Original size 1024x1414

Интерпретация религиозно- нравственных вопросов в образах созданных Босхом

4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Философия Возрождения заключалась в том, что человек вместо бичеваний и лишений, необходимых церкви, должен стремиться к развитию своих духовных и физических сил. В то же время северное Возрождение имело свои отличия от Итальянского. У гуманистов северного Возрождения иное отношение к человеку. Они редко изображали людей с прекрасными лицами и фигурами. Их интерес был обращен к среднему человеку и его будням.

Человеческое тело для художников Возрождения было основным предметом внимания. Они считали красоту не грехом, а благом. Гуманисты северного Возрождения исследовали в человеке как прекрасное, так и ужасное. Картины Иеронима Босха глубоки и сложны, Иероним стремился проникнуть в суть вещей и разгадать тайны мироздания.

big
Original size 771x898

Портрет Иеронима Босха из коллекции Recueil d’Arras

О биографии Иеронима Босха почти ничего не известно. Никто не знает когда точно он родился, есть только примерная дата 1450 г. А все что мы знаем о нем как о художнике, мы можем черпать только из его работ. До наших дней дошло 25 картин и 9 рисунков Босха.

«Рисунки и картины Босха изобилуют изображениями монстров, дьявольских фигур, ангелов и святых, они создают своеобразную иллюзию галлюцинаций, одновременно раскрывая основные темы своего времени: искушение, грех и расплата. Созданные в период около 1500 года (переходный период между Средневековьем и Ренессансом) картины и рисунки Босха, таинственным образом отражают отношения между человеком, его окружением и Создателем. Босх считается блестящим художником, входящим в когорту абсолютных мировых мастеров. В своих работах он показывает фантасмагорические миры, которые до сих пор будоражат воображение почитателей его творчества. Это мастер, чьи работы вдохновляли и продолжают вдохновлять по сей день новые поколения художников.»

Трудно найти в истории искусства живописца, который бы так меня интересовал, как Босх.

Некоторые исследователи пытаются объяснить причудливые образы картин Босха установленными церковными канонами, и в ряде случаев их объяснения выглядят убедительно, но всю структуру его символики они охватить не могут, оставляя многочисленные пробелы.

Original size 1920x1637

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

Самые ранние известные работы художника изображали явно религиозные сцены.

«В конце 1470-х и 1480-х годах, прежде чем достичь своего более вызывающе оригинального стиля, Иероним Босх выполнял многочисленные заказы по проектированию и росписи запрестольных образов для церквей и других религиозных покровителей.»

Original size 360x444

Увенчание терновым венцом (картина Босха)

Original size 600x902

Святой Иоанн на Патмосе (картина Босха)

13 июня 1463 года пожар бушевал в Хертогенбосе, уничтожив более 4000 домов в городе. Считается, что художник стал свидетелем этой катастрофы. Историк искусства Клэр Селвин предполагает, что разрушительный момент в его жизни, возможно, повлиял на более поздние работы, некоторые из которых включают в себя пожары, бушующие на заднем плане.

Original size 1920x1612

Страшный суд (триптих Босха, Брюгге)

Original size 1920x1702

Распятая мученица (триптих Босха)

Original size 2918x2065

Воз сена (триптих Босха)

Original size 1280x1069

Сад земных наслаждений (триптих Босха) (правая сторона)

Original size 1280x672

Искушение святого Антония (триптих Босха)

Что говорят известные исследователи про картины Босха?

«Некоторые историки подчеркивают, что источник вдохновения для отчетливо сюрреалистических и дьявольских существ, населяющих произведения Босха, восходит к религиозным рукописям, датируемым периодом позднего средневековья и эпохи Возрождения.»

Original size 1560x1892

«Святой Иоанн Креститель в раздумьях»

«По мере продвижения Иеронима Босха его стиль становился все смелее и ярче. Многие историки искусства считают, что его самая плодотворная и долговечная работа появилась на пике его карьеры в начале 1500-х годов — „Сад земных наслаждений“. Этот зловещий триптих остается самой анализируемой картиной Босха, сбивая с толку своими яркими, сюрреалистическими образами, разбросанными по трем панелям.»

Босх наставник Брейгеля

Питер Брейгель Старший — нидерландский живописец и рисовальщик, художник эпохи Северного Возрождения. Мастер пейзажа и картин бытового жанра.

Иероним Босх и Питер Брейгель — две самые мрачные и загадочные фигуры Северного Возрождения. Картины художников хранят в себе скрытые символы, которые пытаются разгадать уже много лет. Босха можно рассматривать как наставника Брейгеля, его работы отражают мирские заботы и суету.

Босха и Брейгеля объединяли исторические трансформации и интерес к повседневности. Их обоих окружали исторические события, влияющие на их творчество, оба художника использовали гротеск и иронию, а также христианскую мораль.

Питер Брейгель был земляком Босха. Подобно Босху, Брейгель считался специалистом по изображению «бесовщины» и смешных сцен.

Их работы часто сравнивают, один из примеров сравнения работа Питера Брейгеля «Безумная Грета» и правая створка «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.

