Психологизм авторских комиксов Джеффа Лемира on HSE Design
Original size 1988x3056

Психологизм авторских комиксов Джеффа Лемира

PROTECT STATUS: not protected
6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Джефф Лемир — канадский автор и художник, занимающий важное место в современной комикс-индустрии. Будучи одновременно и сценаристом, и художником, он известен как работой в сотрудничестве, например, над «Черным Молотом» и сериями Marvel («Исключительные Люди Икс», «Зеленая Стрела», «Лунный Рыцарь» и др.), так и сольными проектами, ключевым элементом которых становится психологизм («Графство Эссекс», «Ловцы лягушек», «Никто» и др.).

Джефф Лемир, «Ловцы Лягушек», 2019

В эпоху постмодернизма типизированные образы и нарративы уходят на задний план, оставляя место психологической составляющей. И хотя говорить о постмодернизме в контексте комиксов не совсем правильно, так как в это время комиксы только признаются в обществе в связи с утратой грани между высоким и низком искусством, не меняя своей сути, передача чувств персонажей становится более значимой частью произведений. В это время происходит переосмысление образов супергероев; появляется все больше комиксов, опирающихся на эмоции, а не на кинематографическое развитие сюжета.

Изображения в комиксах играют ключевую роль в создании эмоционального отклика у читателя, передавая идеи автора на интуитивном уровне. Помимо кинематографических элементов, таких как выражения лиц и динамика движения, эмоции героев комиксов отражаются в графическом стиле художника, цветовых решениях и композиции фреймов. Такой подход к визуальному нарративу и делает комиксы не просто развлекательным жанром, но и объединением визуального языка и смысла, что обращает читателя к рефлексии.

«Мне нравится рассказывать истории, которые заставляют людей чувствовать. Создание комиксов занимает слишком много времени, чтобы просто сделать легкомысленную работой на один раз. Я стараюсь передать настоящие эмоции на странице».[1]

1. Джефф Лемир// Titan Books, 2010

Ключевым элементом сольных работ Джеффа Лемира становится психологизм. С помощью перечисленных выше элементов автор вплетает в простые сюжеты глубокие и сложные чувства персонажей. Они лежат в основе его комиксов, что также выражено в художественном стиле комиксиста, который на первый взгляд может показаться неаккуратным, однако остается живым и экспрессивным при всей своей неряшливости. И хотя иллюстративная часть его комиксов варьируется от черно-белых неряшливых работ до цветных и детализированных в зависимости от жанра, стиль художника остается узнаваемым.

Original size 1920x1466

Джефф Лемир, «Ловцы Лягушек», 2019

Визуальное исследование фокусируется на поиске способов передачи эмоций в независимых авторских работах Джеффа Лемира через художественные элементы. Такая тема была выбрана, потому что наиболее цепляющим в творчестве комиксиста я нахожу его способность отображать чувства. Сюжетная простота многих его комиксов и акцент на передаче чувств способствуют эмоциональному воздействию. Так, Джефф Лемир рассматривает темы одиночества, утраты и ностальгии, что резонирует со многими читателями, находящими личные для себя элементы в историях персонажей. Это делает творчество комиксиста особенно честным и доступным для восприятия.

В качестве материалов для исследования были выбраны сольные работы Джеффа Лемира, а также его интервью с издательствами. Сначала я рассмотрю особенности графического стиля и цветового решения в его творчестве, а затем разберу другие стилистические примы, которые комиксист использует в своих работах. Также я проанализирую, как Джефф Лемир сочетает визуальные и концептуальные элементы, транслируя эмоции героев с помощью художественного языка.

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

Графический стиль

Стиль Джеффа Лемира довольно грубый и четкий, во многих комиксах неаккуратный. Именно эта неряшливость служит важным элементом в понимании психологической составляющей, создавая эмоциональный фон для передачи переживаний героев. Линии, которые выглядят небрежно, отражают внутренний мир персонажей, усиливая восприятие их драмы.

Кроме того, Джефф Лемир сочетает простоту и искренность в своих иллюстрациях, а также обращает внимание читателя на психологическую составляющую путем проработки лиц на незамысловатом и простом фоне. Сама пустота фона создает интимность комиксов, где только читатель следит за чувствами героев, и никакие детали окружения ему не мешают.

