
Рубрикатор
1. Концепция 2. Введение в символизм красного цвета 3. Глобальный и географический контекст красного 3.1. Религиозные контексты 3.2. Расхождения в восприятии 3.3. Цвет революции 4. Современная символичность 4.1. Самовыражение в современном искусстве 4.2. Политический и социальный инструмент 4.3. Поп-арт и массовая культура 4.4 Красный в эпоху цифровых технологий 5. Вывод 6. Источники информации
[1] Концепция

Филип Гастон «Красная картина» 1950
Цвет является одним из самых важных художественных инструментов, цвет всегда цепляет наш взгляд и мы разделяем цвета на любимые и нелюбимые. Но на самом деле цвет это больше, чем просто визуальный элемент. Это уникальный язык общения со зрителями. Я выбрала красный цвет для исследования, как самый противоречивый, живой и сложный в своей интерпретации. Значения цвета разняться от любви до войны и от божественности до революции. Какой путь прошел красный цвет и почему стал восприниматься как цвет ужаса и протестов?
Как утверждал Мишель Пастуро, «цвет — прежде всего социальное явление» [1]. Из чего следует, что его значение полностью сформировано культурной средой, религией и политическими ситуациями.
Красный является поистине самым живым и близким нам цветом, это первый из возможных для использования людьми цвет, что делает его неразделимым от истории и теории искусства. Я хочу показать читателям как красный цвет прошел все возможные стадии эволюционного развития вместе с людьми, как меняется его восприятие в зависимости от географического положения и религии, как цвет, который для кого-то означает божественное присутствие, для кого-то является знаком трагедии.
Я рассматриваю процесс преобразования цвета через призму теории искусства, опираясь на труды теоретиков, критиков и самих художников. Красный выделяется своей эмоциональностью, что вызывает силу и наделяет его носителя высокой значимостью. Не зря красный цвет является частым «гостем» на картинах возвышенного искусства. Обратившись к философии Иммануила Канта, мы понимаем, что возвышенное есть необъятное находящееся на грани между прекрасным и ужасающим. Эффект создаваемый красным цветом идеально подходит под данную идею. Красный также является невероятно интересным для рассмотрения в облике политического инструмента и реализации искусства как выражения своих прав и несогласий.
Малевич называл красный цветом, цветом нового мира, способным разрушить старые порядки.
Это иллюстрирует отношение к красному цвету. Это совершенно важная, уникальная форма голоса и самовыражения. Мое исследование рассматривает цвет с теоретической точки зрения, как самостоятельный код культуры. Цвет веры, силы, духовности, страсти и социального драматизма. Это исследование переосмысление цвета как помощника для изучения социально-культурных и политических историй. Я делаю попытку расширить существующую позицию цвета в искусстве и осознать его как теоретический элемент, объединяющий культуру, историю, эстетику и социологию.
Мое исследование структурировано следующим образом, вначале я обращусь к истории дабы узнать самые ранние символы красного цвета, приводя примеры находок древних цивилизаций. После я изучу религиозную историю цвета и пути расхождений в восприятии между православными и католическими странами. Затем мы рассмотрим красный как символ революций и войны. Ну и конечно, отнесемся к современному искусству, чтобы узнать каким этот цвет видим мы сами.
[2] Введение в символизм красного цвета
В исследовании я делаю упор на более современные нам времена, но я вынуждена обратиться к изначальной трактовки красного, потому что именно вспоминая символичность красного для древних цивилизации, мы понимаем, что это далеко не простой цвет, изначально признанный цветом силы, передовая мощь на эмоциональной уровне.
Невозможно рассуждать о настоящем красного, не зная его прошлого. Красный цвет считается самым древним из всех, используемых людьми. Красный очень богатый оттенками цвета, от розового до кирпично-коричневого. Подтверждение столь раннему использованию оттенка «охра красная» представляет собой находка в пещере Альтамира. Изображение быка датируемое 15000-16500 годами до нашей эры. Природный оттенок добываемый из глины, был один из основных в использовании древними цивилизациями. В столь раннее время палеолита, люди вряд-ли наделяли красный цвет символикой, его выбирали благодаря простоте добывания и яркости.
Бизон из пещеры Альтамира 15000 до н. э.
В более позднее время, в древних культурах, красный цвет обретает свою первую символичность. Определяется это, конечно, идеологическим и географическим положением. Например, благодаря археологическим раскопкам понятно, что древний Египет, прибегала к красному в изображении богов, бога Ра и бога Сета. Красным изображали также кожу людей. Применение красного находят и на саркофагах, а на мумию надевался красный амулет Тет. Красный считался цветом силы, ярости и опасности. Но также цветом солнечной энергии и крови, которая представлялась жизненной силой. Красный носил и символ власти и статуса.
Неизвестно «Охота в зарослях папируса» 1350 г. до н. э.
Гроб Несыхонсу 1069-945 до н. э.\ Амулет Тет
В Древнем Китае красный использовали для защитных ритуалов, во время свадьбы или же для украшения жилища. Красный носил символ благополучия и защиты. Также, такой сильный цвет и в этой культуре соотносился с имперской мощью, служил символом бессмертия.
Архитектура Древнего Китая\ «Портрет императора Юйвэнь Юна» 560-е
Если мы обратимся и в историю античной греции, тоже узнаем, что красный носил символ войны, власти и жертвенности, означая кровь как связь с богами. Мирча Элиаде в «Священное и мирское» обозначает красный как признанный с древних времен символ связи жизни и подземного мира. Он пишет, что «цвет крови и огня символизировал божественное присутствие, а также ритуальную жертвенность» [2]. По пути своего развития, создавали множество способов достижения красного, в разных его оттенках, среди них: кермес, миниум и красный кадмий.
[3] Глобальный и географический контекст красного
Можно выделить два пути развития красного цвета, которые сосуществовали долгое время и существуют до сих пор. Отношение и восприятие к красному цвету значительно отличается в русской культуре и культуре западноевропейской. Видно это и по работам художественным, и по трудам литературным, и по описанию людей.
[3.1] Религиозные контексты
Начать, искать различия восприятия нужно именно в иконописи. В древнерусских иконах красный цвет, являлся образом божественности. В русских иконах к красному прибегали как обозначения энергии жизни, божественного присутствия, любви и неустрашимости перед лицом смерти. Например, фон окрашенный в красный читался, как вечность жизни. Также большинство одеяний богородицы были окрашены в этот же цвет. Так красный для православных традиций имел сакральный, духовенный смысл. Цвет одежд богоматери символизировал ее статус Царицы Небесной, также в православной культуре, красный означает животворящую энергию, непоколебимую связь с богом. А если обратится к русской культуре, слово красный, также означало «прекрасный», поэтому красные одеяния подчеркивали светлое значение Богоматери. Красный цвет не воспринимался как что-то опасное или вызывающее, цвет был символом красоты и духовной энергии.


