Original size 1040x1600

Искажение реальности в визуальном искусстве как форма эскапизма

PROTECT STATUS: not protected
24
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

1. Концепция

Тема «Искажение реальности в визуальном искусстве как форма эскапизма» затрагивает актуальный вопрос не только искусства, но и психологии, философии и социологии. Эскапизм — это стремление уйти от реальности, от её жестких ограничений и требований, создать альтернативные пространства для переживания и самовыражения. Визуальное искусство, в частности, исторически использовало различные формы и методы искажения реальности, чтобы в первую очередь выразить субъективное восприятие мира художником. Множество течений, от сюрреализма до абстракционизма, а также современные медиумы (цифровое искусство, VR и AR) исследуют границы реальности, манипулируя восприятием зрителя и создавая искаженную, но часто более «психологически настоящую» реальность.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на широкое присутствие искажения реальности в искусстве, вопрос о связи этого феномена с эскапизмом, а также о возможных целях и причинах его использования до сих пор недостаточно исследован. Понимание того, как искажение реальности может служить способом ухода от реальных проблем или, наоборот, погружением в глубокие внутренние переживания, важно не только для теории искусства, но и для более глубокого понимания психологии современного человека.

Для исследования был отобран визуальный материал, который иллюстрирует различные подходы к искажению реальности искусстве. Были рассмотрены произведения, которые являют собой явные примеры эскапизма, а также те, где искажение реальности может быть более скрытым, но все же служит целям отстранения от повседневной жизни. Это как работы художников прошлого (например, Сальвадора Дали, Рене Магритта), так и произведения современного искусства, включая цифровые и мультимедийные практики. Также уделяется внимание произведениям, использующим современные технологии (VR, AR) и их воздействию на восприятие реальности. Важным являлось отразить разнообразие техник и средств, используемых для создания искаженной реальности, включая сюрреалистические картины, кубизм, цифровое искусство, а также инсталляции и перформансы.

Исследование разделено на несколько ключевых рубрик, каждая из которых охватывает важные аспекты искажения реальности в искусстве как формы эскапизма: В разделе «Оптические искажения» рассматриваются методы, которые непосредственно связаны с нарушением привычного восприятия через визуальные средства: разрушение классической перспективы, манипуляции с масштабом и формой, а также создание оптических иллюзий и парадоксов, которые призваны сбить зрителя с толку и открыть новые пути восприятия реального. Раздел «Интеграция психологического в реальность» посвящен анализу того, как внутренние состояния человека влияют на восприятие окружающего мира, а также рассмотрено как искажение может происходить путем совмещения реальных объектов с визуализацией внутренних переживаний художника. В разделе «Искусственное/цифровое пространство» анализируется, как современные технологии, такие как дополненная (AR) и виртуальная реальность (VR), стали новыми инструментами для избегания реальности и/или приукрашения ее в связи с непринятием и отрицанием.

Ключевой вопрос исследования: Как искажение реальности в визуальном искусстве служит формой эскапизма и какие цели и причины лежат в основе этого процесса?

Гипотеза

Искажение реальности в визуальном искусстве является формой эскапизма, позволяющей через отрицание физической реальности выражать субъективные переживания и исследовать альтернативные модели восприятия мира.

2. Оптическое искажение

— 2.1 Разрушение классической перспективы

Классическая линейная перспектива исторически служила основой для достоверного и рационального изображения пространства. Её разрушение в современном искусстве становится мощным приёмом, который не просто меняет визуальную структуру, но и влияет на восприятие реальности. Нарушение привычных законов перспективы создаёт ощущение неопределённости и зыбкости мира, что усиливает дезориентацию и провоцирует зрителя на переосмысление привычного пространства как нового субъективного опыта вне физического мира.

Original size 1048x864

Мернет Ларсен «Чтение в постели» (2015) // Мернет Ларсен «Альфи» (2015)

Original size 769x864

Мернет Ларсен «Панч» (2016)

За счет деформации классической линейной перспективы работы Мернет Ларсен создают ощущение абсурдности повседневных сцен, в которых всё вроде бы знакомо, но необъяснимо нарушено. Автор предлагает не бегство в фантастику, а странное смещение привычной реальности — как если бы внутреннее ощущение дискомфорта стало самой формой восприятия. В её картинах визуальный сбой становится способом выразить изменённое состояние сознания. Эскапизм здесь проявляется через деконструкцию.

