Original size 1141x1600

Анализ технологий визуальных эффектов в фильмах «Чужой» и «Чужой: Ромул»

13
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

— Концепция — «Чужой» 1979 г. — «Чужой: Ромул» 2024 г. — Заключение

Концепция

«Чужой» — франшиза фильмов о борьбе людей с внеземными формами жизни (Ксеноморфами). Первая часть добилась невероятного успеха, что не удивительно. Съемочная группа отлично поработала над тем, чтобы убедительно и реалистично изобразить артефакты, окружающую среду и инопланетные формы жизни. Одной из ключевых составляющих успеха франшизы является впечатляющая работа со специальными и визуальными эффектами, эволюционировавшая вместе с технологиями на протяжении всей серии. В 1980 году «Чужой» (1979 года) получил премию Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Посмотрев на последнюю вышедшую часть франшизы «Чужой: Ромул», можно задаться вопросом: где и как здесь используются спецэффекты, и насколько они отличаются от тех, что были использованы в первом фильме. Как баланс между традиционными методами (грим, механические костюмы) и современными CGI эффектами позволил добиться такой впечатляющей визуальной картиной, сохраняя при этом аутентичность и связь с предыдущими фильмами франшизы. Цель данного исследования: проанализировать сцены, в которых спецэффекты играют ключевую роль, и выяснить, какие технологии были задействованы в процессе производства.

Гипотеза заключается в том, что успешное создание кинокартин франшизы достигается за счет удачного сочетания практических эффектов и современных цифровых технологий. Несмотря на значительные достижения в области CGI, практические эффекты, использованные в фильмах про «Чужого», продолжают оставаться актуальными.

«‎Чужой»‎, 1979

Режиссер: Ридли Скотт Сценарист: Дэн О’Бэннон Супервайзеры по специальным эффектам: Ник Оллдер, Брайан Джонсон Дизайн «Чужого»: Ханс Руди Гигер Художник концептов (Концепции внешнего вида земного корабля): Крис Фосс Художник концептов (Земной корабль и его различные системы, интерьеры): Рон Кобб Эффекты головы «Чужого»: Карло Рамбальди Дополнительная механика «Чужого»: Дэвид Уотлинг Малые формы «Чужого»: Роджер Дикен Ведущий специалист по моделированию: Питер Войси

При создании фильма, сценарист хотел изображать три разных культуры — культуру Земли, культуру инопланетных космических путешественников и культуры инопланетных жителей планетоида. Для воплощения этой идеи, сценарист намеревался нанять три дизайнера для каждой концепции. Для одной из таких, он обратился к Х.Р Гигеру — швейцарскому художнику сюрреалисту, который непревзойденно создает образы кошмаров.

Художник Х. Р. Гигер является создателем монстров на экране «Чужого». Заброшенный корабль пришельцев — это также его творение, как и все инопланетные ландшафты.

После долгих просмотров чертежей в поисках формы инопланетного зверя, Дэн О’Бэннон пришел к Риддли Скоту с экземпляром «Некрономика» с вопросом «Что вы думаете об этом?». Листая страницы, Режиссер наткнулся на этот рисунок, и понял, что это — то, что им нужно.

Original size 1920x1080

«Некроном IV», Ганс Рудольф Гигер, 1976

Была мысль о создании полностью механизированного инопланетянина, но это было очень дорого и времязатратно. Анимация модели стоп кадром была рассмотрена и отклонена по тем же причинам. Смирившись с использованием человека в костюме, Ридли Скот задумывался с идеей использования акробатов. Поэтому они решили сшить костюм для высокого и очень худого мужчины.

Original size 1920x1081

Ханс Руди Гигер лично присутствовал на этапе создания костюма

Самые яркие и пугающие черты чужого во многом основываются на объединении физиологии человека, змеи и насекомого с неестественной органикой, схожей с металлом. Образ ксеноморфа можно разделить на две составляющие черты — его тело, которое напоминает человеческий организм с неестественными пропорциями и измененным строением, а также его голова, которая нарушает привычное представление человеческого мозга о голове животного. Два этих элемента неразделимы и создают единый образ монстра.

post

Продюсер обратился к Карло Рамбальди, для того чтобы инопланетянин функционировал так, как задумывал Гигер, и он согласился.

Так как актеру приходилось носить голову, было очень важно сделать ее как можно более легкой. Рамбальди использовал стекловолокно для черепа и подвижных частей, а алюминий — для поддержки. Язык был изготовлен из стекловолокна, который был установлен на металлических направляющих с зубчатым зацеплением и мог выдвигаться примерно на 20 см. Каждая движущаяся часть тела была соединена специальным кабелем в оболочке, который проходил через отверстие в основании головки.

