/a-ha-video-take-on-me/ (дата обращения: 29.04.2025)
Pitchfork: The Top 50 Music Videos of the 1990s, URL: https://pitchfork.com/features/lists-and-guides/7849-the-top-50-music-videos-of-the-1990s/ (дата обращения: 29.04.2025)
Michael Jackson — Thriller, URL: https://rutube.ru/video/30666f1647926f681a493db00fb6b447/?r=wd (дата обращения: 29.04.2025)
A-ha — Take On Me, URL: https://rutube.ru/video/dafe19c651c34960a2f0715d6e21ce02/?r=wd (дата обращения: 29.04.2025)
Peter Gabriel — Sledgehammer, URL: https://rutube.ru/video/717413b2de3c780a51bca1f86b6e7e15/?r=wd (дата обращения: 29.04.2025)
Björk — It’s Oh So Quiet, URL: https://rutube.ru/video/a3717f857a6ffd300d3ca687db553dfc/?r=wd (дата обращения: 29.04.2025)
The White Stripes — Fell in Love with a Girl, URL: https://my.mail.ru/mail/denslesarev/video/1/7997.html (дата обращения: 29.04.2025)
Johnny Cash — Hurt, URL: https://rutube.ru/video/a898f86affdc2563869b9a8acfc2316f/?r=plemwd (дата обращения: 29.04.2025)
Kendrick Lamar — Alright, URL: https://rutube.ru/video/5f429717cd0bea90127d0622275f9d45/?r=plemwd (дата обращения: 29.04.2025)
Tyler, The Creator — See You Again, URL: https://vkvideo.ru/video-90307304_456241688 (дата обращения: 29.04.2025)
Childish Gambino — This Is America, URL: https://rutube.ru/video/19facbee0844b42330eb2c406a93ba00/?r=plemwd (дата обращения: 29.04.2025)