
Коммунистический строй, перестройки, развитие технологий — все это должно было привести СССР к светлому будущему, к образованию сильнейшей, сверх развитой нации. Однако неэффективность плановой экономики, гонка вооружений и экономическое неравенство привели к распаду Советского Союза.
Несмотря на низкий уровень жизни, многие граждане бывших стран СССР испытывают ностальгию по былым временам. Ностальгию по обещанному идеализированному будущему, которое так и не наступило.


Стремление к идеализированному обществу, пропаганда советских ценностей, индустриализация, научные достижения — все это отразилось в советском искусстве всех жанров и форм: в изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре, кинематографе, литературе. Цель моего визуального исследования — рассмотреть утопические мотивы в искусстве СССР: как утопия, с одной стороны, служила инструментом идеологического контроля, а с другой — вдохновляла на творчество и поиск новых форм выражения.
Материал отбирался по двум критериям: работы, пропагандирующие советские ценности и идеалы, и работы, отражающие реальный опыт советской жизни через художественное видение.
Хотелось бы отметить, что для полного исследования картины советской утопии, я также использовала работы дореволюционного периода. Это необходимо для выявления истоков и предпосылок советских утопических представлений, а также для понимания, какие элементы старого мира были переосмыслены в новом искусстве. Данное сравнение искусства позволяет проследить эволюцию утопических идеалов и оценить степень влияния революции на художественное творчество.
искусстве СССР: предпосылки

«Троица супрематических квадратов Малевича» символизирует полный отказ от старых форм и соображений, открывая совершенно новый мир искусства, оторванный от предметной реальности.
Революционные события 1917 года нанесли значительный удар по обществу того времени. Разруха, голод, неуверенность в завтрашнем дне — революционная повседневность. Петров-Водкин изображает мать с ребенком как символ вечности, перерождения и спокойствия, что противопоставлено заднему плану картины, отражающему массовое беспокойство.
Данная работа Филонова — отражение разочарования автора в новом политическом режиме во время Гражданской войны. В «Формуле петроградского пролетариата» отображены как бюрократические принципы, поглощающие личность человека, так и утопические представления: картина написана в голубых оттенках, отсылающих к легкости и светлому будущему.
Соцреализм — направление в искусстве, направленное на прославление коммунистических идеологий и человека-труженика. Характерные черты: красные и голубые тона, изображения политических лидеров, коммунистические лозунги и призывы, отображение сильного, счастливого народа.
Художник Александр Дейнека — яркий представитель соцреализма. В своих работах он изображал спортивных, здоровых и красивых людей. Именно за таким народом стояло будущее СССР.
В своих работах Эрик Булатов переосмыслил трехмерное пространство и соединил его с посылом для зрителя: «На его картинах часто повторяются слова: для Булатова важен контакт с человеком, который смотрит на его картину, и слово тут становится как бы связующим звеном между ними. Слово, которое Булатов говорит, как будто повисает в воздухе, как раз на плоскости картины. И оно движется в пространстве — в отличие от советского слова, которое было прикреплено к плоскости.» — Марина Анциперова.


«Мое дело совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Все остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей» — Эрик Булатов.
Эрик Булатов «обнажал» истину советской власти, изображал ее как элемент, давящий на народ.


Советский кинематограф стал мощным инструментом визуализации утопических идеалов коммунизма, в особенности, фильмы в жанре научной фантастики: люди будущего СССР — летчики, космонавты, гении, способные перемещаться во времени и строить космические станции. Практически во всех фильмах фигурирует образ пионера — символа социалистического образа жизни. Данные фильмы дарили народу веру в светлое, великое будущее.




