Original size 1190x1684

Ностальгия голливудского кинематографа 1980-2020-х по своему прошлому

PROTECT STATUS: not protected
397
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Для того, чтобы разобраться в ностальгическом кино современного Голливуда нужно сначала определить основные предпосылки его появления. М. Чез и К. Шау в своей работе «Измерения ностальгии» пишут, что существует три условия для появления ностальгических тенденций в обществе: представление о линейности времени, недовольство настоящим, наличии «материальных свидетельств», артефактов прошлого быта. Ф. Джеймисон в своих работах, посвященных обществу и культуре постмодерна, делает акцент на специфическом кризисе идей, творческом ступоре, который свойственен массовому искусству 1980-х, такой застой побуждает режиссеров обратиться к богатому историческому прошлому.

Таким образом, создавались многие современные Голливудские картины. Помимо сюжетных отсылок в них присутствует и ярко выраженная вещественность, пристрастие к атрибутике прошлого. Более того, ностальгия в кино не обязательно исторически реалистична, она может появляться за счёт художественных приёмов или знаковых деталей культуры, однако, она всегда является воспроизведением мифа об идеализированном прошлом, о темпорально недосягаемом и желанном из-за этой недоступности. Возвращение назад, в исторический момент далёкий от проблемного настоящего дает зрителю возможность мысленно отстранится, что и формирует запрос на такой кинематограф.

В своём исследовании я прибегну к одному из основных современных течений в кинематографе — обращению к историческому прошлому самого кино. Я остановлюсь только на Голливудских картинах 1980-х — 2020-х, апроприирующих исторический бекграунд американского кино, рассмотрю фильмы с точки зрения используют художественных приёмов, отсылок и омажей, выделю основные тенденции такой ностальгии.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ИКОНАМ ПРОШЛОГО: ИСТОРИЧНОСТЬ

Чаплин

big
Original size 0x0

Ричард Аттенборо (1992)

Фильм знакомит зрителя с биографией знаменитого комика, актёра и режиссера Чарли Чаплина, раскрывает его личную жизнь, семейную историю и профессиональную карьеру. Мы видим развитие персонажа отманенного талантливого, но бедного мальчика, до мировой звезды кинематографа.

Ностальгия в фильме проявляется преимущественно за счёт выверенных исторических деталей и романтично воссозданно реальности. В этом идеальном гламурном мире 1930-х зритель встретит роковых голливудских красавиц, роскошные вечеринки звезд, обаятельных актеров.

Фильм выполнен с большой любовью к фильмографии Чаплина, воссозданы некоторые сцены из его кино, несколько раз показан и сам съёмочные процесс, подготовки сценария и рождение идей.

Original size 3988x1064

В картине интересно наблюзать за конструированием ностальгического наратива, мы видим выспроенные римейки сцен, копии вывесок, афиш и премьер, но также и оригиналы Чаплинских фильмов, что разрушает границу времени, вымысла и реальности.

Original size 3988x1064

Особое внимание Ричард Аттенборо уделил аналоговом производстве фильмов тех лет. Пленочные съемки, ручной монтаж, негативная проекция, первые спецэффекты, искры из камер — все это добавляет романического антуража фильму, приближает современного человека к кинопроизводству прошлого.

Смерть в Голливуде

Original size 3988x1064

Питер Богданович (2001)

Фильм о печально известной прогулке на яхте Рэндольфа Херста, где погиб Томас Инст. Несмотря на драматический сюжет, картина способна вызвать сильное ностальгическое переживание по старому Голливуду, с его звёздными Чаплином и Мэрион Дэвис.

Помимо сцен светской жизни, можно заметить обращения к кинематографу прошлого и его антуражу, камерным просмотрам и обсуждениям кино.

Original size 2144x1198

Чарльстон, шумные вечера, блестящие костюмы и аутентичные предметы быта элит той эпохи добавляют фильму атмосферу звездной жизни Голливуда.

Проект 281

Original size 3988x1108

Бенжамин Росс (1999)

Голливудская драма 1999 года о проблемном запуске культового фильма 1941 года «Гражданин Кейн» полностью стремиться воссоздать индустрию Голливуда тех лет. Обращение к знаковой личности Орсона Уэллса предполагает описание всех тех интриг, которые царили в Голливуде того времени, как романтических, так и профессиональных.

В этой картине ностальгия довольно многосторонняя, она проявляется и в отсылках к оригинальной картине и в закулисно жизни кино.

Original size 3988x1108

Достаточно скрупулезно показан съёмочный процесс «Гражданина Кейна», процесс сценарной работы и творческие поиски авторов.

