Original size 3720x5262

Принципы и приёмы Ле Корбюзье в архитектуре XXI века

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Мои поиски, так же, как и мои чувства, направлены на то, что составляет основную ценность жизни: поэзию. Поэзия находится в сердце человека и всегда живет в его способности думать о богатстве Природы. Я человек со зрительным восприятием, человек, который работает глазами и руками, вдохновляемый художественными образами». [1]

© Ле Корбюзье

Концепция

Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) — французский архитектор швейцарского происхождения, один из самых влиятельных специалистов своего дела XX века.

«Корбюзье, если и не был родоначальником новой архитектуры, именно он являлся ее самым ярким выразителем и творцом, особенно ощутимо подорвал позиции всесильного академического традиционализма, стал знаменем целой архитектурной эпохи». [2]

К 30-ти годам жизни он сформулировал основные архитектурные принципы, — «Пять отправных точек современной архитектуры» — впервые опубликованные в журнале L’Esprit Nouveau в 1920 году. [3] Именно эти новаторские решения послужили неким руководством для архитекторов-модернистов и самого Корбюзье. До конца своей жизни он придерживался их, создавая функциональные и минималистичные постройки, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру.

Пять отправных точек современной архитектуры по Корбюзье:

1. Столбы-опоры 2. Ленточное остекление 3. Плоская крыша-терраса 4. Свободная планировка 5. Свободный фасад

Очевидно, что не только Корбюзье и его современники-модернисты придерживались этих принципов. Его проекты, в том числе и приёмы, оказали значительное влияние на последующие тенденции в архитектуре. Стало формироваться новое понимание пространства и функциональности. Архитекторы следующих эпох, вдохновленные его работами, начали экспериментировать с новыми материалами и технологиями. Мне стало интересно изучить применение принципов Корбюзье в новой, современной нам архитектуре.

Как принципы Ле Корбюзье, которые он сформулировал почти 100 лет назад работают в наше время, в архитектуре XXI века?

Именно этот вопрос стал ключевым при создании визуального исследования.

Принцип рубрикации исследования Принцип рубрикации представляет собой структуру, основанную на «Пяти отправных точках современной архитектуры Ле Корбюзье» и содержит следующие разделы:

1. Столбы-опоры 2. Ленточное остекление 3. Плоская крыша-терраса 4. Свободная планировка 5. Свободный фасад

В каждом из них рассмотрены соответствующие принципы, их применение на примере проектов Корбюзье и в сооружениях XXI века.

Принцип отбора материала для визуального исследования При отборе материала для исследования я обращалась, в первую очередь, к собственному опыту и знанию о каких-либо зданиях как Ле Корбюзье, так и современных. Для поиска визуального материала мне понадобилось обратиться к Интернет-ресурсам, таким как сайты застройщиков и проектных бюро и другим платформам архитектурного профиля. Для поиска новых для меня сооружений я обращалась к Интернет-ресурсам, на которых собрано множество архитектурных проектов, например, к платформе ArchDaily. Там же были найдены изображения для визуального ряда.

Принцип выбора и анализа текстовых источников Проанализировать текстовые источники было важно для того, чтобы точно понять каждый из принципов Корбюзье, их точную трактовку — для этого я обращалась к различным научным статьям и статьям из архитектурных журналов. Кроме того, мне было необходимо узнать концепцию того или иного проекта — для этого мной были проанализированы текстовые материалы, предоставленные проектными бюро и архитекторами на архитектурных Интернет-порталах, сайтах застройщиков.

Столбы-опоры

В самом чистом виде пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье отражены в его Вилле Савой, построенной в 1928–1930 гг. в Пуасси. [4]

Original size 5262x2868

Вилла Савой / Ле Корбюзье / Пуасси / 1928–1930 гг.

