Original size 1179x1611

Незаметная трагедия в деталях живописи Питера Брейгеля Старшего

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАТОР

I. Концепция II. «Фламандские пословицы» 1559 год III. «Падение Икара» 1558 год IV. «Охотники на снегу» 1565 год V. Заключение

I. КОНЦЕПЦИЯ

Питер Брейгель Старший (1525–1569 гг.) — нидерландский живописец эпохи Северного Возрождения. Он является одним из моих самых любимых художников, потому что я получаю огромное удовольствие подолгу рассматривать картины и каждый раз находить что-то новое в них, например новые детали и смыслы. И одной из главных узнаваемых черт художественной практики Брейгеля Старшего является как раз таки почти дотошная детализация. На его картины нельзя взглянуть и сразу понять их значение, понять, что хотел сказать зрителю автор. Их необходимо долго рассматривать и изучать, а копаться в символах и их значениях — можно бесконечно. Этим они меня и привлекают. Про детали его живописи, а именно про то, как мастерски фламандский живописец и один из самых ярких представителей Северного Возрождения — Питер Брейгель Старший умел через маленькие фрагменты на своих полотнах доносить до зрителя всю суть произведения и незаметно показывать серьезную трагедию, которая происходит в обществе и пойдет речь в моем визуальном исследовании. Мне всегда было интересно узнать о том, что скрывается за крошечными фигурками людей на картине «Фламандские пословицы», за их странными позами, совершенно непонятными действиями или же яркой одеждой. Что хотел нам сказать автор, о чем хотел предупредить через них? Узнать о чем на самом деле прекрасный зимний пейзаж «Охотники на снегу», ведь если его написал Брейгель, то работа не может быть просто визуально красивой и радовать глаз, она, наверняка, скрывает проблему человечества, которая находится гораздо глубже. Или же понять, почему на картине «Падение Икара» самого Икара можно заметить только в том случае, если начать приглядываться. Он разве не должен быть на переднем плане или хотя бы его фигура должна быть более заметна на картине, посвященной сюжету, с которым Икар связан напрямую? Ведь речь о его падении. На все эти вопросы я хочу ответить в своем визуальном исследовании. Меня всегда интересовала яркая, цепляющая взгляд, особенная, наполненная символами и тайнами живопись Брейгеля. Поэтому главной задачей моего исследования является изучить детали одних из самых известных работ великого мастера, узнать истинный смысл этих полотен, понять, в чем заключается трагедия Брейгеля и как он ее так по-особенному, незаметно для зрителя изображает?

big

Портрет Брейгеля, приписывается Яну Вириксу, 1572 год

Мое визуальное исследование будет структурировано на 3 части, точнее на 3 картины: «Фламандские пословицы» 1559 года, «Падение Икара» 1558 года и «Охотники на снегу» 1565 год. Рассмотрим их поближе, изучим детали, увидим, в чем заключается трагедия каждого полотна и поймем, что нам хотел сказать Питер Брейгель Старший.

Для написания моего исследования я использовала такие текстовые источники, как: современные научные материалы и различные статьи, посвященные глубокому изучению деталей живописи Питера Брейгеля Старшего, книги авторитетных искусствоведов и историков, образовательные видео и подкасты.

При выборе материала для визуального исследования я отдала предпочтение своим любимым работам Брейгеля и их фрагментам, которые я сама люблю часто рассматривать и изучать.

II. «Фламандские пословицы» 1559 год

Original size 2824x2000

«Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Поначалу кажется, что перед нами простая ироничная картина, описывающая повседневную в основном крестьянскую жизнь людей с прекрасным и детализированным пейзажем на фоне, свойственным мастерам Северного Возрождения. Мы можем посмеяться с того, как люди заделывают дырки на крыше пирогами, целуются под метлой, рыбачат без сети, привязывают дьявола к подушке или же бьются головой об стену. На первый взгляд это выглядит забавным. Но проблематика этого художественного произведения гораздо глубже, чем кажется. На полотне Брейгель изобразил более ста пословиц и поговорок, которые словно оживают перед нами. На «Фламандские пословицы» можно смотреть бесконечно и каждый раз находить что-то новое. Но главная суть картины навсегда останется неизменной. И она актуальна даже сейчас, спустя полвека! Все дело в человеческой глупости.

