
Рубрикатор
Концепция
01. Конструктивная модульность 02. Формальная (геометрическая) модульность 03. Объёмно-пространственная модульность 04. Функциональная модульность
Заключение
Концепция
В современном мире адаптивность, гибкость и персонализация пространства становятся главными тенденциями интерьерного дизайна. Ввиду ограниченности жилой площади и быстрой смены потребностей потребителей модульная мебель становится особенно актуальной. Модульные мебельные системы, в отличие от монолитных, неподвижных гарнитуров, предлагают новые возможности для адаптации и изменения пространства благодаря взаимозаменяемым комбинируемым элементам.
Существует множество подходов к реализации идеи «модульности». Это может быть простая блочная структура или сложная многоуровневая система. Каждый из этих подходов обладает своими качествами и характеристиками, влияющими на функциональность и внешний вид жилого пространства. Понимание этих различий и тонкостей необходимо как для производителя, так и для покупателя.
Целью этого исследования является анализ того, как различные виды модульности влияют на дизайн мебели, а именно на функциональность, адаптивность и эстетическую сторону. Гипотеза состоит в том, что существует несколько типов модульности для различных целей. Исследование состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен одному типу модульности. Конструктивная модульность формирует каркас, который определяет структуру всей системы; формальная (геометрическая) модульность создает визуальный порядок через ритм повторяющихся элементов; объемно-пространственная модульность позволяет собирать предметы мебели из автономных объемных объектов; функциональная модульность позволяет комбинировать различные функции и создавать новые сценарии использования.
Исследование начинается с модулей, находящихся в пределах одного предмета мебели, и переходит к полноценным структурам, где каждый объект играет свою роль (функциональная модульность). Каждый раздел анализируется по одной структуре: описание модульности, примеры и пояснения, краткий вывод.
Из-за ограниченности жилого пространства и потребности в его персонализации спрос на модульные мебельные системы растет, и этим обуславливается их актуальность.
Кроме того, многие примеры, приведенные в исследовании, были созданы в прошлом веке, но при этом они не теряют своей эстетической ценности и сегодня, что делает модульность не кратковременным трендом, а устойчивым принципом и обуславливает актуальность исследования.
В качестве письменных источников были отобраны издания по истории дизайна, каталоги самих производителей, а также интернет-источники. Среди источников публикации компаний «Витсё» (Vitsœ), книги Шарлотты и Питера Филлов, теоретические материалы о дизайне Дональда Нормана и Пэнни Спарк. В качестве источников для изображений были взяты интернет-ресурсы и сайты мебельных производителей.
01. Конструктивная модульность
Конструктивная модульность построена на повторяющихся элементах, являющихся опорой для конструкции, таких как стойки, трубки или рамы. Каркас мебели в этом случае сформирован такими несущими элементами. Конструкция определяет масштаб объекта и его геометрию. Дитер Рамс в каталоге Vitsœ писал о своей системе 606: «структура должна быть настолько ясной, чтобы её можно было расширять бесконечно». Шарлотта и Питер Филл в своей книге «Дизайн XX века» описывают объекты, сконструированные таким образом, как мебель, построенную на архитектурном принципе сеток и каркасов. Таким образом, повторение модуля в конструкции задает визуальный порядок.
Показательным примером конструктивной модульности является система полок «Стринг» (String), которая была разработана в 1949 году Ниссе и Кайсой Стриннинг и считается культовым образцом скандинавского дизайна. Она отличается простотой, элегантностью и универсальностью. Главный элемент конструкции это металлические боковые стенки, несущие роль каркаса и структура. Полки лишь вставляются в эти стенки. Модуль в данном случае это сама лестничная рама, определяющая пропорции мебели.
Ниссе Стриннинг на фоне системы полок «Стринг» (String), 1949.
Ниссе Стриннинг на фоне системы полок «Стринг» (String), 1949.


