Похороны художника on HSE Design
Original size 2480x3500

Похороны художника

15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Моя цель — вырваться из рамок материалов, с которыми я работаю. Не оставлять следов техники, не позволять им встать между мной и наблюдателем. Искать свободу не в так называемой произвольной, случайной манере письма, а в осмысленной форме и композиции»[1] — Эндрю Уайет

Эндрю Уайет называл своё стремление к искусству наследием своего отца, художника Ньюэлла Уайета. В интервью для Музея современного искусства в Нью-Йорке Эндрю рассказал о своей ранней практике: отец начал обучать художника, когда тому исполнилось четырнадцать лет. Долгое время основным фокусом их совместных работ было изображение натуры, нередко — пейзажей, как можно ближе к реалистичному.

big
Original size 3500x1677

Ферма Дил Хью. Эндрю Уайет, 1941

«„Всё для того, — как часто говорил мой отец, — чтобы видеть природу объективно и тем самым быть хорошо подготовленным к последующему погружению в субъективные настроения и высокий дух личностного и эмоционального выражения“» [2] — Эндрю Уайет

Однако свой голос, своё «субъективное настроение» Уайет нашёл довольно рано. Эндрю Уайет учился рисовать, копируя окружавшую его реальность — жаркие, утопленные в солнечном свете поля окраин, — почти ничего не зная о зарождающемся шуме городской жизни. В картинах художника легко отслеживается мотив одиночества, но не сепарации, а единения наблюдателя с миром, будто бы отрезанным от человеческой цивилизации.

big
Original size 3500x1953

Утёс Тёрки Коув. Эндрю Уайет, 1939 // Белая лодка. Эндрю Уайет, 1941 // Мост в Мартинсвилл. Эндрю Уайет, 1939 // Первое ноября. Эндрю Уайет, 1950 // Гребень Доджа. Эндрю Уайет, 1947

В отличие от своих сестёр и брата, Эндрю Уайет был хрупким ребёнком со слабым здоровьем и потому оберегался отцом больше остальных детей.

Между жизнью и смертью в работах Уайета преобладает, скорее, последнее. Крайности сливаются в единый пассивный образ. Романтизированная болезненность и меланхолия одиночества — мотивы, которые будут прослеживаться вдоль всего творческого пути художника.

Original size 3499x989

Весенний выпас. Эндрю Уайет, 1967 // Молодой бык. Эндрю Уайет, 1960

«Папа держал меня почти в тюрьме, просто держал при себе в моём собственном мире и никого в него не впускал»[3] — Эндрю Уайет

Original size 3500x1925

Парящие. Эндрю Уайет, 1942-1950

Original size 3500x1458

Зимние поля. Эндрю Уайет, 1942

В этом исследовании я постараюсь проанализировать мосты между жизнью и смертью в картинах Эндрю Уайета. Мне интересна идея о смерти — как на духовном уровне, так и как простой вдохновляющий мотив. До написания этой работы я почти ничего не знала о творческом пути Уайета, но встречала отсылки на его работы во множестве любимых медиа-проектов (например, ими пронизана визуальная эстетика альбома Regional at Best моей любимой группы Twenty One Pilots). Мне хотелось бы попытаться уловить конкретные идеи и образы, двигавшие кисть художника, известность которого до сих пор считается парадоксальной.

Original size 3500x666

Енот. Эндрю Уайет, 19хх // Хозяйская спальня. Эндрю Уайет, 1965 // Спящий ночью. Эндрю Уайет, 1979 // Спальня Кристины. Эндрю Уайет, 1947

В ходе исследования я изучала самые разные источники — от интервью самого художника до газетных статей, но опираться планирую в основном на литературу, выпущенную в издательствах при музеях.

Из множества работ Эндрю Уайета я отобрала, на мой взгляд, наиболее показательные сюжеты, не углубляясь, например, в ботанические этюды или плакатную графику (о существовании которой у Уайета до работы над исследованием я не знала!). В этой работе меня интересуют в первую очередь картины, которые Уайет писал по собственному желанию — то есть, не мог не написать.

