Искажение реальности в обложках Сторма Торгерсона on HSE Design
Original size 2621x3679

Искажение реальности в обложках Сторма Торгерсона

PROTECT STATUS: not protected
13
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Обложка музыкального альбома идентифицирует музыку и становится частью концепции, предваряя впечатления слушателя. Для Сторма Торгерсона, британского фотографа и дизайнера, было важно отразить ощущения от музыки через визуальный ряд. Он не делился своим мнением насчет записей. «…я действительно никогда ничего не говорю о музыке. Моя действительная задача — интерпретация. Так что не важно, что я думаю, важно — что получится в итоге»¹, — отмечал он.

Сторм Торгерсон наиболее известен созданием обложек альбомов для культовых музыкальных коллективов, таких как Pink Floyd, Led Zeppelin, Muse, The Cranberries и многих других. Его работы видело большое количество людей: они стали массовым произведением искусства, которое все еще активно тиражируется.

1. Thorgerson St. How I Designed the Cover of «Dark Side of the Moon».

«Я люблю шалить с реальностью, искажать реальность. Некоторые из моих работ озадачивают вопросом — это реально или нет?».

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Judy Staring at the Sun», Catherine Wheel, 1995; обложка «Puzzle», Biffy Clyro, 2007

Основной техникой, которую Сторм Торгерсон использовал в работе был фотоколлаж. По его словам, в фотографии, в отличие от рисунка, есть элемент реальности, поэтому его работы отражают изменение реальности, заставляя зрителей задаться вопросом — реально это или нет. Дизайны Сторма Торгерсона включают в себя сюрреалистические элементы, а объекты часто размещены все своего первоначального контекста.

Фотоколлажи Сторма Торгерсона создавались вручную, с помощью клея и ножниц. Дизайнер не изменил этому методу и после появления компьютерной графики. Так, для оформления обложки альбома Pink Floyd «A Momentary Lapse of Reason» на пляже было расставлено 750 кроватей. «Их было 750. <…> Они все из кованого железа — адская тяжесть! Захваченные идеей сделать реальную арт-инсталляцию, мы взяли эти кровати и привезли их на пляж»², — рассказывал Сторм Торгерсон.

2. Steven Cerio. Storm Thorgerson. Album cover artist who founded the design studio known as Hipgnosis.

big
Original size 1200x763

Сторм Торгерсон, фотография для обложки альбома «A Momentary Lapse of Reason», Pink Floyd, 1987

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Opposites», Biffy Clyro, 2013; обложка одноименного альбома Audioslave, 2002

Дизайнер почти не умел рисовать. Возможно именно из-за того, что он не мог точно передать на эскизе, что в итоге должно получиться, он лично продумывал и контролировал каждый этап создания. По большей части Сторм Торгерсон оставался руководителем процесса, четко продумывая идеи и находя решения для их реализации. Изначально он работал в составе группы Hipgnosis, затем группа распалась, но дизайнер продолжил создавать обложки альбомов. В связи с распадом Hipgnosis логично было бы разделить творческий путь Сторма Торгерсона на два периода, однако в этом нет смысла — общая стилистика, настроение, мотивы и технические приемы остаются для него неизменны. По сути Сторм Торгерсон всегда являлся художественным руководителем проектов, а его стиль сохранялся узнаваемым и неизменным, оставаясь как бы вне времени и людей, которые с ним работали.

Работая над визуальным исследованием, я поставила себе задачу проанализировать обложки Сторма Торгерсона и Hipgnosis и проследить за особенностями стиля дизайнера, характерными мотивами и источниками вдохновения. Я также рассмотрю его работы в историческом контексте, проанализировав влияние различных направлений в искусстве на работы Сторма Торгерсона.

Original size 2864x2849

Сторм Торгерсон, обложка «Silence/ Win», Kim Churchill, 2015

Характерный стиль

Масштаб и ритм

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Wake Up and Smell the Coffee», The Cranberries, 2010; обложка одноименного альбома Leisure Cruise, 2013

Стиль Сторма Торгерсона отличается сочетанием ритма и масштаба в визуальном искусстве. Для многих его работ характерно использование повторяющихся объектов и их гармоничное отображение в пространстве.