Дионисий «Богоматерь Одигитрия» 1482\ Неизвестно «Илья-пророк» середина 15 века
В то время как на западноевропейских иконах, к красному подходили иначе. В иконах или религиозных работах католического искусства, красный нес облик страданий и боли, что использовалось как акцент на боли мирских людей и греховное искупление через страдания. Даже кардиналы католической церкви облачены в красные одежды, что подчеркивает значение красного, как символ крови и готовности идти на жертву ради своей веры.


Филипп де Шампень «Кардинал Ришельё» 1642\ Антонис ван Дейк «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» 1620-е
Микеланджело Меризи де Караваджо «Ужин в Эммаусе» 1601-1602\«Поцелуй Иуды» 1602
[3.2] Расхождения в восприятии
Контрастное восприятие красного цвета, делает его интересным для анализа в теории искусств. Опираясь на теорию искусства, красный цвет попадает под определение возвышенного, его используют для драматических сюжетов и накала страстей, но все это зависит именно от культуры целиком. Если смотреть обширно, захватывая всю область культурного контекста, можно выделить, что красный цвет в русской культуре, является синонимом слова «красивый», что во многом заложило его восприятие и меры использования. Красный частый цвет народных костюмов России, многие лингвистические выражения можно привести, дабы показать позитивное отношение нашей культуры к красному цвету, например: «красно-солнышко», «красна девица».
Основной мыслью работы этнограф и фольклорист Иван Снегиёв, «Русские простонародные праздники и суеверия» является, что красный цвет в русском народе — это не только цвет красоты, но и цвет силы, праздника и торжества. «Красное солнышко», «красная девица», «красный угол» — все это символы, соединяющие красоту с возвышенным и священным.[3]