«Дом на отдельных опорах! Раньше дом был забит в землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад». [5]

© Ле Корбюзье

Такой прием позволяет свайным фундаментам не привязываться к внутренней планировке дома, вместе с этим избавляя помещение от сырости, обеспечивая его достаточным количеством естественного света и освобождая пространство под ним, давая возможность организовать там, например, сад. Кроме того, стойки точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью, что обеспечивает зданию прочность и устойчивость. [6]

Original size 5262x2960

ЖК Бадаевский / Жак Херцог и Пьер де Мёрон / Проектное бюро АПЕКС / Застройщик Capital Group / 2017–2018 гг. / Визуализация

«Перед разработчиками стояла задача, которая может показаться невыполнимой. Нужно было восстановить архитектурный ансамбль завода, оставив его видимым со стороны набережной, и при этом создать на территории новое жильё и общественные пространства.

Традиционные методы не подходили: пристройки к объектам культурного наследия недопустимы, а окружение исторических корпусов новыми высотными зданиями разрушило бы целостность пространства. Однако решение было найдено — виртуозное и эффективное.

Эстетика: современная часть комплекса высоко парит над исторической, которая сохраняет самостоятельность, восстанавливается и получает роль общественного пространства.

Функция: проходящие сквозь этажи опоры высотой 35 метров обеспечивают максимальную жёсткость всей конструкции. В результате она превосходит по устойчивости здание на привычном фундаменте». [7]

Original size 5262x2683

Слева: Вилла Савой / Ле Корбюзье / Пуасси / 1928–1930 гг. // Справа: ЖК Бадаевский / Жак Херцог и Пьер де Мёрон / Проектное бюро АПЕКС / Застройщик Capital Group / 2017–2018 гг. / Визуализация

Функции столбов-опор в обоих проектах схожи: освобождение пространства внизу. Правда, в постройке Корбюзье эта территория создаётся, а в ЖК Бадаевском — сохраняется.

Жаку Херцогу, Пьеру де Мёрону и проектному бюро АПЕКС удалось переработать принцип Корбюзье и создать функциональное, свежее и впечатляющее решение для Бадаевского.

Original size 5262x3720

Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

Музей MAXXI (Национальный музей искусства XXI века) — грандиозный проект выдающейся женщины-архитектора Захи Хадид.

В этом сооружении можно встретить сразу несколько приёмов Корбюзье, хотя их смысловое значение может отличаться от «оригинального», но всё же именно они помогли Захе создать концепцию и воплотить её в реальность.

Музей, по задумке архитектора и ее команды, является «полем зданий», интегрирующимся в существующую городскую среду. Это слияние линий, пересекающихся и скручивающихся между собой, образующее пространство без чётких «внешних» и «внутренних» границ. [8]

Здание словно парит над землёй, однако его поддерживают столбы-опоры, несущие на себе тяжесть конструкции.

Original size 4257x3720

Вилла (Дома) Ла Рош и Жаннере / Ле Корбюзье / Париж / 1923–1925 гг.

В качестве примера для визуального сравнения использования столбов-опор в Музее Захи с проектом Корбюзье — Вилла Ла Рош и Жаннере (или Дома Ла Рош и Жаннере), одна из частей которого поддерживается столбами-опорами.

«Эти два дома, объединенные в один массив, решают две совершенно разные проблемы: в одном из домов проживает семья с детьми, в нем есть множество небольших комнат и все услуги, полезные для семейного устройства. Другой дом предназначен для холостяка, владельца коллекции современной живописи и увлеченного предметами искусства. Так что этот второй дом будет чем-то вроде архитектурной набережной». [9]

Original size 5262x2443

Слева: Вилла (Дома) Ла Рош и Жаннере / Ле Корбюзье / Париж / 1923–1925 гг. // Справа: Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

В обоих проектах только часть здания опирается на столбы-опоры. Также можно заметить, что под конструкциями и у Ле Корбюзье, и у Захи Хадид создается дополнительное «пешеходное» пространство, что объединяет проекты.

Original size 4650x3720

A Bit W Residence / TA-CHA Design / Куратор Хана Абдель / Ведущий архитектор Сонтад Срисанг / Тайланд / 2024 г.

«Вдохновленный модернистской архитектурой, стиль которой производит сильное впечатление на владельца, A Bit W Residence прославляет работу архитекторов-модернистов» [10]

Original size 5262x3508

A Bit W Residence / TA-CHA Design / Куратор Хана Абдель / Ведущий архитектор Сонтад Срисанг / Тайланд / 2024 г.

