

Выступление Ж. Ю. Мартена в Ауде Керк (фотография Мартена Наува, 2016 г.)
Какой может быть современная выставка? Каковы пути развития кураторства? Как можно курировать выставки так, чтобы менять привычное восприятие искусства и позволить зрителю по-новому взглянуть на уже привычные медиумы?
Всеми этими вопросами задаётся французский куратор Жан-Юбер Мартен. Именно новый, ранее не принимаемый во внимание большими институциями способ смотреть работы и является его методом.
Мартен родился во Франции, в семье Пола Мартена, куратора Исторического музея в Страсбурге. Жан-Юбер Мартен закончил Сорбонну в 1968 году и почти сразу начал заниматься кураторской деятельностью. Недолгое время в начале он работал в Лувре, далее в Французском национальном музее современного искусства занимался выставками Ман Рея, Альберто Бурри и других. В последующие годы Мартен курировал различные биеннале (например, Сиднейскую в 1982 году), а также был директором Бернского Кунстхалле. Позже того, как его «ушли» из Кунстхалле, занимался африканским искусством и вернулся к современным художникам, создав в Замке Орьон центр сосредоточения работ последних лет. В последние годы Мартен курирует выставки по всему миру как независимый «комиссар».

Исторический музей Страсбурга, Франция
Жан-Юбер Мартен вводит понятие «трансисторического» музея — музея, пренебрегающего классическим (хронологическим) пониманием искусства.
Мартен считает что «музеи становятся чрезвычайно специализированными» на том или ином историческом периоде, совершенно забывая про человеческие эмоции и мгновенные реакции
Классическим примером чрезмерно специализированного музея является, например, Дарвиновский музей в Москве, где экспонируются только объекты, связанные с эволюцией и развитием животного мира.
Дарвиновский музей в Москве, Россия
Немаловажное влияние на Жан-Юбер Мартена произвел немецкий куратор и историк искусств Аби Варбург.
В 1895 году он поехал в США с целью изучать культуру индейского населения и посмотреть их обряды, но в итоге, насмотревшись разных традиций коренных народов, создал новый, возможно, первый постколониальный метод курирования выставок — собирание работ через чисто визуальные сопоставления.
В своей работе «Атлас „Мнемозина“» Варбург в хаотично расположенном порядке демонстрирует репродукции античных скульптур и средневековой живописи, манускрипты 15-го века и гравюры 18-го.
Аби Варбург. Атлас «Мнемозина» (1924–1929 гг.)
Также видно, что Жан-Юбер Мартен в своей кураторской практике опирается на кабинеты редкостей 17-го века, где ученые, а позже аристократы стали собирать в неструктурированном виде предметы искусства, мебели и науки, исходя из своих личных симпатий.
Хорошо иллюстрирует это явление картина В. ван Ханта «Галерея Корнелиса ван дер Геста» (1628), где ясно видно это дикое сочетание скульптур и картин.
В. ван Хахт. Галерея Корнелиса ван дер Геста. 1628. Дерево, масло. Дом Рубенса, Антверпен
Деколонизация как основная цель кураторских работ Жан-Юбер Мартена
Подход Мартена к искусству похож на взгляд Далии Гебриал на историю и способ её понимания. «Роль историка состоит в том, чтобы просто „раскрывать“ факты о прошлом… автономно от чьей-либо власти», — пишет она.
Это очень перекликается с тем, как Мартен собирает свои выставки. Он ориентируется лишь на визуальную составляющую работ, хотя фактическая их ценность может быть минимальной. Таким образом, «чувства и эмоции побеждают над формальной стороной».
Жан-Юбер Мартен — «Theatre of the World» на MONA 2012 (фотография Питера Мэтью)
Однако это не значит, что нужно полностью отказаться от своей идентичности. «Необходимо использовать и продвигать свои традиции и наследие, а, с другой стороны, показывать, как сохранять связи с инаковостью и разностью», — добавляет Мартен в разговоре с Александрой Рудык
Новые функции музея
Как пишет Роузли Голдберг, «изменилась функция музея, превратившегося из хранилища и места… в культурный центр, куда посетители приходят за развлечениями, желая принимать в них непосредственное участие». Таким образом, и в практике Жан-Юбер Мартена появляется эта невербальная иммерсивность. «Кураторы должны отчасти развлекать зрителя и уберечь от скуки», — заявляет куратор.
Во-первых, он отказывается от кураторского текста и экспликации, считая это насильственным формированием восприятия зрителя.
Во-вторых, Мартен использует юмор в работах, например, сравнивая изогнутое дерево на пейзаже Франсуа Буше с рогами лося. Юмор — вообще очень важное для него явление. Мартен считает, что это большое упущение музейных институций, что они забирают изначально присущее художникам желание шутить и возвеличивают их, возводят на пьедестал, замалчивая их «человеческие» аспекты жизни.
«Разумеется, музей не должен превращаться в Диснейленд. Но нам есть чему у него поучиться. Нам ещё предстоит найти баланс между этими форматами», — добавляет Мартен.
