
Содержание
1. Концепция 2. Простая геометрия 3. Сложные геометрические композиции 4. «Реалистичный» супрематизм 5. Заключение 6. Источники
Концепция
Произведения искусства бывают абсолютно разными и каждый человек может найти то, что больше всего ему импонирует. В каждой картине изначально заложен какой-то смысл, и то, какие произведения станут нашими любимыми, во многом зависит от того, какие смыслы и проблемы нам откликаются. Но что если отойти от изображения людей, пейзажей, сюжетов и уйти в геометрию, цвета, формы?
Это и сделал Казимир Северинович Малевич, создав такое ответвление в искусстве, как супрематизм. Но как это повлияло на людей того времени? Как это влияет на современное население нашей планеты? Вызывает множество споров, обсуждений, восхищений и недопониманий. Я отношусь к людям, которые восхищаются искусством супрематизма. Если в картине с изначально заложенным чётким сюжетом можно найти множество смыслов, то сколько идей и значений можно найти в простой геометрической композиции? Какие новые значения, не задуманные автором, обрёл супрематизм спустя 100 лет после его создания. Моя гипотеза состоит в том, что супрематизм и творчество Малевича вечны, поскольку в одной геометрической фигуре можно найти огромное количество смыслов. Я буду ходить по дому, по городу и фотографировать всё, что ассоциируется у меня с той или иной картиной, чтобы доказать свою гипотезу и узнать, что можно увидеть сейчас в картинах, написанных век назад.

Казимир Северинович Малевич выдающийся русский художник-авангардист первой половины 20 века, один из основоположников абстрактного искусства и создатель уникального художественного направления супрематизма. Мужчина родился в Киеве в 1879 году, но большую часть жизни провел в России, сыграв очень важную роль в развитии русского авангарда.


Супрематизм, появившийся в период между 1913–1915 годами, стал результатом интенсивных творческих поисков художника. Термин «supremus», означающий «верховенство», отражает идею Малевича о доминировании чистого цвета и формы над изображаемым объектом. Для супрематиста форма сама по себе обладает смыслом и ценностью, будучи освобожденной от конкретных предметных ассоциаций.
Малевич утверждал, что задача искусства состоит в выражении внутренних ощущений и идей посредством простых геометрических форм — квадратов, кругов, треугольников и линий. Эти фигуры становятся основными элементами композиции, расположенными свободно и независимо друг от друга на плоскости холста. Идейное наследие Казимира Малевича стало отправной точкой для многих художников XX века.
Сегодня живопись Малевича признана важной частью мирового культурного наследия, но до сих пор вызывает множество споров среди обычных людей. Я же считаю его творчество гениальным именно потому, что его смыслы для каждого индивидуальны и вечны. Своей работой я хочу доказать свою теорию.
Моя работа поделена на три основные главы: «Простая геометрия», «Сложные геометрические композиции» и «Реалистичный супрематизм». В каждой из них я анализирую несколько картин: часть «Простая геометрия» содержит анализ «Чёрного квадрата», «Чёрного круга», «Красного квадрата», и «Белого на белом», часть «Сложные геометрические композиции, включает в себя такие картины, как „Супрематизм“, „Супрематическая композиция“, в третьей части содержатся такие произведения, как „Женщина с граблями“, „Женский торс“ и „Спортсмены“. Я создала именно такую структуру, чтобы логически разделить картины от самых простых композиций с одной фигурой, до самых сложных композиций с изображениями людей. Это поможет понять, как наполненность супрематической картины влияет на количество смыслов в ней.
Простая геометрия
Первое, что я хотела бы рассмотреть, это, казалось бы, самые простые картины Малевича. В этот раздел я включила картины, на которых изображена одна простая фигура на белом фоне. Мне кажется, что, несмотря на их простоту, именно в этих работах можно найти больше всего смыслов.
Чёрный квадрат
«Чёрный квадрат» — знаменитое произведение Казимира Малевича, написанное в 1915 году. Это картина, представляющая собой чёрный прямоугольник на белом холсте. Несмотря на простоту формы, работа вызывает много вопросов и споров, ведь художник вложил в неё глубокий смысл, символизируя начало нового этапа в искусстве, отказ от традиционного представления о живописи и переход к абстракции. Именно эта картина стала символом супрематизма. Ходит много легенд об истории её создания.