В этом проекте одна часть второго этажа опирается на стены первого, другая — на столбы-опоры. Такое решение позволяет создать дополнительное открытое пространство «под навесом», что функционально в данном случае, так как проект реализован в Таиланде, где необходимо иметь неосвещённые солнечным светом территории из-за повышенного индекса ультрафиолетового излучения.

Original size 5262x3512

Дом 14/15 посёлка Вайссенхоф / Ле Корбюзье и Пьер Жаннере / Штутгарт / 1927 г.

«В обеих конструкциях использовался железобетон, воплощавший принципы „Пяти пунктов“ Ле Корбюзье: столбы-опоры (использование колонн для поднятия здания над уровнем земли), сад на крыше, свободная планировка, длинные окна и свободный фасад

<…>

Настоящая „машина для жизни“. Ле Корбюзье представлял себе архитектуру, спроектированную с той же точностью и логикой, что автомобили и самолёты. Дома 14 и 15 демонстрируют этот принцип в полной мере, демонстрируя то, что многие считали эффективностью и прагматизмом, доведёнными до абсурда». [11].

Original size 5262x3720

Слева: Дом 14/15 посёлка Вайссенхоф / Ле Корбюзье и Пьер Жаннере / Штутгарт / 1927 г. // Справа: A Bit W Residence / TA-CHA Design / Таиланд / 2024 г.

Таким образом, применение столбов-опор находит своё отражение в архитектуре XXI века. Принцип модерниста, и в свое время авангардиста, Корбюзье перерабатывается современными архитекторами и эффектно внедряется в новые проекты.

Ленточное остекление

«Окно — один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого». [5]

© Ле Корбюзье

Original size 5262x3564

Вилла Савой / Ле Корбюзье / Пуасси / 1928–1930 гг.

«Ленточное остекление — характерные для конструктивизма окна, примыкающие одно к другому почти без разграничивающих промежутков и объединенные на фасаде в протяженные полосы» [12].

Ленточное остекление в архитектуре XXI века применяется почти повсеместно и такой приём Корбюзье можно встретить на каждом шагу в современном городе.

Original size 5262x3720

Слева: Дом 14/15 посёлка Вайссенхоф / Ле Корбюзье и Пьер Жаннере / Штутгарт / 1927 г. // Справа: Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

Original size 5262x2744

Слева: Дом-ателье художника Амаде Озенфана / Ле Корбюзье / Париж / 1922–1924 гг. // Справа: Музей Стасис / IMPLMNT architects / Паневежис / 2023 г.

Original size 5262x1780

Слева: Здание Центросоюза / Ле Корбюзье / Москва / 1928–1935 гг. (фото после реставрации, 2017 г.) // Справа: Moscow Towers / Werner Sobek / Москва / 2013–2024 гг.

Применение функциональных материалов, которые были передовыми в эпоху Корбюзье, позволяет в современных зданиях устанавливать ленточные, и даже в какой-то степени сплошные окна, стеклянные фасады. При этом формируется новый архитектурный язык и образ городского пространства. Так, можно сделать вывод, что этот принцип Корбюзье подготовил почву для повсеместно используемых тенденций XXI века.

Плоская крыша-терраса

«Железобетон — это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания. Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы». [5]

© Ле Корбюзье

Original size 5262x3484

Вилла Савой / Ле Корбюзье / Пуасси / 1928–1930 гг.

Корбюзье, как архитектор, стремящийся к максимальной функциональности, всегда старался эффективно использовать площадь. Так, практичная территория образуется не только внизу благодаря столбам-опорам, но и сверху — на плоской крыше.

Original size 5262x1951

Терраса на крыше ABE House / Urban Architecture Office / Тама-си, Токио / 2011 г.

Original size 5262x3042

Пентхаусы ЖК Sky View / Цимайло Ляшенко и Партнеры / Визуализация HSE DESIGN LAB / Москва / 2021–2024 гг.

Original size 5262x1758

Многоквартирная резиденция Фрауэнфельд / Ivanov & Partners / Фрауэнфельд, Швейцария / 2022 г.

