Original size 600x800

Биеннале: Исследуя Мировые Художественные События

8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Что такое биеннале?

post

Биеннале — это крупномасштабная международная групповая выставка, которая проходит с частотой от двух до пяти лет. Эти выставки очерчивают пространство для диалога и разнообразного художественного и культурного обмена. Биеннале ассоциируются с временным местом медиации, обычно предоставляемым приглашенному куратору или команде кураторов, часто поддерживаются местной социокультурной сетью и связаны с глобальным арт-рынком. Начиная с 1989 года биеннале стали двигателем международного художественного цикла, в котором значительная часть искусства утверждается и приобретает ценность. Название часто используется для обозначения выставок изобразительного искусства, но со временем его стали применять и к другим сферам культуры, таким как кино, музыка, архитектура, танец и пр.

Среди огромного разнообразия и масштаба биеннале по всему миру существует ряд общих черт:

post

Биеннале часто бывают тематическими. Они могут быть ориентированы на дисциплину; они могут быть обусловлены определенным географическим регионом; они могут занимать определенные места или существовать только виртуально, избегая физического пространства галереи ради альтернативных мест показа. Всеобъемлющая тема биеннале действует как связующая сила между итерациями. Она помогает сохранять цель и структуру биеннале на протяжении многих лет, иногда десятилетий, особенно в условиях меняющихся художественных практик и тем современного искусства.

post

Большинство биеннале кураторские. Для каждой итерации галерея или музей могут пригласить приглашенного куратора или группу кураторов — для определения фокуса биеннале и выбора художников и произведений искусства, а также физического расположения выставки. В этом смысле биеннале предлагают значительные возможности как для художников, так и для кураторов. Они являются поводом для обоих проверить новые идеи, разработать новые практики и теории и сделать наблюдения об искусстве и обществе.

post

Биеннале стремятся к масштабу. Развиваясь в течение двух лет, биеннале предоставляет художникам и кураторам уникальные условия для реализации больших идей и создания крупных работ. Масштаб так же часто обнаруживается в количестве художников или коллективов, представленных на одной биеннале, как и финансовая поддержка такого масштабного выставочного формата.

post

И, наконец, биеннале часто являются замаскированной обзорной выставкой. Биеннале часто являются срезом состояния политической и общественной жизни в текущий исторический момент, данного географический региона, жанра или дисциплины. Выбор произведений искусства и художников помогает создать эту кураторскую картину, предлагая зрителям обзор или срез текущих художественных практик и идей.

Сочетание этих элементов — масштаба, времени и ресурсов, повторяющейся циклической структуры и тенденции к обзору — делает биеннале идеальным форматом для размышлений об условиях нашего времени.

Основные функции биеннале в структуре арт-рынка и культурной среды

post

• Публичная платформа: биеннале создают возможности для представления работ художников широкой аудитории и обмену идеями.

• Продвижение искусства: участие в биеннале может дать художникам и кураторам возможность привлечь внимание к своему творчеству и установить новые контакты.

• Культурный диалог: биеннале являются местом встречи и диалога между представителями различных культур и мировоззрений. Служат средством взаимодействия между искусством и широкой публикой — одновременно локальной и глобальной, оседлой и кочующей, представителями мира искусства и обычными посетителями.

• Образование и исследование: многие биеннале включают образовательные программы, лекции, дискуссии и публикации, которые способствуют расширению знаний и понимания искусства.

• Продвижение локальной культуры, туристических достопримечательностей, местных диковинок и производства, является наиболее надежным генератором экономической прибыли для многих провинциальных городов.

Предпосылки и история возникновения

Появление биеннале как формы выставки было связано с несколькими социально-культурными факторами. Первоначально, это было стремление к укреплению международных связей и обмену культурными ценностями в условиях ускоряющегося глобализма. В конце XIX — начале XX века широкое распространение получили массовые выстави, такие как художественные салоны и международные выстави промышленных товаров. Эти события способствовали распространению искусства, но биеннале предложили новый формат, который был более организованным, международным и регулярным.

post

1895 г — Первая Венецианская Биеннале, ставшая пионером современного формата международных выставок искусства.

