
Сравнение наскальной живописи первобытных людей и пиктограмм Олимпийских игр.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2. Концепция 3. История наскальной живописи 4. История пиктограмм 5. Пиктограммы Олимпийских игр Токио 2020 6. Пиктограммы Олимпийских игр Пекин 2008 7. Пиктограммы Олимпийских игр Барселона 1992 8. Заключение 9. Информационные источники 10. Источники изображений
КОНЦЕПЦИЯ
Может показаться, что наскальные рисунки первобытных людей и современные пиктограммы Олимпийских игр — это совершенно разные вещи, которые нельзя сравнивать, однако, на самом деле, между ними есть некоторые удивительные сходства. Для начала хочется отметить использование различных символов для передачи информации. В обоих случаях использованы знаки, чтобы передать сообщения. Изначально пиктограммы были созданы Николаем Белковым, это была его дипломная работа к Олимпиаде 1980 года. Само собой, создание собственной графико-семиотической системы для Олимпийских игр было крайне важным решение, так как сейчас сложно представить это событие без привычных всех нам пиктограмм. Так, наскальные рисунки первобытных людей были способом коммуникации и, вероятно, использовались для отображения повседневной жизни, охоты и мифологии. Пиктограммы Олимпийских игр также служат универсальным языком, который позволяет быстро и наглядно понять, о чем идет речь, а именно вид спорта, место проведения и другие аспекты.
Кроме того, оба вида символов являются формой коммуникации. Наскальная живопись была использована в древности для передачи информации без использования письменных слов. Большинство подобных объектов было найдено в Европе, потому что именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Пиктограммы же используются для того, чтобы быть понятными и доступными для людей разных национальностей. Так, они служат универсальным средством общения, аналогично тому, как первобытные люди использовали живопись для общения друг с другом и донесения самой важной информации. Их сюжеты позволяют ученым составить представление о состоянии мира и о жизни первобытных сообществ на момент создания изображения. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности.
Развиваясь со временем, к двенадцатому тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учетом объема, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной. Так и пиктограммы с каждым годом становились все качественнее, а к Олимпийским играм в Токио 2020 была сделана анимация пиктограмм, которую делали на протяжении года.
Таким образом, и наскальные рисунки, и пиктограммы обладают простотой и лаконичностью в своем исполнении. Эта черта и позволяет легко распознавать и интерпретировать изображения, не требуя дополнительных объяснений или сложных инструкций.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
При выборе визуальных материалов я опиралась на то, что люди разных эпох (первобытные люди и современное поколение) используют схожие методы для коммуникации, доказывая свою приверженность к простоте.
ТЕКСТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ
Текстовое описание дополняет визуальный ряд моей работы, доказывая схожесть пиктограмм Олимпийских игр и наскальную живопись первобытных людей.
ИСТОРИЯ НАСКАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Наскальная живопись, также известная как парадная живопись, — это форма изобразительного искусства, которая появилась задолго до возникновения письменности и сохранилась на скалах и пещерах по всему миру. Для создания искусства использовались красители различного происхождения: минерального, животного, растительного. Иногда для достижения большей четкости применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Из-за того, что в пещерах, где находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, а при создании рисунков для освещения использовались факелы. Такая форма искусства имеет глубокие исторические корни и играет важную роль в изучении древних культур и образа жизни древних людей. Ее история определяется как одна из самых ранних форм художественного выражения человека.
Долгие годы современная цивилизация не имела представления о каких-либо объектах древней живописи. Лишь в 1879 году испанский археолог Марселино Санс де Саутуола во время прогулки со своей дочерью наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей. Пещерная живопись стала объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента ее открытия в девятнадцатом веке. Первые находки были сделаны в Испании, но впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных регионах мира — от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также Северной и Южной Америке. Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности, — от антропологии до зоологи.
По некоторым версиям наскальная живопись служила частью ритуалов «охотничьей магии» и должна были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Согласно другой версии, рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы. Так, их преднозначение иогло диктоваться по-разному, однако одно оставалось неизменным — передача истории, культуры и духовного наследия прежних поколений.