Джефф Лемир, «Графство Эссекс», 2007

Простота и неаккуратность рисовки заметны в «Графстве Эссекс», где рассказывается история маленького и тихого городка. Автор показывает отрывки из жизни разных персонажей, переплетая их в общий сюжет и раскрывая темы семьи, детства и воспоминаний. Простую и личную историю подчеркивает визуальный стиль работы — в ней мало текста и не проработаны фоны, что вместе создает ощущение тишины города.

«Я просто предпочитаю рассказывать истории меленьких городков. Пейзаж отражает тип персонажей, которых мне нравится создавать, и то, как я люблю рассказывать истории, медленно и спокойно. Кроме того, уже вышло так много комиксов и историй, действие которых происходит в городах и промышленных центрах… Мне нравится показывать в своих работах другую точку зрения».[2]

2. Джефф Лемир// Titan Books, 2010

Джефф Лемир, «Графство Эссекс», 2007

Original size 3656x2775

Джефф Лемир, «Подводный Сварщик», 2012

В графическом романе «Подводный сварщик» главный герой погружается все глубже под воду, отдаляясь от жены и их еще не родившегося сына. Джек оглядывается на отношения со своим отцом, и, чтобы справиться с давлением от предстоящего отцовства, продолжает погружаться.

Разряженные пейзажи контрастируют с глубоким чувством главного героя, испытывающим давление — под водой, с которым подводный сварщик привык справляться, давление воспоминаний и, главное, давление от предстоящего рождения сына. Как и свойственно работам Джеффа Лемира, глубокие чувства персонажей на спокойном фоне выделяются сильнее. Кроме того, сюжет графического романа движется от дома к погружению под воду, что происходит снова и снова. На фоне повторяющихся по кругу действий переживания Джека выделяются еще сильнее.

Джефф Лемир, «Подводный Сварщик», 2012

В своих сольных работах Джефф Лемир работает в разных жанрах — от драмы до супергеройских комиксов.

Если его психологично-драматические истории часто черно-белые, с минимальным использованием бабблов и мало проработанным окружением, что обращает внимание читателя на переживания героя, то супергеройские и постапокалиптические комиксы отличаются проработанностью окружения, четкостью и активным использованием цвета, но тем не менее погружают в психологический контекст и рефлексию.

Original size 3975x3056

Джефф Лемир, «Сладкоежка», 2009

Джефф Лемир, «Сладкоежка», 2009

Сюжет комикса «Сладкоежка» построен по классическим канонам пост-апокалипсиса, но при этом работа содержит всю ту же свойственную Джеффу Лемиру простоту и искренность. История повествует о мальчике, гибриде человека и оленя, который вынужден покинуть дом и столкнуться с пугающим миром. Это первый полностью цветной комикс Джеффа Лемира, колористом к которому выступил Хоссе Вилларубия.

От многих других работ Джеффа Лемира комикс «Сладкоежка» отличается проработанностью и детализированностью. Однако вне зависимости от жанра здесь проработанное окружение указывает скорее на враждебность мира к главному герою, что делает комикс не менее психологичным, чем другие.

Цветовое решение

Мотив ностальгии и утраты

Original size 3976x3056

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

Джефф Лемир, «Ловцы Лягушек», 2019

Ключевым мотивом в работах Джеффа Лемира становятся ностальгия и боль от утраты, что проявляется в его визуальном стиле. При этом изображение воспоминаний часто происходит с помощью особой цветовой палитры. Так автор отделяет их от реальности, создавая визуальный контраст между прошлым и настоящим.

Воспоминания могут быть единственным цветным пятном на черно-белых страницах, как рисунок в «Ловцах лягушек», или отличаться от настоящего времени более теплыми и яркими красками, как в «Лабиринте», где Джефф Лемир изображает ушедшие моменты, используя более теплые тона, а также делает акцент на значимости воспоминаний, выделяя красным свитер дочери главного героя.

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

В графической новелле «Головорез» представлены все те же, характерные для Джеффа Лемира, темы семьи, маленького города и воспоминаний.

Здесь, на контрасте с холодными оттенками реальности, для воспоминаний, несмотря на то, что они, как и настоящее время, тяжелые, автор выбирает теплые тона.

Джефф Лемир, «Головорез», 2016

Психология цвета

Цвет в комиксах часто является фактором гармонизации формы или даже самой формой, за которой стоит содержание. В своих работах художники опираются на семантическое значение цвета и психологические факторы, определяющие восприятия цвета в массовом сознании.

