Original size 1140x1600

Ренато Гуттузо: Воскресение калабрийского рабочего в Риме

PROTECT STATUS: not protected
6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Ренато Гуттузо был итальянским художником, теоретиком искусства и главным героем итальянской неореалистической живописи. Исторический период, в котором жил художник, и сицилийское происхождение оказали сильное влияние на его стиль и искусство, часто характеризующееся яркими образами популярной мифологии послевоенной Италии, что делает мастера одним из важнейших художников-неореалистов.

post

В конце 1940-х Гуттузо начал обращаться к темам, связанным с политической борьбой рабочих юга Италии. Картина Гуттузо «Римское воскресенье калабрийского рабочего» (Рокко с проигрывателем) является абсолютно характерным образцом итальянской «новой волны». Благодаря экспрессивности мазка и антинатуралистичности использованных цветов, изображенный на ней молодой римский рабочий наделен твердым характером и суровым взглядом, подчеркивающим драматизм одиночества в большом городе.

Красная рубаха Рокко отсылает к известному полотну мастера «Битва при Понте», в котором раскрывалось мужество корсиканцев в битве за город с французами.

big
Original size 774x516

Битва при Понте, 1955 Ренато Гуттузо

В своей картине «Леопард» Лукино Висконти, один из главных представителей итальянского неореализма, процитировал не только исторические события, но и работу Гуттузо.

big
Original size 800x502

Кадр из фильма «Леопард» (1963) Лукино Висконти

Если описывать концептуальную идею неореализма, как течения в искусстве, то его отличительной чертой являлось честное изображение общества, восстанавливающегося о послевоенной разрухи. Считается, что начало культурному явлению новой волны положил выход фильма «Одержимость», снятый Висконти в 1943 году.

Original size 1000x600

Кадр из фильма «Одержимость» (1943) Лукино Висконти

Через 6 лет Джузеппе де Сантис снимет вторую часть своей трилогии о сложной жизни итальянских рабочих — «Горький рис» (1949), которая имеет сюжетные пересечения с картиной Висконти.

Original size 960x720

Кадр из фильма «Горький рис» (1949) Джузеппе Де Сантис

Окончательно утвердил неореализм, как направление, фильм Роберто Росселлини «Рим — открытый город» (1946).

Original size 1480x1080

Кадр из фильма «Рим — открытый город» (1946) Роберто Росселлини

Вдохновленный новыми веяниями, Гуттузо создает целую серию работ с портретами Рокко. Рабочий — собирательный образ соотечественников и современников художника, рассказывающий историю нелегкой жизни обычных людей в стране после падения фашистского режима.

0

Рокко с сыном, 1958 Сидящий, 1964 Рокко и окно, 1960 Курящий, 1958

Так полотно «Рокко с сыном» (1960), наверняка, является прямой аналогией с персонажами фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» (1948), в котором зрители вместе с отцом и сыном отправляются на поиски пропажи по вечному и полному противоречий и парадоксов городу Риму.

Кадры из фильма «Похитители велосипедов» (1948) Витторио Де Сика

Неореалистическое кино остается самым известным в мире продуктом той эпохи, но это явление имело параллели в искусстве, литературе и фотографии, различные области влияли друг на друга по-разному. Хотя итальянский неореалистический фильм считается «авторским» кино, оно представляло собой квинтэссенцию часто весьма различных идей и политических взглядов, а грубый документализм первых послевоенных работ был не столько эстетическим выбором, сколько безвыходностью — низкие бюджеты, минимум устаревшего оборудования и недостаток кинореквизита.

Original size 1280x1324

Кадр из фильма «Стромболи, земля Божья» (1950) Роберто Росселлини

Основные темы фильмов и произведений искусства, созданных в это время, как правило, были схожи. Приоритетным в неореализме было представление подлинной и достоверной реальности, в которой живут обычные люди. Обыватели, борющиеся с несправедливостью и страдающие от нищеты, были типичными героями художественных работ, с помощью образов которых проповедовалось равенство.

Original size 470x370

«Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти

Возвращаясь к полотну Гуттузо, нужно отметить, что самим названием работы художник дает подсказу о судьбе рабочего: Калабрия — отроги Апеннин, южные районы Италии, исторические развивавшие земледелие. А значит, что Рокко вполне может быть крестьянином, покинувшим родные края и отправившимся в большой город в поисках лучшей жизни.

Крупная фигура рабочего, выделяющаяся на фоне типично римского ландшафта, изображена в характерной для мастера живописной манере — с ее экспрессией и сочными красками. Нарочито небрежная поза, лишенная какого бы то ни было намека на рафинированность, грубые руки — художник убеждает нас в непреклонности, мужестве и суровой простоте Рокко. Однако, одновременно с этим персонаж является и лирическим героем — раздумья, глубокий взгляд и играющий патефон намекают на отчужденность и тоску по Родине. Противоречивость современной жизни — вот что хотел показать нам Гуттузо.

Ренато Гуттузо: Воскресение калабрийского рабочего в Риме
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more