Original size 478x774

аукцЫон: визуальный аспект

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

содержание:

введение аспект сценического оформления аспект оформления обложек заключение источники

изъян-ошЫбка на передний план

«АукцЫон» — одна из самых самобытных и уникальных групп ленинградской рок-сцены — со своей сложной, насыщенной разными инструментами мелодической структурой, на протяжении творческого пути смешивающей в своем звучании элементы разных жанров: от постпанка, ска, фолк-рока до соц-арта, и уникальной лирикой, похожей по форме, звуку и абстрактности на авангардистов начала двадцатого века, но со своей отличительной образностью — с одной стороны своевременной действительности и с проходящим через песни ощущением некоего характерного героя — наивного, нелепого и как-бы оторванного от мира лицедея, с иной стороны отсылающего нас своей доподлинностью к лирическим героям серебряного века — любовь к которой в кругах богемных и интеллегентских является чуть ли не очевидным показателем тонкого вкуса — подобно, как любовь к radiohead или знание классики. Как и почему, будучи признанной и успешной группой, и сейчас собирающей на своих концертах множество поклонников всех поколений, при существовании такого разнообразного ландшафта из групп-выходцев ленинградского рок-клуба, для меня «Аукцыон» все равно сохраняет ощущение некоторой обособленности от общей массы, и такого чувства «не для всех»?

«Невдалеке вонял костёр А рядом плавно падал кран Плевались звезды, а лифтёр Узнал всю правду

Не за что биться Нечем делиться Всё об одном Стоит ли злиться? Там за окном Птица я, птица»

В чем феномен «Аукцыона»? И как из веселой, драйвовой группы, играющей в свое удовольствие, пророс цельный и уникальный музыкальный коллектив, оказывающие свое влияние и сегодня?

В рамках визуального исследования я не смогу полноценно проанализировать самую важную составляющую группы — музыкальную, однако, как начинающий художник, я обращусь к визуальному аспекту группы, чтобы понять его роль и суть. Каким образом он коррелировал с творческими и музыкальными поисками — отражал и дополнял их, был их частью или шел обособленно? И чтобы проанализировать этот визуальный язык, оттолкнемся от творческого пути группы — как менялась их философия, настроение, концептуальная и визуальная составляющая, какие темы и мотивы были основными в разные периоды, какое влияние в них прослеживается. Для начала обратимся к воспоминаниям, интервью, документальным фильмам, клипам, записям и фотографиям выступлений. Первая часть — визуальный аспект сценического оформления группы — какой он и как работал на общий образ, что транслировал? Вторая часть — анализ музыкальных обложек. Что на них изображено, какую позицию визуальная составляющая занимает в репрезентации группы, как соотносится с музыкой и какую роль играет?

1. балаганно-карнавальная программа

Original size 1200x1200

Начиная с названия, в котором, благодаря гастрольному случаю, заключен изъян, гордо выставленный на передний план, и самого его прямого энциклопедического значения (аукцион как место, где зрителю можно найти, а участнику аукцыона выставить на всеобщее обозрение и продажу все, что угодно), группа не была четким планом или идеей, а скорее развивающимся случаем — собранием единомышленников, желающих играть музыку. Собрал этих единомышленников Леонид Федоров — один из трех бессменных участников группы (музыкант и автор большинства текстов Дмитрий Озерский и поэт-фронтмен группы Олег Гаркуша), автор музыки и художественный предводитель.

«Для меня „АукцЫон“ начался с 1983 года, когда мы впервые в рок-клубе сыграли и я еще был не на сцене, а в зале. Шумы ставил. Вступали в рок-клуб по совету музыкантов „Аквариума“. Без каких-либо целей, просто было радостью где-то выступать».

Олег Гаркуша

0

Рок-клубовским экспертам попались не очередные эпигоны со скромными навыками и амбициозной самооценкой, а забавные ребята, стаскивавшие в свою «песочницу» все, на что случайно набрели во внутреннем и внешнем мире, и игравшие с этими находками по-детски увлеченно, бесцельно, ради самой игры.

«Аукцыон» долгое время оставался аутсайдером — тексты их считались графоманскими, а эпатажное поведение на сцене — асоциальным. «Все в непонятных одеждах, поют что-то бредовое, кривляются, а зацепиться критикам не за что. Мы же никаких лозунгов и идейных установок не озвучивали, ничего не провозглашали. „АукцЫон“ занимался веселым музыкальным издевательством», — так, по словам Федорова, выглядела группа в начале своей карьеры.

