Original size 2256x3064

Империя в модном показе Dolce&Gabbana осень 2006

43
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

— Концепция

— Часть I. Исторический костюм

— Идеал красоты

— Композиция костюма

— Женский исторический костюм

— Мужской исторический костюм

— Часть II. Модная коллекция Dolce& Gabbana

— Вывод

— Источники

Концепция

Подражать костюмам других эпох мода начала в конце 18 — начале 19 веков. Этому способствовала эпоха классицизма со своей любовью к античности. В литературе и других искусствах этот тренд царил уже давно, а вот до моды добрался только к самому концу 18 века. Тогда женщины начинают носить струящиеся платья, напоминающие греческие и римские одеяния.

Исторический костюм является выражением эстетического идеала своего времени. Он созвучен не только архитектуре или модному для того периода искусству, но и является отражением общественно-экономической формации, морали, господствующей религии данного периода. В любой одежде отражается стиль, типичный для соответствующего периода, эпохи.

Особенности изменения костюма на протяжении всей истории нельзя рассматривать вне развития человеческого общества и человеческих взаимоотношений. История костюма связана с конкретными стилями разных эпох, требованиями времени и моды, и это можно проследить на протяжении всего процесса формирования и развития костюма от Древней Греции до наших дней.

Модная коллекция Dolce& Gabbana осень 2006 была вдохновлена периодом Ампира, 1804–1815 годов.

Мода ампир весьма распространена в наше время. Ее элементы, детали особенно заметны на вечерних туалетах, а фасоны платьев с укороченным лифом есть в коллекциях одежды народного стиля романтического направления.

Original size 4341x2031

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

Стефано Габбана и Доменико Дольче смогли трансформировать композицию костюма эпохи Ампир в современном дизайне и представили итог на модной коллекции осени 2006 г. Отличительными признаками коллекции были — конструктивная четкость, светлая палитра тканей, контраст пропорций, использование деталей военного мундира в женском костюме.

Данная коллекция имеет интересную особенность: женская одежда вдохновлена по большей частью мужским военным костюмом периода Наполеона.

Несмотря на то, что в коллекции больше всего просматриваются мотивы мужского военного костюма стиля Ампир, в ней также можно увидеть типичные для женской моды начала XIX века платья, выполненные в современном стиле. В качестве аксессуаров выступает большое количество золотых брошей, нашивок, широких ремней и манжет, элементы форменной одежды королевских офицеров, шейные платки. В большей степени, цвета использовались приглушённые, характерные больше для женского костюма периода Ампир, такие как светло-голубой, бежевый, золотой, светло-коричневый, серый. Некоторые костюмы, всё же, включают в себя более тёмные или яркие цвета, такие как чёрный, изумрудный, синий и красный, но при этом Ампир просматривается или в деталях, или в пропорциях, или в декоре.

Чтобы провести анализ модной коллекции, необходимо для начала изучить сам источник вдохновения — костюм периода Ампир. Основное внимание будет уделено именно мужском военному костюму, однако женский костюм также будет разобран.

Иллюстрации подбирались с учётом их возможности отразить описываемую деталь костюма, подходящую к концепции модного показа осени 2006. Причёски и головные уборы не будут разобраны детально, поскольку не имели места в модном показе.

Для демонстрации периода Ампир были выбраны именно картины, чтобы отразить взгляд художников той эпохи на существовавший идеал красоты.

Часть I. Исторический костюм

Стиль Ампир имеет очень узкие хронологические рамки, его начало отсчитывается с года коронации и провозглашения Наполеона Бонапарта императором в 1804 году, а заканчивается годом реставрации Бурбонов в 1815. За столь короткий период, только за счёт воли императора и двух его придворных архитекторов-декораторов, Шарля Персье и Пьера Фонтена, был создан оригинальный художественный стиль.

Original size 2805x2031

Жюль Жирарде. NAPOLEON BONAPARTE WITH HIS FAMILY AT THE AUSTRIAN ROYAL COURT IN VIENNA. 19 в.

