Original size 3500x5244

Прекрасное и возвышенное в световых инсталляциях Джеймса Таррелла

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

— Введение в эстетику Канта: концепции прекрасного и возвышенного, особенности их проявления в инсталляциях Таррелла — Прекрасное в работах Джеймса Таррелла — Возвышенное в работах Джеймса Таррелла — Синтез прекрасного и возвышенного — Заключение — Источники

Концепция

Джеймс Таррелл — это современный художник, широко известный благодаря своим световыми инсталляциями, которые исследуют природу света, восприятия и пространства. На протяжении десятилетий он стремится «создать свет таким, каким он представлен в наших мечтах», изучить феномены человеческого восприятия и понять, как формируется наш визуальный опыт. [12]

Уникальное световое искусство Таррелла даёт основу для исследования двух эстетических категорий — прекрасного и возвышенного, представленных Иммануилом Кантом в «Критике способности суждения».

Не смотря на то, что Кант в своей системе относил искусство в большей степени к прекрасному, а возвышенное связывал с первозданной природой, его тексты содержат потенциал для расширительного толкования. В своих работах Джеймс Таррелл помещает природные явления, такие как свет и космос, в контролируемое пространство искусства. Это подводит к следующему вопросу: может ли объект, созданный человеком, вызывать переживание возвышенного, которое описывалось Кантом как «беспокойное волнение» перед безграничным и могущественным?

Данное исследование призвано доказать, что работы Таррелла не только воплощают идеи прекрасного через гармонию, чистый цвет и форму, а также создают переживание возвышенного, образуя синтез двух категорий.

Исследование демонстрирует, как прекрасное и возвышенное по Канту предоставляют инструмент для анализа современного искусства, актуализируя классическую эстетику.

Принцип рубрикации визуального исследования основан на последовательном развитии от теории к синтезу категорий Канта. В первом разделе представлен аналитический обзор концепций прекрасного и возвышенного. Во втором разделе проанализировано, как Таррелл создает условия для переживания прекрасного. В третьем разделе, посвященном возвышенному, рассмотрено, как Таррелл провоцирует переживание возвышенного. В заключительной главе показано, как две эстетические категории не просто сосуществуют, а дополняют и усиливают друг друга в одном произведении искусства.

Отбор произведений для исследования основан на их способности вызывать эстетические переживания, соответствующие кантовским понятиям. Основным текстовым источником послужила книга Иммануил Кант, «Критика способности суждения», а также книги о жизни и творчестве Джеймса Таррелла, статьи из онлайн-музеев.

Введение в эстетику Канта: концепции прекрасного и возвышенного, особенности их проявления в инсталляциях Таррелла

В «Критике способности суждения» И. Кант определяет содержание понятий прекрасного и возвышенного. Прекрасное, по Канту, связано с формой объекта и вызывает удовольствие, свободное от интереса чувств и разума, от практического интереса. Благодаря свободной игре воображения и рассудка возникает благожелательная оценка.

Восприятие возвышенного, напротив, связано с тем волнением, которое мы испытывает, созерцая нечто, выходящее за свои пределы или превышающее обычные размеры. Возвышенное может быть математическим, связанным с бесконечностью, и динамическим, внушающим страх силой природы. Но человеку свойственны поиск меры в несоразмерном и бесстрашное отношение к страшному. Потому, преодолевая страх, мы испытываем моральное удовлетворение. [2]

Мое исследование, посвящено световым инсталляциям. В эстетике Канта нет понятия «световое искусство». Но опираясь на его систему классификации искусств, можно провести обоснованную аналогию. Кант выделяет три вида прекрасного в искусстве: «словесное, изобразительное и искусство игры ощущений». Именно к третьему виду в первую очередь относится творчество Таррелла. Он работает с чистым светом и цветом как с материалом, создавая непосредственное ощущение. Кроме того, можно выделить архитектуру в его работах. Таррелл не просто проецирует свет; он создает сложнейшие пространства для его восприятия, строит полноценную среду, где свет становится архитектурным элементом.

Таким образом, Джеймс Таррелл создаёт своё искусство на стыке трёх категорий. В его основе — искусство игры ощущений, где свет как чистое воздействие. Всё произведение искусства возникает в контексте архитектуры, где свет выступает элементом организованного пространства.