1950-е — Расширение географического охвата с появлением Биеннале в Сан-Паулу (1951) и в других странах.

1990-е — С усилением глобализации и окончанием холодной войны, демонтажа идеологических, экономических и коммуникативных барьеров, начался огромный бум биеннале.

По данным независимой международной организации «Biennial Foundation» по состоянию на 2024 год в мире насчитывается 294 арт-учреждений, проводящих на регулярной основе выставки в области культуры и искусства и охватывающих все континенты мира. И это не считая большого числа незарегистрированных биеннале.

Изменения в формате и эволюция биеннале

post

Эволюция концепции биеннале включает постепенное развитие от общекультурного события к площадке для демонстрации самых передовых достижений мирового искусства. С течением времени биеннале стала не просто выставкой произведений искусства, но и площадкой для проведения мастер-классов, форумов, дискуссий и других культурных мероприятий.

За последние три десятилетия формат биеннале претерпел некоторые изменения, включая:

Большее внимание к современному искусству: многие биеннале расширили свои тематики и включили в программу работы современные художественные направления и техники.

Расширение географии: сейчас биеннале проводятся не только в крупных мировых туристических центрах, но и в более отдаленных и малоизвестных регионах с целью разнообразия представленных там работ.

Внедрение новых медиа и технологий: многие биеннале начали работать с интерактивными инсталляциями, виртуальным искусством и другими формами современных технологий.

Биеннале продолжают развиваться и изменяться, чтобы оставаться актуальными и привлекательными для широкой аудитории искусства.

Значимые биеннале мирового уровня

Original size 3514x1600

Венецианская биеннале

Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико, который в 1893 году решил организовать художественную выставку, которая бы стала престижным международным событием в мире искусства. Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». Выставка проходила в садах Джардини, где был построен павильон под названием «Про Арте» (Pro Arte). На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран, ее посетили свыше 200 тысяч человек. Впоследствии выставка получила название «Биеннале» (от итальянского biennale «дважды в год»).

Original size 958x537

Решающим для Венецианской биеннале стал 1930 год, когда управление перешло из рук муниципальных властей к федеральным структурам. С этого момента было принято решение о проведении в Венеции фестивалей кино, театра и музыки. Венецию объявили «зоной современного искусства». Престиж биеннале быстро достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В течение ХХ века на Венецианской Биеннале построили свои национальные павильоны 29 стран. Затем организаторами было принято решение приостановить строительство на территории садов Джардини. Помимо национальных представительств в рамках Биеннале проходят две масштабные коллективные выставки: в павильоне «Про Арте» и, начиная с 1999 года — в старейших судостроительных верфях Арсенала. Те страны, которые не имеют своего пространства — могут арендовать его в черте города и присоединиться к официальной программе биеннале.

post

Сейчас Венецианская Биеннале — это не биеннале в его классическом понимании, каждый год происходят события, охватывающие все направления сферы культуры: искусство, архитектура, кино, танцы, музыка, театр. Концепция Венецианской биеннале сосредоточена на продвижении современного искусства и поддержке диалога между различными культурами, стилями и художественными выражениями. Миссия биеннале заключается в поддержке традиций, инноваций и экспериментов в искусстве, предоставляя возможность художникам из разных стран представлять свои работы в мировом масштабе. Для каждой фонд Венецианской биеннале выбирает куратора. Последний формулирует тему и приступает к организации проекта. Во многом он определяет парадигму биеннале и задает необходимую рамку для просмотра не только собственной выставки, но и национальных павильонов. Внутри них — отдельные от основного проекта выставки, которые готовятся командами павильонов. Как правило, кураторами и художниками первого эшелона той или иной страны.

Параллельная программа

post

Культурные мероприятия и дискуссии: В рамках биеннале организуются семинары, лекции, круглые столы и перфомансы, которые дополняют основную выставочную программу и способствуют более глубокому осмыслению выставочной темы.

