
РУБРИКАТОР
1. Рубрикатор; 2. Симметрия; 3. Фрейминг; 4. Негативное пространство; 5. Цветовой контраст. 6. Вывод
КОНЦЕПЦИЯ
С развитием капитализма и усложнением рыночных отношений возникла надобность в эффективной системе стратегического развития бизнеса. Так постепенно сформировалась корпоративная культура — совокупность моделей поведения сотрудников компании, которые соответствуют её ценностям и целям и призвана повысить продуктивность работников и максимизировать прибыль. Она создает единое культурное пространство внутри рабочего коллектива, отдельный мир, с собственной символикой, слоганами, дресс-кодом, правилами и нормами. Именно в таком коллективе происходят события сериала «Разделение».
Баннер к сериалу «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
«Разделение» (2022-) — сериал в жанре психологического триллера снятый режиссером Беном Стиллером и Ифой Макардл и повествующий о работниках компании «Люмон Индастриз», которые прошли через уникальную процедуру разделения сознания. После внедрения небольшого имплантата в мозг, память работника «Люмона» делится на две части: на работе, человек не помнит свою жизнь за пределами офиса, а в обычной жизни он не помнит, чем занимался на работе. Так, в одном теле зарождаются две абсолютно разные личности: обычный человек и личность, которая не видела ничего, кроме офисных коридоров и коллег. Офисная личность, живет в культурном корпоративном пространстве, как tabula rasa впитывая правила и ценности загадочной компании «Люмон Индастриз», пока внерабочая личность продолжает жить обычной жизнью.
Неприятную, холодную атмосфера царящую в компании «Люмон» подчеркивают выбранные авторами композиционные решения. Когда на экране появляется Люмон композиция становится неестественно симметричной или фрагментированной, а в цвете начинают преобладать синие и зеленые оттенки. «Люмон» вызывает чувство изолированности от внешнего мира и отрешенности, но даже в таком холодном одиноком месте герои, с помощью борьбы, находят крупицы счастья. В данном визуальном исследование я рассмотрю, как авторы с помощью композиции показывают конфликты персонажей и их противостояние корпоративной культуре «Люмона».
Две личности Марка из вступительных титров, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Моя гипотеза заключается в том, что композиция «Разделения» подчеркивает два основных конфликта, представленных в сериале: конфликт между человеком и компанией и двумя жизнями одного человека.
Визуальный материал отобран из первого и второго сезонов сериала «Разделение» и состоит из скриншотов, демонстрирующих примеры композиционных решений. В качестве текстовых источников была выбрана статья посвященная корпоративной культуре, статья о визуальной композиции через призму архитектуры и книга о композиции в кино.
Если не считать концепцию и вывод, визуальное исследование разделено на четыре пункта с подпунктами. Я пройдусь по основным композиционными приёмам, использованных режиссерами, первый из которых симметрия — основной приём, создающий угнетающую атмосферу офиса и демонстрирующий конфликты между персонажами. Потом, пункт «Фрейминг» раскроет как в сериале показана беспомощность работников и как они с ней справляются. Пункт «Негативное пространство» покажет неестественность и безжизненность пространств офиса «Люмона» и проиллюстрирует, как режиссеры показывают отрешенность и одиночество героев. Последний пункт продемонстрирует, как авторы с помощью выбора цвета подчеркивают разницу между офисной жизнью и свободой.
СИММЕТРИЯ
ИНТЕРЬЕР И ЭКСТЕРЬЕР
С самого первого эпизода «Люмон» предстаёт перед зрителями как холодное и неприветливое пространство. Главное здание и коридоры неестественно симметричны, что в купе с архитектурном стилем схожим с брутализмом создает гнетущую атмосферу. Главный герой по имени Марк входит в здание, являясь проводником для зрителя в корпоративную культуру «Люмона». ㅤ Марк на данном этапе — часть «Люмона», что подчеркнуто его нахождением в самом центре экрана, пока он доходит до своего рабочего места. Он вписывается в неестественность компании.Главное здание «Люмона», «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Интерьеры «Люмона», «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Рабочее место Марка и его коллег находится в самом центре комнаты, что создает ощущение изолированности и незащищенности.
Рабочее место Марка и его коллег, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Коридоры «Люмона» выглядят бесконечными длинными благодаря широкоугольному объективу. Точка схода, находящаяся в самом центре кадра затягивает зрителя в это лиминальное пространство.