Original size 3988x1108

Большое внимание уделено старым методам съёмки, пелёнке, печатной типографии, аналоговому монтажу. Происходит овеществление ностальгии.

Манк

Original size 2584x2258

Дэвид Финчер (2020)

Картина повествует о сценаристе Германе Дж. Манкевиче, его работе над фильмом «Гражданин Кейн». Фигура известного сценариста хоть и главная в фильме, но общая атмосфера прошлого киностудий, отношений между людьми, съёмок и вечеров становятся такими же действующими лицами. Большая любовь Финчера к истории кино рождает это ощущение.

Original size 2468x1062

Овеществление ностальгии и акцент на процессе работы главного героя составляют основу ностальгического переживания картины (пишущих машинок, той же плёнки много в кадре).

Более того, для записи звука были использованы аналоговые рекордеры, в фильме отказались от стерео и добились аутентичного эхо фильмов 1930-х, также была дополнительно ухудшена цифровая картинка, чтобы качество походило на пленочное изображение. Композиция кадра стилизованна под «Гражданина Кейна», использованы классические операторские приёмы — ракурсы от пола с захватом потолка, глубокий фокус, контровой свет, эстетский детали, такие как следы от сигарет на пленке.

Эд Вуд

Original size 3912x1108

Тим Бёртон (1994)

Фильм Тима Бёртома рассказывает историю становления режиссера Эдварда Вуда, который в своё время снимал спорные фильмы ужасов с эпатажными актёрами и провокационными сюжетами.

Видно, как Бёртон увлеченно с интересом воссоздаст аутентичные сцены из фильмов Вуда, в точности до мелочей показывает съёмочный процесс, ожидание от картины и момент первого публичного показа. Ощущается, что все эти творческие метания знакомы режиссуру, и чувство ностальгического переживание приходит из-за исторических параллелей.

Original size 3912x1108

Неумелые съёмки, декорации, странные персонажы, пугающие сцены подлинно воссозданы в картине, а их наивности заставляет сопереживать героям.

Original size 1788x1988

Магия первого показа, старого кинотеатра, который воссоздаёт свой собственный камерный мир прошлого, так же как и винтажные вывески добавляют эффект ностальгии.

Так же обширно показана и светская жизнь, знаковые личности для того времени, успехи и неудачи кинопродакшена.

Original size 3912x1108

Хичкок

Original size 2340x974

Саша Джерваси (2012)

Биографический фильм про Альфреда Хичкока Саши Джерваси рассказывает про трудный путь реализации картины «Психо». Здесь интересно следить за динамичным сюжетом, где показан и кризис личной жизни, и проблемный процесс выпуска кино. В картине подробно раскрыта личность Хичкока, его отношение к кино, к своему творчеству и близки.

Original size 2584x2258

Образы Голливудских блондинок как воссозданных, так и реальных дополняют эстетику того ностальгического мифа о Голливуде, который конструирует фильм.

Original size 3912x952

Фильм даёт возможность поприсутствовать на первом показе фильма, пережить эйфорию создателя и шок опыта саспенс. Можно проследить процесс съёмок культовых сцен, репетиции и методы работы Хичкока с актёрами. Здесь преимущественно эмоциональная составляющая формируют ностальгию.

Девушка

Original size 3912x1046

Джулиан Джаррольд (2012)

Джулиан Джаррольд раскапывает историю создания Хичкоквских «Птиц». Это история отношений Типпи Хедрен и Альфреда Хичкока, культового режиссера и известной актрисы.

Самое захватывающее в картине, это режиссерская работа с персонажем, строгость и непреклонность автора в процессе создания его шедевра.

Ностальгия и трепет перед историей создания Голивудского кино, главным образом здесь проявляется в сценах репетиций и просмотра отснятого материала, зрителя погружают в самый центр киноиндустрии и окружают образами недосягаемого.

Авиатор

Original size 2584x2258

Мартин Скорсезе (2004)

Кино про американского предпринимателя Говарда Хьюза, ностальгирует по прошлому американской индустрии, по просмотру кино в кинотеатрах-дворцах, по кино открытиям, по знаменитостям и архетипичной «долине грёз».

Для придания фильму эффекта первых цветовых плёнок Скорсезе выбрал технологию Техниколора, использования 3-х цветов. Таким образом, ретро эстетика дополняет историчность фильма и создаёт ностальгическое настояние, вызванное экзотизмом картинки и воспоминаниями о прошлом.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ИКОНАМ ПРОШЛОГО: СЛОМ ИСТОРИЧНОСТИ

Однажды в… Голливуде

Original size 2256x946

Квентин Тарантино (2019)

Постмодернистский характер ностальгии в фильме Тарантино проявляется с первых секунд, когда в кадре мы видим главных героев, формальные образы забытого актера вестернов (Леонардо Ди Каприо) и его каскадера (Дрэд Питт).