В «Чёрном квадрате» я увидела ночное небо, обратную сторону светофора, маленькую женскую сумочку с безделушками внутри, экран ноутбука, разрядившегося во время усердной работы, выключенный телевизор, тёмный коридор, солнечные очки, иконку приложения ВШЭ. Всё это схоже одним: некой таинственностью и неизвестностью. За чёрным квадратом или прямоугольником во всех случаях скрывается что-то ещё.






Чёрный круг
Произведение «Чёрный круг» было создано около 1915 года. На картине изображён простой чёрный круг на белом фоне. Эта работа продолжает идеи «Чёрного квадрата». Художник хотел показать, что выразительность искусства не в сложных сюжетах и фигурах, а в простых формах и цвете. «Чёрный круг» символизирует свободу творчества и отказ от традиционных представлений о живописи.


«Чёрный круг» вызывает у меня ощущение чего-то понятного и структурированного, функционального. Именно это свойство и объединяет все мои находки: зрачок глаза, толстый чёрный кот, люк, тарелка с едой, лампа для фото, упаковки косметики (или чего-либо другого).




Красный квадрат
Картина Малевича «Красный квадрат» была написана в 1915 году. На ней изображён красный прямоугольник на белом фоне. У этого произведения есть второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Это также наводит на мысли о том, что картины художника вечны, и он сам, писав эту работу в прошлом веке, вкладывал в неё другие смыслы, нежели те, которые мы видим в ней сейчас. Как и другие работы художника, эта картина подчёркивает значение цвета и формы в искусстве. Красный квадрат символизирует энергию, жизнь и эмоциональность, которая выражается через простую геометрию.


«Красный квадрат» Малевича я увидела в кнопке безопасности и телефоне в Канатном цехе, в моём новом маникюре и окне экспресс выдачи в Rostic’s, в красной дорожке Екатерининского дворца и оповещающей наклейке в метро. Казалось бы, это совершенно разные предметы, но я увидела одно сходство во всех них. Чёткие формы и яркий красный цвет обеспечивают узнаваемость этих предметах. Все они сделаны для того, чтобы привлекать на себя внимание.




Белое на белом
Картина «Белое на белом» выглядит как чисто-белый холст с еле видимым на нём белым квадратом. Автор таким образом играет с восприятием зрителя, заставляя увидеть глубину там, где её вроде бы нет. Картине присущ особый минимализм и простота форм, благодаря которым каждый человек видит в ней что-то своё.


Картина «Белое на белом» ассоциируется у меня с лёгкостью и наслоением, с чистотой и нежностью. В этой категории я старалась найти такое же лёгкое наслоение и нашла его в кошке, лежащей на кафелe, в лепнинах Екатерининского дворца и Мариинского театра, в наслоении снега, в белом здании на фоне облаков, в белой бумаге на другой белой бумаге, в напечатанных на светлой бумаге чёрно-белых картинках, а также в том, как белый шкаф смотрится на фоне стены.






Сложные геометрические композиции
Во второй раздел я включила более сложные произведения художника. На картинах второго раздела уже не одна геометрическая фигура, а композиции разной сложности из нескольких фигур. С одной стороны, обилие элементов расширяет понимание картины, а с другой, приносит совсем другой спектр понимания её смыслов. В одной фигуре можно увидеть больше значений, чем в обилии фигур, но при этом, обилие геометрии делает произведения более эмоциональными.
Супрематизм
Картина Казимира Малевича «Супрематизм» — это композиция из разноцветных прямоугольников, которые как будто бы складываются друг на друга. Здесь нет сюжета или знакомых образов, вся суть заключается в взаимодействии формы и цвета.
На картине «Супрематизм» мне показалось интересным падение строгих и похожих между собой форм. Такое ощущение, что когда-то все эти прямоугольники лежали ровно, но что-то привело их к лёгкому хаосу. Такой же эффект я нашла в книгах, стоящих на полке, в коробках, в египетских воротах Аллаха.


