Original size 1140x1600

Василий Кандинский и музыка цвета

PROTECT STATUS: not protected
14

ВИЗУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

big
Original size 3167x1017
big

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — русский художник и теоретик искусства, один из основателей абстракционизма. Родился в Москве, учился в Германии и Франции.

Хайо Дюхтинг «Василий Кандинский. Революция в живописи»

big
Original size 628x428

«Искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремлённая сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души»

периодизация: между предметностью и беспредметностью (илл. из книги Хайо Дюхтинг «Василий Кандинский. Революция в живописи»)

Original size 982x733

«Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами» 1913

post

Самые ранние его воспоминания относятся к путешествию в Италию в 1869 году и нарастающей способности воспринимать цвет. В биографической заметке Ступени в числе первых цветов, которые он мог вспомнить, Кандинский назвал светло-сочно-зеленый, белые, карминно-красный, черный и цвет охры.

Эта «эйдетическая» способность цветовой, а позднее общей зрительной памяти, не оставляла его в течение всей жизни и являлась существенным источником творческого вдохновения.

Original size 2218x1606

1901 — 1944

Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм — «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности. Этим уникальным языком форм и цвета Кандинский более обязан романтическому мифу о творении, о появлении нового из хаоса, нежели плоскому геометризму немногочисленных элементарных форм, которым конструктивисты и приверженцы конкретного искусства хотели ограничить свое творчество. Кандинский не просто принимал значительное участие в важнейших событиях современного искусства; он открыл совершенно новое понимание живописи.

Original size 2218x375

«Каждая форма чувствительна, как облачко дыма: незаметнейший, незначительнейший сдвиг каждой из его частей существенно изменяет его»

«Точка и линия на плоскости»

Original size 2218x1601

облако ассоциаций: ключевые слова истории творческого пути

Original size 782x819

«Москва. Красная площадь» 1916

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон».

Original size 1600x1286

«Пестрая жизнь» 1907

В 1909 году Кандинский подразделил картины Причисление к группам словно произвольно

post

В своем учении о цветах он подчеркивал перенятую у Гёте полярность желтого и синего и расширил ее некоторыми характеристиками, основанными на теософских и оккультных штудиях предвоенного времени. Вторым по счету противопоставлением для Кандинского было белое и черное, третьим — зеленое и красное.

Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное и свет — тень), Кандинский в своем курсе по цветоведению для Баухауса делал акцент на физические основы цветового порядка, исследуя прежде всего цветовое трезвучие желтый — красный — синий.

Original size 624x416

1. «Три звука» 1926 2. «Композиция VII» 1913

Original size 920x638

«Композиция VIII» 1923

Original size 1255x1170
Василий Кандинский и музыка цвета
14
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more