Пионер медиаарта СССР — Булат Махмудович Галеев


До «Прометея» Булата Галеева медиаарта в СССР не существовало. Галеев был одержим идеей использования современных технологий в сфере творчества: его светомузыкальные, цветомузыкальные установки и техника будоражили сознание советского человека — такого еще не видели.
В пору Оттепели, пору социальной свободы и технических революций, Булат Галеев, являясь главной конструкторского бюро «Прометей», и его команда экспериментировали со светом и музыкой, создавая уникальные инсталляции и приборы. Галеев призывал к освобождению от стереотипов и к поиску новых путей развития искусства.
Как кинематографические проекты СССР, так и архитектурные пропагандировали утопическое будущее советского народа. Советская архитектура всегда отличалась величием и масштабом. Однако именно те проекты, которые не были осуществлены, являются истинным воплощением советских идеологий: от громадных, величественных зданий в стиле сталинского ампира до футуристических, неземных построек в воздухе.
«„Город будущего“, как его называл Крутиков, должен был состоять из двух частей: на земле — производства в горизонтальных зданиях, в воздухе — вертикальные структуры для жилья. Последние могли быть исполнены в трёх вариантах. Первый — ярусная трудовая коммуна, состоящая из восьми жилых круглых корпусов. Они стояли на „ножках“ — лифтовых шахтах, позволявших спускаться в кольцевую часть, которая соединяла все корпуса. Каждое парящее „здание“ рассчитывалось на шесть индивидуальных жилых ячеек, куда можно было бы прилететь на специальной летающей кабине.» — Анна Бородкина.