Супрематическая композиция
Картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция» — это абстрактное полотно, представляющее собой комбинацию геометрических фигур (квадратов, полос, трапеций) разных размеров и цветов на белом фоне. В картине используется синий, жёлтый, чёрный, красный, оранжевый, розовый, зелёный цвета. Художник использует полное разнообразие цвета и это создаёт радостное и хаотичное настроение от картины.


«Супрематическая композиция» вызывает у меня неоднозначные впечатления: с одной стороны, я вижу в ней полный хаос из разноцветных разбросанных фигур, а с другой стороны, я вижу какую-то четкость и структурированность в этом сочетании. Именно поэтому я подбирала картинки исходя из этих двух принципов: где-то строгость, а где-то хаос. Я нашла карту метрополитена, принт на фотозоне в Канатном цехе, разбросанную канцелярию во время рисования, косметику, оставшуюся на столе после нанесения макияжа.


«Реалистичный» супрематизм
Последнее, что я бы хотела рассмотреть, это самые детализированные супрематические картины Малевича. Они также состоят из простых фигур, но на них уже можно увидеть конкретные элементы (людей в частности) и сюжеты. Эти картины уже очень четко передают настроение и смыслы, поэтому в них найти обилие значений сложнее всего. Однако люди всё ещё изображены очень схематично, поэтому эти произведения тоже будут актуальны в любое время.
Женщина с граблями
«Женщина с граблями» — картина Казимира Малевича, на которой изображена простая деревенская женщина, держащая грабли. Художник нарисовал её большими и чёткими формами, используя яркие цвета. Лицо и руки женщины обозначены лишь несколькими штрихами, а фон простой и незамысловатый. Это подчёркивает важность труда и жизни обычных людей, показывая их силу и значимость.


Картина «Женщина с граблями» навивает меня на мысли об одиноко стоящих объектах, о фотографиях в полный рост. В этих ассоциациях можно выявить одну схожесть: одиночество среди большого мира и одновременное единение с ним. В этот раздел я включила изображение пугала в поле, свою фотографию в полный рост на пустынной местности, одиноко стоящее дерево, человечка из «Икеа».


Женский торс
Картина Казимира Малевича «Женский торс» представляет собой абстрактное изображение женской фигуры. Изображённая форма сильно упрощена до основных геометрических элементов: кругов и прямоугольников. На ней почти нет мелких деталей, художник сосредотачивается на схематичном образе.
«Женский торс» Малевича связан со строгостью и хаотичностью одновременно, к тому же само по себе — это изображение человека по пояс. Строго очерченная фигура с разноцветными вставками навела меня на мысли о декоративном бюсте Давида, о классическом женском портрете (близкий ракурс, пара ярких деталей и светлое изображение лица), о фотографии человека по плечи.


Спортсмены
Картина Казимира Малевича «Спортсмены» изображает группу мужчин, занимающихся спортом. Они представлены в виде крупных геометрических фигур, выполненных яркими и совершенно разными цветами. Лица спортсменов практически отсутствуют, что придает фигурам обобщенный вид. Малевич отказался от детальной прорисовки, сделав акцент на формах и цвете, чтобы передать силу, здоровье и важность спорта.