Произведения сгруппированы по основным образам и идеям — как авторским, так и тем, что посчитала нужным выделить я сама.

Рубрикатор

1. Человек в пейзажной живописи 2. Человек 3. Телесность 4. Мир Кристины 5. Похороны художника 6. Заключение

Человек в пейзажной живописи

Original size 3500x2407

Волчья луна. Эндрю Уайет, 1975 // Девственная берёза. Эндрю Уайет, 1982 // Квакерские дамы (Quaker Ladies). Эндрю Уайет, 1956

Уайет обучался академической живописи на пленэрных этюдах, поэтому в более осознанные творческие периоды его интересовали отдельные сюжеты и персонажи. Так, например, ключевым героем множества работ художника стало платановое дерево — старое и сухое, но по-живому подвижное и, в какой-то степени, харизматичное.

Original size 3500x876

Платановое дерево. Эндрю Уайет, 1943 // Пейзаж Пенсильвании. Эндрю Уайет, 1941 // Охотник. Эндрю Уайет, 1943

Интересной чертой Уайета выделяются названия-указатели. «Охотника» легко спутать с листочком платана, а «Собирающего ежевику» — не заметить в поле, тем самым лишив пейзажи сюжетов. События, которые Уайет выделяет названиями, оказываются почти не важны в пространстве полотна. Художник создаёт затерянные человеческие жизни.

Original size 3500x1290

Охотник. Эндрю Уайет, 1943 // Собирающий ежевику (фрагмент). Эндрю Уайет, 19хх // Жареные каштаны. Эндрю Уайет, 1956

На «Жареных каштанах», наоборот, не запечатлено ничего кроме мужчины в процессе работы. Бесспорно, он — главный герой произведения: он единственный выполняет какое-либо действие, его взгляд задаёт направляющие для всего пейзажа, а его фигура протягивается от края до края композиции. И всё же картина называется «Жареные каштаны», которых вовсе нет в поле зрения зрителя. Этим решением автор одновременно и объясняет сюжет картины, и умаляет значимость человека в запечатлённом, безжалостно утапливая охристую куртку героя в такой же охристой листве фона.

В какой-то момент люди, живые, движущиеся со своей собственной целью, занятые чем-то личным, становятся частью пейзажа, погружаются в фон и перестают быть отличимыми от сухого безжизненного дерева. Придавливающее всё к земле палящее солнце занимает роль главного героя; всё остальное становится декорациями, теперь неподвижными, объектами, мёртвыми.

Original size 3500x933

Зима. Эндрю Уайет, 1946 // Дриада. Эндрю Уайет, 2007 // Индюшиный пруд. Эндрю Уайет, 1944

Человек

Original size 3500x1666

Дочь Маги. Эндрю Уайет, 1966

Эндрю Уайет объяснял свой творческий процесс как нечто похожее на диссоциацию. Художник — наблюдатель, почти что не существующий в моменте, исключённый из окружающей реальности. Уайету-художнику важны чужие эмоции. Уайета-человека не существует одновременно с Уайетом-художником.

post

«…Это моя жена, Бетси…

…Я долго работал над ней [картиной], но она всё не получалась. В то время я был членом попечительского совета Смитсоновского института — довольно престижной организации. Бетси была против; она сказала, что из-за всех этих советов пострадает моя работа. Однажды утром я уехал в Вашингтон, и Бетси пришла в ярость, действительно впала в бешенство. Всю дорогу я думал о том, как краска подбиралась к её щекам. Тогда я осознал, что наконец-то сумел запечатлеть её. Цвет её щек под чёрными как уголь волосами и этой шляпкой придаёт портрету особую выразительность. […] Это больше, чем простой портрет красивой женщины. Это прилив крови»[4] — Эндрю Уайет

Original size 3500x1100

Карл и Анна Кёрнеры. Эндрю Уайет, 1971 // Вечер у Кёрнеров. Эндрю Уайет, 1970

Original size 3500x1627

Немец. Эндрю Уайет, 1975 // Карл. Эндрю Уайет, 1948

В эту рубрику я вынесла портреты близких людей Эндрю Уайета — Бетси Уайет, его жены, семьи Кёрнеров, семьи Олсенов и других моделей художника. Этих людей объединяет сильная привязанность Эндрю к ним. Однако среди наиболее известных картин Уайета трудно найти простые, искренние портреты этих людей. Так или иначе они будут подвержены манипуляциям с впечатлениями зрителя; эмоциональное влияние в творчестве для Уайета будет важнее, чем изображение реальных чувств между ним и его близкими-моделями.

