
Формат и пропорции играют ключевую роль в типографике, определяя внешний вид и восприятие текстовых и графических элементов на носителе. Эти параметры влияют на читаемость, гармонию композиции и удобство восприятия информации. В данной лекции мы рассмотрим основные стандарты форматов, их пропорции и методы работы с ними в графическом дизайне и верстке.
Доля листа — часть отпечатанного листа издания, образующаяся при его сгибании (фальцовке) в несколько раз и определяющая размер страницы
Размер доли (в мм) соответствует формату издания до обрезки. На одной стороне бумажного листа, согласно стандартам, может располагаться различное количество полос, обычно 8, 16 или 32. Так, указанный на издании формат 84×108/32 означает, что формат книги составляет 1/32 долю листа бумаги размером 84×108 см, то есть на одной стороне бумажного листа указанного размера было отпечатано 32 страницы (64 страницы на обеих сторонах бумажного листа).
В этом курсе рабочими являются 8-я и 16-я доли. Ниже — окончательные параметры формата, выставляемые в настройках документа InDesign.
Конечный формат для 16-й и 8-й долей с учётом вылетов под обрез.
Формат — это соотношение вертикального и горизонтального размеров издания. Формат образуется из доли листа путём складывания и обрезки.
Выбирая формат, дизайнер закладывает основу для всей будущей книги. В этом выборе он руководствуется не только представлениями о прекрасном, но и функциональностью — формат книги должен соответствовать её назначению. Так, книга, которую мы кладём на стол, отличается по своим размерам от книги, которую мы читаем, откинувшись в кресле. Книга для ребёнка и книга для взрослого тоже не могут иметь одинаковый формат.
«Безобразный формат порождает безобразную книгу». Ян Чихольд «Облик книги»
Форматы книг-победительниц конкурса «Красивейшая книга мира» (https://www.stiftung-buchkunst.de/best-book-design-from-all-over-the-world/der-wettbewerb/)
Формат выбирается в пределах доли листа. Но важно помнить об экономичности и рациональности производства. Если выбранный формат будет чуть превышать размер одной доли, переходя на другую, то значительная часть листа будет расходоваться впустую.
Ориентация формата не менее важна его размеров, поскольку прямо влияет на функциональность книги.
Наиболее распространены вертикальные форматы в силу их удобства и гармоничности. В случае с квадратным форматом дизайнеру придётся столкнуться с трудностями в преодолении его абсолютной статичности при компоновке разворота. Горизонтальный формат также требует повышенного внимания дизайнера, поскольку такую книгу сложнее держать в руках и перелистывать, а долгое чтение начинает требовать особых условий.
Конечно, это не говорит о том, что квадратных и горизонтальных форматов не может быть. Но работая с ними, важно не забывать учитывать их особенности.
Рациональные пропорции — это арифметические пропорции, основанные на соотношениях величин, выраженных целыми числами. Например, 2:3; 3:4; 4:5; 5:6.
Такие соотношения имеют определённый модуль, который укладывается в величине целое число раз. Модуль — единица измерения.
В художественной композиции арифметическая (рациональная) пропорция выражает статичность.
Стандарт DIN (сокр. от Deutsches Institut für Normung) — стандарт нормативно-технической документации, разработанный Немецким институтом по стандартизации.
Стандартный размеры варьируются по рядам A, B, C, D. Ряд А является исходным для других рядов. Ряд B — необрезанные форматы. Ряд C — форматы конвертов и обложке для ряда A. Ряды C и D — так называемые дополнительнве.
Иррациональные пропорции основаны на иррациональных числах, производных геометрических построений. Самая гармоничная иррациональная пропорция — это «золотое сечение». Она заключается в следующем: если отрезок разделить на две неравные части, то меньшая его часть будет относиться к большей, как большая ко всему отрезку.
Самая гармоничная иррациональная пропорция — это «золотое сечение». Она заключается в следующем: если отрезок разделить на две неравные части, то меньшая его часть будет относиться к большей, как большая ко всему отрезку.
Есть несколько подходов к построению полосы наборы в пропорциях золотого сечения. Ниже приведены некоторые из них.
1. Начертить диагонали разворота. 2. Начертить диагонали каждой страницы.
3. Опустить перпендикуляр из точки пересечений диагоналей на верхний край разворота. 4. Соединить точки пересечений диагоналей.
5. Соединить отрезком точки А и В. 6. Найти точку пересечения (это будет верхний левый угол полосы набора)
7. Из найденной точки провести прямую до пересечения с диагональю разворота. 8. Из полученной точки провести вниз прямую до пересечения с диагональю страницы.
9. Дочертить два оставшихся отрезка. Получившийся прямоугольник послужит полосой набора.
Канон Виллара де Оннекура можно построить в любом формате:
Этот алгоритм позволяет построить ассиметричную композицию разворота в пропорциях золотого сечения.
Спроектировать текстовый типовой разворот по канону Виллара де Оннекура.
Формат: 170 × 240 мм Количество разворотов: 2–3.
Рекомендации: Подбирайте тексты с объёмными абзацами, избегайте текстов с большим количеством аббревиатур, инициалов и чисел. Текст должен позволять создать предельно ровную текстуру набора.
В заключение стоит ещё раз подчеркнуть, что «правильных» и «неправильных» форматов не бывает. Формат скорее уместно назвать удачным или неудачным.
Удачным можно считать тот формат, который отвечает функциональным, концептуальным и эстетическим задачам, поддерживается композицией разворотов, конструкцией книги и типографикой.
Отклонение от традиционных пропорций формата повышает риск неудачи. Но если нетрадиционный формат удаётся убедительно оправдать, то издание получается выразительным.