Original size 780x565

Безумная Грета Питер Брейгель Старший

Original size 1280x1280

Сад земных наслаждений Правая створка («Музыкальный Ад») Босх

Интерпретация религиозных, духовных и нравственных вопросов в образах созданных Иеронимом Босхом

В первую очередь, чтобы понять на сколько глубоким было погружение Иеронима Босха в работу и создание своей системы уникального видения мира нравственных, религиозных и духовных вопросов бытия, нужно обозначить очень важный аспект — самопроизвольное изучение и трактовка священного писания преследовались Инквизицией. В этом можно сказать заключался подвиг художника.

Начать понимание непосредственно образов и идей Босха стоит с поверхности и постепенно погружаться в зерно мысли, из которого все прорастает. Основным методом интерпретации и изображения постижения вопросов бытия и духовности, морали и деструктивной, порочной, сущности человека, как центра этого бытия, являлись ирония и гиперболизация, но при этом и сострадание — все это образовывало некое ощущение мира абсурдного мистицизма, воспринимать который кажется задачей не из простых.

Однако именно принцип доведения образов до абсурда отражает реальную суть вещей, поскольку каким бы простыми или наоборот сложными нам не казался мир, на деле сценарий существования, как явления, представляет собой хаос, что есть и благо, и проклятье.

Главной целью художника можно назвать «Побуждение к мысли» и на примере наследия Босха эта цель выполнена. С периода рождения его полотен и вплоть до наших дней работы этого художника побуждают нас к размышлениям на темы вечных вопросов мироздания. Абсурдное воплощение идей, метафоры, аллегории и гиперболы создают мир, изучение которого способно дать нечто напоминающее тайное знание.

Гиперболизация пороков и аллегорий на них, доходящие до безумия, на деле передают не что иное как их действительную природу и последствия их процветания.

Этот принцип абсурда не только заставляет погрузиться в размышление, но и сеет нечто ощущающееся как триггер, что как таинство причастия отдаляет от греха, природа этого триггера развивает в человеке нежелание быть похожим на персонажей Босха.

Original size 1280x1280

Смерть скупца (картина Босха)

Original size 1280x1280

Сад земных наслаждений (правая сторона) (триптих Босха)

Original size 1024x1400

Несение креста (картина Босха, Гент)

Следующим, одним из ключевых элементов философской интерпретации образов в работах Босха, является двуединство антропоцентризма и теоцентризма, которое проявляется во всех работах художника. Христианство в понимании Босха наиболее антропоцентричная религия, пронизанная свободой воли и выбора, но при этом даром жизни, что дает благо личного права, человек обязан Богу.

По Босху человек не только бывает свободен в выборе своей судьбы, но и был свободен в выборе права на право выбора своей судьбы. На картинах «Страшный Суд из Вены», «Сад земных наслаждений» и остальных, где идет сопоставление Рая и Ада, изгнание из Эдема будто бы пропитано радостью и облегчением, оно светло и связанно это с тем, что Босх видит изгнание из Рая как благо, что дало начало пути развития венца творения и его главной способности — многополярному мышлению, что зародилось благодаря вкушению плода познания добра и зла. Вкушение плода одарило человека внутренним конфликтом, а значит дало почву для высшего проявления жизни: разума.

Original size 1279x774

Страшный суд (триптих Босха)

Original size 2560x1365

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Первородный грех как начало зачатия сверхчеловека, но порочность природы человека и его неспособность идти ей наперекор, опираясь на разум, дает разрушение человеческой морали и нравственную энтропию, что на картинах Босха изображается как переход агрегатных состояний души от исполненных благодатью и радостью познания к тлению и варению в собственных слабостях и ничтожности.

Этот переходный процесс воспринимается Босхом как-то, на что человек тратит данную ему Господом жизнь. Художник описывает разрушение макрокосма из-за единения с, несозревшим для постижения «Божественного», микрокосмом. Именно поэтому двуединство миров, аллегории, метафоры, персонажи и их образы изображаются в разных, но схожих, ужасных, но прекрасных, общих, но единых концепциях и лучше всего это передается с помощью политики абсурда.

Заключение

Возрождение, или Ренессанс — одна из культурно-исторических эпох, переломный для истории Европы этап между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры.

В отличие от Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, которые творили во Флоренции — городе интеллектуальной элиты, Босх всю жизнь прожил в Хертогенбосе, незначительном городе, полным абсолютно обычных людей. А способы изображения мысли всегда зависят от контингента изучающего ее. Полотна других представителей Возрождения смотрелись людьми и были направлены к людям думающим, людям для которых мышление было чем-то самим собой разумеющимся, а Босх, несмотря на то, что писал свои работы по заказам высокопоставленных лиц, все-таки стремился к тому, чтобы побуждать мыслить человека любого класса и склада Ума.

Этот принцип прослеживается на протяжении всей истории в искусстве, чем более высокоинтеллектуальное общество тем менее отталкивающим казалось искусство, поскольку ему не требовалось насильно затрагивать мыслительные способности людей, а чем менее общество образованно и более погружено в упадок, тем более вызывающе и претенциозное искусство, поскольку преследует цель заставить человека задуматься, а задуматься необразованный человек может только тогда, когда чего-то не понимает.

Интерпретация религиозно- нравственных вопросов в образах созданных Босхом
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more