Филипп Андреевич Малявин «Смеющаяся девушка» начало 20 века \«Бабы» 1905


Абрам Архипов «За работой» 1926\ «Крестьянка» 1925


Аркадий Пластов «Лето» 1954 \Абрам Архипов «Крестьянка» 1916
В западноевропейской культуре красный ассоциировался с опасностью, страданием, болью, кровью. И именно сюда подходит определение красного, как признака возвышенного, на большом количестве полотен художников, красный выражает драму и трагедию описываемого сюжета. Основной мыслью западноевропейского отношения к красному цвету, можно выделить фразу: «красный страшит». Помимо этого они выделяли красный как цвет страсти и ассоциировали его с проститутками, недаром понятие «улица красных фонарей» имеет место быть начиная с 12 века.
В пример могу привести Дерека Джармена, который определял красный цвет как: «цвет жизни, покидающий разбитое сердце» и «красное вино — пойло» [4]. Также Дерек называет красный цвет, в принципе, неприятным и некомфортным. Джармен был личностью связанной и с кино, и с искусством, поэтому весьма может считаться голосом культуры западной Европы. Особенно наглядна культурная разница видна, если сравнить фразу Дерека Джармена «красный сжигает себя» [5] с цитатой Кандинского о его горячо любимом красном цвете: «красный, горит внутри себя» и «красный вообще не переносит ничего холодного» [6].
Ян Матейко «Станчик» 1862
Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала» 1827\ Жак-Луи Давид «Клятва Горациев» 1784\ Уильям Тёрнер «Невольничий корабль» 1840
Поэтому сейчас, будучи представителем современного искусства 21 века, определить красный однозначно очень сложно. Красный прошел путь от богов, императоров, до сильного культурного и географически объяснимого разделения восприятий, что накопило на цвете огромное количество совершенно разных символов, образов и ассоциаций. Но последним очень важным событием в истории восприятия красного, для полной картины его современной трактовки, я выделяю коммунизм и революции.
[3.3] Цвет революции
Одной из самых важных точек на пути развития красного цвета, является его использование революционерами. Именно из-за его истории, как сильного, вызывающего цвета, способного привлечь внимание и вызвать сильные эмоции, красный был избран для политической борьбы, что навсегда изменило восприятие красного цвета, в головах будущих поколений. Становление красного как символа борьбы за свободу, началось во время Великой французской революции, когда флаг окрашенный в красный ознаменовали символом борьбы за равенство. После чего все дальнейшие, записанные в историю человечества революции, обязательно носили в себе красный, как символ борьбы. Конечно, художники тех эпох, запечатлели это на своих полотнах.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1830
Иван Владимиров «Взятие Зимнего дворца» 1917\ Борис Кустодиев «Большевик» 1920
Позднее, с развитием коммунистических идей, в 19 веке, красный начал считаться цветом рабочих и крестьян, символом классовой борьбы. Попав на флаг Парижской коммуны, красный цвет навсегда увековечили, как цвет борьбы, что нашло свое отражение и в России.
Во время революция 1917 года, красный был как официальный цвет большевиков, а позднее и СССР, который буквально окунул страну в мир красного цвета. Флаг стал полностью красным, его использовали в агитационных плакатах и название Красной армии. Что снова возвращает нас к истории разности культурного восприятия. В европейских странах красный использовался всегда, когда происходила борьба за что-то, это был символ крови пролитой за свободу. В мирное время использование такого цвета избегалось, тогда как Россия, живя под полностью красный флагом долгие годы, называя главную площадь страны «красной» скорее воспринимали цвет, как символ свободы, смелости, отваги и братской сплоченности.
Владимир Серов «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» 1955\ «Митрофан Греков Трубачи Первой конной армии» 1934