Повторяющиеся объекты, будь то геометрические фигуры, люди или другие элементы, помещенные в природные пейзажи, создают особый ритм, часто удаляясь к горизонту. Объекты не просто размещаются в пространстве, а обретают собственную энергетику, зависящую от перспективы и взаимного расположения. Таким образом, каждая работа является не просто набором отдельных элементов, а цельным произведением.

Масштабное пространство природных пейзажей, в котором разворачивается действие на обложках Сторма Торгерсона, при этом играет ключевую роль в создании ритма. Объекты, помещенные на обложки выделяются на недетализированных природных пейзажах, привлекая внимание зрителя.

Original size 3218x1576

Hipgnosis, обложка «Elegy», The Nice, 1971

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Uprising», Muse, 2009; Уолтер де Мария, инсталляция «Поле молний», 1977

В своих работах Сторм Торгерсон часто использовал пейзажи пустынь. Первый пустынный пейзаж, который он создал в 1971 году — обложка «Elegy» The Nice, на которой красные шары расположены по удалению к горизонту. Сам песок здесь тоже создает определенный ритм, подчеркивая расположение шаров, за счет чего, казалось бы, непримечательные цветом и формой объекты выделяются на фоне пейзажа. Конечно они привлекают внимание и кажущейся чужеродностью — геометрией в природе.

Расположение многочисленных одинаковых объектов по удалению к горизонту также придает обложкам сходство с инсталляциями Уолтера де Марии. Например, обложка сингла «Uprising» Muse визуально напоминает инсталляцию «Поле молний» минималиста Уолтера де Марии. При этом здесь сходство заметно не только за счет ритма: атмосфера, пейзаж и цвета работ также очень близки.

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Watercolour», Pendulum, 2010; обложка «The Dreamers Stadium», The Plea, 2013

Ирреальные сюжеты в реальном мире

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Pulse DVD», Pink Floyd, 1995; обложка «Slip Stitch and Pass», Phish, 1997

Дизайнер помещает на обложки объекты, которые, казалось бы, не должны там оказаться. Его работы можно интерпретировать как игру с реальностью, где вместе с чужеродными объектами на природных пейзажах искажается привычная действительность. Помещение таких элементов в природу, создает насмешку над реальностью, искажая ее. При этом все элементы гармонично вписаны в визуал обложки.

Обложка DVD с записью концерта Pink Floyd напоминает фотографию странной инсталляции, каким-то образом оказавшейся на пляже. На ней представлены два глаза, поставленные друг на друга. Все это выглядит футуристично и, казалось бы, не должно оказаться на фоне природы, но в оформлениях Сторма Торгерсона такие несоответствия встречаются часто. На обложке альбома Phish «Slip Stitch and Pass» изображен убегающий человек, который привязан к клубку ниток, выросшему до огромных размеров и тоже попавшему на пляж. Таким образом, Сторм Торгерсон совмещает несовместимые элементы и изображает ирреальные сюжеты на фоне реального мира.

Original size 2864x2849

Сторм Торгерсон, обложка «Black Holes and Revelations», Muse, 2006

В оформлении некоторых обложек Сторм Торгерсон интерпретирует классические сюжеты в контексте современности. Так, обложка альбома Muse «Black Holes and Revelations», представляет собой современную интерпретацию четырех всадников Апокалипсиса из Книги Откровений. На ней изображены всадники, которые находятся на Марсе, а на фоне неба видна Земля с луной.

На столе изображены четыре лошади разного цвета, которые указывают на пороки из Книги Откровений — всадник на белом коне символизирует Антихриста, красный — войну, черный — голод, а бледный — смерть и разложение. Лошади маленькие, что указывает на то, что болезни всадников переросли болезни их лошадей. Современные апокалиптические всадники изображены в костюмах, символизирующих более актуальные болезни человечества: нарциссизм — зеркальный костюм, жадность — золотой костюм, паранойя — костюм из глаз, нетерпимость и невежество — костюм, украшенный религиозными символами и иерограммами.