Интересно то, как смело Тарантино внедряет оригинальные кадры фильма в свою фикцию, сталкивая настоящее и историю.

Original size 3912x952

Актеры играющие у Тарантино сами по себе являются яркими представителями современного Голливуда, а помещая их в прошлое он наслаивает смыслы и смешивает наши образы американского кино.

Режиссёр изменяет историческую канву, в которой Шарон Тейт должна умереть в конце от покушения сектантов Мэнсона. Он сталкивает мифы о звёздах с реальностью или вымыслом, показывает обратную сторону романтического Голливуда не осуждая, а как бы с ностальгической любовью, полностью погружаясь в эпоху сказочного нереального времени и пространства.

Original size 2296x956

Дополнительно хочется отметить внимание к деталям, признакам прошлого, ярким ретро вывескам, машинам, моде 1969 года, все эти дополнения в картинке создают атмосферу теплого, летнего, свободного времени, города полного хиппи и гениальных людей.

Да здравствует Цезарь!

Original size 1790x982

Джоэл Коэн и Итан Коэн (2016)

Братья Коэн используют приём фильма в фильме для того, чтобы рассказать историю порочного Голливудского мира. Здесь смешиваются реальные факты и вымысел, считывается откровенная ирония над происходящим в кадре и за ним, но при этом стилистика и атмосфера старого кино не даёт зрителю перестать его любить. Тут можно увидеть и аллюзии на знакового «Бен Гура» (1925), на музыкальные фильмы 30-х и даже на специфический жанр акватик фильмов.

Original size 3912x952

Братья Коэны хотят через ностальгические образы сказочного Голливуда высказать своё критическое отношение к индустрии, к её лицемерию и надменности. У них идеальные блондинки превращаются за кадром в нервных наглых звезд. Весь сконструированный мир рушиться, ведь все оказывается обычными людьми, не вечными героями и роковыми женщинами.

Original size 1790x984

Сцены конструирования кумиров и миров, а так же просмотр этого материала, наслаивает реальности и не даёт определиться с единой исторической истиной. Ностальгия исходит здесь не из аутентичности и непорочности мира прошлого, а из осознания его наивности, наравне с прекрасной визуализацией.

НОСТАЛЬГИЯ ПО МИФОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

Пурпурная роза Каира

Original size 3912x952

Вуди Ален (1985)

Вуди Ален показывает 30-е годы в США во время великой депрессии, одного из самых тяжёлых периодов для населения страны. История Сесилии является в этом случае не ностальгией по историческому прошлому, котором происходят события фильма, а по лучшему, счастливому миру грёз из кино.

Героиня множество раз посещает кинотеатр с целью убежать от невыносимой реальности, это её единственное спасение, которое по сюжету воплощается в физическом мире. Том Бакстер сходит с экрана, но потом этот мираж растворяется, оставляя её и зрителей с травмирующим осознанием ностальгического аффекта.

Original size 1820x986

Вуди Ален не только стилизовал и воспроизвёл образ кино 1930-х годов, но и включил исторический фрагмент фильма «Цилиндр» (1935) на моменте танца под песню «Щека к щеке». Режиссёр как будто хочет показать, что кино всегда было и будет самым действенным способом эскапизма.

Original size 3912x952

Светская жизнь

Original size 1736x936

Вуди Ален (2016)

Более современный романтический фильм Вуди Ален тоже повествует о 30-е годах Голливуда, но уже сам мир, а не кино кажется привлекательным как визуально, так и на уровне сюжета. Это мир красивых, добрых людей, способных на сложные чувства.

Походы в кино, встречи со звездами, фрагменты из оригинальных кинолент имеют место и в этой картине, только на них не делается сильного акцента, большее внимание уделяется жизни в окружении кино, жизни самых влиятельных людей, формирующих эту индустрию.

Original size 3800x952

Индустрия играет центральную роль в сюжете — это череда роскошных праздников и окружение влиятельных личностей той эпохи. Здесь нет конкретных имен, как и сцен подготовки кино, акцент делается на мир, в котором это кино создается, на нравы того общества и на атмосферу Голливуда 30-х.

Артист

Original size 3800x1270

Мишель Хазанавичус (2011)

Фильм «Артист» — это стилизованная под «немое кино» чёрно-белая картина, рассказывающая об актёре, а его жизни на сцене, о романтической истории.

