Original size 1657x1799

Спагетти-вестерн и французский полар

385
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Золотой век Голливуда стал периодом формирования чёткой жанровой системы. Большое распространение получили вестерны Говарда Хоукса и Джона Форда, а фильмы-нуар с участием Хамфри Богарта и Барбарой Стэнвик все чаще появлялись на экранах.

С начала «Нового Голливуда» упомянутые выше жанры становятся более гибкими, они начинают взаимопроникать, разрушая устоявшиеся шаблоны и стереотипы. Кинематографисты того времени начинают все более явно игнорировать устоявшиеся жанры (появляется ревизионистский вестерн, нео-нуар). Наравне с трансформацией вестерна и нуара внутри самого Голливуда, эти жанры начинают проникать в европейское кино: в Италии зарождается спагетти-вестерн, а во Франции — полар. Сам процесс зарождения жанров нельзя назвать самостоятельным, ведь базис для их возникновения лежит в Голливуде.

Принцип формульности (жанровой организации) стал повсеместно возникать в мировом кинематографе. Сам этот принцип глобально демонстрирует ориентацию кино на массовую аудиторию во всем мире. Массовость зрителя, в свою очередь, непосредственно влияет на нормы голливудского стиля, которые предопределяют такие характеристики жанра, как: типы нарративов, психологизм героев, методы съемки, которые отводят внимание зрителя от средств выражения, концентрируя его на стандартах.

Идея локального становления жанров, выражаемая теми или иными средствами кино развивается в противопоставлении себя Голливуду. Выраженность этого противопоставления может варьироваться: как правило, европейское кино отталкивается от «нулевой ступени» Голливуда, а далее устанавливает параметры жанра. Впоследствие эта репрезентация носит всё менее выраженный характер, уступая все более идентичному европейскому кино.

Голливуд создал крепкую идеологическую и производственную систему, которая задала стандарты, ставшие вскоре актуальными в кинематографе всего мира (технологические, эстетические стандарты).

Задача визуального исследования «Спагетти-вестерн и французский полар: голливудские направления, жанры и стили‎ в европейском кино» — рассмотреть, как трансформировался голливудский стиль в рамках двух жанров: вестерна и нуара согласно локальным традициям итальянского и французского кино. На примере культовых спагетти-вестернов и французских поларов разбирается своеобразие этих локальных жанров, а также выявляются схожие черты с голливудскими жанрами-первоосновами. Анализируются жанровые особенности: типологии историй, способы подачи нарратива, отдельные стилистические приёмы, характерные каждому из жанров.

Отдельное внимание уделяется развитию жанров с момента их становления в европейской киноиндустрии до наших дней. Для полноценного анализа жанров были подобраны локальные итальянские и французские фильмы, а также фильмы, относящиеся к Голливуду. Спагетти-вестерны и французские полары рассматриваются как через призму классических вестернов и нуаров, так и через свои локальные особенности.

Спагетти-вестерн

Спагетти-вестерн обрел популярность в 1960-70-х годах. Большинство фильмов этого жанра были сняты в Италии, отсюда приставка «‎спагетти»‎.

(01) Американский каст

Одна из любопытных особенностей жанра, отсылающая нас к Голливуду — участие в вестерне американских актеров. Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф и Илай Уоллак играют в спаггети-вестернах и впоследствии становятся звёздами первой величины.

Original size 2480x639

1. Клинт Иствуд 2. Ли Ван Клиф 3. Илай Уоллак

Итальянские актеры и режиссёры зачастую берут псевдонимы на американский лад. Так, один из основателей спагетти-вестерна Серджио Леоне значится в титрах своих кинокартин как Боб Робертсон.

Original size 950x622

4. Серджио Леоне на съёмочной площадке

(02) Образ протагониста

В голливудской традиции вестерна протагонист является образцом благородства и нравственности, Чаще всего это ковбой, который героически справляется со злодеями-индейцами.

Original size 2480x889

5-6 Кадры из фильма Джона Форда «‎Дилижанс»‎ 1939

В спагетти-вестернах, напротив, главный герой —обыкновенный бандит, циничный охотник за головами, который хочет заработать денег. Тем не менее, такой герой зачастую нравится зрителю из-за своей смекалки и собственного морального компаса, которому он следует по жизни, отвергая закон (см. раздел 03 «Долларовая трилогия‎»). Мотивом протагониста в этом жанре часто служит желание отомстить.

Original size 2480x676

7. «На несколько долларов больше» Серджо Леоне 1965‎ 8. «Джанго» Серджо Корбуччи 1966

(03) «Долларовая трилогия»‎

Ключевыми фильмами спагетти-вестерна становятся фильмы трилогии «Человек без имени» (также именуемой «Долларовой трилогией») Серджио Леоне.

