Original size 734x1003

Обложки журналов Пролеткульта

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

В 1917 году в России была учреждена организация под названием Пролеткульт, сокращение от «Пролетарская культура». Главной ее задачей являлось стимулирование творчества и самовыражения рабочего класса. Пролеткульт хотел изменения всей культурной сферы, чтобы она полностью отвечала интересам трудящихся. Его целью было создать совершенно новое искусство, свободное от любых влияний буржуазии и капитализма. Движение активно призывало рабочих и крестьян не просто потреблять культуру, но и самим активно участвовать в её создании. Оно поощряло смелые эксперименты в искусстве и литературе, предлагая отбросить старые, устоявшиеся формы и творить что-то совершенно новое, революционное.

big
Original size 1246x573

Плакат. Когоут Н. 1921 г.

Одним из ключевых проявлений Пролеткульта было стремление сделать искусство «пролетарским», то есть максимально доступным и понятным для широких масс рабочих и крестьян. Это реализовалось, например, через создание множества рабочих клубов, где проводились образовательные лекции, оживлённые дискуссии, а также организовывались спектакли и концерты с участием обычных людей. Пролеткульт также активно поддерживал развитие современных видов искусства, таких как кинематограф и создание агитационных плакатов.

Основными целевыми установками Пролеткульта были: во-первых, приобщение рабочего класса к мировому и отечественному культурному наследию; во-вторых, активное содействие формированию новой, пролетарской культуры.

Для достижения этих целей Пролеткульт развернул масштабную деятельность в различных областях. Создавались «рабочие университеты», политехнические студии и курсы, научные кружки и читались публичные лекции, выпускались журналы, книги, открывались клубы, библиотеки и кинотеатры, создавались студии для занятий литературой, театром, музыкой и изобразительным искусством.

Таким образом, Пролеткульт успешно сочетал в себе как функции обучения и распространения знаний, так и задачи по развитию художественного творчества.

Периодические журналы были одним из основных средств массовой информации наряду с газетами в СССР. Тиражи некоторых изданий достигали миллионов. [1] Разнообразие тем позволяло читателю найти журнал на любой вкус и возраст. В то время как газеты были направлены на быстрое распространение новостей и информации, журналы включали более длинные статьи и работы, дающие пищу для размышлений. Также важным аспектом являлась связь читателя и издательства, ведь во многих изданиях публиковалось народное творчество. Все эти качества: массовость, доступность, близость к народу — сделали журналы идеальной формой распространения культурных идей среди пролетариата.

Original size 800x585

А.Родченко. Газетный киоск. 1929 г.

Как первый элемент, попадающийся на глаза, обложка — это важный аспект журнала. Она привлекает внимание, сообщает главную тему, задаёт настроение. Дизайн обложек также претерпевал изменения в связи с развитием плакатного искусства в СССР. Оно нашло отражение в больших заголовках, чётких силуэтах, ограниченной палитре. В ходе исследования мы заметим постепенный переход от сдержанных обложек к броским.

При подборе визуального материала я ориентировалась на разнообразие тем, методов изображений в обложках. Материал внутри каждого раздела проанализирован в хронологическом порядке, что позволяет линейно проследить изменения в художественном решении. Мной выбран принцип рубрикации по направлениям журналов: от сухих идеологических до развлекательных и юмористических.

Цель данного исследования — охватить разные периодические издания и на их примере выяснить, каким образом в обложках отражаются дух и идеология Пролеткульта.

Журналы издательства Пролеткульт

Издательство «Всероссийский Пролеткульт» было непосредственным отделом Пролеткульта. Его целью было создание новой пролетарской культуры и распространение ее среди рабочего класса через публикации различных книг, альманахов и журналов. Центры были в Москве и Петрограде, а также выпускались региональные издания.

Original size 2480x1114

Журнал «Грядущее». Выпуски № 1, 2, 4. 1918 г.

