
Рубрикатор
1. Концепция 2. Образы советской агитации и визуальный язык Библии Кореня — сходства и истоки 3. Триптих лубка: сюжет, яркость, простота 4. Сюжеты о добре и зле 5. «Ярморочность» цветов и визуальных решений 6. Ликбез для народа 7. Сообщение и коммуникация. Вывод
Концепция
Что может объединять Библию Василия Кореня, созданную на исходе XVII века и плакаты «Окон РОСТА» периода революции и гражданской войны 1920-х годов? Эти произведения разделяют два столетия, исторические события, мировоззренческие, философские, художественные, этические и эстетические системы, казалось бы, исключающие даже намек на возможные взаимосвязи, параллели и ассоциации.
Нам предстоит сравнить, проанализировать эти произведения и, в итоге, прийти к парадоксальному выводу: они созданы в одной самобытной традиции и стилистике русского народного лубка.
Образы советской агитации и визуальный язык Библии Кореня — сходства и истоки
Библия Василия Кореня, Библия для бедных, первая русская лицевая блоковая книга, сохранившаяся в единственном экземпляре, заложила основы нового для России XVII века жанра духовного и светского лубка, получившего в дальнейшем самобытное развитие, блестяще изложенное библиофилом, коллекционером, «идеальным собирателем, … знатоком и охотником» гравюр и лубочных картинок Д. А. Ровинским в уникальном десятитомном труде «Русские народные картинки» в 1881 г.
Библии Кореня — это 36 ярких, красочных праздничных, нарядных гравированных и вручную раскрашенных листов Книги Бытия и Апокалипсиса.
Плакаты «Окон РОСТА» 1920-х годов, несмотря на свою революционную направленность так или иначе вобрали в себя традиции русского лубка. Некоторые их признаки, как-то: сюжеты на общечеловеческие темы, визуальные (цветовые и композиционные) приемы, а так же переработанные библейские цитаты присутствуют на советских агитационных плакатах. Это дает основания утверждать о наличии определенных сходств и основы, состоящей из визуальных традиций создания русского лубка.
Плакаты «Окон РОСТА» — это множество идеологических произведений искусства, порожденных временами лозунговой советской агитации.
Триптих лубка: сюжет, яркость, простота
В основу рассматриваемых произведений искусства ложатся традиции: несмотря на неканоничность страниц Библии Кореня, а также на «дерзость» советских агитационных плакатов, их суть построена на визуальных приемах, позволяющих провести сравнение.
Сюжеты создания нового, лучшего мира представлены и на плакатах «Окон РОСТА», и в произведениях Кореня. Автор Библии ярко демонстрирует это в иллюстрациях к «Книге Бытия» о сотворении мира и человека. В основу своих произведений Корень напрямую берет библейские сюжеты, а художники советской агитации пусть невольно, но так же обращаются к ним. В «Окнах РОСТА» «лозунговым» языком говорится о вневременных темах — жизни и смерти, добра и зла, верности и предательства, противостояния старого и нового миров. В этом обращении к вечным и животрепещущим темам мы и находим сходство, а его визуальная составляющая выражается в следовании традициям русского лубка, которые подчёркивают вечность и общечеловеческую природу сюжетов.
Сюжеты о добре и зле
Изобразительные решения советских агитационных плакатов во многом вобрали в себя не то, что смысловое наполнение, но ту основу, что лежит в русском лубке — традиционные для изображения цвета «добра» и «зла», динамику, гиперболизированность, ветхозаветные и евангельские цитаты, которые зачастую вкладывались в уста главных героев плакатов «Окон РОСТА» — буржуев, красноармейцев, попов, кулаков, рабочих, крестьян, созданных В. Маяковским, Д. Моором, А. Лентуловым, К. Малевичем, Кукрыниксами.
Визуальные решения художников переплетаются друг с другом схожими цветами, которые служат усилением эмоционального восприятия произведений. Так, к примеру, зло имеет схожие цвета как в Библии, так и на плакатах «Окон РОСТА» — темные, серые цвета контрастируют с яркими, придавая гипертрофированным образам еще больший гротескный и сатирический оттенок, делая их явно отличимыми от образов добра — ангелов и святых в прочтении Кореня и рабочего класса в агитационной живописи.
«Ярморочность» цветов и визуальных решений
В первую очередь стоит обратить внимание на композицию отдельных произведений. На плакате «Окна РОСТА» «Мертвецы парижской коммуны воскресли под красным знаменем советов!» авторства В. Козлинского в центре размещен образ, связанный по смыслу с Иисусом Христом, изображенным на одной из страниц Библии Кореня: «Апокалипсис. Снятие седьмой печати». Оба персонажа «воскресают», что заставляет судить о сюжетной преемственности сцен. Однако важно отметить, что сюжет здесь подкрепляется размещением в самом центре композиции. В обоих случаях это означает главенствующую роль и тот образ, значимость которого необходимо донести до простого народа как времени советской агитации, так и времени Василия Кореня — такова коммуникативная задача обоих художников.
