Original size 621x858

Татарский авангард и арт-группа «Тамга»

12
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Татавангард и группа «Тамга»: визуальный язык, построенный на традиции

Татавангард — одно из наиболее цельных и самобытных направлений современного регионального искусства России. Возникнув вокруг арт-группы «Тамга» в Набережных Челнах, он сформировал визуальный язык, в котором татарская традиция становится не цитатой, а внутренним принципом художественного мышления. Для участников объединения этнический код — не декоративный мотив, а интуитивная структура, проявляющаяся в линии, цвете, жесте и условной плоскости их работ.

Происхождение движения: локальный код как точка современности

Группа «Тамга» сформировалась в 2000 году в Набережных Челнах — городе, где татарская культура существует не как музейная традиция, а как повседневная практика. Художники, вошедшие в объединение, имели разные стилистики, но их объединяло одно стремление: найти современный визуальный язык для выражения татарского культурного кода.

Это направление получило название татавангард — локальная версия этноавангарда, соотносимая с финно-угорским этнофутуризмом. Общим для этих направлений является попытка переосмыслить наследие через актуальную художественную форму, избегая этнографичности и декоративного фольклора.

Татавангард сразу позиционировал себя не как реставрацию традиции, а как её актуализацию, перенос ценностей в современный изобразительный язык.

Хамза Шарипов: руководитель арт-группы

Руководителем арт-группы является Хамза Шарипов. В своем интервью «БИЗНЕС Online» он подчёркивает, что вырос в горах, в суровом климате, среди деревенской жизни. Его первое впечатление о мире — снег, холод, простые дома, тишина, абсолютная близость к земле.

Он не хотел изображать внешний мир. Он хотел показать себя в мире — своё происхождение, своё чувство земли, свой татарский опыт.

Именно отсюда рождается ключевая идея: этничность — не тема, а сущность художника.

Шарипов осознаёт: быть татарином — это не выбор сюжета, а состояние, которое невозможно снять или надеть. Оно формирует его взгляд так же естественно, как язык или жест.

Original size 750x500

Хамза Шарипов, 2022 Фото: Андрей Титов

«Я татарин. И именно это должен нести в мир» — Хамза Шарипов

Это ключевая фраза, которая описывает философию татавангарда. Шарипов открыто говорит: если художник не несёт свою культуру в мир — он растворяется, теряет подлинность.

Здесь появляется важнейший принцип: каждая культура нужна миру, пока она уникальна. Если татарский художник начинает делать то же, что все — исчезает смысл его существования как носителя культурного кода.

Эта мысль лежит в основе группы «Тамга».

Хамза Шарипов, Мелодия Курая, 2017

Хамза Шарипов формирует собственный язык преимущественно в живописи, используя примитивизацию формы как метод смыслового обобщения. Этнический компонент в его работах не сводится к декоративной цитате — он проявляется либо в виде символических упрощенных знаков, отсылающих к древнетюркским мотивам, либо в виде национальных орнаментальных структур, которые интегрируются в композицию.

Для Шарипова важно не изображение этнографических мотивов, а перевод традиции в систему визуальных знаков, где каждая форма несёт смысловую нагрузку и работает как элемент культурной памяти.

Original size 600x600

Хамза Шарипов, Сон, 2018

Original size 1468x1342

Хамза Шарипов, Зима, 2019

У Хамзы Шарипова сформирован узнаваемый цветовой стиль. Он часто обращается к мягким пастельным сочетаниям, создавая ощущение светлой, обобщённой реальности, в которой преобладает эмоциональная мягкость и интимность мотива.

Original size 404x480

Хамза Шарипов, Признание, 2001

Original size 842x1130

Хамза Шарипов, встреча, 2011

При этом художник нередко использует и насыщенные, преимущественно синие и голубые оттенки, вводя в композицию глубину и внутреннюю вибрацию. Синий для него — это не только цвет ночи или пространства, но и цвет духовного состояния, связанный с ощущением тишины, созерцательности и связи с внутренним миром.

Такое чередование мягких пастельных тонов и насыщенных синих акцентов создаёт характерную двойственность его палитры: она одновременно спокойная и напряжённая, земная и символическая. Цвет у Шарипова — не натуральный, а эмоционально-смысловой, он формирует настроение произведения и подчеркивает его знаковую структуру.

Зиннур Миннахметов: «время согнутых локтей» и фантастический реализм татарского авангарда

Зиннур Миннахметов — одна из центральных фигур татавангарда, художник, который превратил личный опыт, историю страны и татарский культурный код в особый тип живописи, балансирующей между реальностью и фантастическим мышлением. Его мир населён людьми с согнутыми локтями, экзотическими животными, домами с невозможными крышами и деревьями с многоцветными стволами. В этих образах одновременно присутствуют архаика деревенского детства и тревожная энергия конца XX века.

