Original size 844x1250

От текста к экрану: трансформация образов в «Кладбище домашних животных»

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор 1. Концепция 2. Пересказ романа 3. Экранизация 1989 4. Сиквел 1992 5. Ремейк 2019 6. Приквел 2023 7. Заключение

Концепция

В своём исследовании я обращаюсь к роману Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» и его экранизациям 1989, 1992, 2019 и 2023 годов. Эти произведения образуют редкий для массовой культуры случай: один литературный первоисточник породил несколько визуальных трактовок, созданных разными авторами, в разное время и в разных эстетических контекстах. Благодаря этому история Кинга существует как набор постоянно меняющихся визуальных образов, позволяющих сравнивать художественные подходы, культурные влияния и интерпретации центральных тем — смерти, горя, памяти, утраты и одержимости.

Причиной выбора именно этой темы стало сочетание двух факторов: 1. Богатая символическая структура романа, включающая мифологию вендíго, травму, культурные коды Новой Англии и мотив «возвращения не-того»;

2. Существенные различия между экранизациями, каждая из которых предлагает собственный визуальный язык, композицию кадров, трактовку персонажей и эмоциональные акценты.

Цель исследования — проследить, как меняется смысл оригинальной истории, когда она проходит через визуальную интерпретацию, и какие элементы книги «выдерживают» перенос, а какие трансформируются или исчезают.

Как в разных экранизациях «Кладбища домашних животных» изменяются визуальная интерпретация, смыслы и эмоциональные акценты романа Стивена Кинга — и что эти изменения говорят о восприятии темы смерти в культуре разных десятилетий?

Краткий пересказ романа Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» 1983 года

Семья Кридов — Льюис, его жена Рэйчел и их дети Элли и Гейдж — переезжают в маленький городок Ладлоу. Неподалёку от их нового дома находится странное кладбище домашних животных, куда местные дети из поколения в поколение хоронят своих питомцев.

Сосед Кридов, пожилой Джуд Крендолл, предупреждает Льюиса о большой дороге рядом с домом, по которой мчатся грузовики компании «Оринко». Он же впервые показывает им кладбище животных, а со временем — и тайную тропу, ведущую вглубь леса, к древнему индейскому захоронению, обладающему мистической силой.

Когда умирает кот Элли, Черч, Джуд уводит Льюиса на «настоящую» кладбищенскую землю и убеждает его похоронить животное там. На следующий день Черч возвращается: живой, но изменившийся — холодный, зловонный, злой. Джуд раскрывает историю о том, как сила этого места способна возвращать мёртвых, но они возвращаются «не теми».

После этого в семье происходит трагедия: маленького Гейджа сбивает грузовик. Сломленный горем, Льюис решает нарушить все запреты и выкопать тело сына, чтобы отнести его на то самое место в лесу, несмотря на предостережения Джуда и чувство вины Рэйчел. Он верит, что сможет «исправить» то, что произошло.

Гейдж возвращается — но, как и предупреждали, возвращается не как ребёнок, а как одержимое и жестокое существо. Он убивает Джуда, затем Рэйчел. Льюис в отчаянии уничтожает сына, но, окончательно лишившись рассудка, относит на проклятую землю тело жены, убеждая себя, что «в этот раз всё будет иначе».

Роман заканчивается жуткой сценой: воскресшая Рэйчел возвращается домой.

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных», 1989

Действующие персонажи

Льюис Крид — главный герой, врач; Рэйчел Крид — жена Льюиса; Элли Крид — их старшая дочь; Гейдж Крид — младший сын; Джуд Крендолл — пожилой сосед Кридов Норма Крендолл — жена Джуда (в книге жива) Черч (Черчилль) — кот Элли; Виктор Паскоу — студент, погибший в аварии; Зельда Голдман — сестра Рэйчел, умершая от менингита; Вендíго — тёмный дух из леса, чья сила лежит в основе зловещего «воскрешения»;

В конце 1970-х Стивен Кинг был ещё молод, но уже успел закрепиться как один из самых ярких авторов своего времени. Всего за пять лет он выпустил несколько крупных успехов — «Кэрри», «Сияние», «Мёртвую зону». Параллельно писатель вёл курс лекций в Университете Мэна и, чтобы не тратить время на дорогу, снял дом неподалёку от кампуса. Именно там постепенно сформировалась идея будущего романа «Кладбище домашних животных».