События в городе: Партнёрские мероприятия, которые проводятся в музеях, галереях и культурных учреждениях Венеции, активируют весь город и создают широкое культурное пространство. Любой художник может организовать свою выставку во время проведения биеннале, что несомненно привлечет к нему дополнительное внимание публики.

Если у страны нет дипломатических отношений с Италией, то она не может участвовать в официальной программе биеннале, но может показать свой павильон в рамках параллельной программы.

Источники финансирования биеннале

post

Государственная поддержка: Итальянское правительство и местные венецианские власти предоставляют финансовую поддержку для проведения мероприятия, понимая его значение для культурного и экономического развития региона.

Спонсорство и партнерства: Множество частных компаний и международных брендов выступают спонсорами биеннале, что позволяет обеспечить дополнительные средства. Эти партнерства могут включать как финансовую помощь, так и поддержку в виде услуг или материалов.

Продажа билетов: Включает индивидуальные билеты для посетителей и специальные пропуски для профессионалов в области искусства.

Участие стран-участников: Национальные павильоны финансируются соответствующими странами. Многие государства выделяют бюджет на организацию и представление своих экспозиций, что также снижает общие финансовые нагрузки на организаторов.

Фонды и гранты: Финансирование от различных международных культурных фондов и организаций может быть привлечено для реализации определённых проектов или инициатив в рамках биеннале.

Меценатство: Частные доноры и коллекционеры также вносят свой вклад в финансирование, поддерживая искусство и культуру через пожертвования.

post

Венецианскую биеннале часто называют «Олимпийскими играми мира искусства». Международное жюри определяет победителей и вручает по окончании дней предварительного показа биеннале награду «Золотой лев» в номинациях: лучший национальный павильон, лучший художник, за вклад в искусство, а так же награду «Серебряный лев». Венецианская биеннале каждый раз ставит рекорды по посещаемости, она важна, потому что это одно из немногих мероприятий, которые посещают практически все без исключения представители мира искусства, Историческое значение, шарм и само место проведения, один из красивейших городов мира, сочетаются здесь с громадными амбициями и очень большими деньгами.

Кураторские проекты разных лет

post

2001 г. 49-я Венецианская биеннале современного искусства была посвящена теме: «Plateau of Humankind» («Плато человечества») — такое название выбрал куратор Харальд Зееман. Зееман действительно представил «плато» — громадную выставку, которая отменяла все прошлые кураторские измышления. Он отказался от иерархий, ввел условные тематические разделения внутри выставки, ушел от нарочитого дизайна. «Плато человечества» открыла историю биеннале XXI века, где любой голос, любая тема, любое явление и любые художники оказались в равной позиции. Она работала с 15 июня по 2 ноября и привлекла рекордное количество посетителей — 260 000 человек. В биеннале приняли участие 63 национальных павильона; 29 из них стационарные, в садах Джардини; остальные — раскиданы по городу в палаццо.

49th International Art Exhibition — La Biennale di Venezia, Plateau of Humankind

post

2019 Г. Куратором 58-й Биеннале в Венеции выступил Ральф Ругофф, который выбрал тему «May You Live In Interesting Times» («Чтобы ты жил в эпоху перемен»). Эта выставка исследовала неопределённость современного мира, сосредотачиваясь на сложностях и противоречиях информации в эпоху постправды. Вместо того, чтобы предлагать единый нарратив, биеннале предоставила платформу для разнообразных голосов и точек зрения. И в Арсенале, и в Джардини на основной выставке приняли участие 79 художников, а так же было открыто 90 национальных павильонов. Биеннале посетило более 593 000 посетителей и 24 000 специалистов в первые три дня предпоказа.

0

58th International Art Exhibition — La Biennale di Venezia, May You Live In Interesting Times

post

2024 Г. Темой 60-й Венецианской биеннале, проходившей с 20 апреля по 24 ноября 2024 года под кураторством Адриано Педрозы, была «Foreigners everywhere» («Чужестранцы повсюду»). В главном проекте выставки рассказывалось и деколониальные высказывания (инсталляция Пабло Делано, музей истории Пуэрто-Рико как американской колонии), и маргиналии — арт-брют, аутсайдеры искусства, и демонстрация модернистских достижений глобального Юга. Кроме произведений 300 частных художников и скульпторов, на выставке в исторических павильонах в Джардини, в Арсенале и в центре Венеции были представлены экспозиции в павильонах из 88 стран. Она сопровождалась скандалами, относительно участия в ней Израиля, куратор которого в итоге принял решение не открывать уже смонтированную выставку. Было продано более 700 тыс. билетов и 27 966 человек посетили предварительный показ.

