Original size 1140x1600

Роль и изображение женщин в искусстве Древнего мира

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Сравнить и показать контрасты в изображении и восприятии женщин в искусстве через анализ артефактов и художественных канонов четырёх ключевых культур.

РУБРИКАТОР

I. Концепция II. Визуальные средства <1>. Сравнение искусства Древнего Египта и Древней Японии <2>. Сравнение искусства Древней Греции и Древнего Рима III. Образы и метафоры <1> Древний Египет и Древняя Япония <2> Древняя Греция и Древний Рим IV. Выводы V. Список литературы

КОНЦЕПЦИЯ

Древнее искусство служило не просто зеркалом действительности, а мощным средством выражения власти, веры и общественных устремлений. Образ женщины в этом искусстве нёс в себе более глубокий культурный смысл, выступая не как портрет конкретной личности, а как символ, воплощающий определённые социальные, религиозные и политические функции. Искусство — это не просто отражение положения женщины в древнем обществе, но и инструмент его формирования. От сакральной власти в Египте через объективированный идеал в Греции к сложному публичному образу в Риме.

Женские образы были представлены как в религиозных, так и в светских сюжетах, от богинь до обычных матерей и жён. Образ женщины в этом искусстве был сложным кодом, раскрывающим её предназначение, статус и то, как её видели мужчины. Также, образ женщины в древнем искусстве часто интерпретируется через призму современности.

Важно понять культурный контекст, чтобы увидеть не просто изображение, а закодированное в нём сообщение о статусе и добродетелях.

big
Original size 1209x647

Древняя Греция, «Шествие женщин» или «Фреска с лирой», датируется примерно 1700-1450 гг. до н. э.

В Древнем Египте женщина изображалась как равноправный партнер мужчины, необходимая для поддержания мировой гармонии. Её образ был полон достоинства, спокойствия и сакральной силы. В Древней Греции переход произошёл от изображения женщины как ритуального объекта: чувственную и идеальную. Её тело это главный предмет искусства. В Древнем Риме интересовала не абстрактная красота, а конкретная личность. Женщина в их искусстве — это воплощение добродетели, мудрости и силы рода. А в Древней Японии образ женщины летуч, эмоционален и призван выразить тончайшие оттенки человеческих чувств в их быстротечности.

Этот разрыв между реальностью и её репрезентацией красноречиво говорит о том, что искусство выполняло компенсаторную и нормативную функцию. Оно не столько фиксировало повседневность, сколько конструировало идеал, демонстрировало желаемый миропорядок.

Таким образом, анализируя статую, фреску или рельеф, мы задаёмся не вопросом «Как выглядела эта женщина?», а вопросами: Какую роль она играет в замысле художника или заказчика? Что она олицетворяет?

Анализ проводится на основе сохранившихся артефактов и художественных изображений трех ключевых культур Средиземноморья. Этот период богат различными цивилизациями с уникальными социальными структурами, что открывает возможность для многогранного рассмотрения положения женщин Древнего мира. В доказательство тезиса о непохожести образов в зависимости от эпохи будут приведены примеры каждой цивилизации в отдельных рубриках. Чтобы доказать, что образы женщин значительно отличались в разные эпохи.

Я представлю примеры из каждой цивилизации, разделив их по отдельным темам.

ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — ЕГИПЕТ И ЯПОНИЯ

Египетское искусство было подчинено строгим канонам, которые оставались неизменными веками. Его главная цель была не эстетическая, а религиозная и магическая.

Original size 1200x785

Древний Египет, роспись из гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане, Египет. Фреска датируется периодом Среднего царства, около 1900 г. до н. э.

Женщина в Древнем Египте, особенно из знатных родов, изображалась как воплощение порядка, красоты и плодородия. Художники придерживались строгих правил: молодые, стройные фигуры, утонченные черты лица и безупречная симметрия.

Так же как и в исскустве Древнего Египта, японское искусство изображало не реальную женщину во всей её сложности, а идеальный образ, соответствующий социальным и религиозным запросам общества. Изображения женщин подчинялись единому шаблону.

Японская гравюра в стиле укиё-э, изображает женщин в придворных одеждах периода Хэйан. Период с 794 по 1185 год // Древнеегипетская царица Нефертари. Фреска из гробницы. Примерно 1279–1213 гг. до н. э.