Ниссе Стриннинг на фоне системы полок «Стринг» (String), 1949. Современные интерьеры.
Культовая полочная система 606 была создана Дитером Рамсом в 1960 году. Она не теряет своей актуальности и по сей день. Полочная система хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Модуль в данном случае определяется алюминиевыми направляющими, на которые вещаются полки и шкафы. Они задают ритм и высоту всей конструкции.
Дитер Рамс, универсальная полочная система 606, 1960.
«Когда мы концентрируемся на основных элементах дизайна, когда мы опускаем все лишние элементы, мы обнаруживаем, что формы становятся: спокойными, удобными, понятными и, самое главное, долговечными.» — Дитер Рамс
Дитер Рамс, универсальная полочная система 606, 1960. Современный интерьер.
Дитер Рамс, универсальная полочная система 606, 1960. Современный интерьер.
Наглядным примером конструктивной модульности является система «ЮСМ Хеллер» (USM Haller), разработанная швейцарским архитектором Фрицем Хеллером в сотрудничестве с компанией USM в 1960-х годах. Система отличается крайней гибкостью и может подстраиваться под разные нужды, расширяясь и адаптируясь под новые сценарии и локации. Она строится на стальных трубках и сферических соединениях, образующих несущий каркас. Любая конфигурация этой системы является вариацией одной и той же модульной сетки.


Фриц Халлер, система «ЮСМ Хеллер» (USM Haller), 1962-1965. Современные решения для разных нужд.
Фриц Халлер, система «ЮСМ Хеллер» (USM Haller), 1962-1965. Пример сборки.
Система «ИВАР» (IVAR) была разработана в 1967 году и стала бессмертной классикой модульного дизайна. Все полки и корзины опираются на несущую единицу в виде вертикальной сосновой рамы. Система позволяет выстраивать высокие стеллажи, секции и зоны на единой конструктивной основе.


ИКЕА, система «ИВАР» (IVAR), 1967. Примеры сборок.
ИКЕА, система «ИВАР» (IVAR), 1967. Пример интерьера.
Современная система хранения «Нью Ордер» (New Order) от дизайнера Штефана Дица уже успела получить признание. Как и в предыдущих примерах, основой системы является каркас, собранный из металлических ножек. Модульность определяется повторением прямоугольных форм, образованных каркасом.
Штефан Диц, система «Нью Ордер» (New Order), 2013


Штефан Диц, система «Нью Ордер» (New Order), 2013. Столы-модули.
Штефан Диц, система «Нью Ордер» (New Order), 2013
Таким образом, для мебели, созданной по принципам конструктивной модульности, главным формообразующим элементом становится каркас. Ритм, размеры секций, пропорции и возможные конфигурации задаются повторяющимся конструктивным модулем вне зависимости от материала, поэтому чаще всего мебель с такой модульностью представляет из себя системы хранения.
02. Формальная модульность
Формальная модульность основывается не на каркасных креплениях или функциональных элементах, а на ритме повторяющихся геометрических единиц, часто похожих друг на друга. В данном случае модуль служит визуальным элементом, создавая графичность и упорядоченность предмета или мебели, не обязательно являясь частью несущей конструкции. Формальная модульность, как и конструктивная, часто используется в системах хранения, где важен визуальный порядок и структурность.
Культовым примером использования формальной модульности является тумба «Картель Компонибили» (Kartell Componibili) 1967 года. Она состоит из открывающихся круглых ячеек, которые можно комбинировать друг с другом, выстраивая «башню», или ставить рядом, создавая из них своеобразную столешницу. В 1970 году этот предмет мебели был выставлен на выставке «Италия: новый домашний пейзаж» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Анна Кастелли Феррьери, тумба «Картель Компонибили» (Kartell Componibili), 1967.


Анна Кастелли Феррьери, тумба «Картель Компонибили» (Kartell Componibili), 1967.
Система «Монтана» (Montana) была разработана датским дизайнером Петером Й. Лассеном в 1982 году. Она строится из закрытых ячеек, которые и являются модулем. Из них можно строить комбинации и размещать на ножках, цоколях, колесиках или крепить к стене.
Петер Й. Лассен, модульная система «Монтана» (Montana), 1982. Современный интерьер.