Original size 750x500

Зинур Миннахметов, 2023

Пространство в его картинах условно, лишено линейной перспективы: фигуры, дома, деревья, животные часто существуют в плоскости, как элементы символического поля, а не реального ландшафта. Этим он близок татавангардной идее ковровой, орнаментальной структуры мира, где время и пространство не движутся вперёд, а сгущаются.

национальный колорит в его работах не очевиден через прямые этнографические мотивы — он «зашит» в сплетении ярких открытых цветов, в ритмах, в композиции. Сам художник рассказывает, что один коллега помог ему сформулировать это: татарскость его живописи — в сочетаниях красного, зелёного, белого, в открытой, светлой палитре, а не в нарочитых «татарских» деталях.

Так Миннахметов показывает важную для татавангарда мысль: национальный код — это не орнамент на костюме, а структура зрения и чувственности.

Original size 2560x1920

Зиннур Миннахметов, серия работ «хорошо», 2007

Зиннур Миннахметов — не просто один из художников «Тамги», а лидер татарского авангарда в более широком смысле: он сформировал язык, в котором национальное не иллюстрируется, а проживается;

показал, как можно говорить о России, мире, времени через фантастический реализм, а не через прямую политическую или бытовую конкретику.

Ленар Ахметов: художник новой энергии татавангарда

Original size 750x500

Ленар Ахметов, 2023 Фото: Андрей Титов

Ленар Ахметов — самый молодой участник «Тамги», и именно это поколенческое отличие стало его силой: он привнёс в татавангард то, чего в нём не было раньше — игровую пластику, гибкость формы и осознанный эксперимент. Он работает одновременно в живописи, графике, скульптуре и монументальной росписи, преодолевая границы дисциплин и расширяя визуальный язык группы.

Ленар Ахметов, серия картин без названия, 2018

Ленар Ахметов, Fly I и Fly II Из серии «ИЗОлента» стекло, фольга, маркер, пленка, изолента, 100×80, 2023

Одной из ключевых особенностей Ахметова является использование техники нурани, уходящей корнями в традицию татарского шамаиля.

Шамаиль исторически опирался на свет, блеск, декоративность, сакральный баланс между текстом и изображением. Ахметов развивает эту традицию, вводя в неё голографическую плёнку, которая создаёт эффект мерцания, движения и «живого» света.

Ленар Ахметов, Nirvana и Ramones из серии «Сны Энди Уорхола» ткань, пластик, дерево, вариативная печать, стразы, 70×65, 2024

Original size 560x800

Ленар Ахметов, Утро, 2024 сталь, ткань, дерево, голографическая пленка, пластик, Ф 60

Ахметов — важный переходный фигурант в группе. Он привносит современный медиальный подход, актуальную визуальную эстетику, новую пластическую свободу и оживление традиции через эксперимент.

Если Шарипов и Мухаметдинов «укладывают» татарский код в фундаментальные знаковые структуры, то Ахметов показывает, как этот код может работать в современной культуре

Он делает татавангард не только хранением, но и развитием традиции.

Рият Мухаметдинов: космическая структура пространства

Original size 1600x1067

Мухаметдинов Рият и Сиразиева Сагида, 2013

Рият Мухаметдинов — один из наиболее узнаваемых и концептуально цельных художников татавангарда. Его творчество формирует особую линию внутри движения — графическую, философскую, космическую, в которой национальная тема превращается в систему символов, организованных по принципу сферического, замкнутого пространства.

Художник работает преимущественно техникой сухой пастели, и эта техника определяет характер его живописных миров: мягких, глубинных, структурированных, одновременно земных и космических.

Рият Мухаметдинов, Карурман, картон, пастель, 68×70, 2020 (слева) Танец, бумага, масляная пастель, 60×63, 1999 (справа)

Original size 3798x2768

Рият Мухаметдинов, Полеты над городом, картон, пастель, 64×80, 2020

Одной из характерных особенностей Мухаметдинова является его особое понимание пространства. Он строит картину не как плоскость перед зрителем, а как мир-в-себе, замкнутый по принципу космической сферы.

Это проявляется в нескольких пластических особенностях: элементы композиции замыкают пространство внутрь себя, линии текут по округлой траектории. Форма часто напоминает о сферическом объёме, а изображение не имеет внешней перспективы — оно как будто «дышит» изнутри.

Так создаётся эффект самостоятельного мира, который существует по своим законам — почти космогонический, связанный с древними представлениями о строении мира.

Альфия Ильясова: текстиль, цифра и возврат к Первозданному

Альфия Ильясова — одна из ключевых фигур татарского современного искусства, работающая на стыке текстиля, живописи, графики, гобелена, декоративно-прикладного и цифрового искусства.

В её практике традиция Великой Евразийской степи оказывается не «фоном» или этнографической темой, а опорной точкой для конструирования образа будущего. Она формулирует свою позицию прямо: современный художник — это «строитель Будущего».