ИСТОРИЯ ПИКТОГРАММ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Всё начиналось с малого: сначала Олимпиада приобрела уникальную олимпийскую эмблему и дизайн олимпийских, в 1948 году официальные плакаты и графику, а в 1968 году на играх появился первый талисман. Почти сто лет эволюции дизайна Олимпийских игр. Каждый олимпийский логотип и графика являются произведением искусства, которые демонстрируют лучшие дизайнерские идеи и дух времени, а также образ страны, в которой проводятся игры.История пиктограмм Олимпийских игр насчитывает уже несколько десятилетий.
Самые первые олимпийские пиктограммы, но не спортивные, а информативные — появились в Лондоне в 1948 году. Вообще же олимпийские пиктограммы навсегда и неразрывно связаны с именем гениального дизайнера-графика Отто Айхера, который создал систему пиктограмм для летних Олимпийских игр 1972 года, проводившихся в Мюнхене. Они стали широко известными и получили признание за свою уникальность. Многие страны, принимавшие у себя Олимпийские игры, хотели купить его пикторгаммы, но смогли это сделать немногие, права на использование стоили слишком дорого. Сейчас же пиктограммы Олимпийских игр являются неотъемлемой частью соревнований. Одним из наиболее значимых этапов в развитии пиктограмм Олимпийских игр стало создание Германом дизайнером Отто Айтца системы пиктограмм для летних Олимпийских игр 1972 года, проводившихся в Мюнхене. Эти пиктограммы стали широко известными и получили признание за свою четкость и уникальность. С тех пор пиктограммы стали неотъемлемой частью визуальной идентификации Олимпийских игр.
Олимпийские пиктограммы, обозначающие виды спорта, учавствующие в программе игр, появились как минимум с берлинской олимпиады 1936 года, с которых началось возрождение олимпийского движения. Но это были примитивные и не систематизированные изображения.С тех пор эти наборы пиктограмм стали важной (и чрезвычайно интересной) частью графического оформления каждой олимпиады, его ключевым стилистическим элементом. Олимпийские пиктограммы — всем нам привычные значки. Если говорить языком официальных определений, это стилизованные изображения олимпийских видов спорта для максимально наглядного ориентирования участников, гостей и туристов Олимпийских Игр относительно мест проведения соревнований по видам олимпийской программы.
С течением времени пиктограммы стали меняться, развиваться и модернизироваться. Сегодняшние пиктограммы Олимпийских игр являются современной интерпретацией традиционных видов спорта, которые узнаваемы и понятны для зрителей со всего мира.
ПИКТОГРАММЫ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ТОКИО 2020
ПИКТОГРАММЫ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ПЕКИН 2008
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ БАРСЕЛОНА 1992
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать несколько выводов. 1. Пиктограммы Олимпийских игр и наскальная живопись первобытных людей — это форма коммуникации. Оба типа искусства представляют собой метод передачи информации. Наскальные рисунки служили способом отображения повседневной жизни, пиктограммы же служат универсальным языком для представления видов спорта. Кроме практического взгляда на искусство, древние люди, несомненно, наделяли его и магическими свойствами. Очевидно, люди пытались оставить свой след, чтобы какая-то часть их жила в этих отпечатках. 2. Кроме того, оба вида искусства отличаются простотой и четкостью исполнения. И наскальную живопись, и пиктограммы можно легко понять, не прибегая к никаким источникам. Следовательно, это делает их эффективным средством коммуникации. 3. Сравнивая эти две формы искусства, становится ясно, как образы, символы и знаки развивались на протяжении тысячелетий. Несмотря на совершенно разные цели, которые преследуют эти виды искусства и годы которые их разделяют, любому современному человеку понятно, что хотел сказать первобытный художник. А пещерный житель скорее всего понял бы, что делает человечек на олимпийской пиктограмме.
https://celes.club/pictures/25430-samye-drevnie-naskalnye-risunki-na-planete.html https://kulturologia.ru/blogs/190422/53093/