Original size 1140x1600

Плакаты «Окон РОСТА» и Библия Василия Кореня — отечественные протокомиксы

58
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Образы советской агитации и визуальный язык Библии Кореня — сходства и истоки 3. Триптих лубка: сюжет, яркость, простота 4. Сюжеты о добре и зле 5. «Ярморочность» цветов и визуальных решений 6. Ликбез для народа 7. Сообщение и коммуникация. Вывод

Концепция

Что может объединять Библию Василия Кореня, созданную на исходе XVII века и плакаты «Окон РОСТА» периода революции и гражданской войны 1920-х годов? Эти произведения разделяют два столетия, исторические события, мировоззренческие, философские, художественные, этические и эстетические системы, казалось бы, исключающие даже намек на возможные взаимосвязи, параллели и ассоциации.

Нам предстоит сравнить, проанализировать эти произведения и, в итоге, прийти к парадоксальному выводу: они созданы в одной самобытной традиции и стилистике русского народного лубка.

Образы советской агитации и визуальный язык Библии Кореня — сходства и истоки

Библия Василия Кореня, Библия для бедных, первая русская лицевая блоковая книга, сохранившаяся в единственном экземпляре, заложила основы нового для России XVII века жанра духовного и светского лубка, получившего в дальнейшем самобытное развитие, блестяще изложенное библиофилом, коллекционером, «идеальным собирателем, … знатоком и охотником» гравюр и лубочных картинок Д. А. Ровинским в уникальном десятитомном труде «Русские народные картинки» в 1881 г.

Библии Кореня — это 36 ярких, красочных праздничных, нарядных гравированных и вручную раскрашенных листов Книги Бытия и Апокалипсиса.

Original size 1200x430

Плакаты «Окон РОСТА» 1920-х годов, несмотря на свою революционную направленность так или иначе вобрали в себя традиции русского лубка. Некоторые их признаки, как-то: сюжеты на общечеловеческие темы, визуальные (цветовые и композиционные) приемы, а так же переработанные библейские цитаты присутствуют на советских агитационных плакатах. Это дает основания утверждать о наличии определенных сходств и основы, состоящей из визуальных традиций создания русского лубка.

Плакаты «Окон РОСТА» — это множество идеологических произведений искусства, порожденных временами лозунговой советской агитации.

Original size 4000x1784

Триптих лубка: сюжет, яркость, простота

В основу рассматриваемых произведений искусства ложатся традиции: несмотря на неканоничность страниц Библии Кореня, а также на «дерзость» советских агитационных плакатов, их суть построена на визуальных приемах, позволяющих провести сравнение.

Сюжеты создания нового, лучшего мира представлены и на плакатах «Окон РОСТА», и в произведениях Кореня. Автор Библии ярко демонстрирует это в иллюстрациях к «Книге Бытия» о сотворении мира и человека. В основу своих произведений Корень напрямую берет библейские сюжеты, а художники советской агитации пусть невольно, но так же обращаются к ним. В «Окнах РОСТА» «лозунговым» языком говорится о вневременных темах — жизни и смерти, добра и зла, верности и предательства, противостояния старого и нового миров. В этом обращении к вечным и животрепещущим темам мы и находим сходство, а его визуальная составляющая выражается в следовании традициям русского лубка, которые подчёркивают вечность и общечеловеческую природу сюжетов.

Original size 1440x1530

Окна сатиры РОСТА № 920

Original size 1200x1434

«Сотворение Евы», Корень Василий, 1980-е

Original size 747x800
Original size 1200x1434

«Сотворение человека», Корень Василий, 1980-е

Сюжеты о добре и зле

Original size 3514x1223

Плакат РОСТА № 858. «Каждый прогул — радость врагу, а герой труда — для буржуев удар», Маяковский В.В, фрагменты

Изобразительные решения советских агитационных плакатов во многом вобрали в себя не то, что смысловое наполнение, но ту основу, что лежит в русском лубке — традиционные для изображения цвета «добра» и «зла», динамику, гиперболизированность, ветхозаветные и евангельские цитаты, которые зачастую вкладывались в уста главных героев плакатов «Окон РОСТА» — буржуев, красноармейцев, попов, кулаков, рабочих, крестьян, созданных В. Маяковским, Д. Моором, А. Лентуловым, К. Малевичем, Кукрыниксами.

