
Рубрикатор:
1. Описание концепции 2. Анализ многофигурных композиций Брейгеля 3. Заключение 4. Список литературы и источников
Описание концепции
Аллегории помогают передать скрытый смысл, идею, понятие через визуальный образ. Благодаря этому инструменту, на протяжении столетий художники доносили до людей глубинный смысл своих произведений, используя иносказание. Аллегории часто соседствуют с символами, хотя последние чаще всего могут иметь множество значений, в то время, как аллегории действуют более однозначно и прямолинейно. Например, картина Сандро Боттичелли «Аллегория силы» изображает образ женщины, через который с помощью аллегории и воплощается стойкость и непоколебимость.

К примеру, Рембрандт ван Рейн, написавший цикл картин «Пять чувств» выражал представления о человеческих чувствах через аллегории — на картине «Продавец очков» (или «Аллегория зрения»), например, аллегорией зрения являются очки, а также слепая пара. В картине также присутствует иносказание, которое раскрывается с голландской идиомой «продать очки», что означает обман, ложь. Таким образом, с помощью этой работы Рембрандт передаёт не только аллегорию чувства, но и аккуратно преподносит зрителю морально-нравственную составляющую — продавец продает очки слепым людям, намеревается обмануть пожилую пару.
Анализируя живопись Северного Возрождения XV–XVI веков, можно заметить, что художники той эпохи иногда писали насыщенные деталями композиции, изучая которые, можно обнаружить огромное количество как символов, так и аллегорий. Особое внимание следует уделить Питеру Брейгелю Старшему, который весьма кропотливо относился к мельчайшим деталям в своих картинах — рассматривая нижний ярус на картине «Вавилонская башня», можно увидеть совсем маленькие фигуры строителей.
В целом, в творчестве Питера Брейгеля Старшего весьма много работ, на которых изображено большое количество человек, и анализировать каждого персонажа на картине занимает большое количество времени, ведь каждый человек на композиции занят тем или иным делом, либо сам по себе несёт тот или иной смысл, вложенный автором. На некоторых картинах участники композиции в принципе не объединены общим действием. Картины Брейгеля, исполненные в бытовом жанре, объединены не только количеством действующих лиц, но и тем, что чаще всего избранным местом действия является часть некого города или деревни, то есть и персонажами картины (если, конечно, это не работы по мотивам религиозных произведений и сказаний) являются обычные люди, крестьяне и горожане. Брейгель аккуратно вкладывает в каждого из этих персонажей смысл, а потом это объединяется в одну большую аллегорию, которая и объединяет всех действующих персонажей.
Целью исследования является анализ сложных визуальных конструкций, насыщенных аллегориями и иносказаниями, созданными рукой Питера Брейгеля Старшего. Исследование будет строиться на деконструкции и трактовке элементов и деталей композиции, а также выявлении параллелей между интерпретациями образов в разных работах. Северное Возрождение и, в частности, творчество Брейгеля, с его знаменитым вниманием к деталям и проработке смысловой составляющей картины идеально подходит для данного исследования.
Анализ многофигурных композиций Брейгеля
Многофигурные композиции Питера Брейгеля Старшего представляют собой уникальный феномен северного ренессансного искусства. Эти композиции — не хаос и не беспорядок, а тщательно продуманная визуализация простой человеческой жизни: труда, праздника, безумия, суеты, морали. Брейгель будто смотрит на мир сверху. Такие работы, как «Фламандские пословицы», «Битва Масленицы и Поста», «Триумф смерти», представляют собой визуальные энциклопедии, насыщенные символами и аллегориями.
«Фламандские пословицы»
Данная картина является весьма уникальной, потому как Брейгель в одном полотне объединил более 100 нидерландских пословиц, изобразив их аллегорически. Перед зрителем предстаёт деревня, в которой разворачивается более сотни сцен, каждая из которых является репрезентацией той или иной поговорки, идиомы, а вместе они образуют единую аллегорическую идею, идею о человеческой наивности. Каждая сцена так или иначе обыгрывает человеческие пороки, будь то алчность или лицемерие. Причем важно отметить, что всё происходящее воспринимается очень живым, обыденным, что сильно отличает произведение от иных картин с морально-нравственным посылом. На картине сложно выделить центр или главное действующее лицо — все события разворачиваются одновременно и независимо друг от друга. Глаз зрителя постоянно перемещается по картине, и таким образом, изучать данную работу можно на протяжении долгого времени.
В правом верхнем углу картины есть примечательная деталь. Там в лодке уплывает к виднеющемуся вдали храму (такой вывод можно сделать по характерной башне). Этот человек будто уплывает от всего происходящего безумия к просветлению, которое и символизирует храм. Тем не менее, это лишь довод, так как человек в лодке также может быть и аллегорией пословицы «Держать глаз на парусе», а храм — «Увидел церковь и конюшню, но это не значит, что ты уже приехал». Таким образом, зритель всё же остается в неком неведении.
Особое значение имеет визуальный ритм, с помощью которого Брейгель организует напряжение между фигурами. Почти в каждой сцене есть конфликт — физический, моральный или абсурдный. Вместо гармонии — столкновение. Герои картины нелепы, художник будто высмеивает их за глупость и наивность. К примеру, на представленном выше фрагменте женщина несёт в одной руке угли, в другой — ведро воды, что отсылает в поговорке «Нести огонь в одной руке и воду в другой» — быть двуличным человеком.
Интересно то, что за год до создания «Фламандских пословиц» Брейгель написал другую картину о поговорках — «Двенадцать пословиц». И вместо того, чтобы останавливаться на описании каждой из пословиц, представленную на картине, следует рассмотреть лишь те, что пересекаются, а также проанализировать, изменились ли интерпретации идиом у Брейгеля.
Проанализировав оба произведения, можно сделать вывод, что картина «Двенадцать пословиц» словно выступает прототипом «Фламандских пословиц». Все образы получили свою интерпретацию в более поздней картине и они, в основном, идентичны друг другу. Неизменными остались даже персонажи, «играющие свою роль» на обоих полотнах.