Кинга подтолкнули к замыслу несколько эпизодов из собственной жизни. Одним из первых стал смерть семейного кота Смаки. Писатель не знал, стоит ли говорить дочери правду, но жена настояла на честном рассказе — и тогда Кинг впервые задумался о том, насколько по-разному люди справляются с утратой. Неподалёку от их дома действительно располагались захоронения домашних животных, что тоже повлияло на атмосферу будущего произведения.

Кроме того, семья жила рядом с оживлённой трассой, по которой постоянно мчались грузовики. Однажды сын Кинга, Оуэн, едва не оказался под колёсами — этот случай прочно засел в памяти автора. Соединив обе истории, писатель начал прорабатывать сюжет. На роман повлияла и социальная обстановка в штате: в те годы коренные жители Мэна вели судебные споры за возвращение своих земель. Именно оттуда в книге появились мотивы индейских кладбищ, ритуалов и фигурирует дух-людоед Вендíго, который в мифологии используется для поддержания общественного запрета на каннибализм.

В романе можно заметить влияние сразу нескольких литературных источников. Мотив возвращения мёртвых и появления жестоких «двойников» явно перекликается с «Франкенштейном» и готической повестью Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Кроме того, сама структура истории напоминает менее известный хоррор В. В. Джейкобса «Обезьянья лапа». В нём пожилая чета получает волшебный талисман, исполняющий три желания, однако любое исполнение оборачивается несчастьем. Так, глава семьи Уайт просит денег, чтобы рассчитаться с ипотекой, и действительно получает их — но ценой гибели сына, чью страховку им выплачивают. Таким образом, в «Кладбище домашних животных» Кинг соединяет традиции готики, личные переживания, мрачные размышления о смерти и современный хоррор — жёсткий, кровавый и вписанный в актуальный исторический контекст.

1989

Original size 960x540

Кадр из фильма «Кладбище домашних животных», 1989

Режиссёром картины пригласили многообещающую Мэри Ламберт, ранее прославившуюся работой над музыкальными клипами для Мадонны и Джанет Джексон. Стивен Кинг сразу обозначил свои условия: он хотел сохранить полный контроль над сценарием и настаивал на съёмках в родном штате Мэн. Неожиданно студия согласилась на оба требования, что в итоге позволило фильму обрести своё неповторимое визуальное звучание.

Большая часть сцен была отснята на реальных локациях. Дом семьи Кридов — это настоящая хижина пожилой пары, расположенная прямо у трассы. Чтобы придать зданию нужный готический вид, сверху возвели дополнительный декоративный каркас. Ради точности по отношению к книге создатели не жалели усилий: по сюжету возле дома должно расти большое дерево, но на участке оно отсутствовало. Поэтому команда буквально пересадила огромное дерево с соседней земли. Леса, валуны и болотистые участки в фильме также настоящие — они полностью передают мрачный ландшафт Новой Англии, знакомый по произведениям Кинга.

1. Режиссер Мэри Ламберт, писатель Стивен Кинг и продюсер Ричард Рубинштейн на съемках «Кладбище домашних животных», 1989 год 2. Стивен Кинг в фильме «Кладбище домашних животных»

Экранизация «Кладбища домашних животных» достаточно точно передала ключевые смыслы оригинального романа. Фильм также рассуждает о том, какую роль смерть занимает в жизни современного человека и почему столкновение с ней неизбежно для каждого. Все импульсивные решения персонажей получают в картине логичное объяснение. Луис воспринимает своё предназначение как необходимость спасать людей и во многом идёт на поводу у Рэйчел. А сама Рэйчел после травмирующего опыта с больной сестрой уверена, что детей, как и её в детстве, может искалечить чужая смерть. Как и книга, фильм сохраняет мрачный, безысходный тон — никакого счастливого финала, только печальное напоминание о том, что неизбежность смерти приходится принимать, как бы тяжело это ни было.