Original size 3500x2101

Брак. Эндрю Уайет, 1993

Наибольшую известность Эндрю Уайету принесут работы с Кристиной Олсен, подругой Бетси Уайет, до самой смерти вдохновлявшей художника.

Original size 3500x1542

Мисс Олсен. Эндрю Уайет, 1952 // Анна-Кристина. Эндрю Уайет, 1967

Телесность

Телесность персонажей Уайета сложно назвать живой. Люди на его картинах дышат; их лица румяны, а изгибы тел мягки и расслабленны. Однако неподвижные, статичные, словно мраморные, в них начинает проклёвываться иное ощущение — герои словно подвежены трупному окоченению.

Original size 3500x744

Рыбак. Эндрю Уайет, 1982 // Далёкий гром (фрагмент). Эндрю Уайет, 1961 // Чёрный бархат. Эндрю Уайет, 1972

Original size 3500x1710

Весна. Эндрю Уайет, 1978

Отстраняясь от изображения близких людей, Уайет освобождает место для символизма. Так, телесность в работах художника переплетается с магическим реализмом, перестаёт быть живым человеком и становится скорее сакральным образом.

Original size 3500x890

Безрассудство художника. Эндрю Уайет, 1989 // Предзнаменование. Эндрю Уайет, 1997 // Арктический круг. Эндрю Уайет, 1996

Мир Кристины

В 56-м Уайет пишет портрет тяжелобольной матери Бетси, «Камерный наутилус». Реальная героиня разговаривает с художником весь процесс работы над картиной: рассказывает истории из своего детства, много шутит и расспрашивает его о своей дочери. Героиня картины меланхолична и задумчива; для неё не существует людей вокруг. Есть только она, её болезненная статичность, её корзинка с Библией и речной ветер из окна.

Original size 3500x1816

Камерный наутилус. Эндрю Уайет, 1956

Трагичные сюжеты, изображающие скорее болезнь, чем человека — образ приближающейся смерти — именно они подтверждают гипотезу, что для художника-Уайета важнее, чтобы эмоция создавала историю, а не наоборот.

Original size 3500x1116

Мир Кристины. Эндрю Уайет, 1948 // Ниже Довера. Эндрю Уайет, 1950

Мотив приближающейся смерти превращает героев скорее в часть интерьера — у них нет ни сил, ни надежды, чтобы что-то изменить, и потому они неподвижно ожидают конца.

Original size 3500x2070

Кристина Олсон. Эндрю Уайет, 1947 // Птица в доме. Эндрю Уайет, 19хх

Original size 3500x1942

Наветренная сторона. Эндрю Уайет, 1965 // Чайник Кристины. Эндрю Уайет, 1968 // Альваро и Кристина. Эндрю Уайет, 1968 // Конец Олсонов. Эндрю Уайет, 1969 // Дом Олсонов. Эндрю Уайет, 1954

Похороны художника

После смерти Кристины Олсон новой музой Эндрю Уайета стала Хельга Тестроф, домохозяйка дома Кёрнеров. У Хельги, как и у Эндрю, была собственная семья.