Original size 5262x3512

ЖК Embassy Gardens / AHMM / Лондон / 2022 г.

Original size 5262x3157

Sky-Парк ЖК Событие 4 / Бюро ГОРПРОЕКТ / ДОНСТРОЙ / Москва / 2022–2024 гг.

Плоская крыша, именно как функциональное пространство, применяется в XXI веке нечасто. Однако сама по себе плоская крыша как принцип — используется почти всегда. Конечно, не обошлось без внедрения новых технологий (например, создания сливных сооружений на крышах). Но становится очевидно, что и здесь Корбюзье продиктовал правила образа новой архитектуры ещё 100 лет назад.

Свободная планировка

«До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки. Отсюда — большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств». [5]

© Ле Корбюзье

Идея свободной планировки возникла в 1910-х годах в ответ на разрушения, вызванные Первой мировой войной. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере разработали инновационную систему строительства «Dom-Ino», которая позволяла быстро и эффективно восстанавливать разрушенные деревни. Эта система основывалась на каркасной конструкции из железобетона, изготовленной из стандартных элементов, которые можно было комбинировать различными способами для создания уникальных домов. Внешние стены и внутренние перегородки могли быть построены из различных материалов. [13]

Original size 4449x3720

Дом-Ино / Ле Корбюзье / Без места / 1914 г.

На примере MAXXI Захи Хадид можно обнаружить, что свободная планировка в наши дни может служить не только функции, но и концепции, смыслу, делая архитектурное сооружение произведением искусства как таковым, арт-объектом самим по себе.

Original size 5262x3719

Экспликационные планы музея MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

«По заявлению архитектора, музей — это „не объект-контейнер, а скорее кампус для искусства“, где потоки и дорожки пересекаются и соединяются, создавая динамичное и интерактивное пространство. Хотя программа ясна и организована по плану, главной целью проекта является гибкость использования. Непрерывность пространства делает его подходящим местом для любых передвижных и временных выставок, без лишних перегородок и перерывов». [14]

Original size 3720x5184

Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

Здесь свободная планировка поспособствовала обеспечению здания пешеходными дорожками, которые позволяют как направить зрителя/посетителя, так и дать ему волю в передвижении, открыть обзор на выставку, проходящую в музее, с разных ракурсов.

В этом ключе MAXXI схож со зданием Центросоюза, архитектором которого является Ле Корбюзье.

Original size 5262x3720

Слева: Здание Центросоюза / Ле Корбюзье / Москва / 1928–1935 гг. // Справа: Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

«Вопрос о движении внутри дома, по которому будут постоянно ходить 2 000 служащих, является задачей первостепенной важности. Мы разрешили ее согласно с требованиями городского благоустройства, т. е. предположили, что коридоры и лестницы являются так сказать, закрытыми улицами. Улицы эти имеют ввиду этого ширину в 3,25 м и всегда хорошо освещены. Лестницы же, по которым всегда трудно и утомительно ходить, заменены большими проходами с очень слабым наклоном (в 14°), позволяющими оживленное движение без утомления. Итак, во дворце Центросоюза нет лестниц». [15]

Отличия, конечно, есть — в MAXXI Заха, как минимум, не отказывается от лестниц, что было принципиально важно для Корбюзье. Однако концепция прогулки по «свободному от несущих стен» строению остаётся — приём позаимствован и смело переработан в современность.

Использование свободной планировки в настоящее время не ограничивается концептуальными и символичными решениями в музеях. Сейчас это повсеместный приём, окружающий нас, например, в жилой архитектуре XXI века.

«Современные строительные технологии, например, монолитно каркасное строительство, дают возможность возводить дома, в которых несущими будут только внешние стены здания, что освобождает собственника от ограничений, связанных с переносом внутренних перегородок. Такая жилплощадь выглядит как единое жилое пространство и носит название свободной планировки. В квартире в этом случае обозначено, где будет кухня, где санузел, поскольку прокладка коммуникаций заложена еще на этапе строительства. На остальной площади стены отсутствуют…» [16]

Original size 5262x2340

Слева: ЖК Sky View / Цимайло Ляшенко и Партнеры / Москва / 2021–2024 гг. // Справа: Пентхаусы ЖК Sky View (фото агентства недвижимости Metrium)

Original size 5262x2340

Слева: ЖК Victory Park Residences / Sergey Skuratov Architects / Москва / 2020–2024 гг. // Слева: Планы квартир № 8.15 и № 2.49 ЖК Victory Park Residences

По планам квартир, предоставленным девелопером Ant Development ЖК Victory Park Residences, заметно, что несущими являются только внешние и межквартирные стены здания (толстые стены на плане). Остальные (тонкие) служат «перегородками», а значит — могут быть снесены.

