
Золотой век Голливуда стал периодом формирования чёткой жанровой системы. Большое распространение получили вестерны Говарда Хоукса и Джона Форда, а фильмы-нуар с участием Хамфри Богарта и Барбарой Стэнвик все чаще появлялись на экранах.
С начала «Нового Голливуда» упомянутые выше жанры становятся более гибкими, они начинают взаимопроникать, разрушая устоявшиеся шаблоны и стереотипы. Кинематографисты того времени начинают все более явно игнорировать устоявшиеся жанры (появляется ревизионистский вестерн, нео-нуар). Наравне с трансформацией вестерна и нуара внутри самого Голливуда, эти жанры начинают проникать в европейское кино: в Италии зарождается спагетти-вестерн, а во Франции — полар. Сам процесс зарождения жанров нельзя назвать самостоятельным, ведь базис для их возникновения лежит в Голливуде.
Принцип формульности (жанровой организации) стал повсеместно возникать в мировом кинематографе. Сам этот принцип глобально демонстрирует ориентацию кино на массовую аудиторию во всем мире. Массовость зрителя, в свою очередь, непосредственно влияет на нормы голливудского стиля, которые предопределяют такие характеристики жанра, как: типы нарративов, психологизм героев, методы съемки, которые отводят внимание зрителя от средств выражения, концентрируя его на стандартах.
Идея локального становления жанров, выражаемая теми или иными средствами кино развивается в противопоставлении себя Голливуду. Выраженность этого противопоставления может варьироваться: как правило, европейское кино отталкивается от «нулевой ступени» Голливуда, а далее устанавливает параметры жанра. Впоследствие эта репрезентация носит всё менее выраженный характер, уступая все более идентичному европейскому кино.
Голливуд создал крепкую идеологическую и производственную систему, которая задала стандарты, ставшие вскоре актуальными в кинематографе всего мира (технологические, эстетические стандарты).
Задача визуального исследования «Спагетти-вестерн и французский полар: голливудские направления, жанры и стили в европейском кино» — рассмотреть, как трансформировался голливудский стиль в рамках двух жанров: вестерна и нуара согласно локальным традициям итальянского и французского кино. На примере культовых спагетти-вестернов и французских поларов разбирается своеобразие этих локальных жанров, а также выявляются схожие черты с голливудскими жанрами-первоосновами. Анализируются жанровые особенности: типологии историй, способы подачи нарратива, отдельные стилистические приёмы, характерные каждому из жанров.
Отдельное внимание уделяется развитию жанров с момента их становления в европейской киноиндустрии до наших дней. Для полноценного анализа жанров были подобраны локальные итальянские и французские фильмы, а также фильмы, относящиеся к Голливуду. Спагетти-вестерны и французские полары рассматриваются как через призму классических вестернов и нуаров, так и через свои локальные особенности.
Спагетти-вестерн
Спагетти-вестерн обрел популярность в 1960-70-х годах. Большинство фильмов этого жанра были сняты в Италии, отсюда приставка «спагетти».
(01) Американский каст
Одна из любопытных особенностей жанра, отсылающая нас к Голливуду — участие в вестерне американских актеров. Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф и Илай Уоллак играют в спаггети-вестернах и впоследствии становятся звёздами первой величины.
Итальянские актеры и режиссёры зачастую берут псевдонимы на американский лад. Так, один из основателей спагетти-вестерна Серджио Леоне значится в титрах своих кинокартин как Боб Робертсон.
(02) Образ протагониста
В голливудской традиции вестерна протагонист является образцом благородства и нравственности, Чаще всего это ковбой, который героически справляется со злодеями-индейцами.
В спагетти-вестернах, напротив, главный герой —обыкновенный бандит, циничный охотник за головами, который хочет заработать денег. Тем не менее, такой герой зачастую нравится зрителю из-за своей смекалки и собственного морального компаса, которому он следует по жизни, отвергая закон (см. раздел 03 «Долларовая трилогия»). Мотивом протагониста в этом жанре часто служит желание отомстить.