Коридоры «Люмона», «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ
Если в центре симметричного кадра оказывается человек в полный рост, то это указание на власть, которую имеет этот персонаж. Так, например, мисс Кобел, начальница Марка, и Кир Иган, основатель «Люмона» и человек почитаемый в компании как Бог, часто появляется в центре композиции. ㅤ Кроме того, благодаря контрасту темного и светлого, получается интересный кадр: темный фон со ярким световым пятном, на фоне которого стоит тёмный силуэт.Мисс Кобел и Кир Иган, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
С помощью симметрии в сериале подчеркиваются конфликтные отношения между людьми. Отличительный черты таких сцен: персонажи находящиеся друг напротив друга и разделенные вертикальной полосой.
Встреча двух не доверяющих друг другу отделов, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Недоверие и враждебность, показанные через симметрию, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ЗЕРКАЛО
Зеркало — предмет часто появляющийся в сериале. Благодаря работе с отражениями, режиссеры демонстрирует раскол в человеке, разделение сознания. В обоих представленных ниже сценах находятся Марк, Хелли и её отражение. Хелли — офисная личность, а ее отражение — аллюзия на ее внерабочую личность, которая обманывала персонажей, притворяясь Хелли. Марк на обоих кадрах показан зажатым между двумя ее личностями не зная, сможет ли он снова доверять ей после обмана. Два идентичных лица, но два абсолютно разных характера — вот что показывает зеркало в этих сценах.Конфликт между Марком и Хелли напротив зеркала, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
НАРУШЕНИЕ СИММЕТРИИ
Симметрия выглядит устойчиво и спокойно, этот тип композиции лишен накала страстей, поэтому когда симметрия разрушается, это производит впечатление нарушения порядка вещей и воспринимается как надвигающаяся угроза. Несмотря на то, что симметрия в «Разделении» является способом подчеркнуть неприязнь между персонажами, противостоящие друг другу герои никогда не пересекают центральной линии для прямой конфронтации. Первый кто это сделает — мистер Милчик, менеджер, который врывается в привычный симметричный кадр и переступает центральную вертикаль, нарушая личное пространство Марка. Этот прием показывает решительность и враждебность Милчика и подчеркивает его доминирующее положение.Милчик догоняет Марка у лифта, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Милчик шантажирует Марка, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Другой пример нарушения симметрии: когда одна половина кадра перевешивает другую. В первой сцене симметрия нарушена из-за отсутствия человека справа, оставившего после себя только пустой стул; а во второй сцене левая половина перевешивает правую из-за большего количества людей. В первом случае — недостаток, утрата, во втором — угроза, опасность.
Дилан смотрит на уходящую жену и Марк перед начальством, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Таким образом, симметричные композиции не только создают тревожную атмосферу, но и раскрывают внутренний мир героев. Из-за симметрии кадр выглядит плоским, статичным, неестественным. Персонажи заперты в этом суровом холодном здании, являясь заложниками в бесконечных белых коридорах. Зеркальная симметрия работает на раскрытие конфликтов персонажей, сталкивая их лицом к лицу.
ФРЕЙМИНГ
Жена Дилана на экранах, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ЗАТОЧЁННЫЕ ВО ФРЕЙМЕ
Персонажи «Разделения» часто заключены в жесткие геометрические композиции, подчеркивающие гнетущую и контролирующую природу их окружения. В ловушку фрейма попадают не только простые работники-коллеги Марка, но и представители менеджмента, что позволяет сделать вывод о том, что даже те, кто не прошли через процедуру разделения — слуги корпорации «Люмон».Персонажи вписанные в геометричные формы, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Лифт — место откуда начинается рабочий день у каждой офисной личности. Это первый фрейм, который они видят каждый день, он имеет путь только на работу, в офис, и выйти через лифт офисной личности невозможно. Лифт является саркофагом, клеткой для сотрудников, находящимся в идеально симметричном зале ожидания.
Начало рабочего дня, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ЭЛЕМЕНТ ПОДГЛЯДЫВАНИЯ
Иногда камеры выставлена так, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что они видят что-то запретное. Например, встреча Дилана и его жены, которую зрители наблюдают через дверной проём, ощущается очень личной, интимной. Пара занимает одну треть кадра, слева и справа они окружены стенами, что создает ощущение, что они находятся в своём мире, недоступном зрителям.Встреча Дилана и его жены, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Другой пример: кадр, демонстрирующий Марка, читающего не одобряемую в «Люмоне» литературу. Мы видим только часть книги и небольшой кусок его лица в щели двери туалета, а сам фрейм занимает примерно одну восьмую кадра, что указывает на тайность и преступность поступка Марка. Книга, которую он читает, рассказывает о понятии «я» и критикует корпорации, такие как «Люмон». «Не ты нужен работе — а работа нуждается в тебе» — читает Марк, прячась от посторонних глаз.