Для всех движущихся частей было 9 тросов. Кабели были длиной семь метров и соединялись с ручными рычагами, установленными на деревянной панели. Управляя рычагами, можно было сделать много разных движений

Первый набросок Гигера для космического жокея всем понравился. Он смоделировал ее в миниатюре с Питером Войси и выполнил большую часть скульптурных работ. Сначала Питер вылепил основную форму из гипса и различных кусков ребристых трубок, постепенно наращивая ее, чтобы добиться богатой детализации, присутствующей на картине Гигера. Космический жокей был примерно 7 метров в высоту (без основания), а вся декорация на сцене была высотой 13 метров.

Original size 1920x1576

Набросок / Миниатюрная модель / Основная форма Космического Жокея

Для съемок были изготовлены три основные модели «Ностромо»‎: версия для средних и дальних планов (30 см), версии для задних планов (1,2 и 3,7 метров) и 7 тонная установка для сцен расстыковки и поверхности планетоида. Основные контуры меньших моделей были сделаны из дерева и пластика, в то время как большая имела сварную металлическую раму. Отдельная модель длиной около 12 метров была создана для нижней части Ностромо, которая должна отсоединяться от спасательного шаттла, и вдоль которой было запущено тело Кейна во время сцены похорон. Кадры снаружи корабля, в которых персонажи перемещаются внутри через окна, были сняты с использованием более крупных модельных секций, которые содержали проекционные экраны, показывающие заранее отснятый материал.

Original size 692x388

Заброшенный корабль в натуральную величину около 365 см в диаметре был изготовлен Питером Войси. Он был сделан из полистирола с пропущенной через него металлической трубчатой арматурой для опоры. Также, он покрыт сеткой из стекловолокна, пропитанной черным веществом типа эпоксидный смолы, затем поверх него была нанесена тонкая пленка из пластилина с нанесенными на нее деталями.

Объект был помещен в характерную для Гигера обстановку из покрытых гипсом костей и технических артефактов и сфотографирован командой спецэффектов при приглушенном освещении и рассеивающемся дыме.

Original size 1920x1080

Набросок / Макет корабля Жокеев

Посадка была снята с использованием миниатюр. В качестве дополнительного усиления масштаба, трое маленьких детей, одетых в миниатюрные скафандры, заменяли главных героев во время дальних шотов.

Original size 426x240

Шот с посадкой на корабль Космического Жокея

post

Чтобы имитировать слепящую пыльную бурю, сцена была заполнена низкосортный дизельным топливом, испаряющимся в воздухе. В это же время гигантские ветряные машины засыпали миниатюрную площадку песком.

Они использовали много вермикулита — около двухсот или трехсот мешков в день. Он выглядел скорее как мелкая галька, хотя на самом деле очень легкий. В дополнение к вермикулиту и дыму, они использовали много пара для создания атмосферы.

Original size 426x240

Сцена с пыльной бурей

Роджер Дикен сконструировал устройство для лицехвата таким образом, чтоб на одном из пальцев был специальный сустав, где его можно было разжать и снять. Для сцены с кислотой он сделал около шести сменных пальцев с трубочками внутри, чтобы они могли разрезать их лазером, и кислота бы вытекла.

Original size 1920x1081

Съемка сцены с лицехватом

Перед отделом спецэффектов стояла задача по созданию вещества, которое почти мгновенно проедает себе путь через палубу. У них были секции палубы, сделанные из пенополистирола и выкрашенные в серебристый цвет. Затем была произведена смесь химических веществ которая была довольно едкой. В основном это были хлороформ и ацетон с добавлением циклогексиламина, уксусной кислоты и других химических веществ. Эта смесь просто проела пенопласт насквозь.

Original size 692x388

Смесь из химических веществ проедает пенопласт

post

Для сцены с грудоломом, команде по спецэффектам нужен был какой-то гидравлический механизм, чтобы получить первоначальный сильный толчок в грудь. Для этой задачи связались с Роджером Дикеном, и попросили подготовить жесткую версию шарнирного нагрудника. Ник Олдер в свою очередь смастерил консольное устройством предназначенное для того, чтобы поднимать гипсовую грудную клетку вверх со значительной силой.