0

Патрик Хьюз «Перспектива» (2016)

Работы Патрика Хьюза основаны на эффекте «обратной перспективы» — визуальной иллюзии, при которой объекты, выступающие вперёд, кажутся удаляющимися. Он создает картины-скульптуры, которые меняются при движении зрителя, нарушая законы восприятия. Смысл его работ — в подрыве зрительского доверия к действительности: Хьюз показывает, что то, что мы видим, может быть иллюзией, а сама перспектива — вопросом интерпретации.

Original size 736x642

Энтони Грин «Художник и любимая» (1939)

Original size 0x0

Энтони Грин «Студия в Лондоне» (1964–1966) // Энтони Грин «Рождественское зеркало» (1947)

Original size 1914x864

Филипп Вайсбекер, Выставочные плакаты (2020)

Работы Энтони Грина и плакаты Филиппа Вайсбекера объединяет интерес к повседневным объектам, но с нарушением привычной визуальной логики. Грин искажает перспективу и композицию, создавая сцены, где личное пространство раскрывается в виде фрагментированных, многослойных панорам — словно отражение мозаичного восприятия памяти и быта. Вайсбекер, напротив, предельно упрощает форму, сводя предмет до почти наивной схемы, тем самым обнажая его конструкцию и лишая эмоционального контекста. Оба художника по-разному нарушают привычное восприятие мира: один через избыточность и субъективность, другой — через редукцию и схематичность. В обоих случаях это становится формой визуального эскапизма, где реальность перестраивается под внутренние ритмы восприятия.

— 2.2 Манипуляции с масштабом и формой

Другим способом искажения реальности в искусстве становится манипуляция с масштабом, формой и визуальной логикой объектов. Пространство теряет стабильность, визуальные сбои подрывают чувство ориентации и создают ощущение изменённого восприятия.

Такие искажения позволяют художнику не только выйти за пределы привычного мира, но и выразить своё отношение к месту и роли в этом изменчивом пространстве, которое служит формой отрицания объективного мира и одновременно средством саморефлексии — переосмысления собственного существования и позиции внутри окружающей действительности.

Original size 2549x2048

Питер Брейгель «Вавилонская башня» (1563)

На картине «Вавилонская башня» масштаб сооружения намеренно преувеличен, что создает ощущение гигантского, почти сюрреалистического строения, выходящего за пределы реальности. Такое искажение позволяет уйти от конкретного исторического контекста и воспринимать башню как символ подчёркивающий одновременно грандиозность и хрупкость человеческих амбиций. Искажение становится инструментом для выражения размышлений о месте человека в мире реализованных через мир нереальный.

Original size 4272x1914

Ричард Серра «Контур Те Тухиранги» (2014)

0

Ричард Серра «Материя времени» (1997) // Ричард Серра «Контур Те Тухиранги» (2014)

Работы Ричарда Серра — это гипертрофированно большие тяжёлые стальные конструкции, в которых зритель теряется физически: пространство сужается, изгибается, давит. Масштаб подавляет, а форма дезориентирует, вызывая телесную тревогу. Серра заставляет почувствовать собственную уязвимость в мире, где привычное пространство становится непрогнозируемым.

Original size 1170x804

Габриэль Ороско «La D.S.» (1993)

«La D.S.» Габриэля Ороско, искажая знакомый объект, превращает его в абсурдный, лишённый функции артефакт. Это отказ от утилитарного смысла в пользу нового взгляда на реальность и ее критики.

Original size 2062x853

Пабло Пикассо «Скрипка и виноград» (1912) // Жорж Брак «Дома в Эстаке» (1908) // Диего Мария Ривера «Натюрморт с геранью» (1916)

Такое направление в искусстве, как кубизм является ярким примером искажения реальности как формы эскапизма. В этой художественной практике объекты показываются одновременно с нескольких точек зрения и разбиваются на геометрические формы, создавая многогранное и фрагментированное пространство вместо привычной цельности. Такое искажение отрывает сам объект от реальности в которой он находится, что позволяет уйти от однобокого восприятия мира.