Марк читает книгу в туалете, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ПОКИДАЯ ФРЕЙМ
Но никакие рамки и ограничения созданные «Люмоном» не могут остановить главных героев, не могут задушить их желание свободы. В сценах, когда персонажи выходят из фреймов — дверных проёмов — кадр выставлен так, что фрейм занимает одну половину кадра, а вторая остается пустой, загадочной. Героям не ясно, что с ними может произойти после нарушения правил компании, но и существовать в четко установленных рамках они не намерены. Они выбирают неизвестность, они выбирают свободу.Основные персонажи впервые отправляются на разведку, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Последний рабочий день Марка и Хелли, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Персонажи ждут курьера с этажа для тестов над людьми, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Часто персонажи сдвинуты в стороны и будто прижаты у краям кадра, оставляя рядом две трети пустого пространста. Такое композиционное решение показывает изолированность персонажей, их беспомощность и незначительность на фоне большой всемогущей компании.
Жена Марка на этаже для тестов над людьми, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
В сценах, когда персонажи идут по коридорам «Люмона», актеры сняты на широкоугольную линзу с большого растояния, из-за чего они выглядят крошечными на фоне длинного безжизненного коридора.
Негативное пространство в коридорах «Люмона», «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Кроме того, стоит обратить внимание на эпизод «Лощина Печали», где актеров снимают на фоне снега, а камера находится высоко над линией горизонта. Ирвинг на льду выглядит, как небольшая черная клякса на белом листе бумаге, от которой надо избавиться. Этим приемом, подчеркнуто бессилие Ирвинга против «Люмона» и его нежелательное нахождение в компании.
Ирвинг на льду, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ
ТОН
Продолжая рассматривать эпизод «Лощина Печали», можно обратить внимание на то, как сценаристы работают с тоном. Деревья по краям кадра образуют виньетку, что создает белое пространство в левой половине кадра; взгляды персонажей устремлены на Милчика, что сразу подсказывает зрителям, куда смотреть. Милчик стоит в белом пальто, возвышаясь над героями и сливаясь со снегом. Из чего можно сделать вывод, что Милчик — хищник, а Лощина — его угодья. Главные герои же стоят, подняв голову вверх, одетые в черные пальто, сильно заметные на снегу. Эта сцена снова подчеркивает иерархию в компании, предупреждает об опасной натуре Милчика и уязвимом положении работников.Основные персонажи и мистер Милчик на ретрите, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
С помощью тонов создатели создают кадры-туннели, в которые можно гипнотически вглядываться. Например, на следующих скриншотах видно, как кадр распаковывается таким образом: черная стена, светлая комната, в которой стоит женщина в темном платье с белым ягненком на руках и с ярко красной кровью на лице. Это подчеркивает мистику и загадочность «Люмона».
Работница козьего отдела со спасённым ягненком, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ЦВЕТА
Как было указано ранее, фирменные цвета «Люмона» — это оттенки синего и зеленого. Оттенки синего часто встречается в оформлении офисов «Люмона» и одежде персонала, однако чистый синий появляется довольно редко. Чистый синий можно считать самый тоскливым цветом из всей палитры в контексте «Разделения» и он постоянно окружает внерабочую версию Хелли, которая, несмотря на своё привилегированное место в компании, чувствует себя загнутой в угол и вынуждена подчиняться воли своего деспотичного отца. В сцене, где она разговаривает с менеджментом, авторы с помощью цвета и композиции (осевой симметрии и негативного пространства) показывают уязвимость и бессилие Хелены, которая, в отличие от своей офисной версии, не способна на бунт против компании.Хелену принуждают вернуться в офис, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Зеленый с оттенками синего — это классические цвета люмоновских офисов, зеленый — цвет секретов, дружбы и недосказанностей: именно в комнате с зеленом полом герои вместе плетут заговоры против компании.
Рабочее место главных героев, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Зеленые перегородки на рабочих местах персонажей — признак корпоративной культуры, способ повысить продуктивность сотрудников и помешать им отвлекаться от работы. Перегородки работают как элемент фрагментации, дробления изображения.