Original size 2480x1136

9-11 Постеры к фильмам трилогии Серджио Леоне: «‎За пригоршню долларов»‎ 1964; «‎На несколько долларов больше» 1965; «‎Хороший, плохой, злой» 1966‎‎

1. «За пригоршню долларов» — первый фильм жанра спагетти-вестерн. Несмотря на явное подражание Голливуду, эта кинокартина удивляет зрителя шестидесятых новым опытом. Здесь впервые раскрывается образ «Человека без имени» (дерзкого, во многом эгоистичного протагониста), который полюбился зрителю и обеспечил успех не только фильму, но и увядающему голливудскому жанру.

Original size 1068x744

12. Клинт Иствуд в роли протагониста в фильме Серджио Леоне «За пригоршню долларов» 1964

2. Во втором фильме трилогии «На несколько долларов больше» главное нововведение содержится в самой типологии истории. Довольно неожиданным для зрителя становится союз, который заключают между собой двое, причём, оба — охотники за головами. Взаимное уважение, признание авторитета друг друга и взаимовыручка — основа товарищеских отношений героев. Это контрастирует с поведением обитателей Дикого Запада, иллюстрируемым ранее.

Original size 1118x475

13. Вступительный кадр к фильму Серджо Леоне «На несколько долларов больше» 1965 «‎Там, где перестала цениться жизнь, цена может появиться у смерти‎»‎

Original size 2480x516

14-15 «‎Когда охотники выслеживают одну и ту же дичь, обычно они в итоге стреляют друг другу в спину»‎ Дуглас Мортимер

3. «Хороший, Плохой, Злой» завершает трилогию. Действие фильма разворачивается в эпоху гражданской войны. Потеря солдатами нравственных ориентиров, их цинизм становятся центром внимания кинокартины. Этот фильм — не просто вестерн в своем классическом воплощении, полный динамики и экшена, это яркий антивоенный манифест того времени.

Original size 2480x254

16-19 Кадры из фильма Серджио Леоне «Хороший, Плохой, Злой» 1966

(04) Экшн

Original size 230x93

20. «Хороший, Плохой, Злой» 1966

В спагетти-вестернах больше перестрелок и насилия по сравнению с классическим жанром. Становится больше разнообразия и в героях: появляются меткие стрелки, мексиканские бандиты и продажный шериф.

(05) Монтаж

Монтаж также затронули изменения. Он становится более резким. Операторы используют сверхкрупные планы, делают акцент на глаза героя и отдаляют камеру при развязке. Это добавляет кадру напряжения и динамичности.

Original size 2480x342

21. Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе» 1968

(06) Музыка

Одной из характерных черт спагетти-вестерна становится саундтрек: мелодии с ударами кнута, выстрелами, топотом копыт и воем кайотов. Порой музыка заменяет диалоги. В основном её писал Эннио Мориконе. Впоследствии он стал главным голливудским композитором и лауреатом на Оскар.

Original size 2480x516

22. Серджио Леоне «‎За пригоршню долларов»‎ 1964

В этом эпизоде между героями не происходит диалога как такового. Есть только зрительный контакт и музыка на фоне. За счет музыкального сопровождения можно считать настроение героев и их готовность к коммуникации. Повышенные ноты создают ощущение недосказанности и настороженности с обоих сторон, что прерывает их контакт.

(07) Влияние на киноиндустрию

Сейчас спагетти-вестерны в чистом виде практически не снимают. Но жанр оказал сильное влияние на многих режиссеров. Например, Братья Коэны использовали некоторые элементы в «Старикам тут не место» и «Балладе Бастера Скраггса».

Original size 2480x816

23. Кадр из фильма братьев Коэнов «Старикам тут не место» 2007 24. «Баллада Бастера Скраггса» 2018

Роберт Родригес сочетал спагетти-вестерны с мексиканской культурой.

Original size 2480x542

Кадры из фильмов Мексиканской трилогии Роберта Родригеса: 25-26 «‎Отчаянный» 1995‎ 27. «Однажды в Мексике» 2003‎

Однако главным поклонником жанра остаётся Квентин Тарантино. Режиссёр признавался, что взялся за камеру после просмотра «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. Отсылки к спагетти-вестернам можно найти в большинстве его фильмов: от «‎Бешеных псов»‎ до «Однажды в… Голливуде»‎.

Original size 2480x816

28-29 Кадры из фильма Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» 2019

Но Тарантино не ограничился лишь отсылками, а снял целых два спагетти вестерна самостоятельно: «Омерзительная восьмерка» и «Джанго освобожденный»

Original size 2480x397

30-33 Кадры из фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» 2015

Original size 2480x692

34. Квентин Тарантино «Джанго освобождённый»‎ 2012 35. Серджо Корбуччи «‎Джанго»‎ 1966

Французский полар

Полар (Le Polar) — жанр криминального кино во Франции, в котором во многом прослеживаются черты классического американского нуара.

Условными временными рамками классического нуара принято считать период с 1941-го по 1958-й. В 1941 выходит «Мальтийский сокол», а в 58-м — «Печать зла».

Полар, как жанр, является смесью детектива, нуара и криминальной драмы. Пик его популярности во Франции случился в 1960-70-е. Остановимся на жанровых особенностях.