Питер Брейгель Старший насмехается над всем миром, в котором имеют огромную власть лжепророки и поддельные авторитеты. С помощью такого сатирического изображения реальности, множества образов людей, обличенных в пословицы и поговорки, а также скрупулезной детализации Брейгель показывает, что на самом деле происходит настоящая человеческая трагедия прямо у нас на глазах, но ее как будто никто не замечает. Трагедия человеческой глупости и бессмысленности. Или же это стало настолько обыденным явлением и нормой для общества, что люди выбирают равнодушие осознанно?

Предлагаю рассмотреть полотно поближе и увидеть детали, в которых и кроется главный смысл произведения. Сразу захватывает внимание зрителя дом с крашей, дыры которого заделывают в прямом смысле пирогами. Брейгель здесь изображает голландскую пословицу «крыть крышу сладкими пирогами», что означает жить в богатстве и тратить деньги впустую. Опустив, взгляд ниже, можно заметить один маленький глаз на стене дома — это знаменитое выражение «у стен есть уши», только в Нидерландах речь идет о глазах. Падающие карты — поговорка «как карта ляжет», два человека держат друг друга за нос — «водить друг друга за нос» (обманывать). Также можно заметить выражение «мир перевернулся верх тормашками» (перевернутый глобус с крестом). Чуть выше взгляд падает на целующуюся пару под метлой. «Выставить метлу» обозначает веселиться пока никого нет дома, а поцелуй пары — «жениться под метлой», что говорит о сожительстве без брака. Ниже видим человека, который «смотрит сквозь пальцы» (специально не замечает чего-то плохого). Рядом с ним находится деревянная обувь, символизирующая напрасное ожидание чего-либо.

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Если посмотреть чуть правее на картине можно увидеть человека с перевязанной щекой — поговорка «иметь зубную боль за ушами». Она обозначает то, что человек симулирует и, на самом деле, не испытывает никакой боли. Помимо этого, он «мочиться на Луну» — бесполезно тратит время и прилагает бессмысленные усилия. Рядом женщина «бреет дурака без мыла» — то есть дурит его. Сзади них стоят «два дурака под капюшоном» — символ того, что общество любит глупость. Из окна, где они стоят, «растёт ветка» — означает что-то, что невозможно скрыть от чужих глаз.

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Сверху видим человека с поднятыми руками, у которого горит зад — обозначает «бегать, как будто задница горит» (пребывать в большой беде). Рядом так же бегут свиньи — «если открыты ворота, свиньи бегут в хлева» (легкомыслие порождает серьезные последствия). Наверху на крыше человек стреляет из арбалета, он делает одно ненужное действие дважды «выстреливает вторым болтом, чтобы поймать первый». А в правой части этого фрагмента мужчина играет на скрипке в клетке — то есть «играет у позорного столба» (делает акцент на плохих поступках кого-либо).

Original size 1059x1134

Фрагмент картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Теперь акцентуируем наше внимание на левом нижнем углу. Там мужчина «грызет зубами колонну» — обозначает его притворную набожность. Рядом женщина «привязывает дьявола к подушке» говорит об ее сильном упорстве, которое не имеет границ, и умении договориться со всеми без исключения. А вот уже другая женщина, стоящая неподалеку — двулична, так как «несет в одной руке огонь, в другой воду». Также видим человека, который «бьется головой об стену» (символизирует его безвыходное положение), свинью, которая пытается вытащить затычку из бочки — говорит о катастрофе из-за разгильдяйства.

Original size 1031x1049

Фрагмент картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Можем заметить мужчину, одетого в железо и с ножом в зубах («быть вооруженным до зубов»). Он «кусает железо», что означает бесцеремонно врать. Он также занят делом — «привязывает коту колокольчик» (то есть совершает какой-то необдуманный поступок). Есть еще свиньи на картине, их стрижет один мужчина — то есть занимается бессмысленным делом, а второй персонаж рядом с ним так же стрижет, только уже овец, что символизирует привилегии другого человека («кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней»). А человек в красной шапке «трогает кур» — занимается чем-то без определенного плана и какого-либо исхода, у его действий нет цели.