Петер Й. Лассен, модульная система «Монтана» (Montana), 1982. Детали.
Полипропиленовые ящики Полипропиленовые ящики «МУДЖИ» (PP Drawers MUJI) состоят из прозрачных прямоугольных форм, повторяющихся внутри одной тумбы и создающих визуальный ритм.
Компания «МУДЖИ» (MUJI), Полипропиленовые ящики «МУДЖИ» (PP Drawers MUJI), 1984. Пример в интерьере.


Компания «МУДЖИ» (MUJI), Полипропиленовые ящики «МУДЖИ» (PP Drawers MUJI), 1984. Пример в интерьере.
Модульная система «Стакт» (Stucked) была разработана Жюльеном Де Смедтом в 2008 году. Подобно «Монтане», она состоит из модулей прямоугольной формы, которые можно скреплять между собой и расширять модульную сетку бесконечно. Эта система хранения стала современной классикой.


Жюльеном Де Смедт, система хранения «Стакт» (Stucked), 2008. Примеры конфигураций.
Жюльеном Де Смедт, система хранения «Стакт» (Stucked), 2008.


Жюльеном Де Смедт, система хранения «Стакт» (Stucked), 2008. Примеры конфигураций.
Примером дизайн-решения формальной модульности XXI века также является «Цветной ящик» (Colour Crate), созданный в 2018 году. Ящики из переработанных материалов могут использоваться как по отдельности, так и комбинироваться, превращаясь в тумбу.
Компаний ХЭЙ (HAY), «Цветной ящик» (Colour Crate), 2018. Разнообразие цветов и размеров.


Компаний ХЭЙ (HAY), «Цветной ящик» (Colour Crate), 2018. Использование ящика в качестве тумбы на колесиках.
Таким образом формальная модульность чаще всего используется в системах хранения, где важны структурность и визуальный порядок, создаваемый ритмом повторяющихся элементов.
03. Объёмно-пространственная модульность
Объемно-пространственная модульность основывается на использовании отдельных геометрических блоков, которые могут комбинироваться друг с другом или быть использованы отдельно. Основное преимущество заключается в гиперфункциональности и возможности создания различных мебельных композиций. Такой тип модульности сильно влияет на интерьер: благодаря перестановке элементов можно значительно менять внешний вид пространства и его зонирование.
Примером использования принципа объемно-пространственной модульности является работа уже упомянутого Дитера Рамса «620 Чейр Програм» (620 Chair Programme), которая представляет из себя блоки для сидения, которые функционально превращаются из отдельных кресел в один диван.
Дитер Рамс, «620 Чейр Програм» (620 Chair Programme), 1962. Диван, составленный из блоков-кресел.


Дитер Рамс, «620 Чейр Програм» (620 Chair Programme), 1962. Блоки-кресла.
Диван «Камалеонда» (Camaleonda) был разработан итальянским дизайнером Марио Беллини. Каждый блок этого дивана несет свою функцию: сидение, спинка, угол, блок-переход. Модули могут собираться в разные конфигурации либо использоваться отдельно, в зависимости от той функции, которая необходима пользователю.
Марио Беллини, модульный диван «Камалеонда» (Camaleonda), 1970.


Марио Беллини, модульный диван «Камалеонда» (Camaleonda), 1970. Примеры сборки.
Еще одним примером объемно-пространственной модульности является диван «Маджонг» (Mah Jong), разработанный Хансом Хопфером в 1971 году. Название дивана отсылает к китайской игре маджонг, которая состоит из плиток. Модули дивана это независимые мягкие элементы, которые можно свободно комбинировать в сидения, лежаки или угловые зоны.
Ханс Хопфер, модульный диван «Маджонг» (Mah Jong), 1971.