Original size 640x640

Кирилл Миллер гримирует Гаркушу

Значительную роль в формировании имиджа группы в этот период сыграл художник-авангардист Кирилл Миллер, оформивший также обложки первых альбомов: «Так я стал предателем» (1989) и «В Багдаде все спокойно» (1990). Яркий грим и костюмы, насыщенные драпировки на заднем плане — в своем сценическом видении Миллер стремился выдержать ту же концептуальную рамку, которая была в настроении самой музыки: атмосферу нигилизма и отказа от привычного в пользу легкого безумия — развить имидж панков, нонконформистов и абсурдистов. Но в то же время это оставались талантливые музыканты, создающие тонкие иносказания и аллюзии, с глубокими и сентиментальными текстами с бурной музыкой.

После такое театральное визуальное оформление и вовсе отпало — со слов самого Миллера, музыка стала говорить сама за себя и это концептуальное подспорье стало не так важно.

Original size 1200x960

Образы, подобранные специально для участников: справа Озерский в рубашке с распадающимися божьими коровками, слева — Гаркуша с характерными стрелками и бантом

Loading...

1.2 «Тотем» с «Аукцыона»

Главная творческая сила группы — гитарист и певец Леонид Федоров. «Человек, вокруг которого, собственно, и строились история группы, ее мелодия, голос, кредо, казался самой миниатюрной и малоприметной фигурой в группе. Из скроенного по советским лекалам студента (с легкой тягой к „зарубежной молодежной музыке“, как выражались тогдашние газеты) по штришку нарисовался асоциальный, аполитичный, глубинно энергетичный, непредсказуемо креативный фрик, контрастировавший не только с „общей массой“, но и с большей частью нарождавшегося отечественного рок-индепендента.» Как он сам себя называет — Менестрель.

И в такой ситуации интересно и отличительно присутствие еще одного солирующего лица на сцене. Вначале их было даже два — танцор Владимир Весёлкин и Олег Гаркуша. После остался только Гаркуша, которого Федоров именует «Тотемом» группы. Со своими неизменными трещотками, бубнами, свистками и танцами он берет на себя роль своеобразного шута, оттягивая на себя львиную долю внимания.

0

Визуально характерны выступления на государственном телевидении в программе «Музыкальный ринг» и клипы того периода — костюм-березка, яркие кофты и аксессуары.

Loading...
Loading...

Я помню, как лично меня впечатлил в фильме Алексея Учителя «Рок» фрагмент, в котором «Аукцыон» выступает перед заключенными на зоне. Будучи чем-то вроде забавной авантюры тогда, сейчас воспринимается как документация настоящего перформанса.

Искусство часто выступает как медиум абсурдности — того, что напоминает нам о бессмысленности — о той стороне жизни, которую мы привыкли избегать, и художник, пропуская эту абсурдность мира через себя, фиксирует и передает её зрителю.

Можно спорить, какой концептуальный посыл вкладывал Олег Гаркуша в свое выступление, но его невероятное воздействие как на непосредственных слушателей, так и на нас, наблюдающих за ними через экран, оспорить еще сложней.

Loading...
Loading...

2. Обложки альбомов

0

дебютный альбом 1986 года

Ранние обложки Миллера — яркие, плакатные и художественные.

Original size 688x680

впервые вышел во Франции в 1989 году

Original size 1162x1156

записан на фирме «Мелодия» в 1989 году

В 1990-е «Аукцыон» меняет свою эстетику и звучание. Уходит от броских костюмов, излишней театральности и поэтическо-музыкального безумия к более пространным текстам и если не психоделической, то точно к какой-то галлюциногенной музыке. Так родились альбомы «Жопа» (в соображениях цензуры в первоначальной версии изданный как «Дупло») и «Бодун».

0

1990 и 1992 год

Однако обложки до «Бодуна» все также остаются балаганного-вызывающего толка.

Original size 1190x1190

1991 год

После группа выпускает минималистичный альбом в соавторстве с эмигрировавшим во Францию поэтом-авангардистом Алексеем Хвостенко «Чайник вина» на его же стихи. Эти сюрреалистичные композиции сильно контрастировали с истеричным «Бодуном». Федоров, называвший эту работу гениальной, решил затем создать нечто подобное исключительно силами «АукцЫона». Группа приступила к работе над пластинкой, впоследствии ставшей их самой популярной, народной работой — «Птицей».

