Original size 800x1200

Свет мой, зеркальце! скажи

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Свет мой, зеркальце! скажи» — это визуальное исследование посвященное образу зеркала в искусстве эпохи Возрождения и как это повлияло на дальнейшую историю.

Рубрикатор

[1] Концепция [2] Иллюстративный ряд [2.1] Религиозные изображения   [2.2] Взгляд Бога   [2.3] Самолюбование [3] Заключение [4] Библиография [5] Источники изображений

Концепция

Зеркало всегда было больше, чем отражение. В нём видели свет, истину, взгляд, который исходит не от человека.

В христианском искусстве зеркало — символ чистоты и божественного всевидения.

big
Original size 780x783

Во времена Ренессанса человек впервые стал центром мира. Конвенциональная красота заполонила все полотна, а вместе и с ней отражения. Зеркало в Ренессансе выступает не просто предметом, а символом самопознания и внутреннего взгляда человека на себя.

Original size 1200x126

Ренессанс или эпоха Возрождения — это период с XIV по XVII век за который произошел ряд значительных изменений в искусстве. Одним из важных переворотов в эту эпоху стало рождение европейских реалистических портретов. Это произошло с признанием ценности внутреннего мира отдельного человека.

1. Мадонна с младенцем, святой Доротеей и святым Георгием, Тициан Вечеллио, 1518 2. Портрет мужчины, Джорджоне, 1506

Целью данного исследования является раскрытие символики зеркала в живописи Возрождения как способа художественного осмысления человеческой индивидуальности и самосознания, показать, как отражение становится метафорой внутреннего взгляда на себя.

Иллюстративный ряд

Религиозные изображения

Original size 2880x1501

Тайная вечеря Леонардо да Винчи, 1495—1498

В раннем Ренессансе религиозные изображения были главным способом общения человека с божественным.

Original size 960x1316

Сикстинская мадонна. Рафаэль, 1512—1513

Original size 660x15

Взгляд Бога

Original size 1200x1642

Портрет четы Арнольфини Ян ван Эйк, 1434

Портрет четы Арнольфини — первый известный в европейской живописи парный портрет.

Original size 1000x833

Часть изображения «Портрет четы Арнольфини»

Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. В нём отражается не только сама супружеская пара, но и фигура художника — как будто свидетель момента, стоящий «по ту сторону» изображения.

Original size 4516x3024

Страсти Христовы

Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают раму зеркала. Исследователи обращают внимание на одну закономерность расположения миниатюр: со стороны мужчины изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны женщины — после. Это обстоятельство некоторые исследователи объясняют тем, что портрет женщины посмертный или что, возможно, она ушла из жизни во время работы художника над картиной.

Original size 660x15
Original size 960x903

Меняла с женой Квентин Массейс, 1514

Считается, что это одна из первых работ, воздающих должное купцам и их деятельности.

Original size 1294x977

Часть изображения «Меняла с женой»

Отражение в зеркале символизирует всевидящее око Бога — идею того, что за всеми человеческими поступками наблюдает высшая сила.

Original size 655x1018

Часть изображения «Меняла с женой»

Картина изображает момент, когда жена меналы отвлекается от Библии на золотые монеты мужа. Зеркало можно трактовать как напоминание о духовной чистоте и противопоставление жадности.

Original size 660x15
Original size 1740x2000

Ювелир в своей лавке (святой Элигий) Петруса Кристуса, 1449

Кристус изобразил святого Элигия, который принёс христианство во Фландрию и был небесным покровителем гильдий золотых и серебряных дел мастеров, кузнецов.

Original size 713x1000

Часть изображения «Ювелир в своей лавке»

В зеркале отражаются двое молодых людей с соколом, который символизирует гордость и алчность.

Original size 660x15

Картина демонстрирует социальное неравенство общества, где общество делится на «богатых», покупающих что-либо у ювелира, в то время как «бедные» являются отражением реальности и просто наблюдают за ними. Что и отражает взгляд Бога.

Самолюбование

Original size 1280x1588

Женщина перед зеркалом Тициан, ок. 1515

В какой-то момент авторы начинают использовать зеркало в своих работах, как пример самолюбования, что и стало ключевым поворотом для дальнейшей истории.

Original size 562x700

Женщина с зеркалом Питер Пауль Рубенс, 1640

Тщеславие, один из смертных грехов, стало темой, которую художники демонстрировали на своих полотнах.

Сейчас зеркало для нас является неотъемлемой частью жизни, а тщеславие, которое старались передать художники в своих работах, превратилось в самопознание через отражение.

Сегодня зеркало перестало быть только символом божественного взора. Мы отражаем себя в экранах телефонов и социальных сетях, выкладываем образы и моменты жизни. То, что когда‑то считалось тщеславием или грехом, стало частью повседневности.

Заключение

Зеркало в искусстве прошло путь от святости до повседневности. Сначала оно было взглядом Бога, затем предметом искусства, а сегодня — инструментом, с помощью которого мы показываем себя миру. Его значение изменилось, но его сила отражать нас самих осталась.

Свет мой, зеркальце! скажи
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more