
Рецензия на выставку «Все напоказ?».
Усадьба XVIII века (1-й Казачий переулок, д. 6/1), 20.11.2025–26.04.2026 Кураторы: Ирина Горлова, Мария Салина
Виды экспозиции
Выставка, развернувшаяся в старинной замоскворецкой усадьбе XVIII века, — масштабный проект, созданный по итогам коллективного художественно-исторического краеведения. Он предлагает зрителю стать со-исследователем и почти детективом, погружающимся в толщу времени. За тяжелыми железными воротами скрывается «Таинственная страна», о которой писал еще Островский — заповедный мир, где история России раскрывается с новых ракурсов — неожиданных, мистических, порой неоднозначных. Первым героем этой выставки становится сам дом в Замоскворечье — уникальный монумент, несущий в себе память о «допожарной» Москве. Он чудом уцелел в 1812 году и длительное время переходил из рук в руки, становясь собственностью дворян, купцов-меценатов вроде Александра Лепёшкина и, наконец, Зелика Персица. Именно судьба второго героя оказывается центральной темой большей части экспозиции.
Архивные материалы
©Пресс-служба проекта
Купец первой гильдии и почетный гражданин Москвы, выходец из раввинского рода, Персиц предстает фигурой символической: уважая наследие предшественников и имперскую российскую культуру, он кардинально не перестраивает здание на свой манер. Он внедряет еврейскую идентичность очень тонко: например, оставляет свою монограмму ''P'' латиницей в картуше парадного зала. Это просторное и светлое пространство с лепниной, люстрами, деревянным полом осмысляется Олегом Матрохиным в сайт-специфической инсталляции «Остерегайся современных идей 1: проект неосуществленных реставрационных работ» (2025) о наслоениях будущего (памяти о будущей реставрации) и художником Александром Морозовым в живописной серии — об утерянных ценностях искусства и забвении. Персиц — проводник культур и инноваций. Он оснастил дом теплом (большим количеством печей), наладил собственные производства и мануфактуры. Именно этот диалог эпох и идентичностей становится лейтмотивом.
Изобр. 1 и 2: Олег Матрохин. «Остерегайся современных идей…», 2025. Смеш. техника Изобр. 2: Александр Морозов. Из серии «Черная книга», 2017–2018. Холст, масло
©М. Арутюнян; Пресс-служба
Художники ведут, с одной стороны, прямой диалог с пространством и историей владельцев (Лепёшкин и Персиц), создав новые работы специально для проекта. В еще одном, смежном, парадном зале с живописным плафоном, где изображен проворный путти, Сергей и Татьяна Костриковы работают с керамической «скорлупой», воспроизводя орнаменты, которые трескаются при обжиге, метафорически воплощая хрупкость былой жизни («Рельефы No 1, 2, 3, 4», 2025). Здесь же, у заложенного камина, обнаруживается зеркало с латинской монограммой ''P'', но написанной на иврите — емкий символ интеграции без ассимиляции, уважения к чужому культурному коду.
Сергей и Татьяна Костриковы. «Рельефы № 1, 2, 3, 4», 2025. Смешанная техника, электрическая подсветка
Тема дома как пристанища получает мощное развитие в работах, отсылающих к советскому периоду, когда усадьба была и образовательным учреждением, и отводилась под коммунальные квартиры. Здесь важно оговорить, что другая часть произведений художников подбиралась специально под тему. Так, тотальная инсталляция «Пристанище» (2024–2025) Ирины Кориной в рамках проекта отсылает к детским шалашам, попыткам обрести личное пространство в мире чужих вещей. Ольга Божко своими гирляндами и объектами не столько украшает внутреннее убранство дома, сколько обнажает драматизм попытки вернуть ему утраченное тепло («Гирлянды», 2024–2025). Особую атмосферу создают работы, обыгрывающие купеческий и производственный быт. Алина Глазун размышляет о театрализации купеческой повседневности.
