
Рубрикатор
I. Концепция II. Вода: источник жизни и символ божественной милости III. Камень: от земной тверди к небесному сиянию IV. Растения: от вечного цветения к архитектурной форме V. Заключение VI. Библиография VII. Источники изображений
Концепция
«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных…» (Коран, 13:35). Этот аят описывает особый язык исламского искусства, где материальные элементы преобразуются в систему символов, транслирующих трансцендентные смыслы.
Вода, камень и растение образуют в исламской культуре семиотический комплекс, переводящий словесные коранические образы в пространственные и тактильные переживания.
Эти материалы функционируют как активные медиаторы между человеческим опытом и божественным обещанием, создавая особую иконографию рая, не требующую фигуративных изображений.

Секретный сад (фр. Le Jardin Secret) — Марракеш, Марокко
Веками парадокс исламского искусства заключался в необходимости визуализировать подробные описания Рая при строгом запрете на антропоморфные изображения божественного. Как отмечает исследователь исламской эстетики Титус Буркхардт, «Искусство ислама… абстрактно, и его формы не выводятся напрямую из Корана или изречений Пророка; они кажутся лишёнными библейского основания, но при этом несомненно обладают глубоко исламским характером».
Это противоречие было разрешено через создание среды, где сами материальные элементы и их взаимодействие несли основную смысловую нагрузку. Таким образом, архитектурные комплексы как Альгамбра в Гранаде или сады Баг-е Эшреф в Иране могут быть прочитаны как теологические трактаты, написанные на языке материалов.
Хенералифе (исп. Generalife, араб. Jannat al‑‘Arīf — «сад архитектора» или «сад мастера») — Гранада, Испания
Вода становится главным средством воплощения коранического образа «текущих рек». В архитектурном пространстве это выражается через систему каналов (чахар-баг), фонтанов и бассейнов, которые не только организуют пространство, но и создают символическую структуру. Зеркальные поверхности воды, отражающие небо и архитектуру, стирают границы между земным и небесным, а звук текущей воды становится напоминанием о живоносной силе божественного слова.
Камень в мусульманской архитектурной традиции — это единство двух состояний: символ незыблемости божественного закона и материал, способный к одухотворению через руки художника.
Львиный дворик (исп. Patio de los Leones) — двор в составе резиденции Альгамбра — Гранда, Испания
Грубая каменная стена олицетворяет границу между хаосом внешнего мира и гармонией внутреннего рая, а полированный мрамор и сияющая мозаика демонстрируют преображение материи. Эта трансформация из земной тверди в подобие «садовых» палат отражает кораническое описание, где покои будут «из серебра, а подушки — из парчи».
Секретный сад (фр. Le Jardin Secret) — Марракеш, Марокко
Растения выполняют конкретную символическую функцию, непосредственно отражая коранические описания Рая. Например, пальмы и кипарисы, высаженные в геометрическом порядке, олицетворяют вечную жизнь и божественную гармонию. Четкое зонирование растений подчеркивает идею упорядоченного божественного мироздания.
Исследование символики материалов в исламской культуре раскрывает религию, ставшую осязаемой. Оно позволяет понять, как человек традиционного общества переживал присутствие вечности в мгновении, бесконечности — в замкнутом дворике, божественной полноты — в струе фонтана, узоре на камне и изгибе ветви. Этот подход возводит тему из разряда исторической в разряд живой и значимой, демонстрируя непреходящую ценность исламского художественного наследия.
Вода: источник жизни и символ божественной милости
Исследователь Н. Л. Павлов отмечает: «древнейшее представление о воде как источнике жизни, естественно, произошло из природных реалий. Это представление превратило источник воды в один из смысловых центров архитектурного пространства на всех его уровнях: от жилого дома до главной площади города»
Хенералифе (исп. Generalife, араб. Jannat al‑‘Arīf — «сад архитектора» или «сад мастера») — Гранада, Испания
В исламской традиции эта универсальная символика была осмыслена и развита. Согласно «Энциклопедии символов» Ганса Бидерманна, в исламе колодец, выложенный в виде квадрата камнем, является символом рая. Эта символика восходит к представлению о «четырех реках рая, берущих начало из одного благодатного источника», который становится символом вечной жизни и возрождения.
Чахар–баг у гробницы Джахангира — Лахор, Пакистан
Система каналов (чахар-баг) — четырехчастное деление сада каналами, символизирующее четыре реки Рая, представляет собой это зримое воплощение коранического образа. Геометрически выверенная планировка превращает сад в модель божественно упорядоченного мироздания. Например, в у гробницы Джахангира каналы не только организуют пространство, но и направляют взгляд к центральному мавзолею, подчеркивая связь воды с вечной жизнью.