В египетском искусстве женщина — символ стабильности и порядка. Она стоит плечом к плечу с мужем, её образ полон земной, чувственной силы. Её красота — это не просто внешность, а проявление земной силы, запечатленное навечно.

В японском искусстве, аристократки периода Хэйан — это воплощение стиля, меланхолии и утонченного вкуса. Всё в ней говорит о мимолетности и глубокой чувствительности. Её жизнь наполнена придворными интригами, тайными романами и поэтическими состязаниями.

«Гэндзи-моногатари эмаки», иллюстрированного свитка «Повести о Гэндзи», произведения японского искусства 12 в. н. э. // фрески из гробницы царицы Нефертари. Примерно 1279–1213 гг. до н. э.

В Древнем Египте в женщинах ценилось земная красота, символ плодородия и изобилия. Пышные формы, четкие контуры, тяжелые парики, яркая косметика, что не скажешь про Древнюю Японию. В искусстве предпречитали утонченную, эфемерную, меланхоличную красота. Длинные прямые волосы, бледное лицо, маленький рот, выбритые и перерисованные брови высоко на лбу.

Древняя Япония, «Повести о Гэндзи» произведения японской литературы 12 в. н. э. // Древний Египет, фреска «Музыканты», датируется 12 в. до н. э.

Египетское искусство почти никогда не стремилось передать внутренний мир, его героини смотрят на нас спокойно и отстраненно. В отличие от египетского искусства, японские свитки стремятся раскрыть внутренний мир героинь. Художники, используя позы, композицию и другие приемы, передают их эмоции, переживания и даже трагедию, делая образы более глубокими и личными.

Оно-но Комати, японская поэтесса периода Хэйан, примерная датировка вторая половина XVIII в // фреска с музыкантшами из гробницы Нахта, примерная датировка XVIII династии Нового царства

И в египетском, и в японском искусстве женщина предстает и в сакральной роли: либо как божество, либо как участница ритуалов, чьи таланты и искусство угодны богам.

древнеегипетская богиня Исида, примерная датировка с 3100 года до н. э. до 30 года до н. э. // Древняя Япония, гравюра в стиле укиё-э, примерная датировка конец XVIII в.

В Египте женщина в скульптуре — это царица, жрица, супруга. Её статус земной и божественный. В Японии — это почти всегда бодхисаттва, чья сила не в земном могуществе, а в безграничном сострадании ко всему сущему.

Древняя Япония, деревянная статуя богини Тамаёри-химэ, датировка не известна. // Древний Египет, статуи принца Рахотепа и его жены Нофрет, примерная датировка 2575–2551 гг. до н. э.

В Египте — взгляд направлен в вечность, он гипнотически пронзителен благодаря инкрустации. В Японии — взгляд бодхисаттв часто полуприкрыт, обращен внутрь себя, в состояние глубокой медитации.

Древняя Япония, Якуси-нёрай из Дзинго-дзи, конец VIII века // Статуя древнеегипетской царицы Мересанкх III примерно между 2613 и 2494 годами до н. э.

Таким образом, через скульптуры и фрески с женщинами, мы видим два разных мира: египетский, устремленный в вечность материального бытия, и японский, стремящийся к духовному просветлению.

ГРЕЦИЯ И РИМ

В Древней Греции женщина — это идеальная богиня или мифологическое создание. Главный акцент — на абстрактной гармонии, идеальной красоте и физическом совершенстве, а в Древнем Риме женщина — это, в первую очередь, матрона, хранительница семейного очага, верная жена и мать.

Римская Империя, статуя Юлии Домны с 193 по 210 гг. н. э. // Древняя Греция, Афродита Книдская Праксителя, примерная датировка 350—330 гг. до н. э.

Даже в эллинистическую эпоху, когда греческое искусство стало более чувственным и приближенным к реальности, тело оставалось идеализированным. Художник стремился к совершенным пропорциям, которые можно было выразить математически, Римляне же были прагматиками. Они переняли греческую технику, но направили её на цели реализма и индивидуализма.

Мраморный портрет головы римской императрицы Ливии Друзиллы, 14–29 гг. н. э // Сардониксовая камея с выгравированным портретом Агриппины Младшей в профиль, 57–59 гг. н. э., Британский музей, Лондон

Греческое искусство изображает женщину как идеал, богиню или мифологический образ, воплощающий общие ценности, а не индивидуальность. Римское же искусство фокусируется на конкретных личностях, наделенных именем, статусом и характером.