«Грядущее» — это первый журнал Пролеткульта, выходивший в 1918–1919 годах. Ранние обложки имели лишь типографическую составляющую. На обложку была помещена вся основная информация, в том числе содержание и информация о редакции. Тем не менее, несмотря на лаконичность, здесь присутствует диапазон шрифтов и начертаний, и название является основным визуальным якорем. Такой подход отражает серьёзность содержания выпусков первого пролеткультовского журнала, в котором публиковались статьи по вопросам пролетарской культуры.

Далее дизайн меняется практически от выпуска к выпуску. Во втором добавляется декоративное обрамление. В четвёртом — иллюстративный элемент, дополняющий название. Слово «Грядущее» исходится лучами во все стороны, и этот свет простирается над сельскими домами. Появляется некоторая игривость в ранее строгом оформлении.

Журнал «Грядущее». Выпуски № 8, 9. 1918 г.

Обложки восьмого и девятого выпусков заметно отличаются от предыдущих. Во-первых, содержание и другая второстепенная информация спрятаны внутрь журнала — остаётся больше пространства для визуала; во-вторых, появляется красный цвет, цвет революции, и в-третьих, иллюстрация становится более самостоятельным элементом. Если в восьмом выпуске она небольшая и нейтральная, то в девятом она занимает бо́льшую площадь листа, и отражает атрибуты рабочего класса.

Журнал «Жизнь искусств». Выпуск № 3. 1918 г.

Обложки других изданий Пролеткульта имеют такой же ранний дизайн, как у «Грядущего» — ничего лишнего, только текстовая информация и небольшие декоративные обрамления, напоминающие традиции оформления первой страницы печатной книги.

Важным моментом является то, что обложки журналов были из такой же газетной бумаги, что и обычные страницы. Так что этим можно объяснить отсутствие декоративности в первых выпусках — важнее было содержание журнала, чем его внешний вид. Лишь в случае подшивания нескольких журналов они получали более плотное облачение.

Журнал «Гудки». Выпуски № 5, 6. 1919 г.

Original size 2480x1813

Журнал «Твори». Выпуск № 3. 1921 г.

Журнал «Твори!» был предназначен для людей не элитарного класса, он призывал их строить вместе новое искусство и культуру. Примечательно, что первые два выпуска не имели обложки в привычном понимании, лишь третий получил цветную и яркую. На ней помещена иллюстрация с абстрактными атрибутами искусства, на фоне которых поднимается дым заводов.

Таким образом, ранние журналы Пролеткульта не отличались особой выразительностью оформления, они были «пробой пера», и над формой превалировала суть. Однако в изображении уже заметны подвижки к смелым решениям. Также издания не делились по направлениям, в них публиковалось разнообразное народное творчество.

Театр

Большое разнообразие журналов было посвящено театральному искусству. Новый театр занимал важнейшее место в деятельности Пролеткульта. Ему уделяли особое внимание, строили образовательные учреждения, популяризовывали народные спектакли. Процесс обучения рабочих этому направлению был таков: «из театральных кружков, которые существовали при рабочих клубах, отбирались способные участники и направлялись в районные театральные студии. Там спецкомиссия формировала группы, в которых занимались по общеобразовательным дисциплинам и продолжали обучение театральному делу: актерскому мастерству, сценречи, сцендвижению. Им читались лекции по истории театра, искусствоведению, искусству грима и др. Далее наиболее одаренные продолжали учебу в центральных Пролеткультах. Здесь уже шла работа на уровне театральных институтов, студенты обучались режиссуре, оформлению и музыкальному сопровождению спектакля, истории костюма». [4]

Журнал «Вестник искусств». Выпуски № 1, 5. 1922 г.

Original size 2480x1813

Журнал «Вестник искусств». Выпуск № 3-4. 1922 г.

Журнал «Вестник искусства» был призван противостоять культуре низкого сорта. На страницах издания обсуждались вопросы искусства, дальнейшего его развития, велись дискуссии, помогающие прояснить смыслы. Первые два номера журнала вышли с символическим рисунком на обложке: крылатый Прометей несёт огонь искусства в массы. Оформление номеров очень лаконично, имеет чёткую вертикальную иерархию, включает в себя иллюстрацию к статье или заглавную к номеру.