Тадж-Махал (хинди ताज महल, урду تاج محل — «Корона дворцов», англ. Taj Mahal) — Агра, Индия
Еще известный пример системы чахар-баг — Тадж-Махал. Главный канал, идущий к мавзолею, символически представляет одну из рек Рая. Четыре части сада разделены водными каналами, пересекающимися в центре.
Тадж-Махал (хинди ताज महल, урду تاج محل — «Корона дворцов», англ. Taj Mahal) — Агра, Индия
Мраморный мавзолей, отражаясь в воде, зрительно соединяет земное и небесное.
Хенералифе (исп. Generalife, араб. Jannat al‑‘Arīf — «сад архитектора» или «сад мастера») — Гранада, Испания
Фонтаны и бассейны в исламском искусстве не только источники прохлады, но и центральные точки, вокруг которых выстраивается все пространство двора. В исламской архитектуре фонтан становится сердцем архитектурной композиции.
Андалузский сад (англ. Andalusian Garden или Hadikat Al-Andalus) — Каир, Египет
Секретный сад (фр. Le Jardin Secret) — Марракеш, Марокко
Бассейны олицетворяют статичность, вечность и чистоту божественного замысла. В целом вода создает прохладу, умиротворяющую атмосферу и покой во всем саду.
Мечеть Эмира Султана (англ. Emir Sultan Camii) — Бурса, Турция
Важнейшим аспектом символики воды в исламе является её функция ритуального очищения. Бассейны для омовения, расположенные в центре двора мечети, служат для духовного приготовления к молитве. Через омовение верующий не просто очищает тело, но и символически приобщается к благодати райской чистоты, что делает воду необходимым медиатором в диалоге с Богом.
Таким образом, через эти архитектурные приёмы вода в исламской культуре материализует коранический образ вечного блаженства и воплощая идею божественной милости, дарующей и поддерживающей жизнь.
Камень: от земной тверди к небесному сиянию
Камень в мусульманской архитектурной традиции представляет собой единство материальной прочности и духовной символики. Его преобразование от грубой природной глыбы к сияющим архитектурным формам отражает принцип исламской эстетики — одухотворение материи через творческий акт.
Чёрный камень (аль-Хаджар аль-Асвад) находится в восточном углу Каабы — Мекка, Саудовская Аравия
Символика камня в исламской культуре находит своё первоисточное выражение в Чёрном камне (аль-Хаджар аль-Асвад) в Каабе, который, согласно исламскому преданию, представляет собой «белый яхонт из Рая, почерневший от прикосновений грешников». Этот артефакт устанавливает связь между земным минералом и божественным происхождением, создавая символический мост между земным и небесным.
Тадж-Махал (хинди ताज महल, урду تاج محل — «Корона дворцов», англ. Taj Mahal) — Агра, Индия,
Исламская архитектура раскрывает многогранную природу камня через различные формы его обработки:
Во-первых, создается строгая иерархия материалов. Полированный мрамор, яшма, порфир и другие ценные породы формируют визуальную градацию, где наиболее драгоценные материалы подчеркивают сакральные центры пространства. Например, в мавзолее Тадж-Махал белый мрамор служит не просто отделкой, а становится зримой метафорой небесной чистоты. Его поверхности отражают изменчивое небо, создавая эффект преодоления материальности, иллюзию растворения камня в свете.
Альгамбра (архитектурно-парковый ансамбль) — Гранада, Испания
Альгамбра (архитектурно-парковый ансамбль) — Гранада, Испания
Во-вторых, камень становится носителем сакрального текста. В Дворце Альгамбра искусно вплетенные в каменный декор куфические надписи создают органичный синтез священного слова и материальной формы. Резные аяты на капителях колонн, карнизах и арках превращают саму архитектуру в открытую книгу божественного послания.
Гур-Эмир («гробница эмира», «могила Эмира») — Самарканда, Узбекистан
В-третьих, геометрическая резьба по камню визуализирует космологические принципы. Принцип гирих, представляющий собой сложный математический орнамент, воплощает исламские представления о божественной упорядоченности мироздания. Ярким примером служат каменные мукарны в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде. Эти сталактитовые своды, состоящие из множества ячеек, демонстрируют бесконечное разнообразие, рожденное из единого геометрического закона.
Фонтан Неджарин — Фесе, Марокко
Также философское осмысление камня проявляется в создании сабил (себил) — каменных фонтанчиков для питья. Часто эти сооружения из резного камня, украшенные мукарнами и арабской вязью, совмещают функциональность с глубокой символикой, напоминая о том, что вода — дар Аллаха — не может быть отделена от своей каменной обители.
Фонтан и себиль султана Ахмеда III — Стамбул, Турция
Таким образом, в исламском садово-парковом и архитектурном искусстве камень выполняет роль медиатора между природным и божественным, между геологическим временем и человеческим опытом. Через различные формы его обработки и размещения, мастера создавали сложную семиотическую систему, где минеральный мир становится языком для описания Рая, а сад превращается в пространство встречи земного и небесного.