Ханс Хопфер, модульный диван «Маджонг» (Mah Jong), 1971. Варианты расположения.
Ханс Хопфер, модульный диван «Маджонг» (Mah Jong), 1971. Вариант расположения.
Модульный диван «Того» (Togo), как и предыдущие примеры, состоит из модулей, которые можно использовать как отдельные кресла. Он известен своей мягкой конструкцией без жесткого каркаса и низким силуэтом.
Мишель Дюкаруа, Диван «Того» (Togo) 1973. Современный интерьер.
Мишель Дюкаруа, Диван «Того» (Togo) 1973. Современный интерьер.
Модульные диваны «Витра Алкоув Хайбэк» (Vitra Alcove Highback) были разработаны братьями Ронаном и Эрваном Буруллеками. Главной идеей проекта является создание «комнаты внутри комнаты». Стенки дивана создают уединенные закрытые пространства, которые по желанию могут расширяться посредством разной конфигурации элементов-ячеек.
Ронан и Эрван Буруллеки, «Витра Алкоув Хайбэк» (Vitra Alcove Highback), 2006.
Ронан и Эрван Буруллеки, «Витра Алкоув Хайбэк» (Vitra Alcove Highback), 2006.
Таким образом, этот вид модульности больше всего подходит для трансформируемых предметов для сидения: кресел, диванов, пуфов. Благодаря объемно-пространственной модульности блоки могут организовывать новые предметы мебели или даже небольшие пространства внутри помещения.
04. Функциональная модульность
Мебель, сконструированная по принципу функциональной модульности, создана таким образом, что каждый модуль в ней выполняет определенную задачу. В таких системах модули являются самостоятельными единицами, и итоговое построение системы зависит не от каркаса, а от функций, которые пользователь хочет собрать вместе. Объединяя различные функциональные модули, можно создавать новые сценарии использования: превращать отдельные части в рабочую поверхность, место для сидения, зону хранения и так далее. Такой тип модульности ориентируется не на жесткую конструкцию, а на адаптацию к текущим потребностям пользователя.
Элементы одной функциональной системы могут различаться, однако будут обязательно дополнять друг друга. Компания «Герман Миллер» (Herman Miller) разработала отдельные модульные ячейки для офисных работников «Экшн Офис» (Action Office), которые содержат в себе функциональные модули в виде кресел, шкафов и рабочих зон, которые могут комбинироваться и занимать любое пространство.
Компания «Герман Миллер» (Herman Miller), модульная мебель «Экшн Офис» (Action Office), 1964.
Компания «Герман Миллер» (Herman Miller), модульная мебель «Экшн Офис» (Action Office), 1964.
Компания «Герман Миллер» (Herman Miller), модульная мебель «Экшн Офис», 1964. Рисунок-схема.
Еще одним примером офисной функциональной модульной системы является рабочая среда «Кнолл Антенна» (Knoll Antenna) от компании «Антенна Дизайн». Рабочая среда компонуется из столов, кресел, шкафов для документации и других модулей, создавая адаптивную систему для офисов и иных пространств.


Антенна Дизайн, рабочее место «Кнолл Антенна» (Knoll Antenna), 2010.
Антенна Дизайн, рабочее место «Кнолл Антенна» (Knoll Antenna), 2010.
Офисная система «Ризолв» (Resolve) работает по похожему принципу и состоит из модулей, которые формируют рабочее пространство и помогают расходовать место в офисе максимально рационально благодаря всевозможным вариантам построения.