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных», 1989

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных», 1989

1992

Спустя три года на экраны вышел «Кладбище домашних животных 2» — неожиданный сиквел успешного первого фильма. Изначально Ламберт планировала снять историю о выжившей дочери главного героя, Элли, но студия заявила, что такой сюжет вряд ли привлечёт зрителей, да и бюджет не позволял пригласить известную актрису на главную роль. Новую, не связанную с романом Кинга историю создал сценарист приключенческих драм и детской анимации Ричард Ауттен. Вместе с Ламберт они сознательно отказались продолжать сюжет первой картины. По сути, обе ленты объединяет только название и сеттинг тихого городка Ладлоу, где разворачиваются события.

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных 2»

Если в первой части история рассказывалась глазами мужчины среднего возраста, то теперь фокус сместился на подростков. В центре сюжета сиквела оказываются юноша Джефф (Эдвард Ферлонг из второго «Терминатора») и его друг Дрю (Джейсон МакГуайр). Джефф тяжело переживает смерть матери и жизнь с отцом, который, кажется, слишком быстро нашёл замену покойной супруге. Дрю же несколько лет страдает от строгости отчима, местного шерифа Гаса (Клэнси Браун), властного и готового держать весь город в ежовых рукавицах. Сначала у Дрю умирает собака, и он закапывает её на кладбище домашних животных. Когда животное возвращается к жизни, оно насмерть загрызает злобного полицейского. После этого Дрю решает похоронить и его.

Original size 1280x720

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных 2»

«Кладбище домашних животных 2» уже не сосредоточено исключительно на культуре смерти и необходимости переживать утрату. Сюжет о воскресшем шерифе Гасе смело затрагивает темы абьюза и патриархальной власти. Подросток Дрю искренне верит, что после похорон на индейском кладбище его жестокий отчим изменится и станет добрее. Сначала это действительно кажется возможным. Но постепенно зомби раскрывает своё истинное лицо: за маской примерного семьянина он скрывает насилие, хитро усыпляя бдительность близких и совершая всё более жестокие действия — избивает людей и убивает мелких хулиганов.

В целом фильм сочетает в себе элементы классического «Кладбища домашних животных» и подростковых историй Кинга, вроде «Тела» (в американской интерпретации — «Останься со мной»). От оригинальной повести о индейских захоронениях сохранились зомби, мотив смерти и зловещий грим. А Ламберт, будучи поклонницей Кинга, привнесла в сиквел реализм подростковой жизни и семейной драмы, затрагивающей домашнее насилие. Герои, отправляясь на поиски приключений, сталкиваются с ужасами взрослого мира и взрослеют сами.

2019

В 2019 году на экраны вышло «Кладбище домашних животных» режиссеров сатанинского хоррора «Глаза звезды» Кевина Колша и Денниса Уидмайера. Фильм не добавлял ничего существенного к экранизации 1989 года. И вот тут и начинаются отклонения от канона. Рассмотрим их по отдельности.

Loading...

Давайте начнём с одного из самых больших изменений по сравнению с книгой — изменения, которое активно рекламировалось и распространялось в трейлерах. В 2019 году умирает Элли вместо Гейджа.

В оригинальной книге Кинга и в версии фильма 1989 года Льюис не успевает спасти Гейджа, прежде чем того сбивает грузовик на дороге возле дома Кридов.

Но в фильме 2019 года Гейдж спасён в самую последнюю секунду, зато дочь Элли, которая также выбегает на дорогу, чтобы встретить своего кота Черча, оказывается сбита и погибает.

И это ключевое изменение в самой культовой сцене истории направляет версию «Кладбища домашних животных» 2019 года по новому пути. С мёртвой Элли эта версия ускоряет прохождение некоторых сюжетных моментов романа Кинга, чтобы быстрее добраться до своего сокрушительного финала. И в этом ускоренном процессе мы теряем немало элементов из книги.