Журнал «Вестник работников искусства». Выпуски № 1-2, 7-8. 1924 г.

Интересно проследить изменения обложек «Вестника работников искусства». Журнал выходил ежемесячно с 1920 по 1926 год в Москве. В нём публиковались теоретические статьи по вопросам искусства, а также распоряжения и инструкции. Имелись отделы-хроники по советскому и зарубежному театру. Он предназначался как информационный и образовательный ресурс для новоиспеченных деятелей искусства.

Структура композиции была закрепленной, строго соблюдалась, менялся лишь визуальный элемент (рисунок или фото). Здесь дополнительно отсекается лишняя информация и остаются лишь название издания, лозунг и номер выпуска. В 1925 оформление претерпевает кардинальные изменения. Художником конструктивистских обложек становится актер и художник Пётр Степанович Галаджев. [5] В зимних выпусках — это шрифтово-фигурная авангардная композиция с названием на иностранных языках. Затем она преобразуется в рамку с четкими рублеными формами. Интересно, что верхняя её часть напоминает восклицательные знаки. Такая сетка и останется в применении, обрамленное ей фото будет обрабатываться под стать стилю — отсекается лишнее, добавляются графические элементы.

Журнал «Вестник искусств». Выпуски № 2, 7. 1925 г.

Журнал «Вестник искусств». Выпуски № 3-4, 7. 1926 г.

«Новый зритель» (1924-1929)

Новое пролетарское искусство подразумевало и переход рабочего от обывателя к созерцателю. Поэтому важно было обратить внимание на нового зрителя, категории, состоявшей из широкой массы трудящихся.

«Новый зритель» — это еженедельник, поэтому основной составляющей была скорость создания выпуска. В связи с этим созданная рамка не менялась в течение долгого времени, и в неё помещались фото. Постепенно на обложках стали появляться кадры с постановок, декорации, иллюстрации.

Original size 2480x921

Журнал «Новый зритель». Выпуски № 2, 40, 3, 9. 1924 г.

Обложки имеют общую систему, определенную рамку. Однако, есть и различия внутри этой системы. Так, некоторые цифры имеют блочную, модульную систему, в то время как другие не такие (обратите внимание на номера выпусков). К тому же, закрепленная структура позволяет читателю привыкнуть к изданию, ожидать что-то знакомое.

Журнал «Новый зритель». Выпуски № 13, 39. 1924 г.

Как уже упоминала ранее, фото перемежались другими видами изобразительного искусства. Например, необычен детализированный и сложносочинённый коллаж-плакат нового фильма в выпуске № 39.

Далее, в 1925 году, начались поиски новых визуальных решений. Некоторые элементы предыдущей рамки сохранялись, но шрифт и расположение элементов варьировались.

Журнал «Новый зритель». Выпуски № 5, 17. 1925 г.

Журнал «Новый зритель». Выпуски № 19, 22. 1925 г.

С № 19 по № 40 снова обновляется дизайн обложки. Теперь она очень минималистична, название издания небольшое, кроме него лишь номер и цена. Центр всего — изображение. Это графика, схемы, фото. В пространстве обложки стало много «воздуха».

Журнал «Новый зритель». Выпуски № 35, 49. 1925 г.

В обложках журналов уделяется внимание разным культурам. В некоторых выпусках рассказывается о традициях театра других стран.

В № 40 используется необычный приём — крупный номер помещается за заголовком полупрозрачным цветом. Благодаря этому внимание направляется одновременно на оба элемента. Заметно появление динамичных композиций, подчёркивающихся линиями.

Журнал «Новый зритель». Выпуски № 40, 52. 1925 г.

Таким образом, в дизайне театральных выпусков прослеживается тяготение к минималистичным, но выразительным приёмам в оформлении. Одновременно с сокращением текстовой информации происходит увеличение пространства для визуальной.

