Original size 1352x1894

Критика и живой музей-парк будущего: от Канта к спекулятивной музеологии

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 3192x1180

Nicholas Grimshaw, The Eden Project, 2000

Концепция

Современная культура переживает кризис критики. Когда разоблачение перестаёт работать, а дистанция между наблюдателем и объектом рушится, искусство и музей становятся пространствами не анализа, а взаимодействия.

Отталкиваясь от философских моделей И. Канта, Т. Адорно, Б. Латура и Д. Харауэй, работа прослеживает путь критического сознания — от эстетического суждения к этике участия. Если в кантовской традиции прекрасное мыслится как автономное и «цельное без цели», то в посткритической оптике Б. Латура искусство и знание оказываются включёнными в сети отношений, где исследователь и зритель становятся актантами одного процесса. Музей перестаёт быть хранилищем объектов — он становится «полевым устройством», собирающим связи между людьми, технологиями и природой.

big
Original size 3452x1858

Nicholas Grimshaw, The Eden Project, virtual tour

Кризис классической критики, описанный Б. Латуром, пересекается с критикой культуры у Т. Адорно и М. Хоркхаймера, для которых искусство утратило автономию, став частью индустрии символов. Но если франкфуртская школа видела в этом конец эстетики, то постгуманистическая философия, представленная Д. Харауэй, предлагает другой выход — не отказ от критики, а переход к симбиозу. Её понятие sympoiesis («совместное становление») делает возможным переосмысление музея как живой экосистемы, где искусство, наука и биология создают новые формы совместного существования.

Nicholas Grimshaw, The Eden Project, AR Experience «The Weather Maker», 2000

Гипотеза исследования состоит в том, что музей-парк, выстроенный на комбинации кантовского эстетического опыта, латуровской методологии «сборки» и постгуманистических принципов, способен одновременно сохранить критическую дистанцию и включить посетителя как соучастника — таким образом реконструируя публичную функцию искусства в эпоху сетевого капитализма. Материал отобран в порядке «от основания к применению» — философские основания → институциональная критика → теории участия, сопровождаемые визуальными примерами как тест-полями для работы с гипотезой и основаниями для формирования ключевых характеристик музея-парка будущего.

Как изменилось понимание критики — от философской дистанции к практике участия — и как это позволяет переосмыслить музей как живое пространство взаимодействия между человеком, технологией и средой?

Nicholas Grimshaw, The Eden Project, AR Experience «The Living Lens», 2000

Рубрикация

Концепция Введение: понятие «критики» сегодня И. Кант: прекрасное и возвышенное — почему эстетика важна для музея участия. Т. Адорно и М. Хоркхаймер: культурная индустрия и кризис автономии искусства. Б. Латур: Кризис критики. От разоблачения к «составлению»» Д. Харауэй: симпоэзис и киборги Н. Фёдоров: «великое дело» С. Вейль, К. Бишоп: этика участия и практика внимания «Манифест» музея-парка будущего Библиография и список изображений

Введение: понятие «критики» сегодня

«Неужели критика выдохлась?» — вопрос, который задаёт Латур, рассуждая о том, что традиционная процедура разоблачения утратила двигательную силу в новой реальности «мгновенного ревизионизма» и сетевых акторов [1].

Современная культурная сцена демонстрирует одновременно избыток «критики» (в форме разоблачений, мемов, конспирологии) и её конститутивную бессильность: разоблачение больше не конструирует новых общественных согласий и часто уводит в рекурсивную пустоту. Латуровский вопрос переводит задачу с поиска сокрушительной контраргументации на воссоздание новых способов «сборки» отношений между человеческими и нечеловеческими актантами. Можно сказать, музей выступает не уже не как трибунал для объектов-свидетелей, а как лаборатория отношений и совместного бытия — то, что отражается в названии «живой музей-парк», где критика преобразуется в этику взаимодействия и рефлексии.

Loading...

The Eden Project — биомы как музей-парк, где демонстрация природы совмещена с образовательными элементами и архитектурой. Использование AR-технологий стимулирует эстетику участия как новую форму мышления и этики.

Loading...

Кант: прекрасное и возвышенное — почему эстетика важна для музея участия.

«Прекрасное есть то, что нравится в простом суждении; ибо ничто не присоединяется к предмету как представление понятия». По Канту, эстетическое суждение — это форма автономного опыта, «целеобразности без цели» [2].
Original size 3738x2549

Аллом, Лувр, XIX в.

Original size 1600x1064

Музей Эрмитаж, 2010

Для музея-храма классической эстетики это объясняло дистанцию: зритель рассматривал объект «как цельную форму без цели». Роскошные залы, симметрия, музейная «тишина» — визуальные маркеры автономности эстетического суждения: зритель смотрит, но не действует. В случае с музеем-парком важно сохранить его способность пробуждать рефлексию: остаётся момент сосредоточенного внимания, но с переводом его в практику, где эстетическое переживание становится основанием для этики участия. Субъект больше не просто судит, а включается в сеть отношений.