Original size 1024x703

Дэвид Хокни «Шоссе Пирлблоссом» (1986 год)

В «Шоссе Пирлблоссом» Хокни подобно кубистам отвергает традиционную одноперспективную точку зрения и создаёт композицию, где разные моменты времени и пространства сосуществуют одновременно. Это попытка визуализировать человеческое восприятие, которое строится из множества отдельных впечатлений, а не из одного фиксированного взгляда. Таким образом, работа визуализирует и осмысляет воспоминания о моменте как субъективный и множественный опыт искажения действительности.

— 2.3 Оптические иллюзии и визуальный парадокс

Оптические иллюзии и парадоксальные композиции вызывают у зрителя удивление и когнитивный диссонанс, подвергают сомнению привычное понимание пространства и времени. Эти визуальные приёмы служат не только художественным вызовом, но и способом эмоционального ухода, создавая пространство для исследования возможностей восприятия реальности.

Original size 1370x864

Мориц Корнелис Эшер «Водопад» (1961) // Мориц Корнелис Эшер «Восходящий и нисходящий» (1960)

Маурицио Эшер создает визуальные иллюзии как способ исследовать границы восприятия, логики и пространственного мышления. Его работы основаны на математических принципах — симметрии, бесконечности, тесселяциях — и превращают абстрактные идеи в наглядные парадоксы. Иллюзии Эшера создают пространства с собственной логикой, заставляя зрителя усомниться в реальности привычного визуального опыта.

0

Антонио Лопес Гарсия «Сюжет 15» // Антонио Лопес Гарсия «Сюжет 19» // Антонио Лопес Гарсия «Сюжет 21»

Original size 1180x853

Роб Гонсалвес «Дом-дерево в осени» // Роб Гонсалвес «Осенние велосипедисты»

Работы таких авторов как Роб Гонсалвес и Антонио Лопес Гарсия иллюстрируют общую идею: два образа которые плавно перетекают друг в друга, заставляя зрителя усомниться в реальности одного и сделать выбор в пользу другого. Так, оба автора иллюстрируют идею субъективности восприятия и показывают, насколько легко могут быть стерты границы между миром реальным и фантастическим.

3. Интеграция психологического в реальность

Пространство в искусстве часто становится отражением внутреннего мира художника и зрителя. Сон, память, подсознание и эмоциональные состояния приобретают визуальное выражение в форме нелогичных, загадочных и фрагментарных пространств. Этот раздел посвящён тому, как художники используют визуальные приёмы для создания таких «внутренних миров» — пространств, которые одновременно реалистичны и фантастичны.

В разделе анализируются работы, визуализирующие сны, психологические травмы, фантазии и эмоции, демонстрирующие, каким образом внутренние миры интегрируются в реальность и становятся пространством эскапизма и чувственного поиска.

— 3.1 Пространство сна и нелогики

Сновиденческие и нелогичные пространства в искусстве отражают опыт внутреннего мира, в котором привычные законы физики и логики перестают действовать. Самым ярким примером такого искажения является сюрреализм. Художники исследуют эмоциональные и психологические состояния. Из реальных объектов, при помощи контекста, создается нереальное изображение, являющееся своего рода «коллажом реальности» и создающее пространство для эскапистского переживания.

0

Сальвадор Дали «Воспоминания женщины-ребенка» (1932) // Сальвадор Дали «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944) // Сальвадор Дали «Дом для эротомана» (1932)

Для Дали эскапизм был связан с исследованием границ между сном и реальностью и воплощением подсознательных образов в картинах. Его работы визуализируют иррациональное и подсознательное, соединяют несовместимое и разрушают линейную логику. Художник создает пространство, в котором реальность подчинена внутренним правилам человека и искажается соответственно его субъективному восприятию.

Original size 1396x853

Рене Магритт «Препятствие пустоты» (1965) // Рене Магритт «Общее место» (1964)

Original size 1472x1080

Рене Магритт «Угрожающая погода» (1929)

Рене Магритт использовал парадокс и поэзию образов, чтобы нарушить обыденное восприятие мира. В его картинах повседневные предметы и сцены приобретают загадочность за счёт неожиданных сочетаний, смещённого контекста и визуальных повторений. Автор не разрушает реальность, а ставит её под сомнение, создавая тонкое пространство внутреннего отстранения, где смысл ускользает, а зритель оказывается в состоянии легкой интеллектуальной дезориентации.