Original size 692x388

Сцена с шарнирным нагрудником

post

Во время съемки этого шота было около пяти или шести оперативников по спецэффектам: один управлял самим механизмом, который проталкивал грудную клетку; пара других удерживали актера в правильном положении и приводили в действие один из насосов; затем были другие люди, которые ритмично управляли клапанами, чтобы кровь вытекала наружу. Механизм представлял собой пневматический поршень, который выпускал сжатый воздух — давление около 45 или 68 килограмм, который был установлен так, чтобы он поднимал грудную клетку под нужным углом, но при этом оставлял достаточно места для насосов, крови и различных деталей из субпродуктов и прочего.

Original size 692x388

Грудолом вырывается наружу

Сцену первого столкновения зрелого чужого и человека сделали с помощью трубок с кровью, которые находились в кепке актера и пропустили через его волосы. Когда инопланетянин начал сдавливать его голову, съемочная команда начинала откачивать кровь, и она текла по его лицу.

Original size 692x388

«Чужой: Ромул», 2024

Режиссер, исполнительный продюсер: Феде Альварес Продюсер: Ридли Скотт Оператор-постановщик: Гало Оливарес Дизайн производства: Наман Маршалл Супервайзер спецэффектов: Алек Гиллис Супервайзеры спецэффектов: Алан Скотт, Шейн Махан, Линдси МакГоуэн (Legacy Effects) Супервайзер визуальных эффектов: Дэниел Макарин (Weta Effects) Продюсер визуальных эффектов: Кевин Шервуд (Weta Effects) Креативный руководитель: Ричард Тейлор (Weta Effects) Арт-директор: Джо Данкли (Weta Workshop) Супервайзер визуальных эффектов: Робин Хэкл (Image Engine) Продюсеры визуальных эффектов: Тайлер Вайс, Аннемари Григгс (Image Engine) Супервайзер миниатюрных эффектов: Ян Хантер Руководитель производства визуальных эффектов: Эрик Барба Концепт-художник: Мэтью Сэвидж

Созданием чужих занимались супервайзеры спецэффектов Алан Скотт, Шейн Махан и Линдси МакГоуэн. Для того, чтобы оживить ксеноморфа, в фильме использовали и аниматронику и актера. В большинстве крупных планов с лицевой анимацией, которые можно увидеть в последней части франшизы — это аниматроника. Также они создали аниматронику ксеноморфа в натуральную величину. В сценах с движением инопланетянина, например когда они ползают, был задействован актер в костюме.

Original size 0x0

Студия Legacy Effects создавала аниматронику ксеноморфа в натуральную величину. Супервайзеры спецэффектов: Алан Скотт, Шейн Махан, Линдси МакГоуэн.

Original size 1920x1842

Процесс создания костюма ксеноморфа и его головы.

Команда по спецэффектам стремилась оживить «Потомка» с помощью практических методов. Студия Legacy Effects создала протезы и грим для гибрида человека и ксеноморфа. Это был костюм на все тело, дополненный гримом. Но он не был на 100% практическим изобретением, также потребовались некоторые эффекты CG: хвост пришлось добавить с помощью компьютерной графики; рот, похоже, также был улучшен тем же способом. Для улучшения ухмылки оффспринга, (название этого монстра) также использовали CGI, что помогает ей выглядеть слегла нечеловеческой, и это отлично передает ужас всей сцены. Улыбка через маску-протез, возможно, выглядела бы не так органично.

Original size 692x388

Актер Роберт Боброцкий в костюме оффспринга на съемке фильма

Original size 1920x1617

Студия Legacy Effects занималась созданием гибрида ксеноморфа и человека.

Супервайзером миниатюрных эффектов Яном Хантером и компанией Pro Machina в миниатюре были построены зонд и космический корабль, дизайн судна разработал художник Мэтью Сэвидж. Эти две модели были отсканированы и использованы в качестве основы для цифровых моделей.

Original size 1920x1004

Модель космического корабля «Corbelan IV». Супервайзер миниатюрных эффектов: Ян Хантер.

Original size 0x0

Космического корабль в фильме

Для данной части франшизы было создано несколько видов лицехватов: те, которые бегают по полам и стенам; те, которые могли проникать в человека-носителя через рот; те, которые были машинами на дистанционном управлении и так далее. Все они были созданы студией Weta Workshop под руководством Ричарда Тейлора.

Original size 0x0

Создание лицехватов студией Weta Workshop под руководством Ричарда Тейлора.

Грудолом в последней части «Чужого» был практическим эффектом. Актриса лежала на земле с поддельным полом. Также был рычаг, прикрепленный к гидронасос. Маленькая кукла-грудолом выходила через поддельную полую грудь.

Original size 692x388

Супервайзер спецэффектов: Алек Гиллис.

Также, студия Image Engine занималась созданием визуальных эффектов для фильма «Чужой: Ромул», студия обработала всего около 20 кадров компьютерной графики.