Например, родители Рэйчел сведены почти к камео, что означает, что мы не видим мрачную похоронную драку между Льюисом и отцом Рэйчел — эпизод из книги, являющийся по-настоящему разрывающим душу моментом. Но его отсутствие позволяет гораздо быстрее перейти к зомби-действию финала.

Как и в книге, Рэйчел после похорон отправляется к своим родителям, а Льюис остаётся дома, погружённый в горе и планирующий воскрешение дочери. Он идёт к своему соседу Джуду выпить и размышляет о возможности похоронить Элли на кладбище домашних животных, чтобы вернуть её к жизни. Джуд, конечно, предостерегает его от этого, произнося ставшую культовой фразу книги:

«Sometimes dead is better»

Но Льюис на шаг впереди Джуда и подмешивает ему наркотик в напиток, отправляя беднягу Джуда в глубокий-глубокий сон.

И здесь фильм отклоняется от книги сразу в нескольких моментах. Во-первых, фильм 2019 года опускает предостерегающую историю Джуда о Тимми Бэтмане — молодом ветеране Второй мировой, который погиб, вернувшись домой. Его отец похоронил Тимми на кладбище за пределами «Pet Sematary», и тот вернулся в виде зомби-демона, преследуя жителей города. Его в конце концов убил один из друзей детства Джуда. В фильме 2019 года есть короткая, почти незаметная отсылка к Тимми — когда Льюис просматривает газетные вырезки о кладбище домашних животных.

0

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных», 2019

Второе изменение в этой последовательности — момент, когда Льюис усыпляет Джуда наркотиком. В книге этого не происходит: там подразумевается, что Джуд подчиняется сверхъестественной силе кладбища, которая заставляет его заснуть против его воли, пока Льюис реализует свой мрачный план. Книга передаёт это зловещее сверхъестественное присутствие в образе вендíго — мифического злого духа.

Фильм затем продолжается сценой, в которой Льюис возвращается к могиле дочери, эксгумирует Элли и затем перезахоранивает её на кладбище за пределами города. Элли возвращается следующим утром.

В извращённой новой версии Элли и Льюис проводят семейное время вместе. Среди прочих жутких моментов Льюис купает её и обнаруживает, что задняя часть её головы снова зашита.

Рэйчел, всё ещё находящаяся у родителей, чувствует, что что-то не так, когда маленький Гейдж начинает упоминать Виктора Паско — студента, который умер в отделении неотложной помощи Льюиса. Она немедленно отправляется домой, позвонив Джуду по дороге. Также можно заметить, что Рэйчел проезжает через Дерри — город, которым терроризировал Пеннивайз-клоун в «Оно».

После разговора с Рэйчел Джуд проверяет Льюиса, который к тому моменту уже уверенно двигается по пути безумия, и Льюис отправляет Джуда восвояси. Уходя, Джуд — в одном из самых жутких кадров фильма — замечает зомби-Элли в окне наверху.

Он мчится к себе домой, и мы получаем мрачное обновление его смерти из книги.

Loading...
Loading...

Фильм умело играет с нашими ожиданиями, намекая на тот самый ужасающий удар в пятку, который в книге, происходит примерно в этом же месте. Но версия фильма показывает, что Джуд успевает спуститься вниз, прежде чем становится жертвой Элли — она пронзает его пятку, отправляя его кубарем вниз по лестнице. Затем следует кровавый разрез по рту — оммаж версии 1989 года. Но Элли также словесно издевается над бедным Джудом голосом его умершей жены, прежде чем убить его скальпелем.

И вот Рэйчел наконец возвращается домой, и в сцене, которой не было в книге, она снова встречает свою восставшую дочь. Как и любой здравомыслящий человек, она мгновенно приходит в ужас и пытается сбежать вместе с Гейджем. Рэйчел удаётся вывести Гейджа в безопасное место, но Элли убивает её, а затем оглушает Льюиса и утаскивает тело матери на кладбище, чтобы воскресить её.

Loading...