Original size 1600x1064

Альфия Ильясова, 2013

Ильясова последовательно говорит из позиции человека, чья идентичность укоренена в степи и прототюркской истории. Она связывает себя с древним татарским родом, Золотой Ордой, алтайскими племенами — но в работах это не превращается в иллюстрацию «национального костюма». Для неё традиция — это родовая память о первозданном состоянии мира, где человек существовал в неразрывной связи с природой.

Original size 2200x1232

Альфия Ильясова, Проект ALFA DNK в ГСИ ГМИИ РТ. Мультимедийная композиция, эпизод «Человек-Дракон».

Важный вклад Ильясовой в контекст татавангарда — это уверенное введение цифровых и мультимедийных средств в поле этнического искусства. Проекты вроде ALFA DNK показывают, что анимация, проекционные технологии, интерактивные форматы могут не разрушать традицию, а усиливать её воздействие.

Она сознательно ставит себе «сложные задачи» и отказывается от эстетики «быстрой картинки» — её цифровые работы остаются трудоёмкими, насыщенными, композиционно выверенными. В этом смысле digital — способ «оживлять» героев, давать им «вторую жизнь» в цифровой среде.

Original size 600x561

Альфия Ильясова, Портал «Сады вечности», 2024

Альфия Ильясова, Детали портала «Сады вечности», 2024

Важнейшая часть её языка — материал. Войлок, шерсть, дерево, природные красители (крапива, марена, рябина и т. д.) для неё это физическое воплощение степной цивилизации.

Войлок связывает её с пазырыкскими коврами и алтайскими захоронениями; шерсть — с кочевой экономикой, где не убивают ради материала; растительные красители — с прямым контактом с землёй.

Так тактильность становится частью концепта: зрителю важно не только видеть, но и ощущать — тепло, мягкость, «молочный» запах шерсти, фактуру ковра под ногами. Интерактивные объекты, как например, войлочный портал «Сады вечности» включают тело зрителя в произведение: человек буквально входит в ткань истории и оказывается внутри круговорота времени.

Мадьяр Хазиев: декоративная духовность и степной ритм

Original size 750x500

Мадьяр Хазиев, 2022

Живопись Хазиева построена на декоративной энергии и текучей пластике форм. Он не стремится к реалистическому изображению предметов; напротив, его мир — условный, эмоционально насыщенный, ритмически организованный.

Мадьяр Хазиев, Бабье лето и Летняя пора, 2021 бумага, смешанная техника, 30×40

Для его полотен характерна орнаментальная структура пространства, напоминающая тюркские ковры и исламские растительные мотивы, и ритмические повторения линий, создающие эффект движения и «течения времени»

Также прослеживается открытая цветовая палитра, в которой преобладают тёплые охры, красные, глубокие синие и зеленоватые оттенки;

Эта декоративность не является формальным приёмом — у Хазиева она связана с представлением о мире как о цельной, недробимой среде, где человек существует на равных с природой, растениями, животными.

Original size 433x89

Работы Мадияра Хазиева, год не известен

Хазиев — один из тех художников «Тамги», в чьих работах особенно сильно проявляется связь татарской идентичности с природой. Его деревья, птицы, цветы и степные пейзажи — не жанровые мотивы, а архетипические знаки, отсылающие к древним представлениям о гармонии человека и мира.

В его живописи природа — персонаж, равный человеку. Она организует композицию, задаёт ритм, формирует эмоциональный тон произведения. Через декоративность пейзажа Хазиев восстанавливает утраченную связь с «естественным бытием», о котором часто говорят художники татавангарда.

Заключение: Общие принципы татавангарда

Общий визуальный строй направления строится на символическом мышлении: реальность переводится в знаки, фигура — в архетип, пространство — в ковровую плоскость, цвет — в концентрат памяти. Орнаментальность, фронтальность и цикличные композиции связывают татарскую визуальность сразу с двумя культурными системами — исламской и христианской, но при этом освобождают её от догматики. Татавангард говорит о традиции языком современности, не иллюстрирует её, а перерабатывает в личную интуитивную поэзию.

При всей стилистической разнице художников «Тамги» — направление демонстрирует удивительную цельность. Этно здесь не музейное, а переживаемое; история — не прошлое, а длительность, в которой человек существует как часть большого культурного поля.

Именно поэтому татавангард не замыкается в декоративности и не воспроизводит национальный орнамент как знак идентичности. Он создаёт новую визуальность, где традиция становится инструментом понимания современности, а художник — посредником между родовой памятью и будущим образом мира.

Таким образом, татавангард — одна из немногих региональных художественных практик России, которая предлагает модель культурной непрерывности: традиция здесь не противопоставлена современности, а превращена в её движущую силу

Татарский авангард и арт-группа «Тамга»
12
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more