В следующих главах, я детально разберу эти аспекты на примере работ Джеймса Таррелла.

Прекрасное в работах Джеймса Таррелла

Ganzfeld

Одна из известных серий работ — это «Ganzfeld». Зритель попадает в помещение с закругленными углами, где пол и стены заливаются ярким, меняющимся цветным светом. Восприятие объема помещения и всякие текстуры просто исчезают. Пространство кажется бесконечным, однородным, превращается в чистый, нематериальный цвет.

0

James Turrell, Ganzfeld, Museum Frieder Burda, Germany, 2011

Кант считал, что чистые окраски — это пример прекрасного. В «Ganzfeld» Таррелл создает идеальную среду для созерцания цвета как такового. Исчезают всякие границы, что приводит к состоянию покоя и созерцательной гармонии.

Original size 2110x1408

James Turrell, Ganzfeld, Jewish Museum, Berlin, 2018

Его работа вызывает чувство гармонии, покоя и интеллектуального удовольствия. Серию инсталляций «Ganzfeld» можно рассматривать как чистую, лишенную предметности форму, которая соответствует кантовскому понятию «целесообразности без цели». Возникает искусство игры зрительных ощущений.

Projection Pieces

0

James Turrell, Projection Pieces, Squat Blue, 1968

Работы «Projection Pieces» одна из самых ранних и знаковых серий. Таррелл проецирует луч света на стены комнаты, создавая иллюзию парящей в воздухе геометрической фигуры. Например, в произведении «Squat Blue» края куба кажутся четкими, а световое поле — ровным и чистым.

Original size 2000x2789

James Turrell, Projection Pieces, Alta, 1968

Здесь воплощена кантовская «целесообразность без цели». Объект обладает совершенной формой, которая кажется нам целесообразной, но при этом он не имеет никакого утилитарного значения. Куб и пирамида, которые мы видим, на самом деле иллюзия. Зритель испытывает интеллектуальное удовольствие от гармонии формы и чистоты явления, от того, как простой свет обманывает восприятие, создавая самодостаточную форму. Разум и воображение вступают в свободную игру, пытаясь разрешить данное противоречие.

Constellation

Original size 4000x2248

James Turrell, Constellation

Созданные художником «пространства в пространстве» из серии «Constellation» представляют собой инструменты для изменения нашего восприятия. Они знакомят зрителя с реальной материальностью света, с тем, что Таррелл называет «физическим проявлением света».[4]

0

James Turrell, Sagittarius, Medium Elliptical Glass, 2019 / James Turrell, Cassiopeia, Medium Circle Glass, 2019 / James Turrell, Pegasus, Medium Elliptical Glass, 2019

При взгляде на них границы окружающего пространства постепенно растворяются, окутывая зрителя сиянием чистого цвета. [4] Это свойственно кантовскому понятию прекрасного.

Возвышенное в работах Джеймса Таррелла

Skyspaces

Original size 2364x1330

James Turrell, Skyspace, Colorado, USA

Работы Джеймса Таррела из серия «Skyspaces» расположены в разных уголках мира. Они представляют из себя архитектурные сооружения с отверстием в потолке, открывающим вид на небо. Внутри объекта по периметру расположены скамьи и меняющаяся световая подсветка. Оттуда можно наблюдать небо в любое время суток.

Original size 0x0

James Turrell, Skyspace, Colorado, USA, inside / James Turrell, Skyspace, Colorado, USA, outside

Обрамленная цветом часть небесного пространства превращается в бесконечно глубокую, живую картину. Человеческий глаз не с силах обхватить уходящий в бесконечность план. Это работа — пример математически возвышенного по Канту.

Original size 0x0

James Turrell, Skyspace, Texas, USA, 2012

Также тут присутствует динамически возвышенное. Наблюдая за глубоким ночным небом, грозой или ураганом из безопасного пространства кратера, зритель переживает мощь природных стихий. Это вызывает чувство трепета и осознания собственной малости перед лицом вселенской мощи.