Цветовое решение

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «The Window», The Mars Volta, 2005; обложка «An Introduction to Syd Barrett», 2010

Гармонию поддерживают также природные цвета, характерные для обложек дизайнера. С одной стороны цветовое решение подчеркивает несоответствие чужеродных объектов природным пейзажам, а с другой — обеспечивает единство визуального ряда.

Original size 2864x2864

Сторм Торгерсон, обложка «Only Revolutions», Biffy Clyro, 2009

Влияние сюрреализма и дадаизма

В 1960-х годы наступил период расцвета психоделической музыки, звучание которой частично вдохновлено изменением сознания под воздействием наркотических веществ. В результате дизайнеры часто вдохновлялись музыкой и сюрреалистическим искусством, создавая визуальные образы, которые отражали и дополняли психоделический опыт. Влияние такой музыки отразилось в психоделических коллажах и искаженных изображениях на полиграфической продукции, связанной с этим музыкальным направлением.

В последствии Сторм Торгерсон использовал сюрреалистические элементы и прямые заимствования из искусства сюрреалистов во многих работах, даже не связанных с психоделической музыкой.

слева направо: Hipgnosis, обложка альбома Toe Fat, 1970; обложка альбома «Toe Fat Two», 1971

Две обложки группы Toe Fat выглядят довольно сюрреалистично. На первой изображены существа с телами людей и большими пальцами ног вместо головы, а на второй обложке представлены они же, но в маленьком размере. Здесь пальцы с телами людей взбираются на гору из монстров. Эта композиция похожа на сюрреалистическую картину, но на самом деле является натюрмортом из объедков, которые образуют формы, напоминающие странных существ.

слева направо: Hipgnosis, обложка «Livestock», Brand X, 1977; Сторм Торгерсон, обложка «De-Loused in the Comatorium», The Mars Volta, 2003

Еще один пример обращения к сюрреализму — фотоколлаж на обложке альбома группы Brand X «Livestock». На работе изображены части двух миров, которые соединяются в одной точке: пейзаж принадлежит одному миру, а женщина, выходящая из машины — другому. Еще один взгляд на эту обложку — мир один, но время разорвано и точка, в которой оно объединяется образует временной портал. В любом случае, обложка создает ощущение ирреальности, напоминая кадр из фильма в жанре фантастики.

Обложка альбома «De-Loused in the Comatorium» The Mars Volta тоже близка к сюрреализму, или, даже больше, дадаизму. На ней изо рта золотой головы, лежащей на тарелке в помещении, напоминающем операционный кабинет или морг, вырывается световой луч. Обложка может быть метафорой на громкий крик, который никто не слышит. Это соотносится с концепцией альбома, рассказывающего о том, как человек принял смесь крысиного яда и морфия, а потом впал в кому на неделю.

Связь с работами Рене Магритта

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Frances the Mute», The Mars Volta, 2005; Рене Магритт, «Влюбленные», 1928

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Absolution», Muse. 2003; Рене Магритт, «Голконда», 1953

Работы Рене Магритта в большей степени повлияли на творческий путь Сторма Торгерсона, в обложках которого встречаются не только похожие мотивы и решения, но и прямые отсылки.

Одна из таких работ — обложка альбома «Frances the Mute» The Mars Volta. Это прямая отсылка к творчеству Рене Магритта, в работах которого люди часто обезличены, а лица обернутые тканью сразу отсылают к «Влюбленным».

Еще одна обложка, в которой заметно влияние Рене Магритта на дизайнера, была создана для альбома «Absolution» Muse. Похожим оформлением и цветовым решением она напоминает «Голконду» Магритта.

Original size 3301x2016

слева направо: Hipgnosis, обложка «Wish You Were Here», Pink Floyd, 1975; Джорджо де Кирико, «Меланхолия и тайна улицы», 1914

Оформление альбома «Wish you were here» Pink Floyd тоже вдохновлено творчеством сюрреалистов и метафизической живописью. Так, эмоциональный план обложки альбома схож с атмосферой картины де Кирико «Меланхолия и тайна улицы». На работе Hipgnosis изображены двое мужчин в деловых костюмах, пожимающие друг другу руки. Один из них горит, а другой выглядит спокойным. Существует мнение, что горящий мужчина — бизнесмен, прогоревший на контракте. Однако есть и другие взгляды на эту обложку. Возможно мужчина эмоционально сгорает изнутри от невозможности показать свои чувства и страхи, скрываясь за маской серьезного бизнесмена. Для второго человека мысли первого не имеют значения, а в его рукопожатии нет искренности. Кроме того, обложка может представлять собой метафору на внутренние противоречия одного человека.