Литература и сатира

Литературно-сатирический журнал «Прожектор» выходил с 1922 по 1935 год. Журнал не только критиковал, но и просвещал. Через сатиру он учил, что хорошо, а что плохо с точки зрения строительства социализма. Он распространял политические и культурные идеи в доступной и зачастую развлекательной форме, что было важно для малограмотного рабочего и крестьянского населения. Сатирические рассказы, фельетоны и карикатуры были призваны не только смешить, но и учить, воспитывать в духе коммунистических идеалов.

Original size 2480x1110

Журнал «Прожектор». Выпуски № 1, 2, 3. 1925 г

Компоновка первых обложек поддерживает название журнала. Из края листа исходят абстрактные лучи, которые высвечивают главное изображение выпуска. Название также написано по дуге, что поддерживает динамику лучей. В последующих выпусках наряду с фотографией будет появляться сатирическая иллюстрация.

Журнал «Прожектор». Выпуски № 8, 10. 1925 г

Продолжается тенденция к избавлению от лишнего, теперь практически всю площадь занимает визуал. От прошлого оформления остаётся закругленный вид названия. Акцент на картинке больше интригует читателя, позволяя ему зацепиться за образ. С выпуска № 14 меняется и вид названия. Теперь это прямая надпись, выведенная заглавными буквами. Обложка создаёт общее впечатление сдержанности.

Журнал «Прожектор». Выпуски № 14, 15. 1925 г

«Лапоть» — периодическое сатирическое издание, существовавшее с 1924 по 1931 г. Он был одним из инструментов советской пропаганды и агитации, специально ориентированным на крестьянскую аудиторию. Журнал отличался простым, доступным языком, обилием ярких, понятных карикатур и иллюстраций. Благодаря выдуманности юмористических зарисовок, обложки можно было заполнять карикатурами. Такие иллюстрации и стали основным видом оформления.

Original size 2480x1813

Журнал «Лапоть». Выпуск № 1. 1926 г

Original size 2480x1110

Журнал «Лапоть». Выпуски № 2, 4, 11. 1926 г

Сатирические журналы были самым понятным и лёгким видом чтения. Они были популярны среди широкой аудитории, и поэтому транслировали новые культурные и идейные ценности. Чем более несерьёзным было содержание, тем сильнее можно было разгуляться в оформлении обложки. Всё меньше места отдавалось тексту и больше — фото или разноцветным и ярким рисункам.

Вывод

Обложки журналов Пролеткульта имели задачу зацепить широкого читателя и при этом быть понятными для простого народа. Проанализировав ряд визуального материала разного направления и времени, можно заметить, как менялся дизайн обложки от сдержанности до более смелых подходов, тем не менее сохраняющих лаконичность. Даже в рамках одного издания менялась структура, применялись разные подходы: коллаж, эксперименты со шрифтом, добавление цвета. Больше пространства стало отдаваться визуальному элементу. Эти изменения отражают становление пролетарского искусства в целом, его популяризацию. Чем увереннее оно себя чувствует, тем смелее выглядят обложки. А также это свидетельствует о том, что рабочий класс стал более восприимчив к новым формам искусства.

Bibliography
Show
1.

Крюкова, Г. А. Пролеткульт и Рабочий университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://relga.ru/articles/7183/ (дата обращения: 19.11.2025)

2.

Пролеткульт и искусство авангарда. Секция 1 [Электронный ресурс]: онлайн-курс / Библиотека им. Н. А. Некрасова. Режим доступа: https://electro.nekrasovka.ru/courses/39 (дата обращения: 19.11.2025).

3.

Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. Режим доступа: http://lib.sptl.spb.ru/ru (дата обращения: 19.11.2025)

4.

Пролеткульт и Рабочий университет [Электронный ресурс] / ИА Красная Весна. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/article/proletkult-i-rabochiy-universitet (дата обращения: 19.11.2025).

5.

Вестник работников искусства, 1920-1926 [Электронный ресурс]: журнал / Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. Режим доступа: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1227-vestnik-rabotnikov-iskusstva-1920-locale-nil-1926 (дата обращения: 19.11.2025).

6.

Пролеткульт [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82 (дата обращения: 19.11.2025).

Обложки журналов Пролеткульта
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more