Льюис просыпается и отправляется за дочерью, чтобы убить её. И когда он готов нанести смертельный удар, он колеблется — в этот момент зомби-Рэйчел пронзает его надгробным крестом. Фильм заканчивается действительно безумным образом: три зомби-члена семьи возвращаются к Гейджу, очевидно намереваясь убить его и воскресить тоже.

Loading...

Помимо центрального изменения — замены Гейджа на Элли — именно третья часть фильма сильнее всего отходит от оригинального романа Кинга.

В романе Рэйчел возвращается домой одна и сразу же идёт к дому Джуда, где её убивает Гейдж, который в версии фильма 1989 года был одет как странный детский фокусник. Так или иначе, Льюис просыпается следующим утром и идёт по грязным следам Гейджа к дому Джуда, держа в руках шприц с смертельным препаратом, чтобы убить своего мёртвого сына. Он обнаруживает тела жены и соседа, убивает демонического Гейджа и, в последнем безумном порыве, тащит тело жены и хоронит её в могиле за кладбищем домашних животных. И книга заканчивается тем, что зомби-Рэйчел возвращается к Льюису, хрипло шепча «дорогой»

Хотя фильм и не показывает столь беспощадного изображения горя, как роман, он действительно исследует разные способы, которыми люди воспринимают и принимают смерть. Каждый персонаж представляет свою точку зрения на тему смертности.

Льюис, как врач, холодно относится к концепции смерти — возможно, именно поэтому он так открыт идее вернуть Элли из мёртвых. В то время как Рэйчел испытывает ужас перед самой мыслью о смерти, будучи травмирована пережитым в детстве опытом со своей больной сестрой. Это, возможно, объясняет, почему она так ужасается возвращению Элли в финале фильма.

Ещё один изменённый элемент романа Кинга — судьба сестры Рэйчел, Зельды. Зельда страдает от спинального менингита и в книге, и в фильме, но с одним крупным отличием — её смертью. В книге Рэйчел приносит Зельде еду и становится свидетелем того, как та задыхается и умирает от болезни. Но в фильме Рэйчел слишком боится поднять еду, и вместо этого отправляет её наверх по неисправному пищевому лифту. Лифт, разумеется, застревает, и Зельда пытается залезть внутрь, чтобы достать еду, но падает и погибает в тесном пространстве. Хотя это не оказывает значительного влияния на сюжет фильма, сцена даёт один из лучших «скримеров», когда Рэйчел галлюцинирует этот эпизод, открыв дверцу шкафа в ванной.

Loading...

Также, Джуд упоминает вендíго, рассказывая историю кладбища домашних животных. Фильм в основном убирает физическое и духовное присутствие этого существа, которое было в книге.

В книге все, кого возвращает кладбище, одержимы злым духом вендíго, который обладает почти всеведущей силой. Это объясняет, почему Элли может говорить голосом умершей жены Джуда — она одержима силой вендíго. В книге есть ещё один пример: зомби Тимми Бэтман открывает тёмные секреты людям, пришедшим его убить — секреты, которых он никак не мог знать. Льюис также видит вендíго в книге, когда идёт хоронить сына. Вендíго позволяет ему пройти, так как полностью осознаёт, что он собирается сделать.

Как и в фильме 1989 года, версия 2019 года убирает жену Джуда, Норму. В книге Норма — добрая пожилая женщина, с которой дети Кридов сближаются. Она переживает почти смертельный сердечный приступ, но Льюис помогает ей восстановиться. Позже она умирает ближе к середине книги, и её смерть заставляет Рэйчел впервые открыться о своём ужасном опыте, связанном со смертью Зельды. В фильме она уже мертва до начала событий, но мы видим её, когда Элли-демон принимает её облик и издевается над Джудом голосом его умершей жены.