0

58th International Art Exhibition — La Biennale di Venezia, Foreigners everywhere

Биеннале в Сан-Паулу

post

Биеннале в Сан-Паулу (The São Paulo Biennial) была основана в 1951 году и является второй старейшей художественной биеннале в мире после Венецианской биеннале. Она была основана итало-бразильским промышленником Сицилио Матараццо (Ciccillo Matarazzo). С 1957 года биеннале проводится в павильоне Сицилио Матараццо в парке Ибирапуэра (the Ciccillo Matarazzo Pavilion in Ibirapuera Park). Он был спроектирован командой под руководством архитекторов Оскара Нимейера и Элио Учоа и предоставляет выставочное пространство площадью 30.000 м². С 1951 по 2008 год биеннале имела, как и венецианский прототип, национальные представительства и основной, международный проект, осуществляемый каким-нибудь известным куратором или группой кураторов. Однако в 2010 году биеннале с форматом национальных представительств рассталась, посчитав его несовременным и не учитывающим сложности взаимных культурных влияний в современном мире.

post

Биеннале в Сан Паулу выставляются работы как бразильских, так и международных художников и считается одной из самых важных художественных событий Бразилии. Параллельно с выставкой биеннале включает обширную публичную программу, включающую дебаты, семинары, выступления и презентации, направленные на самую разную аудиторию. Действия Биеннале Сан-Паулу выходят за рамки города и страны. В течение года после каждой биеннале проходят многочисленные выставки в разных городах Бразилии и за рубежом в рамках программы передвижных выставок, которые разрабатываются в сотрудничестве с музеями и другими культурными учреждениями, государственными и частными агентствами в разных регионах. Представленная самой разной аудитории, выставка приобретает новые смыслы и перспективы, способствуя развитию культурных дебатов. Со времени основания в 1957 г. до настоящего времени проведены 36 Биеннале.

Наиболее интересные выставки

post

24-я Биеннале Сан-Паулу (1998 год) Куратор: впервые стал иностранец, Пауло Эреди Тема: Биеннале была известна под названием «Антропофагия и многокультурность». Этот выпуск сосредоточился на бразильской концепции культурного антропоцентризма, используя идеи искусства как каннибалистического акта, где влияние извне ассимилируется и преобразуется в локальный контекст. Биеннале исследовала слияние различных культур, что отражало сложные социальные и культурные трансформации. В ней приняли участие 326 художников из 54 стран. Биеннале посетили 400 000 человек.

post

30-я Биеннале Сан-Паулу (2012 год) Кураторы: Луис Перес-Ортега, Андреjа Красич, Татиана Суссель Тема: «А Gentil Carioca» Тема подчеркивала важность доступности и открытости в искусстве, побуждая к включению в художественный процесс широкой аудитории и укорененности искусства в общественной жизни. В ней приняли участие 111 художников из 31 страны и около 520,000 посетителей.

35-я Биеннале Сан-Паулу (2023 год) Кураторы: Луис Перес-Ортега, Андреjа Красич, Татиана Суссель Тема: «Хореографии невозможного». Танец рассматривался как отправная точка для решения проблем деколонизации, защиты окружающей среды и сопротивления репрессивным политическим структурам. Впервые в истории биеннале основное внимание уделяется художникам так называемого глобального Юга. Выставка включает более 1 тыс. работ 121 автора, из которых более 80% — цветные.

