№JB 95930001
JEAN BOURDICHON
pro.hsedesign.ru

Торжественный въезд Людовика XII в Геную

8

Миниатюра Жана Бурдишона «Торжественный въезд Людовика XII в Геную» из манускрипта Жана Моро «Путешествие в Геную» (1520) — блестящий пример придворной французской живописи начала XVI века. Сцена наполнена парадным великолепием: роскошные доспехи, пышные одежды горожан, всеобщее ликование. Художник мастерски вводит в документальную хронику театральный жест, показывая исторический эпизод как тщательно срежиссированный спектакль, торжество государственной власти и порядка.

Жан Бурдишон — живописец, график и рисовальщик, яркий представитель периода Французского Ренессанса, чье книжное творчество относится к парижской школе. Последний автор, оформлявший манускрипты. Выполнял заказы и поручения Людовика XI, Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. Автор ряда знаковых рукописей, среди которых «Большой часослов Анны Бретонской» (1503–1508) и поэма «Путешествие в Геную» авторства Жана Маро (1508) о походе французского короля в Геную и ее последующего завоевания. Эпическое литературное произведение оформили как иллюстрированный манускрипт в подарок Анне Бретонской, жене Людовика.

Миниатюра «Торжественный въезд Людовика XII в Геную» — одна из иллюминаций «Путешествия в Геную». Она изображает торжественный вход короля, рыцарей и свиты в город. Задача иллюстрации, подобно другим в манускрипте, — прославить короля как завоевателя и мудрого правителя. Людовик XII восседает на благородном коне в пышном убранстве с рыцарским шлемом с белыми перьями — замена короне. Правитель окружен рыцарями и приближенными: они едут на конях возле него: чинно в ряд за солдатами или же поддерживают навес с королевским орнаментом. Въезд правителя представлен как триумфальное шествие: линия вошедших в Геную зданий с выглядывающими из окон горожанами подчеркивает военный порядок. Встречающие девы в белых платьях со сложенными в молитвенный жест руками и зелеными ветвями с листьями — олицетворение подчинения и приветствия, а также тонкая библейская отсылка ко входу Иисуса Христа в Иерусалим. Девы расположены на переднем плане, тогда как фоном служат стены жилых генуэзских зданий и жители за оконными рамами, отделяющими их от нового политического уклада

Цветовая гамма миниатюры изысканна и празднична. Бурдишон использует глубокие алые и золотые тона, которые придают сцене декоративное богатство и зрелищность. Детали тканей, золотистого блеска и архитектурного фона с людьми демонстрируют техническое мастерство художника.

В то же время композиция сохраняет читаемость и ясность повествования — важный признак позднеготической и раннеренессансной книжной миниатюры. Она не только фиксирует исторический момент, но и транслирует идеологию французского двора: образ короля как миротворца, победителя и законного правителя. Таким образом, «Торжественный въезд Людовика XII в Геную» Бурдишона становится одновременно хроникой и официальной эмблемой королевской власти в период итальянских войн.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more