Древняя Греция, мраморный портрет головы Юлии Старшей, Iв. до н. э. // Мраморный бюст римской матроны, датируется первой половиной III в. н. эры

В изобразительном искусстве Греции женщины изображаются в стандартных ролях: невеста в сцене подготовки к свадьбе, ткачиха за станком, участница религиозного обряда.

0

Роспись на керамике, изображающую сцену, связанную с культом бога Диониса, примерно VI или V веку до н. э. // Сцена с керамики, изображающей женщин за ткацким станком примерно VI или V веку до н. э.

В Древнем Риме женщин изображают в своей повседневной жизни: хозяйка, раздающая указания слугам; девушка, пишущая на восковых табличках; знатная семья во время ритуала. Это не абстрактные, а конкретные сцены из жизни

Original size 848x511

Римская Империя, «Портрет Сапфо» фреска датируется I веком н. э.

В то время как древнегреческая вазопись изображала женщину как воплощение идеала, древнеримская фреска представляла ее как уникальную личность. Греки стремились передать образ женщины как идеи, греки изображали женскую идею, римляне — саму женщину.

Римская Империя, фреска из Виллы Мистерий, примерно 70–60 гг. до н. э. // фрагмент древнегреческой краснофигурной керамики, на котором изображена сцена из мифологии. Примерно в 530 году до н. э.

ОБРАЗЫ И МЕТАФОРЫ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ И ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ

Искусство — это не просто копия реальности, а глубокое отражение того, кем является цивилизация: ее ценностей, тревог, стремлений и самоощущения в мире.

Когда мы сравниваем изображение женщины в искусстве Древнего Египта и Древней Японии, мы сталкиваемся не просто с разными стилями или техниками. Мы наблюдаем столкновение двух кардинально разных мировоззрений, двух способов восприятия времени, пространства и самой сути человеческого существования.

Это диалог между Вечностью и Мгновением, между Каноном и Импровизацией, между Сакральной Формой и Поэзией Настроения.

Древний Египет сцена из гробницы Усерхета, примерная датировка 1425–1353 гг. до н. э. // Древняя Япония, «Повесть о Гэндзи», XII век

В Древнем Египте женщина, как и свиток, — часть магического ритуала. Ее изображение на стене гробницы или в виде статуэтки-ушебти должно быть безупречным и каноничным, чтобы ее душа узнала себя и существовала вечно.

Original size 1100x406

Древнеегипетская роспись, изображающует сцену пира или банкета. Примерная датировка IV тысячелетии до н. э.

«Египтянин строил свою гробницу, как дом для вечности, и украшал ее образами, которые должны были жить дольше него». — Эрнест Гомбрих, историк искусства.

Фрагмент из древнеегипетской гробницы, примерная датировка 1422–1411 гг. до н. э. // Фрагмент росписи из гробницы Небамуна, примерная датировка около 1350 года до н.э

Древний Египет рисует нам женщину как символ вечной божественности, подобную несокрушимой пирамиде и совершенному лотосу, чья красота пребывает вне времени.

Original size 2179x1200

Древний Египет, роспись из гробницы Мены «Мена и семья охотятся на болотах» (копия), примерная датировка с 1400 по 1352 год до н. э.

Древняя Япония видит женщину как одухотворенное мгновение. Она — туман над горным озером, воплощение хрупкости, утонченной чувственности и глубокой меланхолии.

Ее образ, нанесенный тушью на свиток, напоминает о красоте увядания и уникальности каждого переживания.

Древняя Япония, фрагменты фрески, обнаруженной в гробнице Такамацудзука, примерная датировка концом VII — началом VIII века

Женщина — это тайна, укутанная в шелка. Ее суть угадывается по шелесту ткани, краешку рукава, аромату духов, но никогда не видна полностью. Это искусство намека и воображения.

Древняя Япония, фреска из гробницы Такамацудзука, примерная датировка концом VII — началом VIII века // Япония, фрагмент из свитка «Повесть о Гэндзи», примерная датировка XII век

«Даже у женщины, не блистающей внешней красотой, могут найти прелесть, если у нее изящный почерк». Мурасаки Сикибу, автор «Повести о Гэндзи»

Original size 1200x656

Древняя Япония, фрагмент из свитка «Повесть о Гэндзи», примерная датировка XII век

«Египтянин верил в вечность формы, японец — в вечность изменения». — Луиджи Кьярини, итальянский критик.