0

35th Biennale de Sao Paulo

DOCUMENTA

post

Каждые 5 лет в немецком Касселе проходит выставка Documenta, которая длится 100 дней. Зарождение documenta в 1955 году задумывалось как послевоенная инициатива для восстановления связи между побежденной Германией и остальным миром. documenta 1 (1955), documenta 2 (1959), documenta 3 (1964) documenta 4 (1968) управлялись ученым и художником из Касселя Арнольдом Боде и немецким историком Вернером Хофманном. documenta 1 была ретроспективной хроникой модернизма, которая включала «дегенеративное» искусство, отвергнутое нацистской партией, а также работы более молодых художников. Первоначально запланированная как второстепенное событие, сопровождающее Bundesgartenschau (Федеральную садоводческую выставку), Documenta привлекла в 1955 году 130 000 посетителей, было показано около 700 работ 148 художников. Эта выставка создала прецедент для documenta как ретроспективной модели, которая показывала старое и новое искусство бок о бок.

post

Со временем акцент выставки сместился на современное искусство. Вначале показ ограничивался работами из Европы, но позднее стал охватывать произведения художников из Америки, Азии и Африки. Впоследствии документа стала одним из самых значительных событий в современном искусстве. Документа проводится в разных местах в Касселе раз в пять лет, что позволяет кураторам основательнее подготовиться, у нее больший бюджет по сравнению с Венецианской Биеннале. С 1955 года постоянным местом проведения выставки является Музей Фридерицианум. В 1992 году был построен художественный зал documenta-Halle для проведения документы 9. В настоящее время там размещаются несколько выставок. Другие места, использующиеся для документы, включают парк Карслау, Дворец Вильгельмсхёэ, Новую Галерею и Культурный центр Шлахтхоф. В попытке расширить границы проведения выставки, документа 11 проводилась на пяти платформах: в Вене, Берлине, Нью-Дели, Сент-Люсии и Лагосе. Документа 12 занимала 5 мест, в том числе музей Фридерицианиум, парк дворца Вильгельмсхёэ и «Ауе-павильон», сконструированный французской фирмой Lacaton et Vassal. Часть 13-й выставки проводилась в Кабуле, Афганистан и Банфе, Канаде.

Documenta 11 (2002 год) Куратор: Оквуи Энвезор Documenta 11 стала знаковым событием, главным образом из-за новаторского подхода к концепции выставки. Куратор Оквуи Энвезор, родом из Нигерии, привнёс разнообразную глобальную перспективу и расширил географию участников, включив художников из Африки, Азии и Латинской Америки. Главная идея: Сосредоточение на постколониальной теории, глобализации и критике современного капитализма. Энвезор стремился создать платформу для межкультурного диалога и осмысления социальных и политических вопросов в глобальном контексте. Documenta 11 состояла из пяти платформ или «территорий», которые включали в себя серию конференций и семинаров в разных странах мира до открытия выставки в Касселе, Германия. Это было революционным для того времени, так как выставка и обсуждение начали происходить на глобальном уровне, а не только в традиционных центрах искусства. В ней приняли участие 118 художников и более 650 000 посетителей.

0

Documenta 11, 2002

post

Documenta 14 (2017 год) Кураторы: Адам Шимчик и его команда Documenta 14 также выделялась своим инновационным подходом, пройдя одновременно в двух городах — Касселе, Германия, и Афинах, Греция. Главная идея: Тематика Documenta 14 отразила идеи перемещения и миграции, брожения и поиска дома. Слоган выставки «Учись в Афинах» подчёркивал двойственную природу проекта и обращение к древним и современным культурным и социальным проблемам. Впервые в истории Documenta значительная часть выставки проходила за пределами Касселя — в Афинах. Это решение было вызвано стремлением кураторов передать сложную политическую и экономическую ситуацию Греции и Европы в целом, а также предоставить платформу для ангажированного искусства и обсуждения актуальных вопросов. В ней приняло участие 267 (включая 104 умерших) автора и посетило 850 000 человек в Касселе и 330 000 человек в Афинах.

Значимые российские биеннале

Московская биеннале современного искусства

post

Учреждена Министерством культуры в 2003 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России. 2001–2006 гг.» и проходит в Москве с 2005 года. Комиссаром биеннале был назначен Иосиф Бакштейн. Организаторами Первой биеннале выступили Министерство культуры, Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК) и РОСИЗО. Начиная со Второй московской биеннале к организаторам присоединился специально созданный под биеннале художественный фонд «Московская биеннале», а с 2009 года — правительство Москвы.