Идеал красоты

Идеалом красоты стала женщина в платье более коротком и более узком, чем раньше, прямом, из плотной ткани, с подхватом под грудью, напоминающая римскую колонну.

Original size 3388x2480

Француа Жерар. Madame Charles Maurice de Talleyrand Périgord. 1804 г. Иоганн Тишбейн. Portrait of Amalie von Levetzow. 1803 г.

Мужчина стремился соответствовать образу делового и солидного человека. Понятие мужественности наполняется совершенно иным смыслом. Предприимчивость, инициатива, умение приобретать, деловой размах выступают в нем на первый план. Перед ними теряют свое значение внешний облик и физические качества, которые на протяжении веков определяли мужскую красоту.

Однако военные мотивы в мужском костюме также популярны, так как этот период для Франции ознаменовался успешными военными походами.

Мундир, военизированный костюм придают мужчинам особый шик и ореол героизма. Мужчина красив неброской красотой. Всё без излишеств, полное отсутствие показной роскоши, главным качеством мужского костюма с начала XIX века становится удобство.

Original size 633x898

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Joseph-Antoine de Nogent. 1815 г.

Композиция костюма

Основным компонентом композиции, на который нужно обратить внимание, это форма костюма. В эпоху Ампир распространена прямолинейная пластика, подражающая колонне. Пропорции в женском костюме не меняются со времён классицизма конца XVIII века: высокая талия делит фигуру в соотношении 1:7 и 1:6, прямая длинная юбка и узкий лиф. Что касается мужского костюма, пропорции примерно равны 1:3.

Силуэт костюма — традиционно, трапеция, стремящаяся к очертаниям высокой и стройной колонны. Выразительными деталями стали глубокое декольте и подол, переходящий в шлейф со складками. С 1810 года упор делается на горизонтальные линии по подолу за счёт фестонов, кружева и оборок.

Важным элементом декора в это время была вышивка. Первые два десятилетия XIX века были периодом увлечения однотонной белой гладью на белом фоне тонкого батиста, муслина или перкаля. В это же время были созданы разнообразные швы-сетки, насыпь и т. д., которые вносили новые фактурные элементы в однотонную вышивку. Главными украшениями служили вставки из валансьенских кружев, атласные ленты в тон платью и изысканная вышивка гладью золотыми или серебряными нитями.

Original size 749x899

Джузеппе Томинц. Portrait of Countess Cecilia of Auersperg. 1822 г.

Выразительными деталями для мужского костюма стали высокий воротник рубашки и фрака, а также полы.

Также большую роль играл головной убор. В мужском костюме почти не было декора, акцент делался на качестве ткани и пошива, а также совсем маленьких деталях, например пуговицах, которые могли делаться из фарфора, серебра или драгоценных камней. Внимание уделяли шейным платкам, которые завязывали бантом или узлом, или плиссированным жабо, которое носили при придворном костюме вместе с белым галстуком и такими же плиссированными манжетами.

Цветовая гамма и силуэт костюма стали более выдержанными и лаконичными.

Женский исторический костюм

В первые годы XIX столетия домашние «неглиже», платья для прогулок и для визитов делают длинными, часто со шлейфом, вносившим элемент движения в спокойный цилиндрический силуэт, в то время как бальные платья были значительно короче и даже иногда имели съёмные шлейфы.

Пластика костюма меняется за счёт дорогих плотных тканей, некоторые из которых имели ещё и подкладку, некоторые платья шились из тонких прозрачных материй на плотной шёлковой подкладке или из белого индийского кашемира и расшивают пайетками или вышивают гладью.

Вышивка на ткани даёт новую фактуру и хорошо гармонирует с блестящим золотым шитьём военных мундиров и придворных костюмов. Декоративное решение в костюме начинает преобладать над конструктивным — декор в основном приходится на маленький лиф и рукава.

Original size 2567x1080

Франсуа Жерар. портрет мадам Рекамье. 1802 г. Вандерлин Джон. Portrait of Dolley Payne Todd Madison. 1849 г. Франсуа Жерар. Madame Charles Maurice de Talleyrand Périgord. 1804 г.