Фрагмент древнеегипетского искусства, росписи из гробницы, датировка не известна // Древняя Япония, фрагмент из свитка «Повесть о Гэндзи», примерная датировка XII век

ДРЕВНИЙ РИМ И ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тело женщины в Древней Греции, как и тело мужчины-атлета, было «инструментом», на котором художник «играл» совершенную мелодию гармонии и пропорций. Неважно, чье тело служило объектом, важна была сама «музыка» — идеальная форма.

Original size 1280x720

Древняя Греция «Дамы в голубом» датируется примерно 1450–1400 годами до н. э.

«Грек создавал образ бога в подобии человека, римлянин — образ человека в подобии гражданина». — Михаил Гаспаров

Original size 1209x647

Древняя Греция «Шествие женщин» или «Фреска с лирой», датируется примерно 1700-1450 гг. до н. э.

Женщина в греческом искусстве — это застывшая, недостижимая идея, вечный идеал. Как статуя стоит на пьедестале, отделенная от зрителя, так и идеал красоты был отделен от бытовой, земной жизни. Ее красота универсальна и безлична.

Original size 900x638

Древняя Греция, Фрагмент «Виллы Мистерий» в Помпеях, примерная датировка 45–79 гг. н. э.

Римляне, восприняв греческие художественные методы, использовали их в своих прагматичных целях: прославлению рода и документированию истории.

Женщина в римском искусстве — это прежде всего конкретная личность, член влиятельной семьи.

Original size 2048x1428

Древнеримская фреска, изображающую мифологическую сцену, датируется примерно 25 годом до н. э.

«Сила римского портрета — в его беспощадной правдивости. Римлянин не боялся старости и уродства, ибо в них видел печать судьбы и прожитой жизни». — Б. Р. Виппер, историк искусства.

Original size 790x541

Древнеримская фреска, найденна в Помпеях. Фреска датируется примерно 60-50 гг. до н. э.

Образ женщины чеканился на монетах, тиражировался в провинции.

Ее изображение должно было быть узнаваемым и нести ясное сообщение о богатстве, плодородии и силе империи.

Original size 2049x1047

Древнегреческая серебряная монета, драхма из города Стимфал в Аркадии. Примерная дата создания — около 370–360 гг. до н. э.

Original size 800x423

Древнегреческая серебряная монету, изображена Тетрадрахма, датируется примерно серединой VI века до н. э.

Римская матрона — это женщина с характером, запечатленная в камне, символ земной власти и преданности. Греческая богиня — это воплощение идеала красоты и гармонии, лишенное индивидуальности.

Древний Рим, фреска, изображена сцена одевания жрицы, датируется примерно 30–40 годами н. э. // Древняя Греция, «Микенская леди», фреска, датируемая XIII веком до н. э.

Греческое искусство искало вечную Истину в форме, римское — вечную Память в лице

Бюст римской женщины, датируемый примерно 155–165 годами нашей эры // Древняя Греция, «Венера на кортачках», создана в IV веке до н. э.

ВЫВОДЫ

Итогом этого масштабного сравнения становится осознание того, что «женственность» не является единым для всех культур.

Эти четыре древние цивилизации заложили основы для представления о женщине в мировом искусстве на протяжении последующих веков.

Это диалог между идеалом и реальностью, формой и содержанием, начатый в Египте, Греции, Риме и Японии

Изучая женщин Древнего мира, мы погружаемся не просто в историю искусства, но и в историю человеческой мысли о самом себе, о своем месте в мире и о том, что такое настоящая красота.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Bibliography
Show
1.

Венеры палеолита — уникальные произведения древнего искусства! URL: https://idemvmuzei.ru/blog/venery-paleolita-eto-unikalnye-proizvedenia-drevnego-iskusstva-1731397109 (дата обращения 12.11.25)

2.

Образ женщины в искусстве. URL: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/obraz-zhenshchiny-v-iskusstve (дата обращения 22.11.25)

3.

Венера на корточках. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Венера_на_корточках (дата обращения 12.11.25)

4.

Скульптура Японии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скульптура_Японии (дата обращения 12.11.25)

5.