Основными целями проекта являются:

• Удовлетворение интереса российского общества к современной художественной культуре;

• Укрепление статуса Москвы, как одной из культурных столиц мира, центра притяжения художественной общественности Восточной Европы, стран бывшего Советского Союза, Дальнего Востока и Центральной Азии;

• Вхождение в единую сеть мировых художественных форумов.

0

Московская биеннале современного искусства 2007-2019

post

В 2009 году Московская биеннале пережила свой звездный час: куратором основной экспозиции «Против исключения» в «Гараже» выступил выдающийся мыслитель Жан-Юбер Мартен, бюджет вырос до 90 млн руб. (примерно €2,3 млн), приветственную статью в каталог написал помощник президента Владислав Сурков. Мартен пригласил к участию 80 художников с 5 континентов, от Марины Абрамович, братьев Чепменов, Уильяма Кентриджа до Вима Дельвуа, science-artist Юлиуса Поппа и знаменитого уроженца Ганы Эль Анацуи (он делает гигантские «ковры» из алюминиевых бутылочных крышек), и в результате зритель увидел широчайший спектр художественных практик. Во время биеннале прошло более 100 выставок, площадками для них стали частные галереи, муниципальные залы, государственные музеи, «Винзавод», Artplay, а зрителями — более полумиллиона человек.

В 2016 году команда биеннале была переформатирована: позиция комиссара биеннале упразднена (при этом Иосифу Бакштейну было выдано звание «почётного комиссара Московской биеннале»), фонд «Московская биеннале» (работавший над 2‑й, 3‑й, 4‑й, 5‑й и 6‑й биеннале) заменён на фонд «Биеннале современного искусства» во главе с экс‑чиновником Минкульта Юлией Музыкантской, сформирован Экспертный совет, объявлены планы по созданию Наблюдательного совета. Министерство культуры России и Правительство Москвы остались в числе организаторов биеннале.

В 2022 году Министерство культуры РФ за четыре дня до открытия сообщило об отмене 9‑й Московской международной биеннале современного искусства, которая должна была открыться в Новой Третьяковке 7 ноября 2023 года «по причине абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». 4 ноября, организаторы биеннале распространили пресс-релиз. Из него стало известно название несостоявшейся выставки — «Стенография чувств» — и то, что членом ее экспертного совета был генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Московская международная биеннале молодого искусства

post

Впервые прошла в июле 2008 года, стала новым форматом, в который были преобразованы фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства ежегодно с 2002 по 2006 годы) и выставка молодого искусства «Мастерская» (проводится Школой современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства ежегодно с 2001 года).

В 2008 году к этим проектам присоединились партнеры — институции и свободные кураторы, заинтересованные в развитии молодого искусства, чьи разносторонние, но единонаправленные инициативы объединились в общий масштабный проект.

Задачи биеннале — открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания и, как следствие, развитие среды российского современного искусства и его интеграция в международный контекст.

post

Биеннале молодого искусства представляет произведения российских и зарубежных художников новой генерации, работающих в области современного искусства с использованием новейших стратегий, концепций и технологий (индивидуальные, коллективные или в составе кураторских проектов). Художниками новой генерации считаются авторы, чей возраст на момент открытия Биеннале не превышает 35 лет; в исключительных случаях по решению кураторской группы возрастные рамки могут быть незначительно смещены.

Биеннале молодого искусства формирует пространство для демонстрации актуальных именно для молодого поколения (художников и кураторов) проблем, выявления тенденций, более полного анализа того, что вот-вот придет на «взрослую» сцену.