Женщина в красном платье (символизирует ее греховность) надевает на своего мужчину голубой плащ (говорит о его глупости, его здесь обманывают). Скорее всего, в этой сцене речь идет о женской измене. А другой персонаж рядом уже с лопатой «закапывает колодец только после того, когда теленок уже утонул» — предпринимает какие-либо действия, когда беда уже случилась.

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Поднимем глаза выше и увидим персонажа, который «пускает перья по ветру» — прикладывает бессмысленные усилия, человека с мухобойкой, он пытается «убить двух мух сразу» — сделать два дела в одно время. Женщина «смотрит на аиста» из окна — живет в удовольствие, ведет праздный образ жизни.

Ниже мужчина «целует дверную ручку» — это означает быть очень услужливым человеком. А другой мужчина, который находится еще чуть ниже, «рыбачит мимо сети» — упускает хорошие возможности, которые дает ему жизнь.

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Если посмотреть правее, на воду, можно увидеть моряка, который «легко идёт по ветру» (то есть извлекает выгоду из условий, в которых находится). А если приглядеться еще лучше, можно заметить маленький глаз, изображенный на парусе — это бдительный моряк следит за ситуацией («держит глаз на парусе»).

Также левее изображена совсем маленькая старушка, которая бежит от собак — изображение поговорки «страх заставил бабушку побегать» — то есть неожиданные обстоятельства, которые открывают новые возможности и раскрывают характер человека. И вдалеке еще есть изображение пословицы «когда слепой ведёт слепого, они оба упадут в яму» — нет смысла идти за человеком, который сам ничего не знает.

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

На последнем фрагменте мы видим старуху, которая пытается «приделать Христу искусственную бороду», что означает жить не по совести. Выше изображен мужчина в шлеме, он «сидит на углях» (то есть нетерпелив к чему-то). Левее видим человека, который находится в явно неудобном для него положении с головой в неком глобусе (т.е. мире). Он «готов согнуться, чтобы войти мир», что означает его готовность опозорить себя или как-то унизиться для достижения успеха в жизни. Но как раз таки этот самый «мир» крутит на пальце человек рядом, у которого, видимо, есть особые привилегии в жизни в отличие от персонажа в странной позе.

В углу мы видим мужчину, который с двух сторон пытается дотянуться до хлеба, но никак не может его достать — этот персонаж символизирует поговорку «сводить концы с концами». А человек левее от него пытается собрать кашу, которую сам и разлил, но попытки безуспешны — эта сцена показывает зрителю, что ничего уже нельзя вернуть обратно.

Original size 1032x620

Фрагмент картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Фрагменты картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

Original size 981x660

Фрагмент картины «Фламандские пословицы» Питер Брейгель Старший, 1559 год

III. «Падение Икара» 1558 год

Original size 2503x1600

«Падение Икара», Питер Брейгель Старший, 1558 год

А на этом полотне Питера Брейгеля Старшего трагедию совсем не видно. Взглянув на работу впервые, не сразу можно найти самого Икара. Но если приглядеться в правом нижнем углу мы заметим его ноги, торчащие из воды. Брейгель показывает зрителю только ноги самого главного персонажа на картине, а на фон выносит второстепенных героев, которые не имеют никакого особого значения в этом мифологическом сюжете. Это сюжет про Икара, который не послушал своего отца Дедала, взлетел высоко к солнцу на своих крыльях, а в итоге упал в море и утонул, так как сами крылья были сделаны из воска. Кстати, и отца Икара — Дедала, который и смастерил эти самые крылья тоже нет. Вместо главных героев, на переднем плане мы видим пастуха, взгляд которого направлен высоко в небо (так мы понимаем, где на самом деле сейчас Дедал), пахаря, рыбака и матросов на корабле. Но все они заняты своей повседневной рутиной и не обращают ни малейшего внимания на личную трагедию Икара, они ее даже не замечают.

Original size 1179x1106

Фрагмент картины «Падение Икара», Питер Брейгель Старший, 1558 год

Фрагменты картины «Падение Икара», Питер Брейгель Старший, 1558 год

Им все равно, герои просто продолжают жить свою жизнь. Кроме маленькой птицы — куропатки, которая смотрит, как тонет Икар. Детали у Брейгеля всегда имеют значение, и этот случай не является исключением. По легенде, Дедал убил своего ученика и племянника Пердикса, потому что завидовал его способностям и боялся, что тот его превзойдет. Это убийство увидела Афина и дала Пердиксу жизнь, но только уже в теле куропатки. Таким образом, возможно, эта птица целенаправленно смотрит на то, как умирает сын Дедала и в душе радуется такому исходу.