Алина Глазун: Изобр. 1: «Этого нет». 2025. Инсталляция, смеш. техника / Слева: «Дадамобиль». 2025. Объект, смеш. техника / Справа: «Без названия». 2025. Объекты, смеш. техника
©Пресс-служба проекта
Группа МишМаш («История искусств своими руками», 2011–2025) и Семён Мотолянец («Мыльный ураган», 2025) работают с образом мыла, отсылая к масложировому комбинату Персица.
Изображение 1: МишМаш. «История искусств своими руками», 2011–2025. Скульптура, мыло / Изображение 2: Семён Мотолянец. «Мыльный ураган», 2025. Дерево, эмаль, металл
©Майкл Арутюнян; Пресс-служба
Из больших залов зритель попадает в узкие полутемные коридоры и маленькие комнатки, где дальше разыгрывается «мистерия» о купечестве. Ольга Флоренская представляет серию «Вывесок» (2011–2020), Ольга Божко «вылепливает» керамическую печь («Печь», 2024–2025), развивая тему товарных отношений, рекламы, продуктов и облагораживания дома благодаря семейному делу.
Изображения 1–2: Ольга Флоренская. Из серии «Вывески». 2011–2020. Металл, акрил, дерево, зеркало / Изображение 3: Ольга Божко. «Печь», 2024–2025. Керамика, ручная роспись
©Пресс-служба проекта
Витас Стасюнас и Митрий Гранков в своих объектах «озвучивают» прошлое, натягивая струны на старые сундуки и рамы (Митрий Гранков: «Картина», 2025; «Сундук», 2025; «Круг», 2025) или фиксируя стертые границы между коллективными эмоциями и душой с фундаментальностью и серьезностью труда (объекты Стасюнаса из серии «Русский гриб», 2013 и 2014). Художники превращают пространство в гигантский музыкальный инструмент, поющий о минувшем быте.
Слева: Митрий Гранков. «Картина», 2025. Звуковой объект / Справа: Витас Стасюнас. Скрипка из серии «Русский гриб», 2013. Скрипка, дерево
©Пресс-служба проекта
На втором этаже, в «светелках» выставка становится камернее, обращаясь к сфере личного. Три поэтические работы Леонида Тишкова, посвященные образу луны («Частная луна», 2003–2025; «Звездное небо над Иерусалимом», 2025; «Обратная сторона луны», 2021) в угловой комнате погружает зрителя в пространство чистой мечты. Тема памяти, семейности и медленной жизни здесь обретает разнородные формы: проект «Объем желаний, или различные виды пустоты» (2010) МишМаш — это слепки внутренних пространств ладоней друзей и знакомых, хрупкие ковчеги личных воспоминаний.
Изображение 1: Леонид Тишков. «Частная луна», 2003–2025. Инсталляция Изображение 2: МишМаш. «Объем желаний, или различные виды пустоты», 2010. Инсталляция, смешанная техника
©Пресс-служба проекта
Инсталляция Ани Гросицкой «Мой сад временно болен» (2024), сделанная из старых загипсованных советских тканей, смотрит в двор, где когда-то цвели сады, и становится метафорой исцеления «сломанного» времени — самой жизни.
Аня Гросицкая. «Мой сад временно болен», 2024. Инсталляция, текстиль, гипс
©Пресс-служба проекта
Одной из самых сильных метафор выставки становится инсталляция Андрея Сяйлева «Кирпичи метареальности» (2025) — колонна, сложенная из книг. Это прямая отсылка к страсти Персица-библиофила и его собранию в три тысячи томов. Книги здесь — не просто предметы, а опора, несущая конструкция, на которой держится культура и дом.
Заключительный маршрут по выставке проходит через подвал, где во времена Персицев хранились мануфактурные товары, находились винные склады, служебные и даже жилые помещения. В коммунальное же время часть подвала была отдана под расселение жильцов. В комнатах все истории путаются; подвал становится местом таинств.
Подвальный коридор
Так, диалог работ Петра Белого («Неясный свет», 2014–2025; «Диалект», 2008–2025) и Гриши Брускина (из серии «Алефбет», 1988; эскизы к шпалере «Алефбет», 1992) посвящены способам выражения через символы, тайнам языка, невозможности его познания. Возможно, эти два художника — одни из самых глубоких на выставке, поскольку они затрагивают роль иудаизма в жизни Персица. Авторы вопрошают о визуальности культур — нуждается ли каждая культура в изображении?