Важно отметить международный статус Биеннале, позволяющий интегрировать молодое российское искусство в международный контекст и определить перспективы мультикультурного художественного диалога.

post

V Московская международная биеннале молодого искусства (2016 год) Главный куратор: Надим Самман Основной проект: Глубоко внутри Место проведения основного проекта: Трехгорная Мануфактура Проект «Глубоко внутри» был сосредоточен на исследовании новых границ восприятия, погружении в новые технологии и новые пространства сознания. Надим Самман, как куратор, акцентировал внимание на проблемах, связанных с интернетом, виртуальной реальностью и изменчивостью самоидентификации в современном мире. В параллельную программу вошло 40 выставок, включая проекты в Мультимедиа Арт Музее, Центре современного искусства «Винзавод», Центре дизайна Artplay, а также в Московской области, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ижевске и на других площадках. Приняли участие 87 молодых художников и художественных объединений, представители 36 стран.

0
post

VI Московская международная биеннале молодого искусства (2018 год) Куратор: Люк Тойн Тема: «Абракадабра» Проект стремился раскрыть магические аспекты художественного творчества, исследовать, как искусство может быть одновременно таинственным и трансформирующим. Еще на этапе отбора заявок куратор основного проекта Лукреция Калабро Висконти заявила, что отдаст предпочтение перформативным практикам и междисциплинарным исследованиям. По ее словам, «„Абракадабра“ ищет альтернативные способы взаимодействия с пространством и временем в нарративах, которые могут стать источником мощнейшей энергии». В итоге выставка объединила 58 художников со всего мира. Среди них — Александра Аникина, Давид Бернштейн, Саша Литвинцева и другие. Основной проект биеннале разместился в деловом квартале «Рассвет» на Красной Пресне.

post

VII Московская международная биеннале молодого искусства (2020) Она была сосредоточена на исследовании свежих перспектив и актуальных тем в современном искусстве, предоставляя платформу для проявления новой волны художников и кураторов. В связи с пандемией COVID-19, многие аспекты были адаптированы под новые условия, что потребовало инновационного подхода к реализации выставок и событий. вынуждена была изменить формат — все запланированные события были разделены на три блока, каждый из которых соответствует одному осеннему месяцу. Такое решение позволило организаторам сделать акцент на процессуальности и в то же время поэкспериментировать с форматами репрезентации молодого искусства. Первая часть основного проекта отдана конкурсу работ для внутренних фасадов Музея Москвы. Его финалистами стали четыре художника — Алина Глазун, Рома Богданов, Игорь Самолет и Алиса Омельянцева. Вторая глава вобрала в себя три проекта, подготовленные в рамках конкурса для кураторов: Лизавета Матвеева и Франческа Альтамура «Я не знаю, Земля кружится или нет.», Джулиа Морале и Штерре Барентсен «Собственные Места//Архивные пространства» и Эльза Абдулхакова «forbidden body language».

Красноярская музейная биеннале

post

Это старейшая биеннале в России, ее организует и проводит Музейный центр «Площадь Мира» с 1995 года. Первые биеннале были «музейные»: конкурс предполагал создание небольшой музейной экспозиции на свободную тему — силами конкретного музея, или с привлечением специалистов. Позже от идеи форума музейщиков отказались. Однако, пионерское внедрение формата Красноярской биеннале как площадки взаимодействия современного искусства и практик работы с наследием оказалось востребованным музеями больших и малых городов Сибири. Создавая новые проекты в различных программах, музеи получили опыт экспозиционной и коммуникационной инновации. Миссия Красноярской биеннале современного искусства заключается в представлении новейших тенденций искусства, обмене идеями и опытом среди участников, а также вовлечении широкой аудитории в диалог с современным искусством.

Каждая биеннале посвящена определенной теме и состоит из нескольких частей: экспозиционной, образовательной, музыкальной и паблик арта. На мероприятии представлено актуальное современное искусство от российских и зарубежных художников. В разные года в биеннале принимали участие художники из России, стран СНГ, Японии, Германии, Голландии, Польши, Франции, США, Великобритании и других стран. Формат экспонируемых работ ничем не ограничен. Во время проведения биеннале зрители могут ознакомиться с инсталляциями, видео-артом, паблик-артом, фотографией, живописью, скульптурой, посетить кинопоказы, лекции, театральные постановки и музыкальные концерты. Работы участников проекта оцениваются Экспертным советом биеннале, избранные работы награждаются гран-при. Помимо основного конкурса, проходит голосование за лучший проект среди посетителей биеннале и конкурс за лучшую публикацию о проекте в СМИ.