Original size 3000x1633

James Turrell

Roden Crater

Original size 2048x1039

James Turrell, Roden Crater, Northern Arizona, USA, 1979

Главный проект жизни Таррелла — «Roden Crater», превращение потухшего вулкана в Аризоне в масштабную обсерваторию для восприятия света, неба и астрономических явлений. Зритель попадает в туннели со строгими геометрическими проёмами и помещения, которые открывают виды на небо.

Original size 3000x1633

James Turrell, Roden Crater, Northern Arizona, USA, 1979

Это пример математически возвышенного, так как масштаб проекта поражает воображение. В этом месте разум приходит к идее космоса, вселенной, геологических эпох.

Конечно космос и природа выступают как динамически возвышенное. Само по себе нахождение внутри кратера вызывает переживание страха. Но преодолевая его, мы испытываем моральное удовлетворение.

Aten Reign

«Aten Reign» — масштабный проект Джеймса Таррелла 2013 года, в котором ротонда Гуггенхайма предстаёт в виде огромного пространства, наполненного меняющимся искусственным и естественным светом.

Original size 3000x2367

ames Turrell, Aten Reign, Guggenheim Museum, New York, USA, 2013

Инсталляция переосмысливает культовую архитектуру Фрэнка Ллойда Райта — её открытость природе, изящные изгибы и великолепное ощущение пространства — как одно из «небесных пространств» Таррелла, в частности, ссылаясь на его выдающийся проект «Roden Crater». Но в данном проекте зрителем не наблюдаются природные явления, а только чистый цвет, свет и поразительную архитектуру музея. [9]

Изначальное пространство Ротонды Гуггенхайма уже грандиозно. Таррелл усиливает этот эффект, создавая новую, еще более монументальную форму внутри старой. Масса цвета заполняет собой всё пространство. Разум постигает идею грандиозного масштаба и самого феномена создания «бесконечного» внутри ограниченного архитектурного пространства. Это демонстрация мощи света как природной силы, математически возвышенное.

Свет перестает быть инструментом освещения; он становится материальной, всепоглощающей средой, которая обволакивает человека. Это вызывает тот самый «трепет», который Кант связывал с динамически возвышенным.

0

James Turrell, Aten Reign, Guggenheim Museum, New York, USA, 2013

Джеймс Таррелл доказывает, что художник может создать рукотворное возвышенное средствами современных технологий и архитектуры.

Синтез прекрасного и возвышенного

Unseen Blue

«Unseen Blue» — это музей, спроектированным самим Джеймсом Тарреллом. В этом пространстве со стройной архитектурой зритель может наблюдать небо в прямоугольном отверстии на потолке. Все стены покрыты однородным цветным светом, который постепенно меняется.

Original size 3294x2204

James Turrell, Unseen Blue, James Turrell Museum, Colomé, Argentina, 2002

Четкие границы прямоугольной формы и самого внутреннего пространства создают ощущение порядка, гармонии и ясности. Это проявление прекрасного в его классическом, кантовском понимании — «целесообразность формы, которая нравится сама по себе».

Небесное пространство в четкой рамке создает ощущение уходящей вглубь бесконечности. Воображение не может постичь эту глубину, что является классическим признаком математически возвышенного.

Кроме того, зритель ощущает себя погруженным в эту цветовую среду перед лицом необъятного космического пространства — признак динамически возвышенного.

Original size 3000x1633

James Turrell, Unseen Blue, James Turrell Museum, Colomé, Argentina, 2002

В этой работе Таррелл окончательно стирает границу между эстетикой формы и эстетикой безграничного. Он доказывает, что возвышенный опыт может быть достигнут через высшую степень контроля и формального совершенства. Прекрасное становится дверью, а возвышенное — пространством, в которое она ведет.

Это неразрывное единство, находящее обоснование в философии Канта, и есть искусство, которое предлагает Джеймс Таррелл.

Заключение

Проведенное исследование, посвященное анализу световых инсталляций Джеймса Таррелла, позволяет сделать ряд выводов, подтверждающих актуальность философской системы Канта и раскрывающих глубину художественного замысла современного художника.

В ходе работы была успешно решена задача: доказать, что искусство Таррелла может быть описано в терминах прекрасного и возвышенного, а также представляет собой синтез двух категорий. Анализ таких работ наглядно продемонстрировал, как художник преодолевает кажущееся противоречие в кантовской системе, согласно которому возвышенное относится лишь к понятию природы.

