Original size 1140x1600

Кот Феликс в ранней анимации

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. О чем моя работа? 2. Кто такой кот Феликс 3. Внешний вид 4. Черты лица и мимика 5. Походка и движения 6. Метаморфозы 7. Заключение 8. Библиография 9. Источники изображений

О чем моя работа?

В своей работе я рассматриваю образ кота Феликса — героя мультфильмов немого кино первой половины 20 века Пэта Салливана и Отто Мессмера. Кто из них его автор все еще остается неизвестным, но в большинстве источников указывается, что именно Отто Мессмер — реальный создатель персонажа, а Пэт Салливан — владелец студии, на которой мультфильмы создавались. Я провела исследование на тему как при помощи визуальных средств автор раскрывает образ персонажа — его характер, эмоции, которые он испытывает, без использования звука и выбрала данную тему потому, что этот персонаж является по-настоящему значимым в истории, стараясь понять каким образом популярность Феликса была достигнута через визуальные средства, которые использует автор в его образах. На первый взгляд, графика, которую использует автор при создании своего героя, проста — кот черного цвета, большие выразительные глаза и экспрессивная улыбка. Но благодаря именно этому приему автор передает зрителю образ героя без слов, а яркие эмоции, которые проявляет этот персонаж, усиливают восприятие зрителя и сильнее погружают его во внутренний мир героя. Далее я хочу рассказать, кто такой кот Феликс, и как автор отражает его характер при помощи визуальных средств без использования слов и звуков.

Кто такой кот Феликс?

Кот Феликс — антропоморфный кот и первый герой мировой анимации, ставший популярным среди зрителей, персонаж мультфильмов, возникший в эпоху немого кино. Первое его появление замечено в немом короткометражном фильме Feline Follies в 1919 году. Черный силуэт, большие глаза и выразительная широкая улыбка — характерные черты персонажа, сделавшие его популярным в истории мировой анимации. Этого героя иногда называли Чарли Чаплином мультипликационных персонажей, кот был бродягой, он скитался и пытался выживать в этом жестоком мире.

Original size 1480x453

«Felline Follies», Кот Феликс, Пэт Салливан, 1919 г.

На протяжении всего времени существования персонажа его визуальный образ менялся, неизменными оставались лишь окраска и крупные черты лица — это был всегда черный кот с очень большими белыми глазами. Ранний Феликс имел угловатые формы и был очень похож на обычного кота, но в 1924 году Билла Нолан сделал его более округлым.

Original size 1481x820

Внешний вид кота Феликса в фильмах Пэта Салливана «Felline Follies», 1919 г. и «Felline All Puzzled», 1925 г.

Характер героя также менялся, как и внешние его черты. Ранний Феликс — это добрый, умный и ловкий кот, который всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Он часто хитрит, никогда не теряет оптимизма и жизнерадостности, а с течением времени постепенно превращается из бродячего кота в добродушного «детского» героя, борющегося со злом и несправедливостью. В последующих главах я показала, как автор при использовании того или иного визуального приема передает характер персонажа.

Внешний вид

Черный силуэт и огромные выразительные глаза

Именно таким изображался Феликс в ранних фильмах. Большие белые глаза на тёмном фоне силуэта создают сильный цветовой контраст, что усиливает «живость» персонажа и помогает передать эмоции даже без звукового сопровождения (например, радость, удивление, страх). Это визуальное средство показывает кота как активного, находчивого и озорного персонажа, что автор передает при помощи простых, но выразительных форм.

Original size 1441x440

«Felix in Hollywood», 1923 г., «Oceantics», 1930 г. , Кот Феликс, Пэт Салливан

Большая голова и округлые формы

Округлость форм и мягкие линии вызывают у зрителя ощущение дружелюбия, обаяния. И несмотря на то, что Феликс обладает хитростью и продуманностью, он остаётся «милым» и привлекательным для зрителя героем.

Original size 1440x464

«Oceantics», Кот Феликс, Пэт Салливан, 1930 г.

Простая графика и минимальное количество линий

Этот прием был использован автором для того, чтобы с большей скоростью производить фильмы, а также, чтобы получить чистый визуальный образ героя, отражающий его характер — лаконичный, быстрый и умный.

Original size 1440x465

«Felix in Hollywood», 1923 г., «Oceantics», 1930 г. , Кот Феликс, Пэт Салливан

Черты лица и мимика

Обаятельная улыбка и огромные белые глаза помогают передать эмоции персонажа без звука. Эмоции героя — удивление, хитрость, радость, страх были понятны зрителю без слов, а контраст белых глаз и черного силуэта усиливали экспрессивность этих эмоций.