В плакатах и в листах Библии Кореня красный цвет играет свою визуальную роль. Его «ярморочность» изначально привлекает внимание к ключевому образу, а затем подчеркивает его значимость и роль. Красный цвет усиливает композицию, давая понять, что для времени советской агитации характерен герой-работник, в братстве строящий счастливое будущее, а для времени Василия Кореня — ангел во время второго дня творения, так же создающий новый мир. Оба произведения идейно схожи, а визуальные решения в обоих случаях работают именно на нее и на коммуникативную цель художников.
Ликбез для народа
Главная коммуникативная задача как художников «Окон РОСТА», так и автора Библии для неграмотных — донести свои идеи простым и понятным большинству визуальным языком. Здесь пародоксально породнились две непримиримые между собой идеи — христианство и «лозунговая» советская идеология. В каждом из этих случаев художники-создатели, движимые разными по своей сути идеями, так или иначе обращаются к традициям русского лубка, возвращаясь к истокам, чтобы стать ближе к народному сознанию и воздействовать на него, передавать нужные идеи.
Сюжеты переосмысливаются Коренем в той манере, которая, по его мнению, будет доступна современному обывателю. Преследуя цель ликбеза для народа, популяризации христианских идей, художник намеренно прибегает к упрощению, ярким и контрастным цветам, которые помогают добиться простого восприятия визуальной составляющей, ведущей к главным библейским смыслам и сценам.
Так, например, можно сравнить плакат РОСТА № 427 со страницей Библии Кореня «Апокалипсис. Четыре всадника». Оба сюжета рассказывают о возмездии и торжестве справедливости, что визуально выражается в интенсивности и динамичности композиции и форм, созданных художниками.
Страницы Библии Кореня о «Кожаных ризах» и «Жизни Адама и Евы на земле» можно сравнить с плакатом РОСТА Владимира Маяковского «Товарищи! Тернист к коммуне путь…» не только по смыслу, но и композиционно: помимо схожих сюжетов построении людьми нового общества, прослеживается также композиционное сходство. Оба художника создали протокомиксы, расположив несколько происходящих событий на одной плоскости.
Параллель между выполнением декрета и жизнью сына Каина Еноха усиливается В. Коренем и художником советской агитации В. В. Маяковским с помощью такого же изображения в форме протокомикса: последовательно идущие друг за другом события освещают сюжет и подкрепляются схематичным, понятным при первом рассмотрении изображением. Так, заложенные в произведения авторами идеологии, можно сравнить и выявить не только визуальные, но и смысловые сходства: их объединяет тема созидания и устройства «правильного» миропорядка. Так, в случае с Библией Кореня Енох создает «праведный» город, а представитель рабочего класса добросовестно выполняет свой долг перед идеологией, участвуя в развитии союза.
Сообщение и коммуникация. Вывод
Плакаты «Окон РОСТА», так же, как и Библия для неграмотных Василия Кореня восходят к традициям русского лубка — простые, но в то же время полные аллегорий, ярких сюжетов и «ярморочных» красок создавались в обоих случаях для упрощенного восприятия массами людей. Их объединяет общая цель — привлечение внимания и просвещение на доступном визуальном и «лозунговом» языке. Перед нами идеологические и политические отечественные протокомиксы, созданные в традициях русского лубка.
Ровинский, Д. А. «Русские народные картинки» / Д. А. Ровинский — Санкт-Петербург: Типография императорской академии наук, 1881 — 567 c.
«Окна» РОСТА и Главполитпросвета 1919-1922 — Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1957 — 198 c.
Михаленко Н. В. Религиозные мотивы в «Сегодняшнем лубке» и «Окнах РОСТА и Главполитпросвета» В. В. Маяковского / Михаленко Н. В. // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2017. — С. 91-106.
Козленков В. А. Поэтика агитационного плаката: фольклорные элементы в «Окнах РОСТА» Владимира Маяковского / Козленков В. А. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 3. — С. 116-119.
«БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ» (1692–1696 гг.) ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ. / [Электронный ресурс] // Folk Academy: [сайт]. — URL: https://folkacademy.1c-umi.ru/prezident/izbrannye_tvorcheskie_proizvedeniya_viktora_penzina/novyj_atlas_russkie_narodnye_kartinki_bibliya_vasiliya_korenya_1692-1696_moskva_akademiya_narodnogo_iskusstva_rossii_no_fond_im/ (дата обращения: 09.05.2024).
Библия Василия Кореня / [Электронный ресурс] // Naive Museum: [сайт]. — URL: https://naive.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/3518375 (дата обращения: 08.05.2024).