№HB 82590001
HIËRONYMUS BOSCH
pro.hsedesign.ru

Иероним Босх, один из самых известных и загадочных мастеров Северного Возрождения, создал триптих «Сад земных наслаждений» примерно в 1490–1500 годах. Левая часть композиции, фрагмент которой представлен на репродукции, изображает шестой день Сотворения мира. Здесь разворачивается фантастический пейзаж Эдемского сада, наполненный причудливыми формами, которые напоминают как сказочные скалы, так и сложные архитектурные сооружения. В центре композиции возвышается таинственный «Источник жизни» — изящное розовое строение, утопающее в лазурной воде и окруженное экзотическими животными.

Среди множества живых существ, населивших Эдемский сад, можно встретить как мифических экзотических зверей — единорога, трехглавых химер и прото-существ, выходящих из воды, так и знакомых нам животных. Слева изображены слон, олень, обезьяна и стая птиц, пролетающая сквозь архитектурные конструкции (напоминающая о хвосте Змея-искусителя и предвещающая грядущую катастрофу). Справа расположены кролик, жираф, медведь, лев с антилопой в зубах, дикобраз и лебедь. Пейзаж вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он представляет собой фантастический мир прошлого — время зарождения Вселенной и человечества. С другой стороны, архитектурные элементы этого пространства смутно напоминают конструктивистские строения, что позволяет интерпретировать его как провидческое изображение будущего, предсказанного Босхом.

Цветущий фонтан «Источник жизни» символизирует безгрешную духовную жизнь. Однако в его центре, в темном отверстии, притаилась сова — средневековый символ ночи, опасности и смерти. Таким образом, внутри этого витального, возвышенного и прекрасного источника скрыт тайный изъян, мрачное ядро, предвещающее духовную слепоту.

В полной версии левой створки триптиха, снизу от фрагмента представленного на репродукции, изображена сцена, где изображены Бог и первые люди на Земле. Иисус Христос с жестом благословения смотрит с поверхности холста прямо на зрителя серьёзными выразительными глазами. Слабая, бледная, будто парящая в воздухе Ева, смиренно прикрыла глаза. Взяв её за руку, Создатель подводит её к ошеломленному Адаму. Рядом с ними возле темного водоема и внутри него резвятся странные гибридные рыбы с крыльями и рыбы-единороги, утка-монахиня с книгой в «руках», а также кролики, лягушки и фазаны. Мы видим, как кот гордо несет мышь в зубах, а птица поедает лягушку — таким образом, в этом безоблачном райском мире уже присутствуют элементы насилия, как естественная часть жизни.

Высота всего триптиха составляет 2 метра, а его ширина в развернутом виде почти достигает 4 метров. Босх работает в своей характерной манере, сочетая обилие символов с общей ирреальностью изображения. Это завораживающее сновидческое впечатление усиливается неестественно ярким насыщенным колоритом, где доминируют зеленый, голубой, желтый и розовый цвета. Кроме того, поражает тончайшая проработка деталей в сложной многофигурной композиции, изобилующей объектами и персонажами, каждый из которых достоин пристального внимания. Среди особенностей авторского живописного метода стоит отметить равномерное распределение света по всей поверхности, отсутствие светотеневой моделировки и четкую прорисовку каждой фигуры.

В целом произведение «Сад земных наслаждений» состоит из четырех эпизодов, включая внутренние и внешние створки триптиха. С внешними створками зритель сталкивается в первую очередь; они изображают Третий день Сотворения мира. Центральная часть работы посвящена человечеству на Земле, погрязшему в греховных удовольствиях и соблазнах, где царит разврат и хаос. Правая часть произведения погружает смотрящего в Ад, каким его видит художник — страшный мир с нарушенным порядком вещей, полный пыток, ужасов и чудовищ, где в центре всего находится трухлявое Древо смерти.

Original size 1599x810

На протяжении многих столетий исследователи из различных областей науки пытались разгадать замысел Босха, анализируя аллюзии, аллегории и символы его произведения. Однако ни одно из существующих толкований картины не получило признания в качестве единственно верного.

Многие ученые рассматривают символику этого произведения как отражение средневековых эзотерических дисциплин, таких как алхимия и астрономия. Наиболее распространены две противоположные интерпретации сюжета: одни исследователи подозревают художника в том, что он представляет манифест сексуального освобождения, в то время как другие видят в этом нравственное наставление, уличающее человечество в неправедном поведении, которое неизбежно ведет к наказанию.


Если обратиться к версии, согласно которой работа повествует об истории грехопадения человечества, то логично предположить, что зритель проходит путь от левой створки, где изображены предтечи греха — встреча Адама и Евы, к центральному Саду земных наслаждений, миру, погруженному в сладострастие, и завершает свой путь правой створкой, где грешников настигает страшная участь.

Творчество Иеронима Босха является уникальным явлением для своего времени. Он предвосхитил многие идеи сюрреализма, а его работы продолжают будоражить воображение зрителей и исследователей даже спустя века. Сегодня триптих «Сад земных наслаждений» можно увидеть в мадридском музее Прадо.


We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more