Блокбастерность
Жан-Юбер Мартен нигде не говорит открыто о «блокбастерной» составляющей своих работ, вероятно, считая само это понятие — атавизмом, призванным стигматизировать чрезмерную открытость и понятность «умного» и «великого» искусства для публики.
Снимая барьеры и лишний пафос с работ, Мартен, конечно же, осознанно привлекает внимание бОльшего количества людей, которые не будут чувствовать себя «глупыми» или недостаточно образованными перед той или иной работой.
«Magiciens de la terre»
«Magiciens de la terre» (Centre George Pompidou & Grande Halle de la Villette, 1989)
Первый по-настоящему постколониальный проект, наделавший много шума, был «Magiciens de la terre» в Центре Помпиду и Гранд-Аль в Париже в 1989 году.
Жан-Юбер Мартен объединил 50 западных и 50 не-западных художников в одном пространстве. Это позволило создать «межкультурный диалог с помощью бережного сопоставления работ из разных стран».
Аккуратной работа была ещё из-за плотного и постоянного контакта Мартена с антропологами и энтографами.
Самым каноничным примером соотношения работ между собой на этой выставке являются работы Ричарда Лонга, британского художника, с его «Red Earth Circle» и африканской группировки Yuendumu Community c песочной инсталляцией «Yam Dreaming». Эти две работы органично существуют в одном пространстве, при этом относясь к абсолютно разным культурам.
Richard Long — «Red Earth CIrcle» (1989), Yuendumu community — «Yam Dreaming» (1989) // Фрагмент выставки «Magicien de la terre» (1989)
Конечно же, такая революционная выставка не могла обойтись без критики. И не только со стороны приверженцев классического способа экспонирования, но и со стороны прогрессивных кураторов и историков искусства.
Жан-Юбер Мартена обвинили в фетишизации и деконтекстуализации не-западных объектов. Действительно, в выставке не было упора на исторический бекграунд работ художников и на социально-политические условия в странах их создания.
Также с феминистической точки зрения проект вызывает вопросы, так как, как отметили Люси Липпард, Гаятри Спивак и Хоми Бхабха, в выставке были недостаточно представлены женщины-художницы. Да, было целых 50 не-западных работ, однако ни одна из них не принадлежала чернокожей женщине, а среди западных работ было всего 10, принадлежащих художницам.
Критиковалась и сама удачность/неудачность воплощения постколониальной идеи в выставке. Парижский историк искусства Морин Мерфи пишет: «Мартин был счастлив, выбирая предметы из популярной и религиозной сфер, предпочитая идею инаковости и непохожести, столь дорогую Западу, стремясь сохранить „другое место“ и долю возрождающейся инаковости».
«Carambolages»
«Carambolages» (Grand Palais, 2016)
Название выставки происходит от бильярдного термина «карамболь» — удара, когда один шар задевает другие.
Работы на выставке были как и раньше представлены без контекста, а выборка была «а-историчной, нехронологической и антикатегориальной». Однако Мартен подчеркивал важность индивидуальной интерпретации зрителей, которые сами становились соучастниками формирования дискурса.
Чтобы добиться максимально незамутненного взгляда на работы, Жан-Юбер Мартен собирает для своей выставки предметы из крайне ограниченно-профессиональных сфер, которые могут быть понятны только историкам определенного периода, например макет Анны и Патрика Пуаре «Мнемозин I».
Анна и Патрик Пуаре — «Mnémosyne» (1991-1992)
Однако «Carambolages» также не обошлась без критики.
Жан-Юбер Мартена опять же упрекают в недостаточной репрезентации женского искусства, а также современных не-западных художников.
Подвергается критике и сам замысел экспозиции. «Каждая работа определяется предыдущей и объявляет следующую», однако такое линейное расположение работ не освобождает посетителя от довлеющего взгляда куратора, а опять же загоняет зрителя в рамки, где он может анализировать работы только «по форме и предмету изображения».
Таким образом, «визуальный дискурс заходит в тупик».
«Бывают странные сближенья»
Целью выставки было стремление «говорить об искусстве не автономно, но в контексте новой (постковидной) антропологи», что свидетельствует о возвращении Мартена к дискурсу, заданному ещё в «Magiciens de la terre».
«Бывают странные сближенья» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2022)
Однако в этой выставке Мартен выступает уже не как новатор и революционер, а как академик, приверженный к семиотике Чарльза Пирса.
Свои залы он строит на основе знаков-икон (сравнение рогоподобного дерева на пейзаже и реальной головы лося), знаков-индексов (зал «От возлюбленной к колдунье», где тайные послания картин (жесты героев, предметы в руках) прямо не говорят сообщение, однако оно всё же считывается посетителем) и знаков-символов (зал «От яблока к земному шару», где яблоко, изначально просто фрукт, постепенно приобретает другое символическое значение (грехопадения или земного шара)).
«Бывают странные сближенья» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2022; Зал «От яблока к земному шару»)
Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914 гг.)
Подводя итог, стоит сказать, что несмотря на всю критику Жан-Юбер Мартен — выдающийся историк и куратор современности, который если и не полностью изменил строгий и забронзовевший порядок жизни и работы художественных институций, то хотя бы сдвинул их с мертвой точки.
Источники