Изображения 1–2: Пётр Белый. «Неясный свет», 2014–2025 (Инсталляция); «Диалект», 2008–2025 (Инсталляция) / Изображение 3: Гриша Брускин. Серия «АЛЕФБЕТ». 1988. Холст, масло /
©Пресс-служба проекта
Алексей Политов и Мария Белова обращаются к мифам Замосковречья и пишут альтернативную историю происшествий и ситуаций, в реальность которых многие до сих пор верят. Авторы передают дух купеческого юмора и тягу к сказкосложению. Новая антропология и историография проявлена в проекте «Коллекция» (2025) Валерия Гриковского. Здесь автор собирает музей нового типа, формирующийся на стыке фактологии и мифологии.
Изображение 1: Алексей Политов и Мария Белова. «Тени Замоскворечья», 2025. Световая инсталляция / Изображения 1–2: Валерий Гриковский. «Коллекция», 2025. Инсталляция
©Пресс-служба проекта
Об утопиях, грезах и забытых историях повествуют Ася Заславская («Паутина», 2025) и Елена Самородова-Сонина («Кабинет», 2018).
Изображение 1: Ася Заславская. «Паутина», 2025. Инсталляция, бисер, леска / Изображение 2: «Кабинет», 2018. Видео
©Пресс-служба проекта
Кульминацией путешествия становится кабинет-молельня хозяина на первом этаже с готическими сводами. Это удивительное пространство, где эклектика — специально придуманные готические орнаменты с иудейскими мотивами — рождает особую сакральность. Центр кабинета занимает трогательная инсталляция Кати Ковалёвой «Снег в Иерусалиме. Winterreise. Зимний путь», 2025. Художница создает тотальную инсталляцию, рассказывающую о пути семьи Персиц после революции. В арке — макет Иерусалимского храма, засыпаемый снегом, звучит музыка «Зимнего пути» Франца Шуберта; здесь же — длинный свиток с разложенными старыми листами из Торы, найденной в старой синагоге в Буйнакске. Автор нанесла на свиток изображения, образы одиночества и преодоления пути в «Землю обетованную». Это история о разрывах и обретениях: о скоропостижной смерти Зелика Персица в Германии, о его сыне Иосифе, умершем в порту по пути в Палестину, и о невестке Шошане, ставшей важным культурным деятелем уже на новой земле.
Катерина Ковалёва. «Снег в Иерусалиме. Winterreise. Зимний путь», 2025. Инсталляция, смешанная техника
©Пресс-служба проекта
«Все напоказ?» — блестящий пример того, как современное искусство внедряется на территорию усадеб, препарирует их локальные истории, переосмысляет судьбы жильцов, выводя необычные смыслы и производя оригинальные, трогающие душу, образы. Проект выступает в роли тонкого реставратора памяти Замоскворечья и является достойным образцом так называемого альтернативного или художественного краеведения, в котором формы искусства и формы социогуманитарных наук кристаллизуют новое историческое знание. Художники, безусловно, не иллюстрируют историю, скорее оживляют ее, наполняя дом призраками, звуками, тактильными ощущениями.
Ася Заславская. ''Ser With'', 2023. Инсталляция
©Пресс-служба проекта
Они предлагают ощутить сложную, многоголосую фактуру времени, где переплетаются дворянские гербы, купеческие счета, советские ткани и древние свитки. В этом плане показательна инсталляция Аси Заславской «Ser With» (2023). На длинном столе с белоснежной скатертью стоит не единообразный сервиз, а отличающиеся друг от друга тарелки, намекающие на разность культуры, языков, идентичностей. Действительно, «Все напоказ?» сделал все возможное для того, чтобы за одним столом встретились купцы, семьи, деятели культуры и обычные люди. «Таинственная страна» Островского вовсе не исчезла. Напротив, она ждала, когда ее вновь обнаружат и заговорят с ней как со старым добрым собеседником, способным рассказать удивительную легенду о доме, который помнит всех.
Автор текста: Майкл Арутюнян
Пресс-служба проекта
Майкл Арутюнян