
Концепция фестиваля на территории историко-кинематографического комплекса крепости вокруг декораций к фильму «Кочевник».

Цели и задачи проекта.
1 / Создание сезонного open-air фестиваля в «Городе кочевников», где пространство крепости становится со-автором показа;
2 / Формирование регулярного культурного события с образовательным и индустриальным контуром.
Концептуальные задачи:
1. Показать, как архитектура крепости и ландшафт влияют на кинопереживание и становятся частью кадра; 2. Выстроить «распределённый» опыт: разные площадки крепости — как главы единого сценария от сумерек до рассвета; 3. Укрепить связь с местом: уважительное использование декораций, работа с локальным сообществом и индустрией.
Практические задачи:
4. Запустить регулярный цикл: весеннее открытие, летний ночной формат, осенний блок «ремесло и кадр», зимний сезон покоя; 5. Сделать безопасно и доступно: ветровые лимиты и «план Б»; 6. Развить образовательный и industry-модуль.

«Город кочевников» — это не древняя цитадель, а крупные кинодекорации в средневеково-восточном стиле на берегу реки Или́ в Алматинской области Республики Казахстан.
Он находится примерно в 90 км к северу от Алматы и в 30 км от города Конаев, напротив урочища Тамгалы-Тас.
«Дух места».

Русло здесь широкое и извилистое, с галечно-песчаными косами и низкими пойменными террасами. Декорации размещены на приподнятой надпойменной террасе, что раскрывает длинные виды на зеркало реки и правобережные скалы.
Контраст «плоская водная гладь/террасированная равнина» слева и «крутые скальные фасады» справа задаёт ключевые видовые коридоры места.



Климат района крепости резко континентальный и засушливый: зима холодная и малоснежная, лето жаркое и сухое.
Регион характеризуется высокой продолжительностью солнечного сияния и «жёстким» летним светом, усиливающимся за счёт отражений от зеркала реки.


Тактильные ощущения определяются в первую очередь материалами декораций. «Каменные» и «кирпичные» стены представляют собой кинобутафорию на деревянно-металлическом каркасе с отделкой.
Деревянные лестницы и балки создают сухую фактуру, штукатурные элементы — зернистую поверхность.

Участок на левом берегу Или́ напротив урочища Тамгалы-Тас издавна находился в зоне активных контактов Семиречья.
(Семиречье (каз. Жетісу) — историко-географическая область Средней Азии, расположенная главным образом в Казахстане, частично в Кыргызстане и Китае.Регион простирается между озёрами Балхаш, Сасыкколь и Алаколь на севере и северо-востоке, Джунгарским Алатау на юго-востоке и хребтами Северного Тянь-Шаня на юге.Свое название он получил от семи главных рек: Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепсы, Баскан и Сарканд.)
XIV–XVIII вв. / «открытый буддийский храм».
1965–1980 гг. / плотина и Капчагайская ГЭС.
2004-… / «Город кочевников».

Картина «Кочевник» (режиссёры Сергей Бодров и Иван Пассер) — художественная версия юности Абылай-хана на фоне казахо-джунгарских войн XVIII века; проект стал крупнейшим в истории казахстанского кино на тот момент, премьера казахской версии состоялась в 2005 году. После съёмок декорации законсервировали и начали использовать как самостоятельную туристическую площадку.

Ключевая визуальная архитектура мира фильма была в руках художника-постановщика Милъена «Креки» Кляковича, одного из наиболее титулованных европейских production designer’ов; именно его арт-департамент отвечал за облик крепости/города, планировочные решения под массовые сцены и требования операторской группы.
«Фильмы на историческую тематику: „Мухаммед“, действие которого происходит в VI и VII веках, „Столпы Земли“, действие которых происходит в XII веке, „Тайный проход“, показывающий Венецию XV века, и фильм „Кочевник“, действие которого происходит в Казахстане XVIII века, — все это были серьезные и деликатные проекты, о которых мечтает каждый художник-постановщик.»
— Милъен «Крека» Клякович.
«Город кочевников» = Туркестана + Отырар.

Команда художников привозила образцовый кирпич из Туркестана и по его фактуре/размеру «снимала» отделку ворот, стен и проёмов.
(Туркестан — и историко-географический регион Центральной Азии, и город на юге Казахстана, известный как духовный центр тюркского мира. Отырар — древнее городище в окрестности Туркестана, крупный центр Великого шёлкового пути, разрушенный и ныне представленный археологическим комплексом.)
«Сырдарьинский» городской код.
Город как трёхпоясная крепость: цитадель (арк) → «внутренний город» (шахристан) → рабад (предместья).
Сырдарьинская модель средневекового города: цитадель + шахристан + рабад; периметр со стенами и башнями; главная улица 5–8 м с сетью переулков; материал — пахса и сырцовый кирпич.
(Сырдарья — крупная река Средней Азии ось цивилизации на стыке степи и земледельческих земель: вдоль её русла выросли узлы Шёлкового пути с классической трёхчастной структурой. Здесь сходились торговля, ирригация и военные кампании. Именно этот коридор стал ареной тимуридской и казахской государственности, а Туркестан — духовным центром региона.)