Выбор планировки — на клиенте и его дизайнере. Кроме того, в перспективе планировка может изменяться, и такая возможность обусловлена потребностями общества в новых реалиях.

Таким образом, принцип свободной планировки продолжает быть актуален. Он универсален: может быть обусловлен и концептом, и удобством.

Свободный фасад

«Опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома. Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады — это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки». [5]

© Ле Корбюзье

Original size 5262x3507

Вилла Савой / Ле Корбюзье / Пуасси / 1928–1930 гг.

Свободный фасад — это лишённый нагрузки фасад. «Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома. Наружные стены могут быть при этом из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы». [17]

Пример из портфолио Корбюзье опять находим в Вилле Савой: гараж на первом этаже — изогнутый и отчасти стеклянный.

Original size 5262x3508

Визуализация и фотография Badari Residence / Cadence / Бенгалуру / 2019 г.

«Это современное жилое здание, расположенное в Индии, было спроектировано архитектурным бюро Cadence в 2019 году. Самым интересным аспектом дизайна является изогнутая форма фасада.

Этот фасад, спроектированный независимо от несущей системы, напоминает современную 3D-картину. Этот изогнутый дизайн можно увидеть не только на фасаде, но и на полах.

Следует также отметить, что в резиденции Бадари есть зеленая терраса, а некоторые части здания спроектированы по принципу открытой планировки». [3]

Original size 5262x1682

Слева: Вилла Савой / Ле Корбюзье / Пуасси / 1928–1930 гг. // Справа: Badari Residence / Cadence / Бенгалуру / 2019 г.

В конце XX века концепция свободного фасада пошла дальше — возникло явление кинетической архитектуры.

Original size 5262x3512

Дом Механический Балет / Manuel Herz Architects / Цюрих / 2018 г.

«Вблизи центра Цюриха возник уникальный дом, спроектированный архитектурным бюро Manuel Herz. Фасад этого здания полностью состоит из ставен различных цветов. Оно расположено рядом с музеем Хайди Вебер, созданным Ле Корбюзье, и вдохновлено его яркими панелями и геометрическими формами». [18]

Original size 5262x1754

Слева: Павильон Ле Корбюзье (с мая 2016 г.). Музей Хайди Вебер (до апреля 2016 года) / Ле Корбюзье / Цюрих / 1960–1967 гг. // Справа: Дом Механический Балет / Manuel Herz Architects / Цюрих / 2018 г.

Настоящим мастером фасадов XXI века можно назвать Заху Хадид. Примеров — десятки, а то и сотни. Один из них — несомненно, уже рассмотренный в нескольких разделах ранее MAXXI.

Original size 5215x3720

Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

Некоторые части здания буквально висят в воздухе (или опираются на столбы опоры) — вот что значит по-настоящему свободный фасад и правильное распределение несущих конструкций.

Original size 5262x1753

Музей MAXXI / Заха Хадид / Рим / 2003–2010 гг.

Original size 4825x3720

Masarycka Building / Заха Хадид / Прага / 2016–2023 гг.

Ещё один пример экспериментального фасада Захи Хадид — здание Masarycka в Праге. Такой свободный фасад, выраженный в том числе стеклом, существует благодаря несущим столбам-опорам (колоннам) внутри здания. Их можно увидеть на плане (круги).

Original size 5262x3716

План первого этажа Masarycka Building / Заха Хадид / Прага / 2016–2023 гг.

Original size 4962x3720

Masarycka Building / Заха Хадид / Прага / 2016–2023 гг.