Turrell, Skyspace, 2003

Трансцендентальное воображение у И. Канта — практический механизм синтеза, позволяющий ощущению трансформироваться в эстетическое суждение. Эстетическое переживание здесь — результат активности, поэтому проектировщику пространства следует иметь в виду, какие стимулы и какие паузы дают посетителю возможность этот синтез совершить. Д. Таррелл делает этот процесс видимым: проект «Skyspace» работает со светом и пространством так, что привычные категории восприятия сначала растворяются, а затем возникают возможности для нового целостного восприятия — то есть для трансцендентального воображения в действии.

Original size 1763x1175

Turrell, Skyspace, 2003

Когда воображение синхронизируется в группе, эстетическое переживание перестаёт быть приватным и превращается в общественный акт: трансцендентальное воображение становится «коллективным», а музей — пространством политического и социокультурного взаимодействия.

Eliasson, The Weather Project, 2003

Kapoor, Cloud Gate, 2004

Original size 1024x680

Kapoor, Cloud Gate, 2004

Т. Адорно и М. Хоркхаймер: культурная индустрия и кризис автономии искусства.

«Культура стала товаром; культура индустрии воспроизводит пассивность потребителя», дезактивирует её критический потенциал [3].

Франкфуртские критики видели в массовой культуре механизм интеграции и пассивации: искусство перестаёт быть автономной сферой, способной «отражать» общество и становится частью индустрии развлечений. Это даёт критический ресурс для анализа музея-институции как агента репродукции смысла в капиталистическом обществе. Можно сопоставить этот диагностический уровень с латуровской претензией: Т. Адорно показывает механизм «индустрии культуры», Б. Латур — что сами методы разоблачения и функции критики меняются; вместе они помогают выстроить аргумент, почему музей должен переосмыслить свою институциональную роль.

Original size 1480x833

Meow Wolf, Convergence Station, 2021

Индустриализация культурного производства подрывает автономию искусства, превращая его в средство массового консюмеризма и стандартизированного удовольствия. Это наблюдение важно для проекта потому, что оно обозначает риск: интерактивность и иммерсивные технологии могут легко стать техникой капиталистического «увеселения», где зритель выступает лишь как потребитель захватывающего, но поверхностного опыта. Следовательно, задача кураторства в музее-парке защищать структурные условия автономности переживания: от проектирования фасилитации до прозрачной рефлексии о механизмах вовлечения. «В Диалектике просвещения» звучит предупреждение о том, что участие не равно эмансипации, а может стать новой формой манипуляции, если ее не сопроводить институциональными и этическими ограничениями.

Original size 1400x933

Meow Wolf, Convergence Station, 2021

«Meow Wolf» — коммерческая студия интерактивных иммерсивных сред, пример частной, рыночной иммерсивной модели, где содержание часто подчинено парадигме развлечения и модели дохода.

Kusama, Infinity Mirrored Rooms, 1966/1994; 2013

Приведённые произведения Я. Кусамы показывают напряжение между художественной сложностью и массовой привлекательностью — институциональный пример рисков коммерциализации.

Original size 1200x800

Kusama, Infinity Mirrored Rooms,

Original size 960x640

ZKM | Center for Art and Media Karlsruhe, 1997

«ZKM» — пример институции, где иммерсивность встроена в исследование, архив и долгосрочную кураторскую рефлексию — подходящая модель для «живого» музея-парка будущего.

ZKM | Center for Art and Media Karlsruhe, 1997

Б. Латур: Кризис критики. От разоблачения к «составлению»

Традиционная практика критики, разоблачение, демаскировка, истощила себя как метод и часто превращается в профессиональную привычку, не способствующую решению новых проблем — констатирует Б. Латур [4].

Вместо привычного «разоблачать» Латур предлагает переход к практике «составления»: не разрушать и не только опровергать утверждения, а собирать сети актантов, показывать, как факты становятся «предметами заботы», и работать вместе с этими собраниями, чтобы вырабатывать общие способы существования и ответственности. Критика, которая фокусируется лишь на «разоблачении» односторонних утверждений, часто остаётся внутри процедур академической десакрализации и не создаёт реальных инструментов для коллективного реагирования на общественные проблемы. Б. Латур выступает за собрания актантов — людей, материалы, измерения, истории — и конструирование публичных сцен, где различные точки зрения и мотивации становятся видимыми и могут взаимодействовать.

Making Things Public. Curated by Latour & Weibel, ZKM Karlsruhe, 2005

В музейном контексте переход от разоблачения к составлению означает перестройку роли кураторов и институций: вместо того чтобы быть лишь судящим, музей становится площадкой, на которой предметы, сообщества и технологии находятся в процессе совместного создания смыслов, траекторий путей решения обозначающихся проблем. Экспозиции, которые Б. Латур курировал на ZKM, служат прямой демонстрацией этой методологии. Для музея-парка это подводит к проектированию пространств и протоколов, где сами объекты (растения, датчики, инсталляции, записи) и люди выступают соавторами политических и этических нарративов, а не только предметами показа.