Древний Египет. URL: https://megabook.ru/article/Древний%20Египет (дата обращения 12.11.25)

6.

Египет Древний (скульптурный портрет царевича Рахотепа и его жены Нофрет)URL: https://megabook.ru/media/Египет%20Древний%20(скульптурный%20портрет%20царевича%20Рахотепа%20и%20его%20жены%20Нофрет) (дата обращения 12.11.25)

7.

Портрет Ливии, жены императора Августа. URL: https://hermitagemuseum.org/digital-collection/188833 (дата обращения 09.11.25)

8.

https://sheba.spb.ru/shkola/istoria-vipper1-1925.htm (дата обращения 09.11.25)

9.

Учебник истории. URL: https://vk.com/wall-91927136_135068 (дата обращения 09.11.25)

10.

Древняя Греция. URL: https://1.librebook.me/povest_o_gendzi (дата обращения 09.11.25)

11.

Повесть о Гэндзи. URL: https://art.mosolymp.ru/upload/files/Gombrikh_Istoria_iskusstva.pdf (дата обращения 09.11.25)

Image sources
Show
1.

https://history.ru/read/articles/krit-i-minoycy (дата обращения 20.11.25)

2.3.

https://yohaku.ru/zhenskij-dvorczovyj-stil-epohi-hejan (дата обращения 22.11.25)

4.5.6.7.

<7>https://www.pinterest.com/pin/503347695829494460 (дата обращения 23.11.25)

8.9.10.11.

https://otvet.mail.ru/question/51529164 (дата обращения 22.11.25)

12.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Japanese_courtesan.jpg (дата обращения 19.11.25)

13.

13.https://www.pinterest.com/pin/443534263302539031 (дата обращения 22.11.25)

14.15.16.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Group_of_Hetepheres_II_and_Meresankh_III-30.1456-IMG_4562-gradient.jpg (дата обращения 22.11.25)

17.

https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=9613 (дата обращения 22.11.25)

18.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Afrodite_cnidia.jpg (дата обращения 20.11.25)

19.

https://hermitagemuseum.org/digital-collection/188833 (дата обращения 22.11.25)

20.

https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=3493 (дата обращения 22.11.25)

21.

https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5789 (дата обращения 23.11.25)

22.

https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=9490 (дата обращения 22.11.25)

23.

https://znanio.ru/media/religiya-drevnej-gretsii-2935034 (дата обращения 22.11.25)

24.25.

Прикрепить карточку

26.

https://stihi.ru/avtor/privete (дата обращения 23.11.25)

27.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Roman_fresco_Villa_dei_Misteri_Pompeii_004.jpg (дата обращения 22.11.25)

28.

28.https://artsandculture.google.com/entity/m07dgk?hl=ru (дата обращения 22.11.25)

29.30.31.

https://klyos.livejournal.com/515333.html (дата обращения 22.11.25)

32.

https://ru.pinterest.com/pin/536209899402427111 (дата обращения 19.11.25)

33.34.35.36.

<35>https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Genji_emaki_TAKEKAWA.jpg (дата обращения 22.11.25)

37.38.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Genji_emaki_azumaya.jpg (дата обращения 19.11.25)

39.

https://www.pinterest.com/pin/178032991511200968 (дата обращения 22.11.25)

40.41.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Knossos_fresco_women.jpg (дата обращения 20.11.25)

42.

https://www.pinterest.com/pin/672303050622946287 (дата обращения 23.11.25)

43.44.

https://fi.pinterest.com/pin/462674561711129803 (дата обращения 20.11.25)

45.46.47.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Wall_painting-mistress_and_three_maids-Herculaneum (insula_orientalis_II-palaestra-room_III)-_Napoli_MAN_9022.jpg (дата обращения 20.11.25)

48.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: 02_2020_Grecia_photo_Paolo_Villa_FO190055_bis_(Museo_archeologico_di_Atene_)_Affresco_miceneo_con_donna_NAMA_11670_con_braccialetti_XIIIsec_a.C., _con_gimp.jpg (дата обращения 22.11.25)

49.

https://ru.pinterest.com/pin/251146116717074132 (дата обращения 22.11.25)

50.

<49> https://ru.wikipedia.org/wiki/Венера_на_корточках (дата обращения 22.11.25)

Роль и изображение женщин в искусстве Древнего мира
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more