Original size 900x820

п

Песня «Дорога», после прозвучав еще и в фильме Балабанова, стала всенародным хитом, и, как часто бывает с произведениями искусства, ставшими катализаторами популярности и получив ее в непропорционально большом количестве относительно иных творений, у авторов к этому альбому отношение складывается разное, и не всегда в лучшую сторону. Как, например, и у Леонида Федорова.

«То, что Федоров не любит „Птицу“, — никакая не поза. Просто этот альбом получился, что называется, для всех и каждого…».

Олег Гаркуша

Для меня «Птица» — альбом на грани сложности и лаконичности, в нем инструментальная насыщенность и слоистость, сродни черновикам и поискам, почему-то становится очень ясной и естественной. Его часто называют самым радостным у группы — простым, светлым и невероятно красивым в своей мелодичности.

И в контексте критики этого альбома я наткнулась на цитату Федорова, ставшую для меня ключевой.

«Я могу сказать так, я пытаюсь сейчас, как можно меньше придумывать. Эти вещи происходят сами. Они либо происходят, либо нет. В какой-то момент, это было в период записи пластинки „Птица“, я понял, что меня больше не устраивает какая-то заданность, определенность в музыке. Меня не устраивает конкретика. Меня больше всего радует такие „как бы случайные“ вещи, в кавычках, потому что на самом деле случайного нет ничего.»

пластинка «Птица», 1994 год

Обложку к альбому, прославившему группу, нарисовала жена саксофониста Николая Рубанова, известного также под именем Колик. Иллюстрация рисовалась в спешке непрофессиональной художницей — это напомнило мне то, как и сами музыканты в начале пути были не устоявшимися профессионалами, а музыкальными единомышленниками. На обложке — на первый взгляд абстрактной, образы всего и вся, что есть в альбоме — своеобразная витражная сеть, сплетающая линии, города, цвета и миры словно хаотично, без конца и начала (или просто какой-то общепринятой структуры). Словно сама природа творчества «Аукциона», при всей музыкальной выверенности, сохранила в своей сути некоторую волю случайности, возведенную в абсолют — простой поток и течение, которое и принять из-за своей случайности может сложно, но сохраняющей неизменное ощущение воздуха, дающего возможность и дальше изобретать себя заново и творить по-человечески честно.

Original size 1200x1200

на пластинке был как новый, так и старый материал, записанный «живьем» в студии, 2002 год

Original size 1000x925

Записан в США с участием гитариста Марка Рибо, пианиста Джона Медески, трубача Фрэнка Лондона, саксофониста Неда Ротенберга, контрабасиста Владимира Волкова, выпущен в 2007 году

Original size 3200x3200

выпущен в 2011 году

Мне сложно характеризовать последующие обложки. В них есть конкретные образы, коррелирующие с музыкальным наполнением, но очень они разношерстные и схожи для меня каким-то элементом случайности — дополняя музыку, они не стремятся к общей единой стилистической линии.

В фильме Дмитрия Лавриненко «ЕЩЁ» Дмитрий Озерский рассказывает, что в лирике «Аукцыона» есть своя, очень простая, и оттого понятная каждому, символическая система. Образы огня, воды, полета, любви, смерти близки каждому, и каждым трактуются по-своему. Что-то такое мне кажется случается и с этими обложками — нет яркого провоцирующего жеста как раньше, но есть ощущение, настроение и музыка.

0
Original size 1198x610

2016 год

Если обложка «Юлы» экспрессивная и легкая, а «На солнце» словно небрежно-случайная, то обложка «Мечты» — настоящее тонкое и изящное высказывание. Детский, светлый и наивный гербарий с вырезками и наклейками, в символичности которого каждый сможет вернуться к своим личным воспоминаниям. А еще, своей хаотичной структурой он напоминает мне самую популярную пластинку группы. На этом альбоме все словно подернуто сонной дымкой — словно ты дремлешь и через сон слышишь музыку, или словно сами музыканты дремлют и играют сквозь дремоту.

