Original size 1200x1600

Роль иконописи А. Рублёва в творчестве А. Тарковского

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание 2. Концепция 3. Визуальное сходство 4. Сходство по содержанию 5. Свет и цвет 6. Заключение

КОНЦЕПЦИЯ

На примере фильмов «Андрей Рублёв» и «Зеркало» будут выявлены и классифицированы визуальные аналогии с иконами Андрея Рублёва.

big
Original size 1999x1003

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» 1966 г.

В современном искусстве огромную часть занимает переосмысление классических традиций.

Исследование ставит перед собой задачу найти ответ, как высокотехнологическое искусство XX века прямо или косвенно продолжает традиции древних мастеров?

post

Особенность Русской культуры не столько в уникальности творений, сколько в вечном поиске смыслов и переосмыслений классических традиций. Поэтому так важна фигура Андрея Рублёва для искусства. Его работы мы будем рассматривать отдельно от его биографии, ровно как и кинокартины Тарковского мы будем сравнивать исключительно с творениями иконописца, пусть и название одного из фильмов сходно с именем древнего мастера.

О жизни Андрея Рублёва практически ничего не известно. Но нас и не интересует жизненный путь иконописца. Его творения самостоятельны и исчерпывающе полны смыслов и без анализа биографии.

post

Не смотря на то, что сохранившихся икон и росписей ничтожно мало, влияние их настолько велико, что спустя века для объяснения своих душевных поисков авторы возвращаются к работам Рублёва.

Цель визуального исследования — выявить и проанализировать параллели между иконописью Рублёва и фильмами Тарковского. Определить, как оба творца используют цвет и свет в своих работах и почему визуально отличающиеся детали на первый взгляд, на самом деле говорят со зрителем об одном.

Первый блок исследования посвящен визуальным аналогиям. Во втором блоке идет работа со сходством смыслового ряда. А третий блок анализирует аналогии в цвете и свете.

ВИЗУАЛЬНОЕ СХОДСТВО

Первое, что бросается в глаза — это визуальное сходство. Параллели эти видны на разных уровнях.

Original size 2560x1090

А. Рублёв. Фрагмент иконы «Рождество Христово». 1410–1430 гг. | А. Тарковский. Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» 1966 г.

Первая параллель — это композиционное сходство. Статичный образ является одним из канонов в иконописи. В работах Тарковского также преобладает статичная камера. Автор использует это для большего погружения во внутреннее состояние персонажей.

Original size 1920x818

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Зеркало» 1974 г. | А. Рублёв. Фрагмент иконы «Рождество Христово». 1410–1430 гг.

Отсылка на религиозные сюжеты в данном случае передана не буквально. Ангелы с иконы показаны в фильме как свет, направленный на младенца.

Original size 1920x818

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» 1966 г. | А. Рублёв. Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире 1408 г.

Original size 1920x818

А. Рублёв. Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире 1408 г. | А. Тарковский. Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» 1966 г.

Файл не выбран

Кадр с сюжетом исповеди героя также визуально цитирует фреску «Страшный суд» Андрея Рублёва.

СХОДСТВО СМЫСЛОВОГО РЯДА

post

Оба автора прибегают к символизму в их работах. Например, вода у Тарковского — это символ очищения. Не зря в фильме «Андрей Рублёв» безбожная язычница сбегает именно через реку, метафорично отрекаясь от язычества.

Original size 1961x1363

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Зеркало» 1974 г.

post

Очищение и преображение за счет воды происходит и с Матерью Тарковского в фильме «Зеркало».

Стихии — мощные символы религиозных сюжетов.

Original size 2211x1512

А. Тарковский. Кадры из к/ф «Зеркало». 1974 г.

Original size 2138x1485

А. Тарковский. Кадры из к/ф «Зеркало». 1974 г.

Огонь является символом Божественного присутствия.

А. Тарковский. Кадры из к/ф «Андрей Рублёв» 1966 г.

Original size 2002x1391

А. Тарковский. Кадры из к/ф «Зеркало». 1974 г.

Ветер тут — как Дух, его невозможно увидеть, можно лишь почувствовать

Символ крови Христа

Original size 3276x2412

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Зеркало» 1974 г.

Характерным символом божественности в работе Тарковского выступает пролитое молоко. Оно является аллегорией на кровь Христа, пролитую во имя спасения людей. Мать приносит в жертву свою жизнь ради семьи, а пролитая жидкость сущное воплощение этой жертвенности.

Продолжением линии символизма является полет в фильмах.

Original size 2201x1530

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Зеркало» 1974 г.

post

Мы знаем, что в христианской традиции способность летать — это признак святости. Свидетельство преодоления греховности и возвышения над земным и телесным.