— 3.2 Визуализация внутренних состояний

Original size 1195x797

Яей Кусама, Бесконечная зеркальная комната — «Последствия уничтожения вечности» (2009)

Яёй Кусама через зеркальные пространства выражает глубокие личные переживания. Бесконечные отражения создают для зрителя своего рода вакуум, который полностью замещает привычную реальность. Это искажение и расширение восприятия становится формой эскапизма, где визуальное пространство превращается в защитный кокон — способ уйти от внешнего мира и его проблем, погрузившись в субъективный внутренний опыт художницы.

Original size 1110x832

Луиза Буржуа «Разрушение отца» (1974)

В работе «Разрушение отца» Луиз Буржуа воссоздает сцену семейного застолья из собственных воспоминаний. Художница намеренно искажает всех участников и сами события, выражая тем самым личные ощущения от травматичного опыта.

Эта работа — акт ментального бегства через визуализацию подавленной ярости и желания преодолеть родительский авторитет. Вместо ухода от травмы Буржуа предлагает её материализацию: внутренний конфликт вытесняется наружу, становится средой. Искажённое пространство здесь — не просто образ, а форма отрицания реального мира и способ личной перезагрузки через трансформацию боли в акт создания.

0

Дэниел Аршем «Угловой узел» (2008) // Дэниел Аршем «Шторм» (2012)

В серии работ Дэниел Аршем создаёт архитектурные структуры, которые не подчиняются законам времени, гравитации или логики. Эти пространства визуализируют внутренние состояния: тревогу, ностальгию, напряжение путем иллюзии изменения физической структуры реальных объектов. Архитектура становится психологическим ландшафтом, где зритель оказывается внутри видоизмененной под субъективное ощущение, но узнаваемой реальности.

Original size 1567x1000

Фрэнсис Бэкон «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса» (1954) // Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650)

Фрэнсис Бэкон разрушает величественный образ власти, превращая папу в фигуру, охваченную страхом и экзистенциальным криком. Запертый в прозрачной камере, он выглядит уязвимым и обезличенным, словно раздавленным внутренним напряжением. Работа показывает уход от ограничений физической реальности, через бегство внутрь — в зону подавленных эмоций и психологического ужаса. Через искажение формы Бэкон раскрывает внутреннюю драму человека, лишённого контроля и смысла.

4. Искусственное/технологическое пространство

— 4.1 AR пространства

Дополненная реальность (AR) предлагает особую форму искажения — не полное замещение, а наложение цифровых элементов на физический мир. В отличие от VR, где пользователь полностью погружается в альтернативную вселенную, AR оставляет окружающую среду видимой, но модифицирует её, создавая «второй слой» восприятия. Художники используют эту технологию как инструмент мягкого, но значительного эскапизма: не исчезнуть, а временно изменить то, что уже существует через виртуальную среду.

0

Бьярне Мельгаард «Мое путешествие (My Trip)» (2021)

Бьярне Мельгаард «My Trip» (2021) — цифровое психоделическое путешествие воссоздающее субъективный опыт наркотического трипа. Здесь эскапизм проявляется в бегстве от реальности аналогично наркотической зависимости, но без последствий для организма.

0

Тамико Тиль «Сады антропоцена» (2016)

«Сады антропоцена» (2016) — AR-установка, в которой цифровые растения прорастают сквозь городской ландшафт, преображая его. Это попытка представить возможное будущее природы в постчеловеческом мире. Парадоксальна сама форма инсталяции — виртуально создается то что символизирует «победу реального».

Loading...

В проекте Рефик Анадол «Машинные галлюцинации: Природные сны в AR» (2022) — искусственный интеллект преобразует тысячи изображений природы в абстрактные визуальные потоки, создавая «сновидения» машины. Эскапизм здесь выражается в стремлении уйти от реального ландшафта к его идеализированной, цифровой версии — природе, существующей не в физическом мире, а в данных и воображении алгоритма.

0

Марк Фарид «Видя себя (Seeing I)» (2017)

Перформанс Марка Фарида «Видя себя (Seeing I)» (2017) является совмещением AR и VR, в течении 24 дней художник жил видя мир глазами другого человека. Эксперимент является одной из крайних форм эскапизма, где личность и субъективный опыт временно стираются и полностью подменяются чужим восприятием.