слева направо: Hipgnosis, оформление пластинки «Wish You Were Here», Pink Floyd, 1975; Рене Магритт, «Сын человеческий», 1964

Изображение на конверте — практически современный вариант «Сына человеческого» Рене Магритта, обезличенная фигура мужчины в деловом костюме в пустыне. Скорее всего этот человек — менеджер любой музыкальной группы и алчный представитель шоу-бизнеса, который клеит на чемодан пластинки с высокими продажами, как путешественники клеят стикеры, привезенные из посещенных городов.

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «New Horizon», The Answer, 2013; Рене Магритт, «Терапевт», 1937

Мотив птичьей клетки, включенной в тело человека на обложке альбома группы The Answer «New Horizon», объединяет работу Торгерсона с «Терапевтом» Магритта. Люди на обеих обложках одеты в деловые костюмы, что делает связь между работами еще более очевидной. Однако у Магритта птичья клетка изображена вместо торса, а голубь снаружи пытается освободить птицу, заключенную в клетку, так же, как терапевт помогает пациентам. В работе Торгерсона клетка помещена на место головы человека, а голуби, вылетающие из нее, имитируют освободившиеся мысли.

В каком-то смысле можно рассматривать эту обложку, как продолжение сюжета Рене Магритта — все тревожные мысли вылетают из заточения и человек становится свободным.

Original size 2711x2864

Hipgnosis, обложка «Desolation Angels», Bad Company, 1979

Обложка альбома «Desolation Angels» Bad Company — еще одна работа с исключением элементов изображения в манере Магритта, но здесь была изъята не голова, а другие части обложки. Однако, несмотря на связь с работами Рене Магритта, визуально обложка скорее похожа на коллаж в стиле поп-арта, о влиянии которого на работы Сторма Торгерсона речь пойдет далее.

Таким образом, рассматривая работы в этом блоке, можно сказать, что Сторм Торгерсон переосмысливает и осовременивает сюжеты сюрреалистов для своего времени с помощью как концептуальных, так и визуальных решений.

Сходство с фотограммами

Original size 4739x1487

Ман Рэй, рэйограммы, 1922-1923

Original size 1200x1140

Hipgnosis, обложка «Pilgrimage», Wishbone Ash, 1971

Original size 1600x796

Hipgnosis, обложка «Obscured by Clouds», Pink Floyd, 1972

Обложки «Pilgrimage» Wishbone Ash и «Obscured by Clouds» Pink Floyd из-за засвеченных и размазанных элементов напоминают фотограммы Ман Рэя. Однако, если присмотреться, становится понятно, что с рэйограммами и другими подобными методами, в которых создается след объекта, они не связаны. Так, вторая упомянутая обложка похожа на фотограмму с разбросанными мелкими деталями, при этом представляя собой смазанное изображение человека на дереве.

слева направо: Hipgnosis, обложка «A Saucerful of Secrets», Pink Floyd, 1968; Marvel, 1967

Обложка альбома «A Saucerful of Secrets» Pink Floyd  — коллаж из полупрозрачных элементов, которые создают эффект слияния слоев. На первый взгляд она может напоминать наложение друг на друга фотограмм Ман Рэя, если бы они были цветными. Однако, несмотря на первые ассоциации, дальнейший анализ позволяет обнаружить связь с поп-артом и комиксами.

В этой обложке Торгерсон использовал фрейм из комикса Marvel выпуска 158 за 1967 год. Справа изображена часть фигуры доктора Стрэнджа. В выбранном Торгерсоном фрагменте он произносит: «Это ужасное зрелище кажется таким реальным…таким неизбежным… Хотя я знаю, что это всего лишь тень тени… Может быть это потому, что мой мир изрядно устал… и моя мистическая борьба обречена на провал?»