Дмитрий Жилинский «Гимнасты СССР» 1964—1965\ Николай Терпсихоров «Первый лозунг» 1924
Тут уже красный цвет был полностью «опрокинут» в политические распри, его вид мгновенно вызывал ассоциации со страшными датами или коммунизмом, что еще сильнее укрепило это культурное разделение между славянским восприятием цвета и западноевропейским. Так красный стал враждебным цветом для противников идей коммунизма. Во времена холодной войны, даже существовал термин «красная угроза». Именно 20 век навсегда повлиял на восприятие красного цвета. Крайне ощутимо наделив его политическим окрасом.
Как писал в «Красный. История цвета» Мишель Пастуро, красный навсегда потерял другие свои символы: красота, любовь, страсть: «Одно идейное течение целиком присвоило себе красный в качестве символа или эмблемы. Красный стал прежде всего идеологией и лишь потом цветом» [7]. Уолтер Беньямин в «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Рассматривает красный как инструмент пропаганды в революционных плакатах периода Советского Союза.


Ираклий Тоидзе «Родина-мать зовёт!» 1941\ Неизвестный художник «Дай качество!» 1931


Виктор Иванов «Отстроим на славу!» 1945\ Виктор Говорков «Счастливые родятся под советской звездой!» 1936


Нина Ватолина, Николай Денисов «Не болтай!» 1945\ «По Ленински жить, работать и бороться!» 1958
Исходя из этого непростого времени, красный цвет приобрел для себя ряд новых значений: красный есть борьба за социальные изменения, в странах бывшего СССР, красный означает мужество и подвиг. Это ознаменовало красный цвет, определенно самым противоречивым в мире, он также стал считаться обоюдным цветом власти и силы. Но красный можно считать общественно признанным политическим художественным инструментом, который всегда используется на агитационных работах, что все же укоренило его и в художественном контексте.
[4] Современная символичность
Суммируя идеи Ролана Барта в труде «Мифология», можно сделать сказать, что красный — это одновременно цвет страсти, революции и опасности. Его культурная насыщенность делает его мощным знаком, который мгновенно интерпретируется зрителем, независимо от контекста.
Изучив историю красного цвета, приобретение разной символики, появляется вопрос, а как же такой сложный, противоречивый, наполненный, кричащий, опасный, теплый и солнечный цвет сосуществует внутри себя и как выражается в современном искусстве. Приобрел ли он обоюдное значение или так и остался родным цветом для одних и напоминанием об ужасающих событиях для других? Понимают ли разные люди символы, которые заложил художник в свою работу, используя красный цвет? А может в современном искусстве красный цвет полностью потерялся в символике и пропаганде? Изучая красный цвет в современном искусстве, я постараюсь ответить на эти вопросы.
[4.1] Самовыражение в современном искусстве
Сейчас можно выделить использование красного для самовыражения, что по сути избавляет его от символов прошлого, так как художники воспринимают красный как средство выразить задуманное, на эмоциональном уровне. Что означает более философский, Кантовский подход к цвета, он стал чем-то прекрасным, изящным, способным отозваться в воображении и рассудке наблюдателей. Так художники прибегают к красному, когда хотят подчеркнуть сложность идеи работы.
В своих картинах переосмыслять красный начал Марк Ротко, который ставил цвет в абсолют, давая полную свободу в восприятии. Ротко использовал красный не как символ или дополнение, призывающее внимание, а как полноценное эмоциональное состояние и погружение.