Дворец советов — один из самых масштабных архитектурных проектов СССР, для строительства которого была разработана особая, сверхпрочная сталь. Внушительные размеры (495 метров в высоту) и шпиль в виде статуи Ленина отсылают к величию и нерушимости советской державы. Начало Великой Отечественной войны помешало строительству и сталь пошла на производство противотанковых ежей для обороны города.
Проект НЭР «Критово» — жилые комплексы, сады на арктическом побережье. Архитекторами было разработано несколько поляров для проживания. Проект задумывался как комплекс для комфортного и полноценного проживания в суровых условиях, так как в период 1960–1970 годов большинство домов, располагающихся на Севере не имели отопления.
Большинство проектов не были реализованы по причинам дорогого строительства, отсутствия технологий и военных действий.
Влияние утопических идей и представления о будущем повлияли на советское искусство сильнейшим образом: от изображения идеализированной жизни народа СССР с образами вождей и коммунистических атрибутов до фантазий о летающих городах и перемещении во времени. Представления об идеальном будущем сподвигали художников, архитекторов и режиссеров на создание новых образов и смыслов в искусстве, формирование уникального визуального языка советской эпохи.
Миростроительные утопии в отечественной художественной культуре 1920-х годов // Art & Culture Studies URL: https://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/istoriya-i-sovremennost/4832.html (дата обращения: 16.05.2025).
Лучшие Картины Александра Дейнеки. Наш выбор. Часть 1 // Dzen URL: https://dzen.ru/a/ZzCPZHKK12684TSn?ysclid=ma83ytsk2d499771030 (дата обращения: 16.05.2025).
«Петроградская Мадонна»: разбор картины Кузьмы Петрова-Водкина // Dzen URL: https://dzen.ru/a/Wwf0K1oQT0n3re_n?ysclid=ma86cu95qq328624364 (дата обращения: 16.05.2025).
Красота и свобода в работах Эрика Булатова // The Blue Print URL: https://theblueprint.ru/culture/art/erik-bulatov?ysclid=maqxljsda6938454108 (дата обращения: 16.05.2025).
Города в воздухе, во льдах и на бумаге: пять архитектурных утопий СССР // Vatnikstan URL: https://vatnikstan.ru/history/arh-utopii/?ysclid=mapibylgwb995171467 (дата обращения: 16.05.2025).
КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА АВАНГАРДА: УТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ // Roii URL: https://roii.ru/publications/dialogue/article/69_18/paniotova_t.s.,romanenko_m.a./distorting-mirrors-of-the-avant-garde-utopian-projections-of-soviet-civilization (дата обращения: 16.05.2025).
ЭРИК БУЛАТОВ — гений бессмысленных плакатов? // Dzen URL: https://dzen.ru/a/ZPnIsuavw1FjLc-k (дата обращения: 16.05.2025).
Иконы идеологии: 15+ советских пропагандистских плакатов, которых вы не видели // Dzen URL: https://dzen.ru/a/ZYLqZlUNoiBOI6QG?ysclid=madx4lh3g4956556874 (дата обращения: 16.05.2025).
ЧЕРНЫЙ СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ КВАДРАТ 1915 // My Tretyakov URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8403 (дата обращения: 16.05.2025).
«Белое на белом» («Белый квадрат») Казимира Малевича // Музеи мира URL: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3613-beloe-na-belom-belyj-kvadrat-kazimira-malevicha.html (дата обращения: 16.05.2025).
«Красный квадрат», Казимир Малевич. В чем смысл картины? // Музеи мира URL: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3612-krasnyj-kvadrat-kazimir-malevich-v-chem-smysl-kartiny.html (дата обращения: 16.05.2025).
«Петроградская Мадонна»: разбор картины Кузьмы Петрова-Водкина // Dzen URL: https://dzen.ru/a/Wwf0K1oQT0n3re_n?ysclid=ma86cu95qq328624364 (дата обращения: 16.05.2025).
«Формула петроградского пролетариата», Павел Николаевич Филонов — описание // Музеи мира URL: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3193-formula-petrogradskogo-proletariata.html (дата обращения: 16.05.2025).
Аркадий Пластов «Колхозный праздник» (1938) // Вконтакте URL: https://vk.com/wall-35292550_61915?ysclid=ma866559w9394194487 (дата обращения: 16.05.2025).
Лучшие Картины Аркадия Пластова. Наш выбор. Часть 2 // Dzen URL: https://dzen.ru/a/aAn9C1oH_kS7Vz5h?ysclid=manztk9261248542447 (дата обращения: 16.05.2025).
Лучшие Картины Александра Дейнеки. Наш выбор. Часть 1 // Dzen URL: https://dzen.ru/a/ZzCPZHKK12684TSn?ysclid=ma83ytsk2d499771030 (дата обращения: 16.05.2025).
«Прекрасным может быть ужасное в безопасной степени» (Эрик Булатов) // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YsxEXwRf4mggpnCI?ysclid=maqxvm0iuo597275397 (дата обращения: 16.05.2025).
Красота и свобода в работах Эрика Булатова // The Blue Print URL: https://theblueprint.ru/culture/art/erik-bulatov?ysclid=maqxljsda6938454108 (дата обращения: 16.05.2025).
«В 2017 году»: советский диафильм о том, каким видели будущее 60 лет назад // Camera Labs URL: https://cameralabs.org/11148-v-2017-godu-sovetskij-diafilm-o-tom-kakim-videli-budushchee-60-let-nazad?ysclid=ma7775xl6t928601607 (дата обращения: 16.05.2025).
Москва — Кассиопея (1973) // Кинопоиск URL: https://www.kinopoisk.ru/film/46711/?ysclid=map0l08lck404779353&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 16.05.2025).
Через тернии к звездам // Кинопоиск URL: https://hd.kinopoisk.ru/film/41f2f4591f8ed9aeb720cb4f9e30182d?from_block=kp-button-online (дата обращения: 16.05.2025).
Булат Галеев. НИИ «Прометей». И светомузыка. // Dzen URL: https://dzen.ru/a/ZoLyRVGeh12vJstd?ysclid=ma77roccjj309122586 (дата обращения: 16.05.2025).
Города в воздухе, во льдах и на бумаге: пять архитектурных утопий СССР // Vatnikstan URL: https://vatnikstan.ru/history/arh-utopii/?ysclid=mapibylgwb995171467 (дата обращения: 16.05.2025).
Архитектурные утопии Москвы: 7 нереализованных проектов эпохи СССР // My Decor URL: https://mydecor.ru/news/architecture/arkhitekturnye-utopii-moskvy-7-nerealizovannykh-proektov-epokhi-sssr/?ysclid=mapfwafrg5419258965 (дата обращения: 16.05.2025).