Поэтому Тарковский часто показывает, как люди сознательно пытаются приблизиться к богу с помощью полета. Однако, грешная их сущность на дает им возможности воспарить над миром.

Он наделяет возможность летать только одного человека в своих фильмах.

Это — Мама.

post

Ее жизнь преподносится, как жизнь мученика. Человека, который посвятил всю себя семье.

ЦВЕТ И СВЕТ

Для икон характерно световое выделение важных сюжетов и образов. Тарковский цитирует работу со светом и удачно использует это во многих сценах фильма вместе со статичным кадром.

Original size 2002x1502

А. Тарковский. Кадр из к/ф «Зеркало» 1974 г.

Характерно и «внутреннее свечение» для святых образов. Это световое выделение, в котором не известен источник света. Ощущение, будто свет исходит изнутри, усиливает святость образа в иконах и ознаменовывает внутреннее преображение героя в фильме.

Original size 1418x985

А. Рублёв. Фрагмент иконы «Спас в силах». 1360–1430 гг.

Метафоричность цвета в фильме «Андрей Рублёв» достаточно прямолинейна. Картина Тарковского большую часть фильма черно-белая. Но именно цвет является кульминацией сходства с иконами Рублева. Появление цвета в финальной сцене указывает на внутреннее преображение героя и обретение им Бога.

Original size 1400x930

А. Рублёв. Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире 1408 г.

А. Рублёв во фреске «Страшный суд» использует цвет таким образом, чтобы зритель почувствовал возможность спасения души, а не неизбежность наказания. Так и в фильме свершение чуда является кульминацией, после которого экран заливается красками. Последние сцены цветные, это признак обретения веры и надежды на спасение души. Попытка Тарковского приблизить зрителя к очищению и прощению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении стоит отметь, что роль иконописи Андрея Рублёва в работах А. Тарковского не исчерпывается исключительно визуальным и смысловым цитированием. Философское и культурное влияние иконописца невозможно измерить до конца.

Однако, выявляя сходства и идейную последовательность, мы замечаем преемственность христианского нарратива. Любовь к ближнему, осуждение зла, любовь к богу и вера в спасение души — это незыблемые столпы культурной русской традиции.

Мы видим, что с приходом новых технологий и средств выражения творческой мысли суть, глубина и идея этой мысли неизменна. Она идет красной нитью и через иконописную школу человека, написавшего «Страшный суд» — спасительный сюжет для целых поколений людей. И через творчество советского режиссера, который ставил духовное выше материального и создал уникальный киноязык, который теперь цитируется во всем мире.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Bibliography
Show
1.

Антонов Д. И. Нимб и крест: как читать русские иконы: . М.: АСТ, 2023. 304 с.

2.

Кирьянова С. А. Распятие Христово: . СПб: Метропресс, 2013. 76 с.

3.

Туровская М. И. Семь с половиной или, Фильмы Андрея Тарковского: . М.: Искусство, 1991. 255 с.

4.

Ярополов Я. А. Андрей Тарковский юбилейный сборник: . М.: Алгоритм, 2002. 270 с.

5.

Андрей Рублев [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2 (Дата обращения: 02.11.2025).

6.

Андрей Рублёв [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/persons/9638/andrei-rublev (Дата обращения: 19.10.2025).

7.

Андрей Рублев: Фрески в соборе Успения во Владимире [Электронный ресурс]. URL: https://history-of-art.livejournal.com/570232.html (Дата обращения: 17.10.2025).

8.9.

Фрески разрушенных храмов: 7 экспонатов Музея имени Андрея Рублева [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/255825/freski-razrushennykh-khramov-7-eksponatov-muzeya-imeni-andreya-rubleva (Дата обращения: 14.10.2025).

Image sources
Show
1.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

2.

Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире https://history-of-art.livejournal.com/570232.html

3.

Икона преподобного Андрея Рублева https://lavra.ru/news/all/biografiya-i-tvorchestvo-prepodobnogo-andreya-rubleva

4.

Фрагмент иконы «Рождество Христово» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

5.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

6.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

7.

Фрагмент иконы «Рождество Христово» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

8.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

9.

Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире https://history-of-art.livejournal.com/570232.html

10.

Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире https://history-of-art.livejournal.com/570232.html

11.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

12.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

13.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

14.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

15.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

16.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

17.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

18.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

19.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

20.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

21.

Кадр из к/ф «Андрей Рублёв» https://www.kinopoisk.ru/film/8385/?utm_referrer=www.google.com

22.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

23.

Кадр из к/ф «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

24.

Андрей Рублёв (1360-е — 1430) — Спас в силах https://gallerix.ru/album/ikony/pic/glrx-1835892864

25.

Фрагмент фрески в соборе Успения во Владимире https://history-of-art.livejournal.com/570232.html

Роль иконописи А. Рублёва в творчестве А. Тарковского
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more