Original size 2511x1536

Корень Василий «Апокалипсис. Поклонение змею и зверю» и «Четвертый день творения» соотвественно, 1980-е (фрагменты)

Original size 1200x728

Корень Василий «Убийство Авеля» и «Апокалипсис. Поклонение змею и зверю» соотвественно, 1980-е (фрагменты)

Original size 1699x2105

Окна сатиры РОСТА № 700

Original size 1200x1544

«Апокалипсис. Смерть и вознесение на небо», Корень Василий 1980-е гг.

Визуальные решения художников переплетаются друг с другом схожими цветами, которые служат усилением эмоционального восприятия произведений. Так, к примеру, зло имеет схожие цвета как в Библии, так и на плакатах «Окон РОСТА» — темные, серые цвета контрастируют с яркими, придавая гипертрофированным образам еще больший гротескный и сатирический оттенок, делая их явно отличимыми от образов добра — ангелов и святых в прочтении Кореня и рабочего класса в агитационной живописи.

Original size 1400x1764

«Антанта признавала то эту…» РОСТА № 557 Рис. В. В. Маяковского.

Original size 1200x1504

«Апокалипсис. Поклонение змею и зверю», Корень Василий, 1980-е

«Ярморочность» цветов и визуальных решений

В первую очередь стоит обратить внимание на композицию отдельных произведений. На плакате «Окна РОСТА» «Мертвецы парижской коммуны воскресли под красным знаменем советов!» авторства В. Козлинского в центре размещен образ, связанный по смыслу с Иисусом Христом, изображенным на одной из страниц Библии Кореня: «Апокалипсис. Снятие седьмой печати». Оба персонажа «воскресают», что заставляет судить о сюжетной преемственности сцен. Однако важно отметить, что сюжет здесь подкрепляется размещением в самом центре композиции. В обоих случаях это означает главенствующую роль и тот образ, значимость которого необходимо донести до простого народа как времени советской агитации, так и времени Василия Кореня — такова коммуникативная задача обоих художников.

Original size 2048x2720

Плакат. «Мертвецы парижской коммуны воскресли под красным знаменем советов!» В. Козлинский. Окна РОСТА. 1920–1921 гг.

Original size 2400x2996

«Апокалипсис. Снятие седьмой печати», Корень Василий, 1980-е

В плакатах и в листах Библии Кореня красный цвет играет свою визуальную роль. Его «ярморочность» изначально привлекает внимание к ключевому образу, а затем подчеркивает его значимость и роль. Красный цвет усиливает композицию, давая понять, что для времени советской агитации характерен герой-работник, в братстве строящий счастливое будущее, а для времени Василия Кореня — ангел во время второго дня творения, так же создающий новый мир. Оба произведения идейно схожи, а визуальные решения в обоих случаях работают именно на нее и на коммуникативную цель художников.

Original size 1400x1866

Плакат. «Да здравствует братство народов Кавказа!», 1920 г. Кочергин Н.М.

Original size 2400x3092

Второй день творения», Корень Василий, 1980-е

Ликбез для народа

Главная коммуникативная задача как художников «Окон РОСТА», так и автора Библии для неграмотных — донести свои идеи простым и понятным большинству визуальным языком. Здесь пародоксально породнились две непримиримые между собой идеи — христианство и «лозунговая» советская идеология. В каждом из этих случаев художники-создатели, движимые разными по своей сути идеями, так или иначе обращаются к традициям русского лубка, возвращаясь к истокам, чтобы стать ближе к народному сознанию и воздействовать на него, передавать нужные идеи.

Сюжеты переосмысливаются Коренем в той манере, которая, по его мнению, будет доступна современному обывателю. Преследуя цель ликбеза для народа, популяризации христианских идей, художник намеренно прибегает к упрощению, ярким и контрастным цветам, которые помогают добиться простого восприятия визуальной составляющей, ведущей к главным библейским смыслам и сценам.