Джефф Лемир, «Lost Dogs», 2005

В творчестве Джеффа Лемира, помимо последней работы, красный свитер появляется и в первом его комиксе.

«Lost Dogs» — это история о моряке, потерявшем свою семью и, кажется, потерявшем самого себя. Здесь прослеживаются схожий с «Лабиринтом» сюжетный мотив утраты близких людей, однако красным художник выделяет главного героя и кровь, а не потерянные воспоминания.

Комикс довольно жестокий, а красный как акцентный цвет, в связи с его восприятием в массовом сознании, подчеркивает беспощадные реалии мира, в котором разворачивается действие. Кроме того, неряшливость и грубость стиля рисовки делает и без того тяжелый комикс более давящим на читателя.

Джефф Лемир, «Никто», 2009

Опираясь на восьмицветовой тест Люшера, в котором отсутствует интерпретация голубого цвета, но есть синий, можно сказать, что психологическая характеристика синих оттенков отражает спокойствие и умиротворенность, а вместе с ним меланхоличность, чувствительность и ранимость, умение сочувствовать и склонность к эстетической созерцательности, преданность и самопожертвование.

Все эти черты заметны в графическом романе «Никто» Джеффа Лемира. Его общее содержание действительно меланхолично, умение сопереживать и преданность выражены в отношении Вик к Гриффену. Склонность к эстетической созерцательности передана через мироощущение главного героя, который учит Вик замечать красоту природы маленького городка. Мысль о красоте также подкрепляет сеттинг и фоны на страницах графического романа.

Джефф Лемир, «Никто», 2009

Возвращаясь к изображению Джеффом Лемиром маленьких городков, как основного места действия, стоит отметить, что действие авторских работ комиксиста часто сосредоточено в сеттинге маленьких городов, где происходят мистические события. Например, в работе «Никто» в сеттинге маленького городка рассказывается о человеке, под повязками которого скрыта пустота. При этом он ценит магию момента и находит красоту в природе, чему учит и Вик, мечтающую переехать в большой оживленный город.

Стилистические приемы

Магический реализм

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

Несмотря на то, что на страницах комиксов Джеффа Лемира часто происходят мистические события, сами работы не становятся исключительно фантастическими, а скорее приобретают черты магического реализма.

«Как бы мне ни хотелось рассказывать приземленные и человечные истории о „реальных людях“, я не хочу делать книгу о жизни. Формат комикса настолько богат возможностями визуально передавать идеи и эмоции, что было бы стыдно не использовать это. Так что мне нравится создавать действительно приземленную историю с очень реалистичным набором персонажей, но вместе с тем и тот странный и таинственный другой мир, находящийся прямо под поверхностью, который открывают для себя наши персонажи».3

3. Джефф Лемир// Image Comics.

Original size 0x0

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

В «Лабиринте» действие сосредоточено как бы в двух мирах — реальном, в котором главный герой скорбит о потере дочери, и потустороннем, куда его приводят головоломки, которые любила Венди, и где он пытается ее найти. Комиксист разделяет два мира при помощи цветового решения — оттенков сепии в реальном мире и мистически синих цветах в потустороннем.

Красная нить, такая же, как свитер Венди, становится проводником героя. При этом с помощью красного цвета Джефф Лемир отделяет Венди от тусклой палитры, которой изображает реальность, оставляя как бы на пересечении двух миров, где ее, вероятно, удерживают воспоминания главного героя.

Морфинг и анимационные эффекты

Original size 1615x644

Джефф Лемир, «Подводный Сварщик», 2012

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

На страницах своих комиксов Джефф Лемир часто использует анимационные элементы — постепенно растворяющиеся изображения или морфинг, которые становятся визуальным элементом, отображающим ощущения героев.

Это становится еще одним художественным элементом, отсылающим как к психологизму, так и к магическому реализму, усиливая эмоциональное давление на читателя и отражая переживания героев, которые часто кажутся им в действительности происходящими событиями.

Джефф Лемир, «Никто», 2009

Как уже было сказано выше, одним из центральных мотивов в комиксах Джеффа Лемира становятся воспоминания. Так, с помощью анимационных эффектов, автор передает ощущения героев, «растворяя» воспоминания или, наоборот, обращая их реальность, например, лицо главного героя в комиксе «Никто» в его сознании превращается в лицо любимой им женщины.