Разнообразие фасонов женской одежды было очень велико, однако силуэт оставался только один, и его строго придерживались, всячески приспосабливая к нему фигуру.

Разнообразие шмизов достигается за счёт различного рода воротников, а также формой выреза декольте, отделанного рюшем или кружевами. Тем не менее, вплоть до 1820-х годов модными остаются открытая шея и грудь, углубился вырез на спинке.

В эпоху Ампир были распространены короткие рукава «фонарики» или широкие рукава, задрапированные у плеча и фиксированные чаще всего пряжкой, украшенной бриллиантами, а также английские рукава — до локтя с продольным разрезом, скреплённым тремя пуговицами, и рукава «а ля мамелюк» («à la mameluk») — свободные, длинные, перехваченные в пяти или шести местах браслетами из лент.

Original size 2970x2031

Франсуа Кинсон. Portrait of Elisa Bonaparte. 1810 г. Софи Руд (Фремье). Portrait of a woman wrapped in an Indian shawl. 1818 г.

После 1810 года юбка приобрела вид неширокого колокола с пышно украшенным подолом.

Original size 2878x2031

Доменико Пеллегрини. Портрет княгини Марии Огинской. 1800–1815 гг. Франсуа-Жозеф Кинсон. Marquise de Lubersac, около 1823 года.

Увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура становится менее высокой и стройной.

В первые годы XIX века носили предпочтительно платья белого цвета. Позже стали носить платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани. Парадные платья богато расшивали античным орнаментом.

Характер платья зависел от его назначения: лёгкие платья шили из светлых, лёгкий тканей — кисеи, батиста, шёлка и т. д.; парадные — из атласа, тафты, бархата; визитные и уличные — из лёгкой шерсти, независимо от времени года.

Поскольку интерес к природе под влиянием идей Руссо порождает обычаи совершать регулярные пешие прогулки (так называемые променады), появляется необходимость в более тёплой и разнообразной верхней одежде.

Носились белые длинные перчатки или митенки из лайки и чулки (с различными серебряными стрелками, вышивкой из дубовых и лавровых листьев).

Головные уборы основывались на восточном образце — в эту эпоху носили тюрбаны, чалмы, «китайские» шляпки, на которые набрасывались лёгкие муслиновые и шифоновые ткани, перевивая бусами и укрепляя на нём перья брошью, а также использовали береты со страусовыми перьями.

Original size 2513x1080

Салли Томас. Миссис Роберт Гилмор-младшая. Год неизвестен. Мария-Элеонора Годфруа. Portrait d'élégante assise sur un sofa. Год неизвестен. Пьетро Лучини. Portrait of a Lady in Red. Год неизвестен.

Носили шляпы по виду капора на каркасе, с большими полями спереди, отделанные лентами и кружевом, они подвязывались под подбородком. Цвета для них также подбирались неяркие, бледные. Копировались мужские шляпы и шлемы.

В 1805 г. греческие прически исчезли совершенно. На балы надевали усыпанный драгоценностями тюрбан из муслина, кисеи или легкого шелка с перьями. В большом употреблении были также жемчужные сетки, покрывавшие волосы целиком.

Бальные прически украшали диадемами, золотыми обручами, перьями, венками из живых и искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебряных дубовых или лавровых листьев. Встречались и венки из живых цветов.

Original size 1815x1080

Александр-Жан Дюбуа-Драгонет. Amelie du Bois. 1821 г. Франсуа Жерар. Portrait of Jerome Bonaparte and his wife Catherine of Wurtemberg. Год неизвестен.

На некоторое время ювелирные украшения выходят из моды. Считалось, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Однако в последствии интерес к украшениям вернулся: ожерельям, камеям, браслетам, жемчугу. Пайетками в изобилии были усыпаны платья, обувь, веера. Мода на прогулки также породила увлечение ридикюлями — сумочками для дамских мелочей.