Марк Ротко «Без назания» 1969\ «Без назания» 1970
Марк Ротко «Красный на бордовом» 1959
Ив Кляйн, также лишал красный всех символов, освобождал от исторически принятой нагруженности и в своих монохромных работах, переживал красный как цвет, ценный как таковой. Именно работы Кляйна можно назвать возвышенными, когда цвет лишенный формы, сюжета, концентрирует внимание зрителя исключительно на эмоциях и чувственности, что дарит цвет. Погружая в размышления и рефлексию. Сам Ив Кляйн в своих трудах называл красный наделенным трансцендентной силой, способной вызывать у зрителя чистое восприятие. Именно так красный цвет обрел новую форму, самостоятельного выражения.
Ив Кляйн «Красный монохром» 1950-е
Красный также все еще используют как напоминание о чем-то печальном, обращаясь к тотальным переживаниям и коллективной памяти. Так по философии Барнетта Ньюмана, мы понимаем, что красный опять намеренно лишен формы, и используется как духовных инструмент, погружающий зрителя в осмысление бытия. И красный снова предстает пред нами не как просто цвет, но как метафора для личностный идей наблюдателей.
Барнетт Ньюман «Муж героический и возвышенный» 1967
Красный как призыв к коллективной памяти, можно заменить и на полотнах Ансельма Кифера. Художник прибегает к красному, как к символу войны, крови и перемен. Красный тут остался в своем самом очевидном и опасном значении, но предстает в современной, переосмысленной форме. Красный на полотнах Кифера есть память, исторические трагедии, голос народа.
Ансельм Кифер «Большой железный кулак Германии» 1979
Можно определить, что красный в современном искусстве стал не просто цветом на палитре художника или визуальным инструментом для создания акцента. Красный есть самостоятельное заявление, наполненное смыслами и философией. Красный все еще активный способ выразить сложность идеи и глубинный отклик зрителей. Так красный описывал и Василий Кандинский, говоря: «Красный — это сила, направленная наружу, вызывающая бурю эмоций» [8]
[4.2] Политический и социальный инструмент
Конечно, красный цвет все еще остается символом борьбы, сопротивления и голосом свободы. Поэтому этот цвет активно используется в уличном искусстве, плакатах, смелых авангардных инсталляциях. Вновь обращусь к идеи Василия Кандинского, что красный цвет ощущается как зов к действию, к движению.
Красный и по сей день остается активным участником политических расприй, передавая напряжение и ярую борьбу. Примером может являться Шепард Фейри, который использует красный для символа революционных изменений в своей работе «Надежда». А также как символ борьбы за социальную справедливость в работе «Мы, люди».