Свободный фасад — то, чем архитектура XXI века может по-настоящему удивить. Ле Корбюзье дал толчок развитию как пространственного креативного мышления, так и технической стороне строительства. Современные эксперименты с фасадом украшают, поражают, вдохновляют. А ведь к этому подготовил опережающий время модернист Корбюзье.

Заключение

По итогам визуального исследования стало очевидно, что на «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье проектирование зданий ориентируется по сей день. В эпоху модернизма, авангардные в 20-е года XX века принципы получили свое отражение и развитие во многих сооружениях XXI века. Можно привести еще сотни примеров применения в архитектуре столбов-опор, ленточных окон, плоских крыш, свободной планировки и, конечно, свободного фасада. Эти элементы не только формируют облик зданий и городской среды в целом, но и способствуют созданию функциональных и комфортных пространств для общества. И здесь можно обнаружить как визуальные, так и функциональные сходства с работами Корбюзье, что подчеркивает его значимость и актуальность в современном архитектурном контексте. Проектировщики продолжают черпать вдохновение из наследия Ле Корбюзье, адаптируя его идеи к современным условиям и требованиям, что свидетельствует о ценности его концепций в архитектуре.

Bibliography
Show
1.

О. А. Швидковский. Вступительная статья и научная редакция к русскому изданию автобиографической книги «Ле Корбюзье. Творческий путь» («L’Atelier de la recherche patiente» (Мастерская терпеливого исследования), Le Corbusier, 1960) // Информационно-образовательный портал Totalarch [электронный ресурс]. URL: https://corbusier.totalarch.com/shvidkovskii (дата обращения: 01.11.2024)

2.

Биография Ле Корбюзье // Информационно-образовательный портал Totalarch [электронный ресурс]. URL: https://corbusier.totalarch.com/bio (дата обращения: 01.11.2024)

3.

Le Corbusier’s 5 Points of Architecture / A Complete Guide // Archeetect [электронный ресурс]. URL: https://archeetect.com/5-points-of-architecture/ (дата обращения: 01.11.2024)

4.

Зигфрид Гидион. Пространство, время, архитектура (Sigfried Giedion. «Raum, Zeit, Architektur») / Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1928-1931 // Информационно-образовательный портал Totalarch [электронный ресурс]. URL: https://corbusier.totalarch.com/villa_savoye (дата обращения: 02.11.2024)

5.

Ле Корбюзье. Пять отправных точек современной архитектуры / Письма, заметки и публичные заявления Ле Корбюзье. Публикуются по изданию «Ле Корбюзье. Архитектура XX века». Перевод с французского В. Н. Зайцева. Под редакцией Топуридзе К. Т. Издательство «Прогресс». 1970. // Информационно-образовательный портал Totalarch [электронный ресурс]. URL: https://corbusier.totalarch.com/note/1 (дата обращения: 02.11.2024)

6.

Ле Корбюзье: период 1917—1930 // Информационно-образовательный портал Totalarch [электронный ресурс]. URL: https://corbusier.totalarch.com/bio_1917_1930 (дата обращения: 02.11.2024)

7.

Концепция проекта ЖК Бадаевский // Официальный сайт проекта от застройщика Capital Group [электронный ресурс]. URL: https://badaevsky.com/project/concept/ (дата обращения: 02.11.2024)

8.

MAXXI: Museum of XXI Century Arts // Zaha Hadid Architects [электронный ресурс]. URL: https://www.zaha-hadid.com/architecture/maxxi/ (дата обращения: 06.11.2024)

9.

Maisons La Roche et Jeanneret / Extrait de Le Corbusier, Œuvre complète, volume 1, 1910-1929 // ADAGP et Fondation Le Corbusier [электронный ресурс]. URL: https://www.fondationlecorbusier.fr/oeuvre-architecture/realisations-maisons-la-roche-jeanneret-paris-france-1923-1925/ (дата обращения: 06.11.2024)

10.

A Bit W Residence / TA-CHA Design // ArchDaily, part of DAAily platforms AG 2008-2024 [электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/1021406/a-bit-w-residence-ta-cha-design?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 08.11.2024)

11.