Тем не менее, изменилась интерпретация пословицы «носить синий плащ» — в работе «Двенадцать пословиц» просто изображен мужчина в синем плаще, а уже в более позднем произведении — на мужчину плащ надевает женщина. Надеть синий плащ — обмануть кого-то, поэтому, в картине «Фламандские пословицы», судя по всему, женщина обманывает мужчину.


В остальном же, образы остались без изменений, а некоторые даже сохранили свой «реквизит», как, к примеру, мужчина, который не терпит вида солнечных бликов на воде (на обеих интерпретациях он держит в руках веер).
«Фламандские пословицы» — это не только собрание народной мудрости и мастерски аллегорически переданные изречения и идиомы голландского языка той эпохи, но и философская картина, в которой Брейгель с блестящей наблюдательностью и прямолинейностью изображает мир как замкнутый круг нелепостей. Не зря альтернативным названием картины является «Мир вверх тормашками», что и интерпретирует перевернутый глобус.
«Битва Поста и Масленицы»
Еще одной широко известной многофигурной аллегорической картиной Питера Брейгеля Старшего является «Битва Поста и Масленицы». Главная идея этой картины — противопоставление телесного и духовного, хаоса и порядка, и это противостояние выражается в виде столкновения в прямом смысле слова — две стороны (сторона Масленицы как телесное, и сторона Поста как духовное), как бы, движутся друг на друга.


Масленица и Пост тут также выражены через аллегории, визуализированы в образах людей. Масленица — зажиточный, упитанный, зажиточный мужчина, сидящий на огромной бочке и держащий в руках шампур с мясом. Пост, в свою очередь, предстаёт как худощавый мужчина, сидящий на деревянном стуле. В сторону Масленицы его везут монахи и монахини. При детальном рассмотрении их образов, вновь видно мастера за работой — Питер Брейгель Старший проработал визуализацию и того, и другого. Образ Масленицы пропитан пороком Обжорства, стремлением лишь к телесным удовольствиям. Помимо того, что интерпретация Масленицы упитан и окружен едой, его везут Ряженые, что ещё сильнее укрепляет его образ.
Пост, в свою очередь, на голове носит улей, что во-первых, В средневековой и ренессансной символике улей часто ассоциировался с организованностью, сосредоточенным трудом и аскетической жизнью. Во-вторых, этот улей создает дополнительный контраст с образом Масленицы — телесной, жирной, в то время как Пост — сухой, духовный.
Зритель не просто наблюдает за праздником. В этой картине, как и в «Фламандских пословицах» раскрывается тема порочности, глупости человеческой. Однако, в отличие от «пословиц», здесь композиция выстроена симметрично, с четким композиционным делением на левую и правую стороны, что, конечно, не убавляет общего происходящего хаоса, но всё же несёт в себе мысль о противопоставлении. Можно провести линию по диагонали, которая разделит это произведение. Слева и сверху — Масленица, карнавал, балаган. Справа и снизу — Пост, воздержание. Деление подчеркивается также и светом — на стороне Масленицы более светло, оживленно, динамично. Справа же мрачнее и темнее, в архитектуре преобладают серо-коричневые цвета.