(03) «Долларовая трилогия»
Ключевыми фильмами спагетти-вестерна становятся фильмы трилогии «Человек без имени» (также именуемой «Долларовой трилогией») Серджио Леоне.
1. «За пригоршню долларов» — первый фильм жанра спагетти-вестерн. Несмотря на явное подражание Голливуду, эта кинокартина удивляет зрителя шестидесятых новым опытом. Здесь впервые раскрывается образ «Человека без имени» (дерзкого, во многом эгоистичного протагониста), который полюбился зрителю и обеспечил успех не только фильму, но и увядающему голливудскому жанру.
2. Во втором фильме трилогии «На несколько долларов больше» главное нововведение содержится в самой типологии истории. Довольно неожиданным для зрителя становится союз, который заключают между собой двое, причём, оба — охотники за головами. Взаимное уважение, признание авторитета друг друга и взаимовыручка — основа товарищеских отношений героев. Это контрастирует с поведением обитателей Дикого Запада, иллюстрируемым ранее.
3. «Хороший, Плохой, Злой» завершает трилогию. Действие фильма разворачивается в эпоху гражданской войны. Потеря солдатами нравственных ориентиров, их цинизм становятся центром внимания кинокартины. Этот фильм — не просто вестерн в своем классическом воплощении, полный динамики и экшена, это яркий антивоенный манифест того времени.
(04) Экшн
В спагетти-вестернах больше перестрелок и насилия по сравнению с классическим жанром. Становится больше разнообразия и в героях: появляются меткие стрелки, мексиканские бандиты и продажный шериф.
(05) Монтаж
Монтаж также затронули изменения. Он становится более резким. Операторы используют сверхкрупные планы, делают акцент на глаза героя и отдаляют камеру при развязке. Это добавляет кадру напряжения и динамичности.
(06) Музыка
Одной из характерных черт спагетти-вестерна становится саундтрек: мелодии с ударами кнута, выстрелами, топотом копыт и воем кайотов. Порой музыка заменяет диалоги. В основном её писал Эннио Мориконе. Впоследствии он стал главным голливудским композитором и лауреатом на Оскар.
В этом эпизоде между героями не происходит диалога как такового. Есть только зрительный контакт и музыка на фоне. За счет музыкального сопровождения можно считать настроение героев и их готовность к коммуникации. Повышенные ноты создают ощущение недосказанности и настороженности с обоих сторон, что прерывает их контакт.
(07) Влияние на киноиндустрию
Сейчас спагетти-вестерны в чистом виде практически не снимают. Но жанр оказал сильное влияние на многих режиссеров. Например, Братья Коэны использовали некоторые элементы в «Старикам тут не место» и «Балладе Бастера Скраггса».
Роберт Родригес сочетал спагетти-вестерны с мексиканской культурой.
Однако главным поклонником жанра остаётся Квентин Тарантино. Режиссёр признавался, что взялся за камеру после просмотра «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. Отсылки к спагетти-вестернам можно найти в большинстве его фильмов: от «Бешеных псов» до «Однажды в… Голливуде».
Но Тарантино не ограничился лишь отсылками, а снял целых два спагетти вестерна самостоятельно: «Омерзительная восьмерка» и «Джанго освобожденный»
Французский полар
Полар (Le Polar) — жанр криминального кино во Франции, в котором во многом прослеживаются черты классического американского нуара.
Условными временными рамками классического нуара принято считать период с 1941-го по 1958-й. В 1941 выходит «Мальтийский сокол», а в 58-м — «Печать зла».
Полар, как жанр, является смесью детектива, нуара и криминальной драмы. Пик его популярности во Франции случился в 1960-70-е. Остановимся на жанровых особенностях.