Этнические мотивы и модернистская скульптура

Original size 1143x1143

Hipgnosis, обложка «Houses of the Holy», Led Zeppelin, 1973

Оформление обложки альбома «Houses of the Holy» Led Zeppelin частично связано книгой Артура Чарльза Кларка «Конец детства», которая рассказывает о последнем поколении людей. В ней пришельцы зависают над Землей на кораблях. Действие происходит в Ирландии, что обнаруживает связь участников Led Zeppelin с кельтами.

Сама обложка создает инфернальное впечатление, изображая сюрреалистический пейзаж с холмом, усыпанным камнями необычной формы с круглыми полостями, напоминающими детали от механизмов. На вершине видны древние руины, а небо окрашено в ирреальный оранжевым цвет. По камням ползут дети, которые кажутся одновременно невинными и пугающими.

Атмосфера обложки мрачная и беспокойная. Пейзаж выглядит чужим, а оранжевое небо добавляет к атмосфере неотвратимости.

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «Homelands», Ellis, Beggs & Howard, 1988; обложка «Laughing on Judgement Day», Thunder, 1992

Обложки «Homelands» Ellis, Beggs & Howard и «Laughing on Judgement Day» Thunder сразу вызывают ассоциации с африканской скульптурой.

На первой обложке в виде трех тотемов племени изображены сами музыканты. Торгерсон отмечал, что участники группы очень разные, поэтому их тотемы так же отличаются друг от друга. Скульптуры выполнены из металлолома: старых кастрюль и деталей от мотоцикла. Так они совмещают в себе этничность с современностью. Их нахождение в природном пейзаже, как и название альбома, отсылает к смыслу обложки который состоит в том, что, несмотря на то, что люди разные, все имеют общие корни.

На второй обложке расположен древний тотем. При этом его форма и элементы сбоку, отсылают к чему-то техническому, как будто эта скульптура не древняя, а созданная в постапокалиптическую эру из старых механизмов. Задний план разделен на две части, обе из которых создают тревожную атмосферу: повсюду изображены элементы, напоминающие часовые механизмы; часы на стене показывают почти двенадцать, на одном уровне с ними расположено солнце и глаз тотема — все это отсылает к тому, что близится судный день, а древний идол смеется над человечеством.

слева направо: Hipgnosis, обложка «Presence», Led Zeppelin, 1976; обложка «Pieces of Eight», Styx, 1978

На обложках Торгерсона есть объекты, соотносимые с модернистской скульптурой. Так, загадочный черный объект в центре стола на обложке альбома «Presence» выглядит, как вырезанный элемент коллажа, как будто он исключен из общей картины: на нем нет бликов и он не отбрасывает тень. Все это смотрится, словно этого объекта нет. При этом семья, сидящая вокруг стола, рада объекту. Название альбома переводится как «присутствие», при этом отсутствие объекта в центре воплощает «присутствие отсутствия», что приближает обложку к концептуальному искусству.

На обложке альбома «Pieces of Eight» группы Styx на фоне пейзажа со скульптурой с острова Пасхи изображены четыре женщины с сережками в виде таких же скульптур.

слева направо: Сторм Торгерсон, обложка «The Division Bell», Pink Floyd, 1994; обложка для аудиокассет «The Division Bell», Pink Floyd, 1994

Для создания обложки «The Division Bell» Pink Floyd в поле были установлены две огромные металлические головы. Они похожи на те же скульптуры с острова Пасхи, но выполнены в модернистском, даже футуристическом из-за использования металла стиле. Расположение статуй имитирует разговор, что соответствует тематике альбома, которая подчеркивает важность коммуникации как средства решения проблем в мире. Статуи также можно рассматривать как единое центральное лицо, которое отсылает к покинувшим группу Роджеру Уотерсу и Сиду Баррету, но все еще невидимо остающимися с другими участниками группы.

Был также создан второй вариант скульптур, помещенный на аудиокассеты. Эти статуи были сделаны из камня и выглядят так же монументально, но более изящно и плавно.

