
Крупные и не очень музеи привлекают большое количество людей каждый день. Помимо хранения искусства они проводят выставки. Об одном из их видов — выставках-блокбастерах — мы и поговорим в этом исследовании.
Выставки-блокбастеры Что это?
Феномен выставок-блокбастеров основывается на том, чтобы заранее дать понять понравиться ли человеку выставка.
Они направлены на создание большей посещаемости, сбор средств, а также привлечение совершенно новой аудитории.
Как правило, это временные выставки.

Чтобы разобраться в этой теме мы взяли за основу статью Сергея Гуськова «Выставка без выставки».
Минусы выставок-блокбастеров
По мнению Гуськова есть несколько минусов в проведении крупных выставок:
1.Безостановочно движущийся зритель.
2.Страдает развитие местной среды.
3.Выставка нацелена на количество и людей и работ.
4.Нацеленность на заработок.
На место выставки как строго формализованной экспозиции пришел эластичный фестивальный жанр. Программы, сезоны, серии, ярмарки — все это заработало с новой силой.
В качестве примера фестивальной выставки, про которые, как нам кажется, говорит Гуськов, можно привести ARTLIFE FEST.
Это интерактивный фестиваль современного искусства. На нем были представлены картины художников, которые можно приобрести, отдельная зона с лекциями, творческая мастерская, магазинчик с товарами, а также VR работы. Ко всему прочему организаторы проводили квест по пространству, за который можно было получить разные призы. То есть в одном пространстве смогли ужиться все эти виды развлечения. Мне кажется, это прямая отсылка на современного человека, мультизадачного и совмещающего в себе все и сразу.
Так почему же музеи устраивают такие выставки?
Причины появления выставок-блокбастеров
«Наступает глобализация рынков» Теодор Левитт, Harvard Business Review.
В сфере современного искусства этот феномен глобализации выразился в росте числа нестабильных институций, в частности больших международных выставок.
Соответственно основные приоритеты музея сместились от расширения коллекции к привлечению внимания аудитории.
Три фактора успеха музеев в настоящем:
1.Число и конкурентоспособность крупных выставок
2.Посещаемость
3.Количество «друзей музея»
Хотя временные выставки и привлекают больше всего внимания со стороны посетителей и прессы, их нельзя с точностью назвать успешными. Они как правило отвлекают музей от образовательной деятельности и задач, связанных с коллекцией, и формируют нездоровую зависимость.
Михаил Пиотровский:
«Место музея — посередине между храмом и Диснейлендом…
…но так получается, что он двигается в ту или другую сторону. И в последнее время — это во всем мире так — в сторону Диснейленда.»
По его мнению выставки-блокбастеры зачастую реклама. Музей должен оставаться музеем, не переходить в шоу и не упираться в заработок денег.
Однако музеи не могут свободно существовать без бюджета или финансирования, который напрямую зависит от количества посетителей. Чтобы решить эту непростую задачу они прибегают к использованию рекламы.
Какую роль играет маркетинг и брендинг?
Выставки-блокбастеры приучили посетителей переоценивать временные, уникальные проекты и недооценивать постоянные коллекции. Это возникло вследствие избалованности маркетинговыми приемами и брендингом.
С помощью брендинга проще привлекать людей. Успешный бренд отличается высокой узнаваемостью и позитивными ассоциациями в умах и сердцах потребителей. Он становится своего рода гарантией, что полученный опыт будет определенного качества.
Проще говоря, люди отошли от концепции опыта и доверия, и перешли к концепции поиска.
Наблюдать это можно на примере Новой Третьяковки.
Если ввести в интернете «Новая Третьяковка» мы увидим хорошо сделанный сайт с выставленной продукцией. Тут же можно подобрать выставку по интересам и купить билеты на нее.
Большим спросом также пользуется сувенирная продукция. Она сделана на любой вкус по разным коллекциям и художникам.
Примером блокбастера является выставка «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее в 2019 году.
Пушкинский музей
Выставка была посвящена выдающимся коллекционерам — братьям Щукиным. Так как господдержка была не в состоянии обеспечить все потребности такого масштабного музея как Пушкинский, организаторы решили найти другие средства.
Поиск других средств финансирования музея:
1.Определили ЦА
2.Нашли спонсоров — Сбербанк и «Трансмашхолдинг» (вторые производят поезда метро)
3.Медийная поддержка от государства + ожившие картины (видео работы студентов МШК). Такой подход, совмещение образования и развлечения, в современном искусстве называется — Edutainment.
4.Сувенирная коллекция
5.Социальные сети
Современные масштабные выставки также не могут обойтись без использования современных технологий, таких как VR и искусственный интеллект.
Вывод
По мнению экспертов, выставки-блокбастеры не пропадут, а будут только набирать обороты. Люди требуют этого, что особенно было спровоцировано пандемией. Однако посещаемость выставок будет зависеть от актуальности выбранной темы.
Что касается нашего личного мнения, то:
Во-первых, нам кажется, что музеи изобразительного искусства в первую очередь должны ставить образовательную функцию выше развлекательной.
Во-вторых, положительный эффект от приобретения произведений искусства для коллекции, их хранения, публикации, интерпретации, анализа и выставочной деятельности куда важнее и глубже, чем организация временных выставок.
И наконец, музеи, полагающиеся на тех, кто готов вкладываться в искусство безвозмездно, функционируют лучше и свободней чем те, что полагаются на продажу билетов, сувениров и организацию разного рода событий.