Кадры из фильма «Кладбище домашних животных», 2019

2023

1. Кадр из фильма «Кладбище домашних животных», 1989 2. Кадр из фильма «Кладбище домашних животных: Кровные узы» 2023

Четыре года спустя на экраны вышел приквел, посвящённый персонажу старика Джуда. Действие картины разворачивается во времена войны во Вьетнаме. Молодой герой пытается покинуть родной город, но сталкивается с сверхъестественными силами. Его друг, недавно вернувшийся с фронта, ведёт себя крайне странно, словно живой мертвец. С одной стороны, «Кладбище домашних животных: Кровные узы» — это классический хоррор категории B. В фильме появляется вышедшая из моды знаменитость (Дэвид Духовны исполняет роль отца воскресшего солдата), сделан акцент на насилии, а сюжет почти не связан с каноничной историей. Кроме того, картина выглядит довольно дешёвой и снята в стиле телевизионного фильма с плоской картинкой. Всё это сильно отличает проект от мрачного, стильного и мастерски написанного романа Кинга.

Тем не менее, как и в случае с сиквелом 1993 года, именно несходство фильма с первоисточником даёт авторам возможность пересматривать и интерпретировать идеи Стивена Кинга по-новому.

Заключение

В результате анализа можно сделать вывод, что каждая экранизация «Кладбища домашних животных» становится своеобразным зеркалом эпохи, в которой она снята. Роман Кинга остаётся фундаментом, но смысловые акценты, визуальные решения и трактовка персонажей меняются в зависимости от культурного контекста.

— Версия 1989 года стремится к максимальной верности оригиналу, подчёркивая тему неизбежности смерти и разрушительной силы горя. — Сиквел 1992 года отходит от канона, превращаясь в историю о подростковом взрослении, абьюзе и насилии в семье. — Ремейк 2019 года смещает трагедию на Элли, усиливая тему разрыва между родителями и детьми, и строит финал как метафору распространения зла через семью. — Приквел 2023 года почти полностью освобождается от книги, используя сеттинг Кинга лишь как точку входа для собственного сюжета о смерти и воскрешении на фоне исторической травмы войны.

Таким образом, ключевой смысл истории — страх утраты и невозможность примириться с её необратимостью — остаётся неизменным, но визуальное воплощение этого смысла различается.

Каждый фильм отвечает на вопрос о смерти по-своему: то как трагедию, то как культурное табу, то как монстра, то как отражение личной травмы.

Bibliography
Show
1.

Кладбище домашних животных / Pet Sematary [Видеозапись] (1989) — реж. Мэри Ламберт; по роману С. Кинга. — США: Paramount Pictures, 1989. — 101 мин.

2.

Кладбище домашних животных 2 / Pet Sematary II [Видеозапись] (1992) — реж. Мэри Ламберт; сценарий — Л. Кинг. — США: Paramount Pictures, 1992. — 104 мин.

3.

Кладбище домашних животных / Pet Sematary [Видеозапись] (2019) — реж. Кевин Кольш; по роману С. Кинга. — США: Paramount Pictures, 2019. — 101 мин.

4.

Кладбище домашних животных / Pet Sematary [Видеозапись] (2023) — (например, ремейк или другая версия) — реж. Линдси Андерсон Беер; сценарий — Линдси Андерсон Беер — США: «Amazon Prime Video», 2023. — 1 ч 24 мин.

5.

«Кладбище домашних животных» — статья на Кинопоиск // Кинопоиск: сайт. — URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4008535/ (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Разбор фильма «Кладбище домашних животных» // YouTube: сайт. — URL: https://youtu.be/K2hY694aO6U (дата обращения: 20.11.2025).

7.

Кинг, С. Кладбище домашних животных = Pet Sematary / Стивен Кинг. — Москва: АСТ, 2020. — 416 с. — (Кинг: книжная полка). — ISBN 978-5-17-118359-2

8.

Pet Sematary Review: Horror, Nostalgia, and Stephen King’s Legacy // Vanity Fair. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vanityfair.com/hollywood/2019/04/pet-sematary-review (дата обращения: 20.11.2025).

9.

The Hills Are Alive: Pet Sematary and the Horror of Indigenous Sovereignty and Black Freedom // Los Angeles Review of Books. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lareviewofbooks.org/article/the-hills-are-alive-pet-sematary-and-the-horror-of-indigenous-sovereignty-and-black-freedom/ (дата обращения: 20.11.2025).

От текста к экрану: трансформация образов в «Кладбище домашних животных»
4
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more