Во-первых, было установлено, что прекрасное у Таррелла соответствует кантовской «целесообразности без цели». Безупречные геометрические формы, чистота и гармония цветовых полей цвета, точные архитектурные пропорции — все это служит созданию контролируемой, безопасной и интеллектуально насыщенной среды.

Во-вторых, исследование выявило, что именно возвышенное является кульминацией эстетических переживаний в работах Таррелла. Художник рукотворными средствами достигает эффекта, сопоставимого с переживанием природной мощи и бесконечности.

В-третьих, в творчестве Таррелла происходит синтез прекрасного и возвышенного. Прекрасное выступает в роли проводника и «контейнера» для возвышенного.Таррелл не противопоставляет эти категории, а показывает их неразрывную связь.

Таким образом, данное исследование подтверждает, что эстетическая теория Канта остается мощным инструментом для анализа сложнейших явлений современного искусства. Джеймс Таррелл предстает не просто художником света и архитектором, но ещё и философом, который материализует абстрактные категории. Его творчество доказывает, что в современном мире возвышенный опыт не утрачен; он был переосмыслен, бросая вызов и одновременно подтверждая универсальность кантовских понятий.

Bibliography
Show
1.

Критика способности суждения / Иммануил Кант/ Учебное пособие для студентов факультета искусств Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова / URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49164684_58507058.pdf (дата обращения: 15.11.2025)

2.

Магомедова З.И. / Студенческая статья / Трактовка прекрасного в философии Канта / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-prekrasnogo-v-filosofii-i-kanta/viewer (дата обращения: 15.11.2025)

3.

Тулякова Д. С, Калашников В.Е./ Творчество Джеймса Таррелла как феномен рубежа XX–XXI веков / URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34928831_63867013.pdf (дата обращения: 15.11.2025)

4.

Place Gallery [Электронный ресурс] // placegallery: [сайт]. — URL: https://www.pacegallery.com/online-exhibitions/james-turrell/ (дата обращения: 15.11.2025)

5.

Arizona State University [Электронный ресурс] // rodencrater.courses.asu.edu/partnership: [сайт]. —URL: https://rodencrater.courses.asu.edu/partnership (дата обращения: 15.11.2025)

6.

Buro [Электронный ресурс] // buro: [сайт]. — URL: https://www.buro247.ru/culture/arts/vs-znat-kak-svoi-pyat-paltcev-dzheyms-tarrell.html (дата обращения: 15.11.2025)

7.

Place Gallery [Электронный ресурс] // placegallery: [сайт]. —URL: https://www.pacegallery.com/artists/james-turrell/ (дата обращения: 15.11.2025)

8.

Designboom [Электронный ресурс] // designboom: [сайт]. — URL: https://www.designboom.com/art/james-turrell-twilight-epiphany-skyspace-at-rice-university/ (дата обращения: 15.11.2025)

9.

Guggenheim New York [Электронный ресурс] // Guggenheim New York: [сайт]. —URL: https://www.guggenheim.org/exhibition/james-turrell (дата обращения: 15.11.2025)

10.

Place Gallery [Электронный ресурс] // placegallery: [сайт]. —URL: https://www.pacegallery.com/journal/james-turrell-passages-light-museo-jumex/ (дата обращения: 15.11.2025)

Image sources
Show
1.

https://www.artchive.com/?s=James+Turrell (дата обращения: 15.11.2025)

2.

https://www.pacegallery.com/search/?query=James+Turrell (дата обращения: 15.11.2025)

3.4.

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_James_Turrell_artworks (дата обращения: 15.11.2025)

5.6.7.8.9.

https://www.pacegallery.com/journal/support-light/ (дата обращения: 15.11.2025)

10.

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:James_Turrell (дата обращения: 15.11.2025)

11.

https://www.pacegallery.com/artists/james-turrell/ (дата обращения: 15.11.2025)

12.13.

https://www.pacegallery.com/online-exhibitions/james-turrell/ (дата обращения: 15.11.2025)

14.

https://www.guggenheim.org/exhibition/james-turrell (дата обращения: 15.11.2025)

15.
Прекрасное и возвышенное в световых инсталляциях Джеймса Таррелла
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more