Графические решения

Чаще всего для создания обложек Сторм Торгерсон за основу брал фотографии и добавлял некоторые коллажные элементы, но все же есть некоторые экспериментальные и нетипичные для автора обложки.

Hipgnosis, обложка «The Dark Side of the Moon», Pink Floyd, 1973

Минималистичное оформление обложки альбома «The Dark Side of the Moon» нетипично для Hipgnosis. На ней сквозь призму проходит луч света, раскладываясь на цвета радуги. Внутри конверта зеленая линия имитирует биение сердца, которое звучит в музыкальной составляющей альбома. Так в оформлении обложки воплощена встреча света и звука.

Футуризм

Original size 829x434

Hipgnosis, обложка «I Robot», The Alan Parsons Project, 1977

Original size 943x465

Hipgnosis, обложка «Technical Ecstasy», Black Sabbath, 1976

Несколько работ Сторма Торгерсона и группы Hipgnosis связаны с футуризмом. Так, обложка альбома «I Robot» The Alan Parsons Project — коллаж из фотографии группы, сделанной на эскалаторе, и нарисованного на переднем плане робота, внутри головы которого изображен атом. Музыкальная составляющая альбома посвящена теме захвата власти машин над человеком, создавшим их по своего подобию.

Обложка альбома «Technical Ecstasy» Black Sabbath представляет собой коллаж из фотографии и графики: графическая часть выполнена в техно-футуристическом стиле. Само название альбома говорит о стиле, который здесь использовался, а Торгерсон признавался, что при создании обложки был полностью вдохновлен названием. На работе представлены два робота, которые едут по эскалатору, посылая друг другу сигналы с помощью луча и чего-то похожего на машинное масло. Один из роботов составлен из мягких округлых форм, а второй — из жестких прямоугольных. Эти роботы напоминают футуристические скульптуры.

Поп-арт

Original size 1050x1050

Hipgnosis, обложка «Product», Brand X, 1979

В определенных работах Сторма Торгерсона заметно влияние поп-арта. Некоторые его обложки четко подходят под определение этого стиля.

Коллаж на обложке альбома «Product» Brand X, выглядит, как соединение фрагментов комикса и фотографий. Обложка концертного альбома «Strangers in the Night» UFO, как будто совмещает в себе шелкографию Уорхола, основанную на фотографии и печатный растр Лихтенштейна. Обложка альбома Джона Уэттона «Caught in the Crossfire» тоже близка по стилю работам Уорхола.

слева направо: Hipgnosis, обложка «Strangers in the Night», UFO, 1979; обложка «Caught in the Crossfire», John Wetton, 1980

Заключение

Искажение реальности в работах Сторма Торгерсона безусловно вдохновлено творчеством сюрреалистов, но также в работах дизайнера явно прослеживается авторская манера. Несмотря на течение времени и многочисленные заимствования, его стиль остается узнаваемым практически в каждой работе.

В числе прочего успех дизайнера можно объяснить тем, что при создании обложек для него было важно получить не просто эстетичное изображение, а наделить работу определенным настроением: «То, что я иллюстрирую или с чем пытаюсь резонировать — это набор художественных заявлений, мечты, философия, выражение чувств»³. Он интерпретировал музыку через визуальный ряд, опираясь на собственные ощущения.

Важным для Сторма Торгерсона было воплощение новых идей в реальности. Как я уже упоминала, вместо работы в графическом редакторе дизайнер придумывал масштабные инсталляции и находил пути воплощения их в реальности. Многие инсталляции, созданные по его замыслу, могли бы стать самостоятельными арт-объектами, если бы не нашли свое отражение в массовой культуре.

3. Rosenberg T. An Interview with Photographer Storm Thorgerson, Part One.

Bibliography
Show
1.

Карпуша О. И. Оформление пластинки как произведение искусства. (На примере творчества Роджера Дина, Сторма Торгерсона и Энди Уорхола). 2017. (дата обращения 16.05.2024)

2.