Сильные стороны:
Уникальная визуальная локация. Готовый бренд-якорь. Близость к Алматы/Конаеву. Разнообразие сетов — гибкость маршрутов. Тематическая глубина. Перспективы инфраструктуры).
Слабые стороны:
Декорации — бутафория (дерево + пенополистирол): износ, пожароопасность, ограничение нагрузок. Коммуникации (электричество/вода/канализация). Ветер/пыль/жара степи: комфорт гостей и устойчивость лёгких конструкций. Неоднородное состояние объектов (обветшание). Ограничения на огонь, пиротехнику, конные состязания вблизи декораций.


Территория «Города кочевников» регулярно захламляется бытовыми отходами. Источники — стихийные пикники и фотосъёмки без ответственности, отсутствие постоянных контейнерных узлов и раздельного сбора, нерегулярный вывоз, слабая навигация, а также эффект «разрешённости»: увидев существующие свалки, посетители охотнее оставляют свои отходы.
Степь на экране.
<-> Кино <-> Место <-> Зритель <->
Open-air фестиваль в реальной кинодекорации масштаба города — показ «внутри кадра», где архитектура становится со-автором. В фокусе — кино Евразии, «ландшафтное кино» о степи, пустыне и горах, а также продакшн-дизайн и натурные съёмки. Тон фестиваля — уважение к локальному наследию при международной курации: соединяем силу места, язык кино и профессиональный разговор индустрии.


Идея.
Показ, где зритель оказывается внутри кинопространства: реальная крепость становится со-автором кадра, а степной ландшафт — партнёром драматургии.
Как это работает?
Программа сочетает конкурс, фокус «Евразийские маршруты», короткий метр и ретроспективы; параллельно идут индустриальный модуль (кейсы постановщиков, рынок локаций, питчинги) и обучение (лекции, полевой воркшоп).
Пространство.
Крепость разыгрывает роли площадок: фасад ворот — сцена больших премьер; внутренний двор — тихий кинозал для разговоров; линия стены — ночные подборки и VR; берег — рассветные сеансы; отдельный квартал — Production Design Hub с мастер-классами. Зоны связаны единой навигацией, настилами и комфортом по сезону.
Зачем это городу и людям?
Город получает сильный культурный бренд и приток туризма/индустрии; местное сообщество — регулярную площадку для ремёсел, стажировок и диалога; зритель — новый опыт «кадр внутри кадра» без потери качества и удобства; отрасль — рынок локаций и живые кейсы, ускоряющие новые съёмки в регионе.


Реализованные примеры.

Pula Film Festival — ежегодный хорватский кинофестиваль, основанный в 1954 году. Он проходит в римском амфитеатре Пула и считается старейшим кинофестивалем Хорватии. Помимо открытых для публики показов, на фестивале традиционно вручают национальные кинопремии хорватской индустрии.

DokuFest — крупнейший в Косово международный фестиваль документального и короткометражного кино. С 2002 года проходит в начале августа в историческом центре Призрена, отбирая 200+ фильмов и проводя показы в кинотеатрах и на городских open-air площадках. Kalaja / Fortress Cinema: средневековая крепость на холме превращается ночью в открытый кинозал с видом на город.

Cinecittà Studios — в Риме на постоянных уличных декорациях регулярно проводят частные и публичные события/показы; студия официально позиционирует аутдор-сеты как площадки для ивентов. Это прямой аналог формата «фестиваль у декораций».
Сезонность сценария фестивалей.
<-> 1 / весна / «Открытие сезона» <-> <-> 2 / лето / «Ночи в крепости» <-> <-> 3 / осень / «Ремесло и кадр» <-> <-> 4 /зима / «Сезон консервации» <->


1 / Открытие: яркая церемония → днём — учебные воркшопы на декорациях → вечером — маршрут кинопогружения; один день как цельная арка. 2 / Лето: поздние старты — основной показ у ворот, спецпоказ под стеной, ночной шорт-микс; на рассвете — «тихий» сеанс у реки. 3 / Осень: крепость как учебная улица — днём мастер-классы и «до/после»; вечером — док-показы с Q& A и финальный разбор сцены у стены. 4 / Зима: сезон консервации.


Место: (инфраструктура, постройки, режимы, экраны, техника, сервис)
Кино: Water-Screen Performance — проекция на «водяной экран» (веер из тумана), создающая парящий, полупрозрачный образ над рекой. Проекционный film mapping на стены крепости — короткое интро-шоу перед показами, в котором изображение «подогнано» под геометрию ворот, зубцов и башен, превращая фасады в экран. Иммерсивный театр в рамках фестиваля реализуется как часовой маршрут-спектакль, где крепость — сцена, а зрители включаются в действие.
Зритель: Пешеходный мост через реку рассматривается как сезонная, сборно-модульная переправа, соединяющая площадку фестиваля с маршрутом к Тамгалы/Тамгалы-Тас, чтобы сократить время доступа и расширить программу посещений. Жилые модули предполагаются как гибкая посёлковая структура для команды, гостей и резидентов.
Тема визуального исследования: «Культурный апсайклинг декораций: практики использования постсъёмочных площадок».