Растения: от вечного цветения к архитектурной форме
В исламской культуре каждое растение несет не только эстетическую, но и глубокую философскую нагрузку. В отличие от западной традиции, стремящейся к натуралистическому изображению природы, исламское искусство разработало уникальный подход к растительным формам, преобразуя их в элементы сакральной геометрии.
Альгамбра (архитектурно-парковый ансамбль) — Гранада, Испания
В садово-парковом искусстве растения выполняют функцию структурной организации пространства согласно принципам божественной гармонии. Кипарисы, высаженные вдоль центральной оси сада, создают ритмический рисунок, направляющий взгляд к архитектурной доминанте — павильону или мавзолею.
Хенералифе (исп. Generalife, араб. Jannat al‑‘Arīf — «сад архитектора» или «сад мастера») — Гранада, Испания
Баг-е Эшреф («Сады Эшреф») — Мазендеран, недалеко от города Бехшахр, Иран
Эти «деревья рая», как их называли персидские поэты, своей вертикалью символизируют связь между земным и небесным. Плодовые деревья — апельсины, гранаты, яблони — визуализируют кораническое обещание «неиссякаемых яств», превращая сад в зримое воплощение райского изобилия.
Сад Эрам (перс. باغ ارم — «Баг-е Эрам») — Шираз, Иран
Сады Алькасара (исп. Reales Alcázares de Sevilla) — Андалусия, Испания
Особое значение приобретает символика вечнозеленых растений в контексте исламской эсхатологии. Самшит, мирт и лавр, сохраняющие листву круглый год — это метафоры бессмертия души и вечного блаженства. Их тщательная стрижка в геометрические формы подчеркивает идею преображения дикой природы согласно божественному замыслу.
Сады Алькасара (исп. Reales Alcázares de Sevilla) — Андалусия, Испания
Символический язык растений проявляется и в цветовой палитре садового искусства. Преобладание зеленого цвета — цвета ислама и Рая — создает особую визуальную среду, отделяющую сакральное пространство сада от внешнего мира.
Андалузский дом (англ. Andalusian House, исп. Casa Andalusi) — Кордоба, Испания
В архитектурном контексте растительные мотивы претерпевают сложную метаморфозу, трансформируясь в элементы декора. Резные каменные капители колонн, воспроизводящие формы пальмовых листьев, создают эффект «окаменевшего леса», где архитектура становится продолжением природного ландшафта.
Альгамбра (архитектурно-парковый ансамбль) — Гранада, Испания
Альгамбра (архитектурно-парковый ансамбль) — Гранада, Испания
В мавританской архитектуре Альгамбры сталактитовые своды (мукарны), напоминающие пчелиные соты или гроты, покрываются тончайшей резьбой с мотивами виноградной лозы — символом божественного знания и духовного просветления.
Таким образом, растения в исламской художественной традиции выполняют двойную функцию: с одной стороны, они материализуют коранические образы Рая, с другой — через свои формы и организацию в пространстве выражают сложные философские концепции мироздания. Это синтез ботанического и архитектурного, природного и рукотворного.
Заключение
Коранический образ Рая, выраженный в аяте «Там текут реки, не иссякают яства, и не иссекает тень», раскрывается в материальной культуре ислама. Вода, камень и растение, будучи фундаментальными элементами исламского садово-паркового искусства и архитектуры, никогда не были лишь утилитарными или декоративными компонентами. Они сформировали уникальный символический язык, позволивший преодолеть парадокс фигуративного запрета и перевести сакральные смыслы в область пространственного и тактильного опыта.
Вода, воплощенная в каналах чахар-бага, фонтанах и зеркальных бассейнах, стала зримым воплощением божественной милости (рахма), источником жизни и метафорой очищения. Камень, символизировал незыблемость божественного закона и возможность одухотворения материи. Растения, организованные в геометрические узоры садов, от вечнозеленых кипарисов до плодоносящих деревьев, материализовали коранические обещания вечного блаженства и изобилия.
Таким образом, исламские сады и архитектура предстают не просто как памятники искусства, но как сложные теологические тексты, «прочитанные» через призму трех элементов. Создавая гармоничную среду, где земное преображается в подобие небесного, исламские мастера предлагали человеку не образ Рая, а его чувственное переживание — возможность ощутить прохладу тени, услышать журчание воды и увидеть отражение вечности в полированном камне. Это наследие, остается актуальным как свидетельство гениальной способности человеческой культуры выражать высшие духовные истины через язык природы и архитектуры.