Эскапизм в AR не стремится к полной утопии — он работает с фрагментами: ностальгией, фантазией, визуальными вставками, которые смещают фокус повседневного опыта. Такая стратегия позволяет художнику вмешиваться в реальность без её разрушения, трансформируя знакомое пространство в нечто личное, поэтическое или критическое. Именно поэтому AR становится промежуточной ступенью между материальным и полностью виртуальным, предвосхищая более радикальные формы ухода от реального

— 4.2 VR пространства

Виртуальная реальность в искусстве становится радикальной формой эскапизма — она не дополняет, а полностью заменяет окружающий мир. Художники создают альтернативные пространства, где исчезают привычные законы тела, времени и логики. В этих мирах зритель может пережить невозможное: быть деревом, вернуться к исчезнувшей природе или пересобрать свою идентичность. Это бегство не всегда утешительное — часто оно связано с травмой, утратой или критикой реальности, от которой невозможно укрыться иначе.

0

Marshmallow Laser Feast «Охотник за деревьями: Вавона» (2017)

В проекте «Охотник за деревьями: Вавона» (2017) пользователь становится частью дерева и «проживает» жизнь глазами растения. Опыт расширяет границы эмпатии, позволяя выйти за пределы человеческого ощущения реальности.

0

Якоб Кудск Стинсен «RE-ANIMATED» (2019)

Проект Якоба Кудск Стинсена «RE-ANIMATED» (2019) —воскрешение вымершего вида птицы в VR пространстве и воссоздание условий при которых она жила. Попытка вернуть утраченную реальность путем трансформации виртуального.

0

Hyphen-Labs «Нейроспекулятивный афрофеминизм» (2017)

Проект Hyphen-Labs «Нейроспекулятивный афрофеминизм» (2017) обращает внимание на проблемы расизма и сексизма. Пользователь оказывается в совершенном толерантном будущем и проживает невозможный в современной реальности опыт социального взаимодействия, подменяя неприглядную реальность желаемой.

Такого рода эскапизм имеет двойственные последствия. С одной стороны, VR открывает возможности для эмпатии, самопознания и переосмысления опыта. С другой — погружение в вымышленные миры может усиливать отчуждение, вызывать утрату ориентации в реальности и подменять живой опыт симуляцией. Искусство в VR балансирует между освобождением и бегством. Оно создает новые формы восприятия, но также ставит под вопрос саму необходимость возвращения в реальный мир.

5. Заключение

Искажение реальности в визуальном искусстве представляет собой многогранный и многозначный феномен, который затрагивает не только эстетическую, но и психологическую, философскую и социальную сферу. В ходе исследования гипотеза о том, что такое искажение служит формой эскапизма, была подтверждена через рассмотрение различных исторических и современных примеров. Особенно ярко эта связь проявляется в современных медиа и технологиях, таких как виртуальная и дополненная реальность, где зритель становится частью нового мира, уходящего за пределы привычных границ.

Таким образом, искажение реальности в визуальном искусстве становится важным инструментом, который позволяет выйти за рамки физической и социальной реальности. Оно позволяет художнику освободиться от ограничений и условностей обыденного мира, а зрителям — испытать и исследовать новые возможности восприятия. Эскапизм в искусстве, однако, не ограничивается простым уходом от мира, а становится способом для глубоких личных и культурных исследований, поиска новых путей для понимания человеческого бытия в его многочисленных проявлениях.

Творческий проект

Проект представляет собой субъективный опыт восприятия реальности. Для его реализации был проведен эксперимент: я на протяжении 15 минут смотрела на изображение комнаты и фиксировала, то как восприятие пространства искажается за счет того, что мозг начинает деформировать изображение в попытке отвлечься от скучной реальности. Затем эскиз фиксировался по памяти и после этого дополнялся деталями в соответствии с изначальным изображением. Таким образом, проект демонстрирует, что искажение действительности говорит о непринятии реальности, ее субъективном дополнении и является следствием эскапизма.

0
0
Bibliography
Show
1.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие — Москва, «Прогресс», 1974 // [Электронный ресурс] URL: https://mishalaut.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0195/195316.63n9d80523.pdf (дата обращения — 15.05.2025)

2.3.4.5.6.

Токарев А. С. Проблемы архитектурной визуальности в условиях современной культуры. // [Электронный ресурс] URL: https://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz18_pril/32/template_article-ar=K41-60-k44.htm (дата обращения — 15.05.2025)

7.

https://illusionindesign.tilda.ws/ (дата обращения — 18.05.2025)

8.