post

2013 — «Любовь пространства» X Красноярская музейная биеннале Куратор: Сергей Ковалевский Художникам предложили сосредоточиться на проявлении чувственности и отзывчивости пространства, вводя тему близости и симпатии. В фестивале приняли участие около 40 художников из России, США, Франции, Польши, Швейцарии, Германии и Нидерландов. В событии было задействован около 15 сибирских музеев, которые привезли в Красноярск экспонаты из своих коллекций для совместной работы с современными художниками и кураторами. Для создания арт-объектов некоторые из участников отправились в экспедиции по Сибири. Проект посетило 15 000 человек.

post

2015 — «Практики соприкасания» XI Красноярская музейная биеннале По замыслу куратора Сергея Ковалевского ее тема призвана осветить феномен сосуществования в сообществе, идею совместного бытия, практики становления другим. В составе программ биеннале: основной эскспозиционный проект, события творческих коллабораций, паблик арт, спецпроекты от партнеров. Многие из событий — премьерные. В рамках основного проекта биеннале представлены работы 22 художников разных континентов: Европа, Азия, Америка. Городская программа Красноярской музейной биеннале стремится помочь красноярцам обратить внимание на фактуры, текстуры и атмосферу родного города.

0

XI биеннале «Практики соприкасания»

post

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики» (2019 год) Тема биеннале была посвящена «перезапуску» и «возвращению к истокам» — «переговоры» на всевозможные темы между «Площадью Мира» и городскими сообществами — на площадке музея, во дворах, на улицах и площадях, а также в музеях края. Выставочная программа биеннале была посвящена художественному переосмыслению сибирского искусства, исследовании урбанистических проблем города, проблемах коммуникации между современным искусством и человеком, а также локальной специфике искусства. Так локальная идентичность станет ресурсом для создания произведений. Самым масштабным выставочным проектом стала работа всемирно известного израильско-британского скульптора Цадока Бен-Давида «Люди, которых я видел, но никогда не встречал». Бюджет биеннале составил около 5 млн руб. (1,4 млн выделил учредитель, 3 млн — Фонд Михаила Прохорова и около 300 000 — «Гёте-институт»).

Различия и особенности

post

Российский контекст биеннале отличается от мирового по нескольким аспектам, и на это влияют как культурные, так и политические факторы.

Исторические и культурные особенности: Россия имеет богатое культурное наследие и уникальный исторический путь, которые отражаются на ее современном искусстве. Русская культура и искусство зачастую обращаются к прошлому, к традициям и классическим сюжетам, что делает отечественные арт-мероприятия и биеннале своеобразными.

Политический контекст: Политическая ситуация в России также оказывает влияние на искусство и его восприятие как внутри страны, так и на международной арене. Некоторые работы могут иметь политическое содержание, отражающее текущие события, общественные настроения или протесты. Это может влиять на выбор работ и тематику биеннале.

Государственное влияние и поддержка: В России государство играет значительную роль в поддержке искусства, что часто отражается в финансировании и организации крупных культурных мероприятий, включая биеннале. Что с одной стороны может накладывать определенные ограничения, а с другой, открывать возможности для художников и кураторов.

post

Локальная идентичность и глобализация: Российские биеннале стремятся подчеркнуть локальную идентичность и особенности, что особенно важно в условиях глобализации. Кураторы часто ставят акцент на демонстрацию произведений, которые отражают национальную специфику и точки соприкосновения с мировой культурой.

Цензура: Вопросы цензуры и свободы самовыражения могут играть значимую роль в формировании программы биеннале в России, что приводит к отличиям от международных биеннале, где эта тема может быть менее актуальна.

Эти факторы в сочетании создают своеобразный контекст российских биеннале, отличающийся как по форме, так и по содержанию от мировых аналогов.

Биеннале: Исследуя Мировые Художественные События
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more