(01) Герой-циник
Как и в классических нуарах, режиссеры полара часто обращаются к нездоровым, фанатичным персонажам, которые кидаются в различные авантюры, действуют необдуманно и нелогично. Нередко в таких фильмах встречаются сцены насилия и жестокости.
В голливудском нуаре «Крест-накрест» герой присоединяется к преступной группировке ради бывшей жены.
В поларе Жуля Дассена «Мужские разборки» 1955 года проявляется фанатичность главного героя, который втягивается в войну между двумя кланами, участвует в ограблении. Все его отчаянные преступления можно объяснить внутренними слабостями: алчностью, любовным влечением, властолюбием.
(02) «Чёрный» кадр
К голливудскому нуару нас также отсылает свет во французских кинокартинах. Режиссеры поларов аппелируют игрой со светом и тенью, в которой преобладает тень. Так, при съемке уже упомянутого фильма «Мужские разборки» режиссёр отказался от съемок при солнечном свете, заявив, что на экране всё должно быть серым и невзрачным.
(03) Femme fatale
В поларах действуют роковые женщины, которые с помощью своей сексуальности манипулируют мужчинами и нередко разрушают их жизни.
Femme fatales занимаются примерно тем же, что и мужчины: шантажируют, обманывают, скрываются и расследуют.
Лили (Роми Шнайдер) становится подружкой влиятельных гангстеров в кинофильме режиссёра Клода Соте «Макс и жестянщики».
(04) Атмосфера Франции
Классические нуары используют «сомнительные» места для развития действия — от баров до борделей. Как правило, история разворачивается в тех местах, где потенциально могут твориться темные дела.
Схожая ситуация и в поларах, действия которых происходят в мире ресторанов, кабаре, гостиниц, роскошных квартир уголовников, подвалов, где избивают и допрашивают конкурентов, мире любвеобильных танцовщиц. Лёгкая джазовая и узнаваемо парижская музыка дополняет действие. Всё это складывает особенную французскую атмосферу воедино.
Жан Пьер Мельвилль перенес уже каноничный образ Франции и её обитателей в цветное кино.
В более поздних поларах эстетика Франции перестает носить настолько романтизированный характер. Всё чаще режиссеры обращаются к теме жестокой реальности.
Режиссер Ален Корно — заслуженный полярист, который адаптировал тропы нуара к французской действительности 80-х. На его счету: «Малыш», «Выбор оружия», «Черная серия», «Угроза» и «Пистолет „Питон 357“».
(05) Нео-полар
Несмотря на сюжетную схожесть с классическим нуаром, некоторые французские полары больше отсылают к нео-нуарам 70-х, в которых происходит явное жанровое смешение.
Голливудский фильм «Город грехов» Роберта Родригеса соединяет нуар с черной комедией, в то время как полар «Черная серия» Алена Корно также имеет трагикомическую основу. Глубокий сарказм в сочетании с сюрреалистическим юмором нестандартно работает в жанре классического полара.
Помимо жанрового смешения в нео-поларах также прослеживается тема бессилия и поиска идентичности, которую французские режиссеры подчерпнули из нео-нуаров.
Неудачи преследуют героев обоих фильмов одна за одной, их надежды оборачиваются крахом. Борьба с жестокой реальностью приводит к потере героями ориентиров и самих себя.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Голливуд внес колоссальный вклад в развитие европейского кинематографа. Голливудский стиль стал базисом для становления таких жанров, как спагетти-вестерн в Италии и французский полар.
Однако, важно отметить, что несмотря на множественные сходства жанров со своими прародителями, они имеют свои особенности.
Спаггетти-вестерн открыл вестерн заново, задал свой авторский нарратив, добавив разнообразия в типологию героев и сюжетные развязки. Полар, в свою очередь, раскрыл нуар по-новому, избавив жанр от односторонности и излишней романтизации. Оба жанра трансформируют голливудское направление согласно своим локальным традициям.
Библиография