С картиной «Спортсмены» у меня связаны две ассоциации: скопление похожих людей или вещей и строго выстроенные формы. По этому принципу я нашла схожесть этого произведения с мозаикой на стенах Севкабеля, с семейной фотографией, c колоннами Екатерининского дворца, с блоками, из которых состоят витрины Канатного цеха, с шариками на потолке, с бутылками на полках




Заключение
В ходе исследования я нашла множество визуальных параллелей между картинами Казимира Малевича и окружающей меня действительностью. Я фотографировала всё, что напоминало мне о картинах художника и это дало свои результаты. Я получила множество красивых фотографий, наводящих на мысли о вечности творчества художника.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена. Супрематизм Малевича, несмотря на неоднозначное мнение людей о нём, будет актуален в любое время. Дело не только в том, что простые фигуры являются основой всего существующего. Простые фигуры не изменяются с годами и наводят каждого зрителя на собственные мысли и ассоциации. Человек 20 века увидел бы в «Чёрном квадрате» художника что-то одно, я увидела в нём что-то другое, а зритель из будущего увидит что-то третье. Исходя из этого, картины художника несут в себе вечные смыслы и остаются неоднозначными и интересными для публики на долгие годы.
Источники
Википедия. Малевич, Казимир Северинович — https://ru.wikipedia.org/wiki/Малевич, _Казимир_Северинович (дата обращения: 22.04.2025)
Википедия. Чёрный квадрат — https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_квадрат (дата обращения: 20.04.2025)
Википедия. Красный квадрат —https://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_квадрат (дата обращения: 22.04.2025)
Википедия. Чёрный круг — https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_круг (дата обращения: 22.04.2025)
Википедия. Белое на белом — https://ru.wikipedia.org/wiki/Белое_на_белом (дата обращения: 22.04.2025)
Википедия. Супрематическая композиция — https://ru.wikipedia.org/wiki/Супрематическая_композиция (дата обращения: 20.04.2025)
Википедия. Супрематизм — https://ru.wikipedia.org/wiki/Супрематизм (дата обращения: 19.04.2025)
Виртуальный Русский музей. Спортсмены — https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_9439/index.php (дата обращения: 22.04.2025)
Моя Третьяковка. Женщина с граблями — https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8852 (дата обращения: 22.04.2025)
Казимир Малевич. Супрематизм: происхождение, особенности, стадии —https://levelvan.ru/pcontent/Malevich-1/suprematism (дата обращения: 19.04.2025)
Виртуальный Русский музей. Женский торс — https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_9467/index.php (дата обращения: 23.04.2025)
Фотография Казимира Малевича — https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/malevich_ks/index.php (дата обращения: 17.04.2025)
Казимир Малевич. Автопортрет 1910 года — https://www.mk.ru/amp/moscow/2012/10/23/764942-malevicha-zakatali-pod-asfalt.html (дата обращения: 17.04.2025)
Казимир Малевич. Автопортрет 1933 года — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ Автопортрет_(картина_Малевича) (дата обращения: 17.04.2025)
Несколько работ Малевича — https://artguide.com/posts/927/ (дата обращения: 17.04.2025)
«Чёрный квадрат» — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чёрный_квадрат (дата обращения: 17.04.2025)
«Чёрный круг» — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чёрный_круг (дата обращения: 17.04.2025)
«Красный квадрат» — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Красный_квадрат (дата обращения: 17.04.2025)
«Белое на белом» — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Белое_на_белом (дата обращения: 17.04.2025)
«Женщина с граблями» — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: Женщина_с_граблями.png (дата обращения: 17.04.2025)
«Женский торс» — https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_9467/index.php (дата обращения: 17.04.2025)
«Спортсмены» — https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3595-sportsmeny-kazimir-severinovich-malevich-opisanie-kartiny.html (дата обращения: 17.04.2025)
«Супрематизм» — https://artchive.ru/kazimirmalevich/works/305157~Suprematizm (дата обращения: 17.04.2025)
«Супрематическая композиция» — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Супрематическая_композиция (дата обращения: 17.04.2025)
Пугало — https://ozon.ru/t/25RBxMt (дата обращения: 18.05.2025)