Блум Дж., Блэр Ш. «Искусство и архитектура ислама: 1250–1800». Текстовое издание. Издательство: Йельский университет (дата обращения: 15.11.2024)
Эттингхаузен Р., Грабар О., Дженкинс-Мэдден М. «Исламское искусство и архитектура, 650–1250». Текстовое издание. Издательство: Йельский университет (дата обращения: 19.11.2024)
Наср С. Х. «Исламская жизнь и мысль». Текстовое издание. Издательство: Университет штата Нью-Йорк (дата обращения: 21.11.2024)
«Хенералифе — садово-парковый ансамбль в Гранаде» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хенералифе (дата обращения: 18.11.2024)
«Nasrid Palaces — архитектурный комплекс Альгамбры» URL: https://www.alhambradegranada.org/en/info/nasridpalaces/alhambranasridpalaces.asp (дата обращения: 18.11.2024)
«Садово-парковое искусство Ближнего Востока» URL: https://studwood.net/1722480/nedvizhimost/sadovo_parkovoe_iskusstvo_blizhnego_vostoka (дата обращения: 20.11.2024)
«Islamic garden — традиции исламского садоводства» URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Islamic_garden (дата обращения: 15.11.2024)
«Андалузский парк в Каире — история и архитектура» URL: https://www.cairotoptours.com/ru/Египет-путеводитель/Каир---Путешествия---Путеводитель/el-andalos-park (дата обращения: 21.11.2024)
«Мусульманский стиль сада — строгость линий и роскошь растений» URL: https://www.botanichka.ru/article/musulmanskiy-stil-sada-strogost-liniy-i-roskosh-rasteniy/ (дата обращения: 20.11.2024)
«Рай в исламской традиции — описание и символика» URL: https://medinaschool.org/library/creed/vera/raj (дата обращения: 22.11.2024)
«Рай в исламе — коранические описания» URL: https://umma.ru/raj-2 (дата обращения: 21.11.2024)
«Альгамбра и Хенералифе — история и архитектура» URL: https://landscape.totalarch.com/alhambra_generalife (дата обращения: 20.11.2024)
https://frustratedgardener.com/2016/10/11/le-jardin-secret-marrakech/?like_comment=32222&_wpnonce=ddffc5cf98 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://tr.pinterest.com/pin/23714335515556024/ (Дата обращения: 17.11.2024)
https://en.wikipedia.org/wiki/Generalife#/media/File: Court_of_the_Sultana_-2013.07-_panoramio.jpg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://www.alhambradegranada.org/en/info/nasridpalaces/alhambranasridpalaces.asp (Дата обращения: 17.11.2024)
https://mustvisit.ru/product/grobnitsa-dzhakhangira-v-lakhore/ (Дата обращения: 17.11.2024)
https://en.wikipedia.org/wiki/File:View_from_atop_the_left_minaret_008.jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://cl.pinterest.com/pin/710372541238314225/ (Дата обращения: 20.11.2024)
https://skillbox.ru/media/design/vizualnyy-kod-tadzh-mahal/ (Дата обращения: 18.11.2024)
https://yandex.ru/images/search?cbird=178&rpt=imageview&url=%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fi%3Fid%3Db63f3a79ddd2bb80f1caa02510d1a27e_l-8196573-images-thumbs%26n%3D13 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://turbinatravels.com/guide/Bursa-Turtsiya-124768/Foto/Metchet-Emirsultan-43047/photo482650/ (Дата обращения: 20.11.2024)
(Дата обращения: 17.11.2024)
https://se.pinterest.com/coderains/путешествие-в-индию/ (Дата обращения: 20.11.2024)
https://se.pinterest.com/pin/472174342178866468/ (Дата обращения: 21.11.2024)
https://www.alhambradegranada.org/en/info/epigraphicpoems.asp (Дата обращения: 20.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабиль
https://en.wikipedia.org/wiki/Sabil_(fountain)/media/File: Dar_Tazi, _Fes, Morocco-panoramio(1).jpg (Дата обращения: 20.11.2024)
https://vc.ru/id351963/131636-rai-na-zemle-sady-vostoka (Дата обращения: 20.11.2024)
https://585327db-1738-4319-8825-b4d66fe3e73d.selstorage.ru/3943b4e6-473a-4ac7-b3dc-b655ae3f0157.jpg (Дата обращения: 20.11.2024)
https://putevye-istorii.ru/wp-content/uploads/2014/02/201210Sevilla/IMG_1789.jpg (Дата обращения: 20.11.2024)
https://img-fotki.yandex.ru/get/5202/140770981.16/0_225251_d13d024f_orig.jpg (Дата обращения: 20.11.2024)
https://i.pinimg.com/originals/3e/eb/23/3eeb2393e60c578fb41f3999e6c71b1c.jpg (Дата обращения: 21.11.2024)
https://www.alhambradegranada.org/en/info/historicalintroduction.asp (Дата обращения: 21.11.2024)