Говоря о деталях, следует затронуть и архитектурные акценты — Храм (справа) и таверну (слева), которые также подчеркивают это противопоставление. Из церкви выходят люди с факелами, из таверны — с кружками пива.
Произведение наполнено также и мелкими сценами — в окнах, на лестницах, под арками. Как и в «Фламандских пословицах», эти сюжеты идут параллельно, как и друг другу, так и основному противостоянию.
Картина не даёт однозначного ответа, кто прав, а кто нет. Это сложный взгляд на человеческую природу как поле борьбы, в которой нет окончательной победы. Именно в этой двойственности, в отказе от морализаторской прямолинейности и заключается сила визуального языка художника.
«Игры детей»
Данное произведение чем-то напоминает «Фламандские пословицы» — полотно, словно каталог, через аллегории и образы визуализирует детские игры и забавы. И вновь, картина весьма хаотична, подробна и богата деталями. Более 250 детей, разбитых на группы, увлечены различными играми. И опять, персонажи не объединены общим действием — каждый ребенок или группа детей является отдельностоящим микросюжетом.
Интересным здесь является то, что пространство разделено зданиями, улицами, стенами и арками, а для композиции характере очень высокий горизонт, а также необычная перспектива, которая заставляет зрителя обращать взгляд вглубь правой части полотна. Узкие улицы вдали сужаются и растворяются.
«Триумф Смерти»
«Триумф смерти» — мрачная, хаотичная картина. Она не просто представляет собой аллегорию Смерти. Это не картина о чьей-то конкретной гибели. Брейгель изображает апокалиптическое зрелище, где каждый персонаж — обречен на мрачную участь. Выжженная земля, хаос, смерть, пытки и всепоглощающий страх — все это передано в данном произведении. Умирают все — и богатые, и бедные — мир погибает.


Брейгель выстраивает движение слева направо — от более рассредоточенных действий к эпицентру ужаса и смерти. Картина переполнена деталями, но объединяет их одно — неизбежность. Идея здесь заключается в том, что неважно — король это, монах или музыкант — смерть настигнет каждого. Примечательно, что смерть держит песочные часы над умирающей фигурой короля, показывая, что время его вышло — аллегория конца.
Заключение
Полотна Брейгеля — визуальные размышления о природе человека, с максимальной прямолинейностью и анализом человеческих пороков. Эти работы не дают ответов, не учат напрямую — они скорее выступают наблюдателем. Брейгель фиксирует человечество в его нелепой, трогательной, мрачной, ипостасях. В «Фламандских пословицах» человек смешон и нелеп, в «Битве Поста и Масленицы» — запутан, двойственен, в «Играх детей» — наивен, а в «Триумфе смерти» — равносильно всем остальным людям ничтожен перед смертью. Мастер аллегорий, мастер бытовых сцен, Питер Брейгель Старший преуспел в проработке абсолютно всех деталей, которые формируют цельную картину.
Список литературы и источников
Райгородский Л. Д. Незаметные герои картин Питера Брейгеля // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. № 2.
Аббасова Н. Роль творческого наследия Питера Брейгеля в нидерландской живописи // Colloquium-journal. 2023. № 3.
Чупрак К. А. Две картины Питера Брейгеля старшего, изображающие строительство Вавилонской башни // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2004. № 3.
Сандро Боттичелли. Аллегория силы // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/album/Botticelli/pic/glrx-1649603118 (дата обращения: 10.05.2025).
Рембрандт Харменс ван Рейн. Продавец очков (Аллегория зрения). // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-7525176 (дата обращения: 12.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/1732435465/ (дата обращения: 12.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Раздача вина в день святого Мартина // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/1498789489/ (дата обращения: 11.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/1838043381/ (дата обращения: 08.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Двенадцать пословиц // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/795708106/ (дата обращения: 13.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/1143874133/ (дата обращения: 14.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Игры детей // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/2076398735/ (дата обращения: 12.05.2025).
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти // Gallerix — онлайн музей URL: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/N/1135930223/ (дата обращения: 15.05.2025).