Steve Jones, Martin Sorger. Covering Music: a Brief History and Analysis of Album Cover Design. 1999. URL: https://www.academia.edu/169877/STEVE_JONES_AND_MARTIN_SORGER_COVERING_MUSIC_A_BRIEF_HISTORY_AND_ANALYSIS_OF_ALBUM_COVER_DESIGN (дата обращения 16.05.2024)

3.

Steven Cerio. Storm Thorgerson. Album cover artist who founded the design studio known as Hipgnosis. // The Benevolen Art of Steven Ceiro. 1998. URL: https://www.stevencerio.com/cerio-interviews-for-seconds-magazine/interview-with-storm-thorgerson-of-hipgnosis-seconds-46-1998-by-steven-cerio/ (дата обращения: 16.05.2024).

4.

Rosenberg T. An Interview with Photographer Storm Thorgerson, Part One. 2012. (дата обращения 16.05.2024)

5.

Storm Thorgerson: How I Designed the Cover of «Dark Side of the Moon». September, 2011// Rolling Stone. 2015. URL: http://www.rollingstone.com/music/news/storm-thorgerson-how-i-designed-thecover-of-dark-side-of-the-moon-20110928 (дата обращения: 16.05.2024)

6.

Jordan Potter. The Cover Uncovered: How Pink Floyd created the album artwork for «The Division Bell». 2022. URL: https://faroutmagazine.co.uk/cover-art-pink-floyd-division-bell/ (дата обращения: 16. 05. 2024)

Image sources
Show
1.

https://www.stormstudiosdesign.com/ (дата обращения 16.05.2024)

2.

https://ru.pinterest.com/pin/494692340296836273/ (дата обращения 16.05.2024)

3.4.

https://flectone.ru/muse-uprising.html (дата обращения 16.05.2024)

5.

https://www.pinterest.ru/pin/574701602450353076/ (дата обращения 16.05.2024)

6.

https://rockthebestmusic.com/ (дата обращения 16.05.2024)

7.

https://www.youtube.com/watch?v=gR2U_8YdMzY (дата обращения 16.05.2024)

8.

https://music.yandex.ru/album/38749/track/379742 (дата обращения 16.05.2024)

9.

https://zvuk.com/track/6106179 (дата обращения 16.05.2024)

10.

https://artchive.ru/renemagritte/works/333476~Vljublennye (дата обращения 16.05.2024)

11.

https://artchive.ru/renemagritte/works/333505~Golkonda (дата обращения 16.05.2024)

12.

https://paulbelford.com/article/pink-floyd-album-cover/ (дата обращения 16.05.2024)

13.14.15.

https://artchive.ru/renemagritte/works/333257~Terapevt (дата обращения 16.05.2024)

16.

https://media.rhino.com/ (дата обращения 16.05.2024)

17.18.

https://musicportal.su/album/69756 (дата обращения 16.05.2024)

19.

https://www.drive2.ru/c/644818490787649236/ (дата обращения 16.05.2024)

20.

https://music.yandex.ru/album/35511 (дата обращения 16.05.2024)

21.

https://ru.pinterest.com/pin/779052435525366509/ (дата обращения 16.05.2024)

22.

https://mk.m.wikipedia.org/wiki/Houses_of_the_Holy (дата обращения 16.05.2024)

23.

https://sfae.com/Artists/Storm-Thorgerson (дата обращения 16.05.2024)

24.

https://zvuk.com/track/30710567 (дата обращения 16.05.2024)

25.

https://jazzrocksoul.com/albums/styx-pieces-of-eight-1978/ (дата обращения 16.05.2024)

26.

https://dzen.ru/a/ZAufxFCKFztbCpky (дата обращения 16.05.2024)

27.

https://av-lp.ru/brand-x-1979-product/ (дата обращения 16.05.2024)

28.

https://music.yandex.ru/album/12625075/track/72998932 (дата обращения 16.05.2024)

29.

https://bournemouthbeatboom.wordpress.com/john-wetton/ (дата обращения 16.05.2024)

30.

https://www.pinterest.com/pin/8233211802978314/ (дата обращения 16.05.2024)

31.

https://www.pinterest.com/pin/8233211802978314/ (дата обращения 16.05.2024

Искажение реальности в обложках Сторма Торгерсона
13
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more