Джефф Лемир, «Ловцы Лягушек», 2019

0

Джефф Лемир, «Ловцы Лягушек», 2019

Особенно активно Джефф Лемир использует морфинг в «Ловцах Лягушек», то превращая руку в ребра, а затем в лицо героя, то растворяя его лицо в воде, а затем отдаляя его в глубину тоннеля.

Графический роман психологичен и сосредоточен на эмоциях главного героя, запертого в отеле, его ощущении пустоты и одиночества. Морфинг здесь показывает возвращения героя из воспоминаний о себе в детстве, ловящим лягушек, в реальность. Сама вода в графическом романе передает, как герой «ныряет» в сон и «выныривает» обратно.

Эксперименты с фреймами

Джефф Лемир, «Подводный Сварщик», 2012

В отличие от кино, искусство комикса позволяет читателям самим определить, с какой скоростью читать текст, а вместе с этим определить и меру погруженности в историю и глубину рефлексии. А кроме того, художники комиксов получают повествовательные возможности благодаря дизайну страниц и композиции фреймов, что делает репрезентацию событий легко понимаемой.

Так, на страницах комиксов, создавая единую визуальную композицию при объединении изображений и текста в единый нарратив, комикситы делают эмоции персонажей доступными для восприятия и все больше погружают читателя в эмоциональный контекст повествования.

Original size 3976x3056

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

Джефф Лемир, «Лабиринт», 2021

В творчестве Джеффа Лемира эксперименты со фреймами начинаются с выхода комикса «Сладкоежка». Будь то «Подводный сварщик», композиция фреймов в котором усиливает ощущение эмоционального давления на Джека, или «Лабиринт», где герой бежит по любимым его дочерью головоломкам, обратившимся в реальность городских пейзажей — визуальная составляющая композиции обладает собственными функциями передачи чувств и эмоций персонажей.

Original size 3974x3056

Джефф Лемир, «Сладкоежка», 2009

Заключение

Психологизм в творчестве Джеффа Лемира ярко выражен благодаря сплетению концептуальных и визуальных элементов, которые, объединяясь, отражают эмоции персонажей. Так, тему потерь и одиночества подчеркивают композиция фреймов и цветовое решение, уединенность маленьких городков заметна в графическом стиле, а магический реализм на страницах комиксов выделяется при помощи цвета и морфинга.

Работы комиксиста психологичны и интроспективны, герои переживают собственные драмы, зачастую семейные и личные, в уединенных и маленьких местах, где чувства обычных людей за отсутствием суеты большого города, выходят на первый план.

Original size 1920x1467

Джефф Лемир, «Ловцы Лягушек», 2019

Bibliography
Show
1.

Алашеев Сергей Юрьевич. Восприятие цвета в массовом сознании URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-tsveta-v-massovom-soznanii/viewer (дата обращения: 19. 11. 2024)

2.

Цыркун Нина Александровна. Социально-исторические и эстетические аспекты трансформации кинокомикса в системе американской культуры. 2014.

3.

Alpaca и «Книжки с Картинками». Джефф Лемир: Лучшие авторские комиксы URL: https://www.youtube.com/watch?v=rcEZ7_H0RVI (дата обращения: 19. 11. 2024)

4.

David Beard. John Moffatt. Pimitamon: Conceptualizing a new Canadian north through the graphic narratives of Jeff Lemire. 2020.

5.

Interview with Jeff Lemire// Titan Books URL: https://titanbooks.com/blog/interview-jeff-lemire/ (дата обращения: 19. 11. 2024)

6.

Jeff Lemire breaks down Royal City [interview] // Image Comics URL: https://imagecomics.com/features/jeff-lemire-breaks-down-royal-city-interview (дата обращения: 19. 11. 2024)

Image sources
Show
1.

Джефф Лемир. Головорез // USA: Simon & Schuster, 2016.

2.

Джефф Лемир. Графство Эссекс // USA: Top Shelf Productions, 2007.

3.

Джефф Лемир. Лабиринт // USA: Dark Horse Comics, 2021.

4.

Джефф Лемир. Ловцы Лягушек // USA: Gallery 13, 2019.

5.

Джефф Лемир. Никто // USA: DC Comics, 2009.

6.

Джефф Лемир. Подводный сварщик // USA: Top Shelf Productions, 2012.

7.

Джефф Лемир. Сладкоежка // USA: DC Comics, 2009.

8.

Джефф Лемир. Lost Dogs // USA: Top Shelf Productions, 2012.

Психологизм авторских комиксов Джеффа Лемира
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more