Original size 2338x3090

РОСТА № 427

Original size 2400x2896

«Апокалипсис. Четыре всадника», Корень Василий, 1980-е

Так, например, можно сравнить плакат РОСТА № 427 со страницей Библии Кореня «Апокалипсис. Четыре всадника». Оба сюжета рассказывают о возмездии и торжестве справедливости, что визуально выражается в интенсивности и динамичности композиции и форм, созданных художниками.

Original size 1646x2160

4-х частный плакат «Окна РОСТА № 630»

Original size 1200x1572

«Апокалипсис. Ополчение Христа на поклонившихся», Корень Василий, 1980-е

Original size 852x1092

Владимир Маяковский «Товарищи! Тернист к Коммуне путь…» (РОСТА № 407)

Original size 1200x1392

«Кожаны ризы», Корень Василий, 1980-е

Original size 1200x1472

«Жизнь Адама и Евы на земле», Корень Василий, 1980-е

Страницы Библии Кореня о «Кожаных ризах» и «Жизни Адама и Евы на земле» можно сравнить с плакатом РОСТА Владимира Маяковского «Товарищи! Тернист к коммуне путь…» не только по смыслу, но и композиционно: помимо схожих сюжетов построении людьми нового общества, прослеживается также композиционное сходство. Оба художника создали протокомиксы, расположив несколько происходящих событий на одной плоскости.

Original size 1456x1702

Владимир Маяковский «Весь провел советский план…» (Главполитпросвет № 41)

Original size 1200x1440

«Рождение Еноха», Корень Василий, 1980-е

Параллель между выполнением декрета и жизнью сына Каина Еноха усиливается В. Коренем и художником советской агитации В. В. Маяковским с помощью такого же изображения в форме протокомикса: последовательно идущие друг за другом события освещают сюжет и подкрепляются схематичным, понятным при первом рассмотрении изображением. Так, заложенные в произведения авторами идеологии, можно сравнить и выявить не только визуальные, но и смысловые сходства: их объединяет тема созидания и устройства «правильного» миропорядка. Так, в случае с Библией Кореня Енох создает «праведный» город, а представитель рабочего класса добросовестно выполняет свой долг перед идеологией, участвуя в развитии союза.

Сообщение и коммуникация. Вывод

Плакаты «Окон РОСТА», так же, как и Библия для неграмотных Василия Кореня восходят к традициям русского лубка — простые, но в то же время полные аллегорий, ярких сюжетов и «ярморочных» красок создавались в обоих случаях для упрощенного восприятия массами людей. Их объединяет общая цель — привлечение внимания и просвещение на доступном визуальном и «лозунговом» языке. Перед нами идеологические и политические отечественные протокомиксы, созданные в традициях русского лубка.

Bibliography
Show
1.

Ровинский, Д. А. «Русские народные картинки» / Д. А. Ровинский — Санкт-Петербург: Типография императорской академии наук, 1881 — 567 c.

2.

«Окна» РОСТА и Главполитпросвета 1919-1922 — Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1957 — 198 c.

3.

Михаленко Н. В. Религиозные мотивы в «Сегодняшнем лубке» и «Окнах РОСТА и Главполитпросвета» В. В. Маяковского / Михаленко Н. В. // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2017. — С. 91-106.

4.

Козленков В. А. Поэтика агитационного плаката: фольклорные элементы в «Окнах РОСТА» Владимира Маяковского / Козленков В. А. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 3. — С. 116-119.

5.

«БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ» (1692–1696 гг.) ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ. / [Электронный ресурс] // Folk Academy: [сайт]. — URL: https://folkacademy.1c-umi.ru/prezident/izbrannye_tvorcheskie_proizvedeniya_viktora_penzina/novyj_atlas_russkie_narodnye_kartinki_bibliya_vasiliya_korenya_1692-1696_moskva_akademiya_narodnogo_iskusstva_rossii_no_fond_im/ (дата обращения: 09.05.2024).

6.

Библия Василия Кореня / [Электронный ресурс] // Naive Museum: [сайт]. — URL: https://naive.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/3518375 (дата обращения: 08.05.2024).

Плакаты «Окон РОСТА» и Библия Василия Кореня — отечественные протокомиксы
58
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more