(01) Герой-циник

Как и в классических нуарах, режиссеры полара часто обращаются к нездоровым, фанатичным персонажам, которые кидаются в различные авантюры, действуют необдуманно и нелогично. Нередко в таких фильмах встречаются сцены насилия и жестокости.

В голливудском нуаре «Крест-накрест» герой присоединяется к преступной группировке ради бывшей жены.

Original size 2480x499

36-38 Кадры из нуара Роберта Сиодмака «Крест-накрест» 1949

В поларе Жуля Дассена «Мужские разборки» 1955 года проявляется фанатичность главного героя, который втягивается в войну между двумя кланами, участвует в ограблении. Все его отчаянные преступления можно объяснить внутренними слабостями: алчностью, любовным влечением, властолюбием.

Original size 2480x823

39-40 Полар Жуля Дассена «Мужские разборки» 1955

(02) «Чёрный» кадр

К голливудскому нуару нас также отсылает свет во французских кинокартинах. Режиссеры поларов аппелируют игрой со светом и тенью, в которой преобладает тень. Так, при съемке уже упомянутого фильма «Мужские разборки» режиссёр отказался от съемок при солнечном свете, заявив, что на экране всё должно быть серым и невзрачным.

Original size 1200x894

41. Полар Жуля Дассена «Мужские разборки» 1955

(03) Femme fatale

В поларах действуют роковые женщины, которые с помощью своей сексуальности манипулируют мужчинами и нередко разрушают их жизни.

Femme fatales занимаются примерно тем же, что и мужчины: шантажируют, обманывают, скрываются и расследуют.

Original size 2480x696

42-43 Клод Соте «‎Макс и жестянщики» 1971

Лили (Роми Шнайдер) становится подружкой влиятельных гангстеров в кинофильме режиссёра Клода Соте «Макс и жестянщики».

(04) Атмосфера Франции

Классические нуары используют «сомнительные» места для развития действия — от баров до борделей. Как правило, история разворачивается в тех местах, где потенциально могут твориться темные дела.

Схожая ситуация и в поларах, действия которых происходят в мире ресторанов, кабаре, гостиниц, роскошных квартир уголовников, подвалов, где избивают и допрашивают конкурентов, мире любвеобильных танцовщиц. Лёгкая джазовая и узнаваемо парижская музыка дополняет действие. Всё это складывает особенную французскую атмосферу воедино.

Original size 2480x448

44-46 Кадры из фильма Жака Беккера «‎Не тронь добычу» 1954

Жан Пьер Мельвилль перенес уже каноничный образ Франции и её обитателей в цветное кино.

Original size 2480x692

47-48 Кадры из фильма Жана Пьера Мельвилля «Самурай» 1967

Original size 2480x394

49-52 Кадры из фильма Жана Пьера Мельвилля «Шпик» 1972

В более поздних поларах эстетика Франции перестает носить настолько романтизированный характер. Всё чаще режиссеры обращаются к теме жестокой реальности.

Режиссер Ален Корно — заслуженный полярист, который адаптировал тропы нуара к французской действительности 80-х. На его счету: «Малыш», «Выбор оружия», «Черная серия», «Угроза» и «Пистолет „Питон 357“».

Original size 2480x1082

53-55 Постеры к поларам Алена Корно: «Малыш» 1986, «Угроза» 1977, «Черная серия» 1979

(05) Нео-полар

Несмотря на сюжетную схожесть с классическим нуаром, некоторые французские полары больше отсылают к нео-нуарам 70-х, в которых происходит явное жанровое смешение.

Original size 2480x448

56-58 Роберт Родригес «Город грехов» 2005

Голливудский фильм «Город грехов» Роберта Родригеса соединяет нуар с черной комедией, в то время как полар «Черная серия» Алена Корно также имеет трагикомическую основу. Глубокий сарказм в сочетании с сюрреалистическим юмором нестандартно работает в жанре классического полара.

Original size 2480x696

59-60 Ален Корно «Чёрная серия» 1979

Помимо жанрового смешения в нео-поларах также прослеживается тема бессилия и поиска идентичности, которую французские режиссеры подчерпнули из нео-нуаров.

Original size 1443x812

61. Кадр из нуара Романа Полански «Китайский квартал» 1974

Original size 1200x798

62. Кадр из фильма Алена Корно «Чёрная серия» 1979

Неудачи преследуют героев обоих фильмов одна за одной, их надежды оборачиваются крахом. Борьба с жестокой реальностью приводит к потере героями ориентиров и самих себя.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Голливуд внес колоссальный вклад в развитие европейского кинематографа. Голливудский стиль стал базисом для становления таких жанров, как спагетти-вестерн в Италии и французский полар.

Однако, важно отметить, что несмотря на множественные сходства жанров со своими прародителями, они имеют свои особенности.

Спаггетти-вестерн открыл вестерн заново, задал свой авторский нарратив, добавив разнообразия в типологию героев и сюжетные развязки. Полар, в свою очередь, раскрыл нуар по-новому, избавив жанр от односторонности и излишней романтизации. Оба жанра трансформируют голливудское направление согласно своим локальным традициям.

Библиография

Спагетти-вестерн и французский полар
385
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more