Critical Zones. Observatories for Earthly Politics, Curated by Latour & Weibel, ZKM Karlsruhe, 2020

Original size 4015x2241

Critical Zones. Observatories for Earthly Politics, Curated by Latour & Weibel, ZKM Karlsruhe, 2020

Eliasson, Ice Watch, 2018

«Ice Watch» — пример искусства, которое собирает материал, данные науки, политики и публику в одной сцене; работа создает условия совместного наблюдения и заботы о проблеме.

Д. Харауэй: симпоэзис и киборги Н. Фёдоров: «великое дело»

«Симпоэзис — простое слово; оно означает „делание-вместе“. Ничто не создаёт себя само по себе; ничто не является полностью автопоэтическим или самособирающимся» [5].

Д. Харауэй вводит образ киборга как политический и методологический инструмент, а позже — понятие исмпоэзиса -совместного производства/совместного становления. В контексте музея-парка это означает, что природное не только демонстрируется, но и совместно производит культурный опыт.

Симпоэзис у Д. Харауэй — это методологическое и этическое утверждение: организмы и системы вырастают в совместных процессах, рассматривается жизнь как совместное становление. В отличие от идей о индивидуальной самоорганизации, симпоэзис подчёркивает кооперацию как фундамент. Эта мысль центральна: если музей-парк рассматривает природу как «участника», то он не должен только демонстрировать, но проектировать сценарии, где растения, микроорганизмы, алгоритмы и люди действительно влияют друг на друга и вместе участвуют в опытах.

Д. Харауэй настаивает на ответственности в отношениях с иными видами: симпоэзис предполагает, что мы отвечаем за совместное со-становление. В кураторском контексте это подчеркивает важность взятия на себя правил ухода, долгосрочных обязательств, прозрачных протоколов взаимодействия (кто ухаживает за объектами, как собираются данные, например, с биосенсоров, каким образом доступны и кем используются эти данные.

Original size 2400x1351

MycoTree, Block Research Group / ETH, Seoul Biennale, 2017

Проект «MycoTree» репрезентрует, что живые материалы можно применять инженерно и кураторски для общественных и музейных пространств.

Hy-Fi, The Living, MoMA PS1, 2014

«Hy-Fi» — пример архитектуры как компостируемого процесса: материал рождается, служит, возвращается земле. Для музея-парка это шаблон циклической экономики инсталляций и политика ухода за материалом.

Н. Фёдоров предлагает иную, но созвучную теме перспективу — его идея «великого дела» ставит вопрос ответственности перед будущими поколениями и предлагает коллективное преобразование. Если «живой» музей-парк становится производителем экосистем и технологических сред, то ему следует мыслить институционально о долгосрочном уходе, наследовании и памяти. Постгуманистская симпойезисная практика Харауэй дополняется у Фёдорова требованием институционализированной заботы во времени. Музей выступает как место долгосрочной ответственности, где кураторские решения рассматриваются в перспективе поколений [7].

С. Вейль, К. Бишоп: этика участия и практика внимания

«Внимание есть самая редкая и чистая форма щедрости» — С. Вейль [8].

С. Вейль формулирует понятие внимания как особого состояния восприятия: не простую сосредоточенность, а «пассивную открытость» — внутреннее опустошение, в котором субъект отказывается от преждевременных смыслов и ожиданий. Практически это значит, что посетителю-участнику важно обеспечивать условия, в которых он может действительно «остановиться», отпустить привычные категории и позволить объекту «проявиться» в собственной правде. Это состояние — не пассивность, а этическая дисциплина: готовность быть изменённым опытом, вместо его преждевременного осмысления.

B. Viola, The Reflective Pool, 1977-1979; The Veiling, 1995

Концепции С. Вейль соответствует подход Б. Виолы к созданию видео-арта. Художник намерен «давать время зрителю, чтобы он творил собственное путешествие» [9]. Происходит растягивание времени как техника обучения вниманию; тело и время становятся инструментами рефлексии.

Original size 3228x1570

B. Viola, The Dreamers, 2013

B. Viola, Ascension, 2000

R. Tiravanija, untitled (free/still), 1992-1995

«Untitled (free/still)» выстроен как совместный приём посетителей риса с карри — пример партисипативности, требующей фасилитации и документации.

К. Бишоп предостерегает против восприятия участия как самоцели: партисипативность сама по себе не гарантирует политической или художественной значимости. Участие должно быть художественно сложным, институционально оформленным и документированным; необходимо проектировать фасилитацию, протоколы участия и механизмы аналитической рефлексии, иначе оно превращается в риторику вовлечения и PR-феномен. На практике это требует у кураторов трёх обязательных операций: проектной эстетической сложности, продуманной фасилитации, документации и критической переработки результатов. Только тогда результат участия сохраняет политический и художественный вес [10].

Original size 0x0

T. Bruguera, Tatlin’s Whisper, 2009

«Tatlin’s Whisper» — пример политического партисипативного перформанса и его документирования.

Критика и живой музей-парк будущего: от Канта к спекулятивной музеологии
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more