Главные герои разделены перегородками, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Оранжевый цвет — цвет страсти, тайного знания и порыва. Оранжевый цвет чужероден для «Люмона», поэтому теплое свещение встречается преимущественно только внаружи. Кроме того, показывая мир вне «Лимона», режиссеры почти не используют привычную неестественную симметрию.
Марк в доме Рикена, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
И не случайно, что книга, заставившая сотрудников задуматься о собственном «я» и месте работы в жизни человека, напечатана в оранжевом цвете. Книга, как весточка из реального мира, появилась в жизни заключенных в офисах «Люмона» и зажгла огонь в их сердцах.
Антилюмоновская книга, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Марк читает антилюмоновскую книгу, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Оранжевый цвет — путеводный огонь в абсолютнйо темноте, Ирвинг обрел тайное знание после прогулки с факелом по Лощине Печали. Но в то же время — это цвет похоти, страсти, неудержимого чувства, которое затумало сознание Марка.
Ирвинг, Марк и Хелена в Лощине Печали, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
К концу второго сезона огонь превращается в пожар, и на смену оранжевому приходит красный, олицетворяющий смерть и бунт. Красный арбуз, символизирующий смерть Ирвинга, ярко контрастирует с синей и ненасыщенной комнатой, предвещая скорый бунт в коридорах «Люмона».
Арбузная голова Ирвинга, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
В финальном эпизоде весь кадр зальётся красным цветом: светом от ламп системы безопасности, сработавшими после удачного бунта Хелли, Марка и Дилана.
Бунт Дилана и выбор Марка межуд Хелли и Джеммой, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Красный цвет олицетворяет собой момент максимального накала эмоций. Именно в красном свете, Марк выбирает счастье для себя, свободу, он выбирает любовь к Хелли. Второй сезон заканчивается сценой побега Марка и Хелли от «Люмона», от рамок и правил. Не намеренные больше терпеть пренебрежение и обесчеловечивание от компании и собственных внерабочих личностей, они выбираю свою жизнь.
Побег Хелли и Марка, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
ВЫВОД
Разделение яйца, «Разделение», реж. Бен Стиллер. 2022
Композиция в Разделении становится инструментом визуализации внутренних и внешних конфликтов. Композиция действительно раскрывает конфликты между человеком и компанией, но конфликт между двумя личностями одного человека не так заметен, корректнее сказать, что композиция подчеркивает конфликтные ситуации между двумя отдельными индивидуумами, как, например, в сцене где один из персонажей пересекает центральную вертикаль.
Рассмотрев несколько ключевых композиционных приёмов, я пришла к выводу, что композиция подкрепляет концепцию о разделении личности человека надвое, работает на раскрытие конфликтов и противопоставляет корпоративную культуру свободе чувств. Симметричная композиция хотя и может показаться простым выбором, но в «Разделении» она играет особкю роль: обилие зеркальных композиций делает картинку неестественно статичной, но стабильной. Персонажи подстраиваются под стерильный и строгий мир, тоже начиная вести себя сдержанно и неприметно, будто бы прячать в краю кадра. В окружение минималистичного окружения, герои ощущаются незначительными и маленькими, как дети.
Холодное освещение флуоресцентных ламп поддерживают эту искусственную и безэмоциональную атмосферу, пока в кадр не врывается оранжевое-красное пламя реального мира. Так, начинается открытое противостояние сотрудников и компании, не намеренных более терпеть нечеловеческое отношение к себе.
Ермишина Е. Б. Корпоративная культура как основополагающий фактор успешного развития организации // Научный вестник ЮИМ. 2017. № 1.
Питер Уорд Композииия кадра в кино и на телевидении: Пер. с англ. А. М. Аемуровой, Ю. В. Волковой под ред. С. И. Ждановой — М.: ГИТР, 2005. — 196 с.
Телешоу Разделение: мастер-класс по визуальной композиции через призму архитектуры // Фотография Нимката URL: https://nimkat.ca/severance-tv-show-a-masterclass-in-visual-compositionthrough-an-architectural-lens/ (Дата обращения: 21.05.2025)
«Разделение», 2022, реж. Бен Стиллер.
https://9b16f79ca967fd0708d1-2713572fef44aa49ec323e813b06d2d9.ssl.cf2.rackcdn.com/1140x_a10-7_cTC/SEVERANCE042025-1-1745011414.jpg (Дата обращения: 21.05.2025)