0

Супервайзер визуальных эффектов: Робин Хэкл Продюсеры визуальных эффектов: Тайлер Вайс, Аннемари Григгс

Кадры с попаданием кислоты на кожу актеров в этой части фильмов были сняты с помощью CG. На месте ожогов у актеров была загримирована кожа, а уже с помощью компьютерной графики сцены были доработаны.

0

Супервайзер визуальных эффектов: Робин Хэкл Продюсеры визуальных эффектов: Тайлер Вайс, Аннемари Григгс

Заключение

Проанализировав специальные и визуальные эффекты в фильмах «Чужой» 1979 года и «Чужой: Ромул» 2024 года, можно прийти к выводу, что баланс между практическими эффектами и CGI стал ключевым фактором в достижении впечатляющей визуальной картины. Использование практических эффектов наряду с компьютерной графикой не только усиливает реалистичность происходящего на экране, но и сохраняет аутентичность и дух оригинальной франшизы. Это сочетание технологий позволяет создать более глубокую связь между новыми и старыми фильмами. Несмотря на прогресс в области CGI, практические эффекты остаются актуальными и важными для создания реалистичных сцен. Это подтверждает, что современные технологии не заменяют традиционные методы, а дополняют их.

Bibliography
Show
1.

CineFex Magazine 1980, No.001: [журнал], (дата обращения: 18.11.2024).

2.

ALIEN Behind The Scenes (1979) Sci-Fi [интервью], https://clck.ru/3Enpzo, (дата обращения: 22.11.2024).

3.

IMDb, Alien, Full Cast & Crew, https://clck.ru/3EntKT, (дата обращения: 22.11.2024).

4.

IMDb, Alien: Romulus, Full Cast & Crew, https://clck.ru/3EntHU, (дата обращения: 23.11.2024).

5.

Variety, How ‘Alien: Romulus’ DP Galo Olivares Captured That Gruesome Chestbursting Scene, [статья], https://clck.ru/3EntQ3, (дата обращения: 23.11.2024).

6.

Trapped in a Hole for Days and Covered in Blood and Lube, ‘Alien: Romulus’ Star Aileen Wu Breaks Down What It’s Like to Battle Facehuggers and Chestbursters, [статья], https://clck.ru/3Entba, (дата обращения: 23.11.2024).

7.

How miniatures were made on ‘Alien: Romulus’, [статья], https://clck.ru/3Enu8X, (дата обращения: 23.11.2024).

8.

The Beast Within: Making Alien (2003), [DVD], (дата обращения: 23.11.2024).

9.

How the Alien: Romulus Xenomorph was made, [статья], https://clck.ru/3EoUim, (дата обращения: 23.11.2024).

10.

How The Offspring In Alien: Romulus Was Done: How Much Was Practical & How Much Was CGI, [статья], https://clck.ru/3EoaFW, (дата обращения: 24.11.2024).

11.

Fede Alvarez Shares Multiple Alien: Romulus Behind-the-Scenes Pictures! , [статья], https://clck.ru/3EocVw, (дата обращения: 24.11.2024).

12.

Alien: Romulus takes the phenomenally successful «Alien» franchise back to its roots, [статья], https://goo.su/CZhXETu, (дата обращения: 24.11.2024).

13.

Issue #22 of befores & afters magazine — Alien: Romulus, [журнал], https://clck.ru/3EomuE, (дата обращения: 24.11.2024).

Image sources
Show
1.

CineFex Magazine 1980, No.001: [журнал], (дата обращения: 18.11.2024).

2.

Original Space Jockey Model by H.R. Giger. https://clck.ru/3Em7ZV, [статья], (дата обращения: 22.11.2024).

3.

Practical effects, creatures, animatronics and miniatures in Alien: Romulus. https://clck.ru/3EntE7, [видео], (дата обращения: 22.11.2024).

4.

Alien: Romulus | Breakdown Reel | Image Engine VFX. https://clck.ru/3EntfE, [видео], (дата обращения: 22.11.2024).

5.

Legacy effects. CREATURE FX + ANIMATRONICS + MAKEUP FX. https://clck.ru/3EoStp. (дата обращения: 22.11.2024).

6.

Чужой (фильм, 1979), https://clck.ru/3EobDa, [фильм], (дата обращения: 23.11.2024).

7.

Чужой: Ромул (фильм, 2024), https://clck.ru/3EobEt, [фильм], (дата обращения: 24.11.2024).

Анализ технологий визуальных эффектов в фильмах «Чужой» и «Чужой: Ромул»
13
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more