AD Classics: Weissenhof-Siedlung Houses 14 and 15 / Le Corbusier + Pierre Jeanneret // ArchDaily, part of DAAily platforms AG 2008-2024 [электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/490048/ad-classics-weissenhof-siedlung-houses-14-and-15-le-corbusier-and-pierre-jeanneret (дата обращения: 08.11.2024)

12.

Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия. 1995 / Архитектурный словарь // Академик [электронный ресурс]. URL: https://architect.academic.ru/3350/Ленточное_остекление (дата обращения: 08.11.2024)

13.

Maison Dom-Ino / Extrait de Le Corbusier et Pierre Jeanneret, Œuvre complète, volume 1, 1910-1929 // ADAGP et Fondation Le Corbusier [электронный ресурс]. URL: https://www.fondationlecorbusier.fr/oeuvre-architecture/projets-maison-dom-ino-sans-lieu-1914/ (дата обращения: 10.11.2024)

14.

MAXXI Museum / Zaha Hadid Architects // ArchDaily, part of DAAily platforms AG 2008-2024 [электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/43822/maxxi-museum-zaha-hadid-architects (дата обращения: 10.11.2024)

15.

План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. — С. 177—181. // Информационно-образовательный портал Totalarch [электронный ресурс]. URL: https://corbusier.totalarch.com/centrosoyus (дата обращения: 10.11.2024)

16.

Краснов Р. К. Жильё со свободной планировкой как ответ на меняющиеся запросы общества // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12.1. С. 141-144. [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36775581_20241677.pdf (дата обращения: 10.11.2024)

17.

Ерина А. П. Брутализм и необрутализм в архитектуре XX века // Вопросы науки и образования. 2020. № 41 (125). С. 155-161. [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brutalizm-i-neobrutalizm-v-arhitekture-hh-veka/viewer (дата обращения: 11.11.2024)

18.

Кавтарадзе С. Ю. Дом с необычным фасадом в Цюрихе // Telegram-канал Кавтарадзе | Архитектура в новых парадигмах [электронный ресурс]. URL: https://t.me/kavtaradze_architecture/1434 (дата обращения: 11.11.2024)

Image sources
Show
1.2.3.

https://archeyes.com/the-villa-savoye-le-corbusier/ (дата обращения: 02.11.2024)

4.

https://badaevsky.com/ (дата обращения: 02.11.2024)

5.

https://au.pinterest.com/pin/432838214177544867/ (дата обращения: 02.11.2024)

6.

https://www.zaha-hadid.com/architecture/maxxi/ (дата обращения: 06.11.2024)

7.

https://www.maxxi.art/en/mission/ (дата обращения: 06.11.2024)

8.9.10.

https://www.archdaily.com/1021406/a-bit-w-residence-ta-cha-design? ad_source=search& ad_medium=projects_tab (дата обращения: 08.11.2024)

11.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вайсенхоф (дата обращения: 08.11.2024)

12.13.14.

https://corbusier.totalarch.com/ozenfant (дата обращения: 09.11.2024)

15.16.

https://towers.moscow/ (дата обращения: 09.11.2024)

17.18.19.

https://www.u-a-o.jp/project/20111201/abe (дата обращения: 09.11.2024)

20.

https://hsedesign.ru/project/ea698a316c0f478d8ea9f36e78becfd8 (дата обращения: 09.11.2024)

21.22.23.

https://skyview.ru/gallery/dynamics/ (дата обращения: 10.11.2024)

24.

https://www.cian.ru/sale/flat/307197346/ (дата обращения: 10.11.2024)

25.

https://www.skuratov-arch.ru/wp-content/uploads/2018/10/1.jpg (дата обращения: 10.11.2024)

26.

https://vp.moscow/apartments (дата обращения: 10.11.2024)

27.

https://vk.com/wall-76375964_174234 (дата обращения: 11.11.2024)

28.

https://donstroy.moscow/objects/sobytie/ (дата обращения: 11.11.2024)

29.30.31.

https://en.wikipedia.org/wiki/Pavillon_Le_Corbusier (дата обращения: 11.11.2024)

32.
Принципы и приёмы Ле Корбюзье в архитектуре XXI века
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more