№PF 96030002
PIERO DELLA FRANCESCA
pro.hsedesign.ru

Портрет Сиджизмондо Малатесты, правителя Римини

5

Портрет итальянского кондотьера Сиджизмондо Малатесты кисти Пьеро делла Франческа  — одна из ранних версий парадного ренессансного портрета, где политическая сила, индивидуальность и рациональность объединяются в точном, четком, без излишеств и пафоса, профильном изображении. Картина олицетворяет рождение светского портрета как жанра и становится сознательным политическим жестом, восхваляющим правителя в духе новой гуманистической эпохи и акцентирующим внимание на натуре, идентичности и образе.

Картина написана около 1451 года, когда делла Франческа находился в Римини и участвовал в реставрации кафедрального собора Темпио Малатестиано. Работа изображает Сиджизмондо Пандольфо Малатеста — кондотьера Римини, военачальника, покровителя искусств, поэта и одного из наиболее одиозных, но влиятельных правителей того времени, которого часто называли «Волком Римини» за его смелость в качестве военачальника, командовавшего войсками в кампаниях и боях 1465 года против Османской империи. Пьеро делла Франческа создает строго профильный портрет, наследующий традиции античной камеи и медальерного искусства. Считается, что портрет основан на официальных изображениях Малатеста, которые можно обнаружить на медалях Пизанелло 1445 года.

Кроме того, в 1451 году делла Франческа пишет кондотьера в профиль, когда тот преклонился в храме Малатеста перед бургундским королем Сигизмундом. Эта картина — предшественник чисто портретной и более четкой репрезентации правителя. Образ в портрете — не только доказательство физического сходства, но и властного характера, выраженного в сдержанном взгляде и жестком контуре лица.

Свет и тень моделируют голову с архитектурной точностью, подчеркивая телесную пластичность. Темный фон исключает лишнее, сосредотачивая внимание на индивидуальности — метод, в котором ощущается интеллектуальная строгость Пьеро. Этот портрет — противоположность экспрессии готического искусства: он рационален, уравновешен, не эмоционален, но насыщен внутренним достоинством. Несмотря на то, что форма портрета часто применялась для изображения выдающихся личностей и служила неким «шаблоном», Франческа обращает внимание на натурализм, детали внешности, ткань одеяния.

Важно, что работа имела и политический контекст: Малатеста заказывал портреты как форму саморепрезентации, как часть пропагандистской стратегии и закрепления власти. В этом портрете художник впервые превращает правителя не просто в объект изображения, а в носителя ренессансных ценностей — автономного, рационального и исторически значимого субъекта.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more