Original size 3500x2540

Хельга на тропинке. Эндрю Уайет, 1975 // Косы. Эндрю Уайет, 1979 // Переполнение. Эндрю Уайет, 1978 // В саду. Эндрю Уайет, 1970 // На коленях. Эндрю Уайет, 1977 // Дублёнка. Эндрю Уайет, 1973

Уайет писал портреты Хельги на протяжении 15-ти лет, партнёры держали это в строжайшей тайне. За этот период Уайет написал порядка 240-ка картин, единовременно раскрытыми и сразу же выкупленными в 1986 году.

post

«Картина „Убежище“ была написана в период, когда её героиня лечилась от тяжелой депрессии. Уайет назвал эту работу „взглядом на женщину, отдаляющуюся от жизни“. Когда у художника появились другие модели и он снова вернулся к пейзажной живописи, для Хельги утрата его внимания означала потерю смысла всей жизни. […]

Бетси, жена художника, однажды решила навестить Хельгу после того, как её отношениям с Уайетом окончательно пришёл конец. Она обнаружила бывшую музу мужа в помещении, заваленном пустыми пакетами из-под картофельных чипсов и крекеров. Когда с постели из тёмного угла комнаты вдруг поднялась Хельга, Бетси едва смогла её узнать. „В её лице была такая глубокая печаль, что мне сразу стало стыдно, — вспоминала она. — Я объяснила ей, что Эндрю заболел и потому не приехал. Она молчала. Уходя, я увидела в углу новую картину — сухую акварель. Я сказала: „Замечательная работа… Только не говорите Энди, что я её видела“. Хельга разжала губы: „Я не скажу“. Это были единственные слова, которые она произнесла»[5] — Наталья Азаренко

Original size 3500x712

Мёртвая чайка. Эндрю Уайет, 1938 // Покойся с миром. Эндрю Уайет, 19хх // Ренфилд. Эндрю Уайет, 1961 // Время ведьм. Эндрю Уайет, 1977

Уайет почти не писал автопортреты, а когда писал — они тоже были переплетены с идеей о смерти. На полотне «Разрыва» почерневшие от холода руки, торчащие из сугроба, на самом деле являются руками художника — бронзовыми, отлитыми со слепков рук Уайета по просьбе Бетси. На момент создания «Доктора Сина» Уайету было 63 года, как и его отцу на момент смерти. Скелет одет в капитанский китель, принадлежавший Ньюэллу Уайету, а кости скелета художник рисовал, ориентируясь на рентгеновские снимки собственных костей.

Original size 3500x1518

Разрыв. Эндрю Уайет, 1994 // Доктор Син. Эндрю Уайет, 1981

Когда Эндрю Уайет рисовал себя, он неизбежно рисовал смерть.

Original size 3500x2640

Холм Кёрнеров, 16. Наброски для похорон художника. Эндрю Уайет, 1994 // Холм Кёрнеров, 1. Наброски для похорон художника. Эндрю Уайет, 1994 // Похороны Джона Олсона. Эндрю Уайет, 1945 // Холм Кёрнеров

Заключение

Будучи художником-реалистом в контексте расцветающего американского регионализма, Уайет выборочно, осторожно цеплялся за узкий спектр эмоций — меланхолию, ностальгию, тревогу и смирение, — уделяя ему всё своё внимание. Эндрю Уайет практически заново изобрёл романтизм, в котором заменил исключительного Героя бестелесным наблюдателем, но наблюдателем жестоким и безжалостным. Эндрю Уайет видел прекрасное в сильных конфликтующих эмоциях, отмечал боль, сохранял на бумаге грусть и злобу. Жизнь в полотнах Уайета не противостоит смерти — они дополняют друг друга, становятся единым целым, и в этом художник видит отдельную ценность.

Original size 3500x2471

Хельга Тестроф, 2. Наброски для похорон художника. Эндрю Уайет, 1994

Источники цитат

[1], [2] — Miller D.C., Barr A.H. American realists and magic realists. — New York, N.Y.: The Museum of Modern Art, 1943 [3], [4] — https://arthive.com/publications/4414~Love_story_in_paintings_the_wyeths_andrew_and_betsy [5] — https://arthive.com/ru/andrewwyeth/works/221820~Ubezhische

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.58.59.60.61.62.63.64.65.66.67.68.69.70.71.72.73.74.75.76.77.78.79.80.81.82.83.84.85.86.87.88.89.90.91.92.93.94.95.96.
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more