Original size 1166x1178

В визуальном плане я бы хотела еще выделить клип на песню «Сердце» — мне кажется, своим живописным мягким видеорядом он рифмуется не только с мелодикой и лирикой, но и с обложкой альбома, абстрактностью чередующихся наивных образов как-бы продолжая общую линию и одновременно оставаясь отдельным режиссерским и художественным высказыванием.

Loading...

3. выводы

Погрузившись в мир и путь аукциона я выделила для себя следующее: творчество — извечное вдох-выдох/смерть-рождение/идешь-падаешь-идешь-падаешь (со слов Дмитрия Озерского в фильме Дмитрия Лавриненко «ЕЩЁ»). Для начала, сложные вещи можно сказать через несерьезность и юмор, и от этого легко, вневременно и свободно. А после можно уйти вглубь музыки и отказаться от эпатирующего театрального шика, оставив, кажется, место лишь основному. Однако, удивительным образом, эта гипнотичность и процессуальность музыки — само ее нестуктурное и уникальное течение — местами, скорее всего неосознанно, «перетекает» и в визуальную часть. Хоть свой визуал группа и не ставит во главу и словно даже немного пренебрегает им, все равно — своей недоделанностью, неаккуратностью, неряшливостью он удивительным образом если не попадает, то все равно имеет силу отсылать нас к музыкальной сути группы — её вечному эксперименту и поиску. В истории «Аукцыона» нет сенсационных сюжетных поворотов, реального провала и реванша. Зато есть много хорошей музыки. И история группы тем и уникальна, что проста — трагедиями и находками, дружбой и творчеством. И умением двигаться вперёд с меланхоличной полуулыбкой.

Можно сказать, что «Аукцыон» сами по себе — уже цельное художественное высказывание, со своей особой структурой, образной системой и атмосферой, которая резонирует и на визуальную часть тоже.

Original size 2880x1800
0
Bibliography
Show
1.

АукцЫон»: Книга учёта жизни. Михаил Марголис. https://sv-scena.ru/Buki/AuktsYon-Kniga-uchyota-zhizni.html [дата обращения: 19.11.2024]

2.

«Аукцыон»! Начальная цена — 1978. Кто больше? Павел Николенко http://www.moles.ee/99/Nov/24/5-3.html [дата обращения: 19.11.2024]

3.

«Аукцыон» А.Бурлака http://www.auktyon.ru/istoriya.html [дата обращения: 19.11.2024]

4.

Кровь на сцене, водка и Гаркуша. 30 лет назад россияне полюбили «АукцЫон». Как культовая группа стала популярной? Илья Кролевский https://lenta.ru/articles/2023/10/09/birdy30/ [дата обращения: 19.11.2024]

5.

АУКЦЫОН — история альбома «Птица» (1993) https://www.kursivom.ru/аукцыон-история-альбома-птица-1993/ [дата обращения: 19.11.2024]

6.

НЕ ТОТ ЛИ ЭТО ЗНАМЕНИТЫЙ КИРИЛЛ МИЛЛЕР, О ВСТРЕЧЕ С КОТОРЫМ МЫ ТАК ДАВНО МЕЧТАЛИ?! Часть 1. Мои Университеты .:. Леннон и дети .:. В пионерлагере с Митей Шагиным .:. Салон «У Миллера» .:. АукцЫон https://specialradio.ru/art/602/ [дата обращения: 19.11.2024]

7.

Текст песни «Птица» https://genius.com/Auktyon-bird-lyrics [дата обращения: 19.11.2024]

Image sources
Show
1.

https://www.kursivom.ru [дата обращения: 19.11.2024]

2.

https://dzen.ru/a/XlTIobrsjzZfIG_i [дата обращения: 19.11.2024]

3.

https://dzen.ru/a/ZEMa4ojOmizrdUqs [дата обращения: 19.11.2024]

4.

https://vk.com/club7077500 [дата обращения: 19.11.2024]

5.

https://www.nashe.ru/news/istoriya-pesni-ptitsa-gruppy-auktsyon [дата обращения: 19.11.2024]

6.

https://rock-meloman.livejournal.com/21168.html [дата обращения: 19.11.2024]

7.

https://russiainphoto.ru/photos/135110/ [дата обращения: 19.11.2024]

8.

https://specialradio.ru/art/602/ [дата обращения: 19.11.2024]

аукцЫон: визуальный аспект
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more