Икар умер из-за стремления к своей мечте, он хотел чего-то большего, возвышенного и обжегся об солнце, которое постепенно уходит за горизонт, заканчивая этот день. Оно так же равнодушно к смерти Икара и к тому, что по сути является главным виновником этого события — его смерти.

Фрагменты картины «Падение Икара», Питер Брейгель Старший, 1558 год

От картины веет повседневной рутинной жизнью без каких-либо особых радостей, желаний и удовольствий. Только каждодневный тяжелый труд. Поэтому и смерть в погоне за мечтой людей не удивляет, они просто ее не замечают, так как слишком заняты своим делом, да и смертей в то время было слишком много. Для людей на картине было бы странным из-за этого изменить свое привычное течение жизни, поэтому трагедия остается незаметной, а герои равнодушными.

IV. «Охотники на снегу» 1565 год

Original size 1280x910

«Охотники на снегу» Питер Брейгель Старший, 1565 год

Это моя любимая картина Брейгеля из шести в цикле «Времена года». Здесь лучше всего прослеживается трагедия, которая происходит и человеческое равнодушие к ней. Несчастья абсолютно никто пока не видит или не хочет видеть. Рассмотрим подробнее эту работу, так как здесь важна каждая, даже самая маленькая деталь. На картине изображен зимний период, примерно декабрь–январь. Перед нами прекрасный заснеженный пейзаж, которой мы наблюдаем с высоты птичьего полёта. Охотники с истощенными гончими собаками возвращаются домой с охоты, но без еды. Только одна худая лиса, в которой и мяса толком нет. Им придётся столкнуться с реальностью. Зима будет голодная, есть нечего, они пока сами этого не понимают, но усилия охотников тщетны. Природа оказалась сильнее человека. Теперь зритель наблюдает не только пейзаж, он видит картину глубже. Ему передается это ощущение тоски, усталости и непонимания. На фоне люди во дворе жгут мебель, и это не единственный огонь на картине.

Фрагменты картины «Охотники на снегу» Питер Брейгель Старший, 1565 год

Если приглядеться вдали мы можем заметить, как горит дом. Но всем все равно, люди этого не видят. И это самое страшное. Самое страшное, что беда уже наступает, но пока об этом никто не знает. Люди весело проводят время на катке. Некоторые из них остались в такое холодное время без теплого жилища, а некоторые, возможно, умрут с голода. Но пока они находятся в счастливом неведении, весело проводя время за зимними развлечениями. Перед нами несчастье, которое крадется незаметно.

Original size 800x423

Фрагмент картины «Охотники на снегу» Питер Брейгель Старший, 1565 год

Фрагменты картины «Охотники на снегу» Питер Брейгель Старший, 1565 год

Как я написала ранее на полотно мы смотрим как будто с высоты птичьего полёта. И тут для нас есть ловушка в самом центре картины. Ловушка для этого мира и всех его недостатков и сложностей.

Original size 800x599

Фрагмент картины «Охотники на снегу» Питер Брейгель Старший, 1565 год

V. Заключение

В ходе этого визуального исследования мы рассмотрели детали одних из самых известных картин великого фламандского живописца, изучили их значение и уникальный подход Брейгеля изображать несчастье незаметно. Узнали о какой трагедии в них идет речь — трагедии человеческой глупости, бессмысленности и самого страшного — человеческого равнодушия.

В незаметной трагедии Брейгеля есть что-то особенное, ведь если бы она была выставлена на передний план произвело ли бы это на нас настолько сильное впечатление? А заставило бы задуматься? Я так не думаю. Это и привлекает, трагедия становится не центральным событием на картине, а просто фоном из-за человеческого безразличия, с которым Брейгель Старший отказывается мириться, поэтому заставляет останавливаться на его работах и погружаться в них, как можно глубже.

Список источников

Незаметная трагедия в деталях живописи Питера Брейгеля Старшего
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more