Шепард Фейри «Надежда» 2008\ «Мы, люди» 2017
Красный также использую для акцента на проблемах, в работах стрит-арта и во время протестом, акций и митингов. Так например, Бэнкси в работе «Девочка с воздушным шаром», использует красный цвет как символ протеста и надежды.
Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» 2002
Эко движение «Восстание против вымирания»
Сейчас красный цвет остается мощным политическим инструментом. Он является способом протеста, делая возможным диалог через искусство даже в тяжелые времена, что наделяет красный цвет очень важной, спасительной ролью и надеждой.
Красный цвет акцентирует внимание общественности на проблеме, помогает осознать ее срочность и весомость, и наделяет людей уверенностью в борьбе за свои права.
[4.3] Поп-арт и массовая культура
Один очень ярким и новоприобретенные смыслом красного цвета стало массовое потребление. В пору развития торговли, массовой продукции, моды, глобализации, красный обрел новые смыслы и трансформировался в инструмент отражения общества потребления. Так красный не несет смыслов революции, но благодаря своей яркости, дерзости, и эмоциональности становится любимчиком для продуктов массового производства.
Из идей Роланда Барта можно сделать вывод, что в современном обществе красный становится цветом, который провоцирует желание, обращая человека в потребителя. Это не просто цвет — это знак, товар, инструмент манипуляции.
Так например Банки супа «Кэмпбелл» работа Эндрю Уорхола, делает красный символом доступности и показывает как продукт способен потерять свою уникальность, ради привлекательности среди масс. Уорхол иллюстрирует то самое массовое производство для которого красный становиться языком рекламы.
Энди Уорхол Банки с супом «Кэмпбелл» 1962
Так и портреты Мэрлин Монро, где художник делает акцент на красных губах, снова используя цвет, как отображения трендовой моды, гламурности и транслируя массовый образ. Эта работа, где красный уже скорее является товаром, нежели цветом, полностью существуя как объект потребления. Уорхол часто прибегал к красному, дабы захватить внимание зрителей на желаемом.
Энди Уорхол «Бирюзовая Мэрлин» 1964
Так красный обретает новое звучание, и начинает ассоциироваться с рекламой. Цвет благодаря которому начинает стираться грань между искусством и потреблением, прямолинейный и манипулирующий эмоциями. Тут идеи Ролана Барта о цветах как элементах массовой коммуникации могут служить опорой для понимания перехода красного как символа борьбы к символу рекламы и коммерции.
[4.4] Красный в эпоху цифровых технологий
В технологическую эпоху, на просторах интернета, красный цвет подвергается постоянным экспериментам в своей трактовке, технологии также позволяют дополнить цвет, впечатлением от звука и полного погружения, как например в компьютерных играх.
Сейчас в NFT- искусстве к красному часто прибегают дабы привлечь внимание среди огромного пока картинок, как и художник Mad Dog Jones использует его для обозначения смелой и дерзкой работы.
MAD DOG JONES «Без названия» 2019
В компьютерных играх красный выступает как сигнал опасности и нарастающего напряжения. Например в игре DOOM красный цвет используется для освещения моментов боя и усиления угрозы. Или же красный цвет часто встречается в игре Cyberpunk 2077 на городских вывесках, как символ массовости и поп арта, все еще сохраняя тревожность от огромности мегаполиса.
CD Projekt RED кадры из игры «Киберпанк 2077» 2020
Но мы лишь вступаем на путь высокотехнологичного мира, сейчас остается открытым вопрос, потеряет ли красный свои привычные и уже существующие символы среди технологий и компьютерного искусства или приобретет новые.
Сейчас красный все еще «жонглирует» своими символами, то означая опасность, то элемент маркетинга или подчеркивая какую-то важную информацию, как например знак ошибки. Виртуальное пространство открывает массу новых возможностей для интерпретации красного цвета, но я смею предположить, что красный всегда будет цветом провокаций, вдохновения и бури эмоций. Снова обращусь к трудам Ролана Барта, основная мысль, которую я могу выделить и которую полностью разделяю, особенно по отношению к красному. Цвет это не просто восприятие, это целый язык, который помогает нам читать этот мир. И язык этот бесконечно наполнен смыслами и готов для новых интерпретаций. И возможно будущее красного будет выражаться уже даже не в его прямом использовании, а в новых контекстах, смыслах, чувствах, которые для нас открывают цифровые миры.
[5] Вывод
Подводя итоги, должна сказать, что путь красного цвета, отраженный в истории и культуре, есть сложный процесс, в котором переплелись множество смыслов и мнений. Красный не просто является первым цветом из существующих, это один из важнейших цветов для искусства. Долгие годы он является уникальным инструментом для выражения, власти, борьбы, силы, любви, сплоченности, божественности и веселья.
Эти противоречия делают красный интересным элементом для изучения в контексте теории искусства. Этот многосложный цвет, выходит за рамки эстетики, но становится отражением социальных, политических и культурных идей своего времени. Красный проживает все важные события человечества, становясь его голосом и ведя за собой. Многие теоретики и художники пытались описать красный и неизбежно сходились во мнение, что это необъятная энергия, способная влиять на людей.
Красный цвет является важным не только для искусства, но и как инструмента политического влияния и культурного самовыражения, что делает его изучение актуальным всегда.
[6] Источники информации
Мифология / Ролан Барт — Академический проект, 2008 (дата обращения 23.11.2024).
О духовном в искусстве / Василий Кандинский — Издательство АСТ, 2018 (дата обращения 23.11.2024).
Красный. История цвета / Мишель Пастуро — Новое Литературное Обозрение, 2019 (дата обращения 20.11.2024).
Священное и мирское / Мирча Элиаде — Московский университет 1994 (дата обращения 20.11.2024).
Русские простонародные праздники и суеверия / Иван Снегиёв — Секачев В.Ю., 2018 (дата обращения 20.11.2024).
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Уолтер Беньямин — Медиум, 1996 (дата обращения 23.11.2024).
Chroma: A Book of Colour — June'93 / Дерек Джармен — Vintage, 1994 (дата обращения 20.11.2024).
[1] Мишель Пастуро // Красный. История цвета стр. 4
[2] Мирча Элиаде // Священное и мирское стр. 46
[3] Иван Снегиёв // Русские простонародные праздники и суеверия главы 2, 4, 7
[4] Дерек Джармен // Chroma: A Book of Colour — June'93 стр. 86
[5] Дерек Джармен // Chroma: A Book of Colour — June'93 стр. 85-87
[6] Василий Кандинский // О духовом в искусстве стр. 72
[7] Мишель Пастуро // Красный. История цвета стр. 88
[8] Василий Кандинский // О духовом в искусстве стр. 73
https://www.weekselling.shop/?daa=10&cib=280&kic=789896&kepp=andy-warhol-and-marilyn-monroe-painting
https://journal.tinkoff.ru/list/cyberpunk-virtual-photography/ (дата обращения 23.11.2024).