Айше Бирсель, офисная система «Ризолв» (Resolve), 1999. Объемные модели возможных конфигураций.
Помимо офисных пространств частой локацией для мебели с функциональной модульностью становится кухня. Примером являются кухни компании ИКЕА, такие как «ЭНХЕТ» (ENHET). Модули разделены по функциям и могут быть расположены в любой конфигурации.
ИКЕА, модульная кухня «ЭНХЕТ» (ENHET), 2020.
ИКЕА, модульная кухня «ЭНХЕТ» (ENHET), 2020.
Таким образом, функциональная модульность чаще всего используется в комплексных рабочих пространствах, таких как офисные помещения или кухонные зоны, где важно распределение места под различные нужды.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что модульность в дизайне мебели является не единым принципом, а скорее набором подходов, каждый из которых решает определенные задачи. Конструктивная и формальная модульности идеальны для систем хранения и упорядоченных структур, объемно-пространственная модульность подходит в основном для мягкой мебели, составленной из блоков, а функциональная модульность используется в рабочих пространствах и кухнях.
Разделение модульностей на 4 типа позволило подтвердить гипотезу о том, что модульный дизайн это не единый принцип, а набор разных подходов в проектировании мебели. При этом все эти типы делают мебельные структуры адаптивными: через конструкцию, визуальный ритм, перестановку объемов или функции. Модульность повышает срок службы объекта, ведь он становится универсальным и может быть использован во множестве сценариев.
Таким образом, модульность в дизайне мебели остается актуальным приемом, так как благодаря ей возможно создавать системы, которые могут расширяться, адаптироваться и соответствовать меняющимся запросам потребителя.
Fiell P., Fiell C. Design of the 20th Century. — 1 изд. — Köln: Taschen, 1999. — 768 с.
Fiell P., Fiell C. 1000 Chairs. — 1 изд. — Köln: Taschen, 1997. — 768 с.
Adams М. Vitsœ Catalogue. — 1 изд. — Warwickshire: 2024. — 67 с.
Norman D. The Design of Everyday Things. — 2 изд. — New York: Basic Books, The MIT Press, 2014. — 368 с.
Sparke P. Design in Context. — 1 изд. — London: Bloomsbury Publishing, 1987. — 256 с.
Alexander C. A Pattern Language: Towns, Buildings, Construction. — 1 изд. — New York: Oxford University Press., 1977. — 1171 с.
Heskett J. Industrial Design. — 1 изд. — New York: Oxford University Press., 1980. — 216 с.
https://identity.ae/60-years-of-the-606-universal-shelving-system/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.usm.com/en/collections/usm-haller-system/world-of-plants (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.paraphernalia.gr/shop/product/furniture/shelving/string-system/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.stringfurniture.com/en-gb/series/system/combinations (Дата обращения: 25.11.2025)
https://olsonbaker.com/blog-post-meet-the-designer-nisse-strinning-with-olson-and-baker/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.montanafurniture.com/en/montana/montana-system (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.diezoffice.com/stories/new-order-workspace-elements-for-hay/https://www.diezoffice.com/stories/new-order-workspace-elements-for-hay/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.ikea.lt/en/page/ivar (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.vitsoe.com/gb/620 (Дата обращения: 25.11.2025)
https://enlineabarcelona.com/en/product/camaleonda/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.vntg.com/304225/roche-bobois-mah-jong-sofa-in-missoni-design-by-hans-hopfer-1970s/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.roche-bobois.com/de-DE/produkt/mah-jong-outdoor-chaise-longue-sitzkissen/3442.html (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.muji.eu/products/walnut-shelving-unit-3-x-2-8071 (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.wired.com/2014/04/how-offices-accidentally-became-hellish-cubicle-farms/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://officesnapshots.com/products/antenna-workspaces/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.kartell.com/gb/en/ktgb/shop/product/componibili-new-colors/kar04966to (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.barthome.shop/en/kartell/19897-kartell-componibili-bio-3-elementi-colore-panna-881698084943.html (Дата обращения: 25.11.2025)
https://ru.socialdesignmagazine.com/mag/products-selection/versatilita-e-stile-come-utilizzare-gli-iconici-componibili-kartell-nellinterior-design/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.muuto.com/products/shop-by-family/stacked-storage-system/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.insidestoreldn.com/products/hay-colour-crate (Дата обращения: 25.11.2025)
https://hejhay.de/products/hay-colour-crate-wheels?variant=43877546819849 (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.muji.eu/products/stackable-pp-storage-drawer-55cm-l-156 (Дата обращения: 25.11.2025)
https://muji.com.au/products/pp-shelf-with-caster-4-drawers?variant=43209742516443 (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.azuremagazine.com/article/how-ligne-rosets-togo-conquered-the-world/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.heals.com/blog/40-years-of-togo/ (Дата обращения: 25.11.2025)
https://www.vitra.com/en-cz/product/alcove?srsltid=AfmBOopxPhGq89z9YUzXzcRLGrxnPJ4YAVa0LDqf-TnRFMQR__EwaVqi (Дата обращения: 25.11.2025)
https://free3d.com/3d-model/detail-herman-miller-resolve-system-with-office-accessories-set-01-3752.html (Дата обращения: 25.11.2025)