Репина К. Г. Обзор научных подходов к исследованию проблемы художественного пространства картины: определение, классификация и особенности восприятия, 14.01.2012 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-nauchnyh-podhodov-k-issledovaniyu-problemy-hudozhestvennogo-prostranstva-kartiny-opredelenie-klassifikatsiya-i-osobennosti/viewer (дата обращения — 16.05.2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.

https://www.flowersgallery.com/artists/178-patrick-hughes/ (дата обращения — 15.05.2025)

5.

https://www.flowersgallery.com/artists/178-patrick-hughes/ (дата обращения — 15.05.2025)

6.

https://www.flowersgallery.com/artists/178-patrick-hughes/ (дата обращения — 15.05.2025)

7.

https://www.flowersgallery.com/artists/178-patrick-hughes/ (дата обращения — 15.05.2025)

8.9.10.

https://in.pinterest.com/pin/176484879143808702/ (дата обращения — 13.05.2025)

11.12.13.

https://www.yvon-lambert.com/products/poster-philippe-weisbecker? pr_prod_strat=jac& pr_rec_id=10449c9ce& pr_rec_pid=4530385322120& pr_ref_pid=8391324467548& pr_seq=uniform (дата обращения — 13.05.2025)

14.

https://www.flickr.com/photos/agphotography/11129020433/ (дата обращения — 18.05.2025)

15.16.17.18.

https://ru.pinterest.com/pin/488499890804934312/ (дата обращения — 18.05.2025)

19.

https://bombmagazine.org/articles/2007/01/01/gabriel-orozco/ (дата обращения — 18.05.2025)

20.21.

https://artchive.ru/georgesbraque/works/265693~Doma_v_Estake (дата обращения — 21.05.2025)

22.

https://artchive.ru/diegorivera/works/711769~Natjurmort_s_geran'ju (дата обращения — 20.05.2025)

23.24.25.26.

https://artchive.ru/artists/11072~Antonio_Lopes_Garsija (дата обращения — 20.05.2025)

27.

https://artchive.ru/artists/11072~Antonio_Lopes_Garsija (дата обращения — 20.05.2025)

28.

https://artchive.ru/artists/11072~Antonio_Lopes_Garsija (дата обращения — 20.05.2025)

29.30.31.32.33.

https://artchive.ru/salvadordali/works/525369~Dom_dlja_erotomana (дата обращения —22.05.2025)

34.35.

https://arthive.com/ru/renemagritte/works/562922~Obschee_mesto (дата обращения —22.05.2025)

36.37.38.39.40.41.

https://www.perrotin.com/fr/exhibitions/daniel_arsham-storm/1084 (дата обращения —18.05.2025)

42.43.44.

https://www.outernetarts.com/my-trip-2023-bjarne-melgaard (дата обращения —25.05.2025)

45.

https://www.outernetarts.com/my-trip-2023-bjarne-melgaard (дата обращения —25.05.2025)

46.

https://www.outernetarts.com/my-trip-2023-bjarne-melgaard (дата обращения —25.05.2025)

47.

https://tamikothiel.com/gota/ (дата обращения —26.05.2025)

48.

https://tamikothiel.com/gota/ (дата обращения —26.05.2025)

49.

https://tamikothiel.com/gota/ (дата обращения —26.05.2025)

50.

https://tamikothiel.com/gota/ (дата обращения —26.05.2025)

51.

https://tamikothiel.com/gota/ (дата обращения —26.05.2025)

52.53.54.

https://newatlas.com/seeing-i-project-mark-farid/34921/ (дата обращения —25.05.2025)

55.

https://marshmallowlaserfeast.com/project/treehugger-wawona/ (дата обращения —25.05.2025)

56.

https://marshmallowlaserfeast.com/project/treehugger-wawona/ (дата обращения —25.05.2025)

57.

https://marshmallowlaserfeast.com/project/treehugger-wawona/ (дата обращения —25.05.2025)

58.

https://www.jakobsteensen.com/re-animated (дата обращения —25.05.2025)

59.

https://www.jakobsteensen.com/re-animated (дата обращения —25.05.2025)

60.

https://hyphen-labs.com/NSAF (дата обращения —25.05.2025)

Искажение реальности в визуальном искусстве как форма эскапизма
24
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more