Original size 0x0

«Felix All Puzzled», Кот Феликс, Пэт Салливан, 1925 г.

Походка и движения

Походка героя характеризует его как активного, уверенного в себе персонажа, обладающего кошачьей грациозностью, который через движения демонстрирует свои чувства без слов. Движения Феликса также очень театральны — кот выразительно машет руками, поднимает хвост, наклоняет корпус. Эти приемы позволяет ярко передать эмоции и чувства персонажа только через движения и жесты.

Original size 1440x476

«Felix All Puzzled», 1925 г., «Felix in Hollywood», 1923 г., «Oceantics», 1930 г., Кот Феликс, Пэт Салливан

Во многих мультипликационных фильмах с Феликсом можно заметить его коронную походку — кот ходит из стороны в сторону, лапы сзади за спиной, опущенная голова, задумчивое выражение лица.

Original size 440x340

Знаменитая походка героя из фильма «Oceantics», Кот Феликс, Пэт Салливан, 1930 г.

Метаморфозы

Гибкий хвост

Другим визуальным средством, который автор использует в своих ранних работах с Феликсом, является способность хвоста или тела превращаться в различные предметы (например, трость, рыболовный крючок или лопата), что характеризует его как находчивого, изобретательного и готового к приключениям персонажа. Использованием подобных трансформаций в своих ранних фильмах автор подчеркивает их комедийный и фантазийный характер и активную и творческую натуру своего героя.

Original size 1440x537

Метаморфозы с хвостом в фильмах «Felline Follies», 1919 г. и «Felix in Hollywood», 1923 г., Кот Феликс, Пэт Салливан

Original size 1440x587

Превращение хвоста в подзорную трубу в фильме «Oceantics», Пэт Салливан, 1930 г.

Взаимодействие с окружающим миром

Предметы, с которыми взаимодействует Феликс, периодически превращаются в другие вещи: вопросительный знак становится лестницей, тень — партнёром по танцу и т. д. Эти метаморфозы позволяют охарактеризовать героя как находчивого, полного оптимизма и жизнерадостности персонажа. Феликс изобретателен — он не ищет идеальный мир, а сам создает его вокруг себя (например, рисуя лестницу хвостом).

Original size 1440x375

Кадры из фильма «A Cat and a Kit», Кот Феликс, Пэт Салливан, 1925 г.

Original size 1440x553

Кадры из фильма «A Cat and a Kit», Кот Феликс, Пэт Салливан, 1925 г.

Окружающая среда героя отражает процесс его эмоционального состояния и мыслей и изменяется не по закономерностям природы, а по законам его мыслей. Плач растекается лужей чернил, страх превращается в убегающую фигурку, а когда ищет решение — появляется лампочка. Можно сказать, что мир — это продолжение его характера, подчеркивающий изобретательность, ловкость, жизнерадостность и выражающий эмоции через окружающие предметы.

Original size 1440x707

Кадры из фильмов «The Non Stop Fright», 1927 г., «Oceantics», Пэт Салливан, 1930 г., Кот Феликс, Пэт Салливан

Заключение

Ранний кот Феликс — это смесь хитрости, добродушия и оптимизма. Он — умный, изобретательный персонаж, идущий навстречу новым приключениям и опасностям. Его эмоции открыты и ярко выражены, жесты и движения театральны, что позволяет зрителю лучше понять состояние героя даже без слов. Окружающий мир подстраивается под Феликса и становится продолжением его личности, а любая проблема превращается в игру, и даже чувствуя опасность герой обладает чувством юмора и ищет повод для шутки. Таким образом, Феликс стал первой «звездой» американской анимации и важным персонажем в ее истории. Он стал не только популярным, но и коммерчески успешным. Начала изготавливаться сувенирная продукция с его образом — открытки, игрушки, детские подарки. Зрители полюбили кота и часто ходили на мультфильмы с ним, это и объясняет их огромный список. Фильмография с этим персонажем — это не просто развлечение, но и отражение духа того времени.

Bibliography
1.

Donald Crafton — Before Mickey: The Animated Film 1898–1928

2.

John Canemaker — Felix: The Twisted Tale of the World’s Most Famous Cat

3.

Giannalberto Bendazzi — Animation: A World History (Vol. 1)

4.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кот_Феликс (дата обращения: 02.11.2025)

Кот Феликс в ранней анимации
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more