Такая смелая ретро стилизация формирует зрительскую ностальгию о прошлом совершенно другого кино, выделяя тем самым его из ряда современных исторических драм. Фильм отстраняется от реальности и по средству нарочитых декораций. Мы видим совершенно иной, недоступный нам сейчас опыт просмотра кино, в роскошных театральных залах, в дорогих костюмах, в ожидании чего-то нового.

Original size 3800x1270

Абсолютно все сцены отсылают нас к истории кино, к атмосфере классического Голивуда с его жизнерадостностью, перфекционизмом картинки, весельем танцев и красивыми историями любви.

НОСТАЛЬГИЯ И ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ДИССОНАНС

Ла-Ла Ленд

Original size 2494x972

Дэмьен Шазелль (2016)

Само название фильма Шазелля намекает нам на сказочность мира на экране. Сюжет разворачивается в настоящем, однако, танцевальные номера выполненные в стилистике хореографии классического голливудского музыкального фильма, а визуальные, цветовые и композиционные ходы отсылают зрителя к эстетике фильмам 1930-х.

Синий бархат

Original size 2076x922

Дэвид Линч (1986)

Ностальгия в этом фильме Дэвида Линча не явная, она не относится к кино на прямую, однако образ, в котором главная героиня выступает отсылает к классическому нуару, микрофон является признаком начала века, а сам сюжет фильма происходит в 80-х. Линч, перемешивая контексты, заставляет зрителя ностальгировать по коллажному прошлому.

Малхолланд Драйв

Original size 2076x922

Дэвид Линч (2001)

Мистический нелинейный фильм Линча включает в себя сцену на киностудии, где происходят пробы. Музыкальные номеры в ретро образах и под старые хиты сразу выбиваются из общего повествования, погружая зрителя в ностальгию.

Плезантвиль

Original size 3800x996

Гэри Росс (1998)

Сюжет фильма не признаётся в ностальгии по кино, а говорит о телевизионной сериальной эстетике. Однако цветопередача, мода 1950-х, стереотипное поведение людей, оптимизм того времени передают это ощущение.

Здесь мы опят видим прием ностальгии в ностальгии, когда главный герой воплощает в реальность свой желанный идеал эскапизма, и зритель сам ностальгирует по эстетике киноопыта и в целом по обществу, идеалам и быту того времени.

Original size 3840x2160

Заключение

Можно сделать вывод, что тенденция ностальгического кино Голливуда о прошлом кинематографа с 1980-х остаётся актуальной темой и активно развивается самыми разными режиссёрами, работающими с жанрами в диапазоне от комедии и мелодрам до фильмов ужасов и биографий.

Также можно выделить основные отличительные черты такого кино, в числе который будут обращение к историческим оригиналам фильмов, овеществление ностальгии, особое внимание к вещам быта и кинопроизводства прошлого, конструирование архетипичного образа Голливудского персонажа и мира вокруг киностудий.

Оказалось, что ностальгия в кино может быть не только связана с узнаваемой личностью или знаковым фильмом, но и рождаться по средствам сильного эмоционального воздействия, воссоздания ауры кино той или иной эпох как на протяжен

Несмотря на всё большее отстранении и увеличение временной дистанции с классической историей кино, тема возвращения в прошлое увеличивает актуальность с каждым годом, и зритель нуждается именно в формате живого ностальгического кино, а не сухого историчного опуса в прошлое. Ностальгия в кино — это интригующий конструкт, и вечное переживания быстротечности времени и неуловимости прошлого, а также самый приятный и доступный способ справится с переживанием реальности.

Текстовые источники

Абрамов Н. (2012) Время и пространство ностальгии / Социологический журнал No 4. С. 23.

Бакина Т. (2014) Образ прошлого и ностальгическое переживание в кинематографе / Изд. дом Высшей школы экономики. С. 56.

Джеймисон Ф. (2000) Постмодернизм и общество потребления / Ло-гос. No 4 (25). С. 63–77.

Джеймисон Ф. (2019) Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / Пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Издательство Института Гайдара, 2019. С. 551–582.

Самутина Н. (2007) Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино / Препринт WP6/2007/01. М.: ГУ ВШЭ. С. 47.

Sielke S. (2017) Retro Aesthetics, Affect, and Nostalgia Effects in Recent US-American Cinema: The Cases of La La Land (2016) and The Shape of Water. P. 16.

Ностальгия голливудского кинематографа 1980-2020-х по своему прошлому
397
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more