Original size 750x903

Луи-Леопольд Буайи. Marie-Catherine and Eugène Giroust. 1803 г.

Женская обувь имела или низкий каблук, или вообще на плоской подошве, напоминала балетные туфельки, нередко расшитые пайетками, украшенные розетками или бантами. Носок туфли постепенно скруглялся, к 1820-м годам и вовсе становится тупым и квадратным. Они подбирались под цвет платья, и в гардеробе женщины их было очень много

Мужской костюм

Влияние воинского духа на мужской костюм в эпоху Ампира было очень велико. В его развитии проявляются две тенденции: с одной стороны, гражданский костюм упрощается, подвергается влиянию военного, с другой — увеличивается значение форменной одежды.

Во Франции, как и в некоторых других странах Европы, формируется бюрократический аппарат, для которого стало обязательным ношение мундиров, специально разработанных для различных учреждений. В европейских государствах выделяются две основные силы, на которые опираются все правительства — армия и чиновничество. Их значение подчёркивается особенным костюмом, чтобы выделить их среди остальных.

Что касается военной униформы, различия в ней существовали между батальонами одного полка и даже в рамках одного батальона.

Original size 1200x864

Пьер-Клод Готеро. Napoleon dismounting with an injured foot at Regensburg. 1809 г.

Закупка униформы у местных портных и необходимость сделать её более удобной для ношения в полевых условиях ещё больше удаляли внешний вид наполеоновских пехотинцев от описаний устава. К тому же, офицеры и унтер-офицеры могли заметно изменять униформу, согласуясь с собственным вкусом. Заметный отпечаток на униформу также накладывал вкус командира батальона или полка.

В 1805–1806 годы солдаты линейной пехоты (фузилеры, гренадёры, вольтижеры) носили длиннополые мундиры «французского типа» (habit a la francaise), которые почти не изменились со времён королевского ордонанса 1786 года.

Original size 2086x1080

Автор неизвестен. Линейная пехота 1805-1806. Год неизвестен. Солдат № 197. Гренадёр, 65 полк. 2002 г. Автор неизвестен. French Line Infantry. Год неизвестен.

Они сохранили многие рудименты кафтана XVIII века, в частности большие пуговицы под правым лацканом и три ложные петлицы под левым лацканом, ставшие в эти годы чисто декоративными, но ещё недавно имевшие функциональное назначение. Жилеты, штаны и гетры были скроены так же, как и в конце XIII века. Согласно регламенту, мундиры всех линейных полков должны были быть абсолютно идентичными, а все различия должны были состоять только в номере части на пуговицах. Однако же в реальности существовало немало специфических деталей, которые не были предусмотрены регламентом. В частности весьма разнообразными были обшлага и клапаны обшлагов, а особенно разнообразной была униформа элитных рот.

Льняные серые или небеленые брюки носили в составе повседневной униформы.

Офицеры носили униформу, по покрою и цветовой гамме схожую с униформой рядовых, однако выполненную из более качественного и дорогого сукна.

Вместо башмаков и гетр пешие офицеры носили короткие сапоги (английские с отворотами или так называемые сапоги «а ля Суворов»). Конные офицеры носили ботфорты со шпорами.

Original size 2005x1080

Новый солдат № 197. Линейная пехота Наполеона. Старший сержант 4 линейный полк. Майор 100 линейный полк. Офицер 125 линейный полк. Фузилер офицер 34 линейный полк. 2002 г.

Одним из важнейших отличий костюма командного состава было то, что офицеры располагали многочисленными дополнительными мундирами, самым распространенным из которых являлся синий фрак, застегивающийся спереди на 9 больших форменных пуговиц и лишенный каких-либо цветных деталей и украшений, кроме положенных по чину эполет. Этот мундир носился на походе и при различных вариантах малой формы.

Возвращаясь к повседневному костюму, стоит отметить, что теперь жизнь делового человека проходила не в салонах, а на бирже, в канцелярии, на фабрике или в коммерческих кругах, а соответственно он больше не нуждается в роскошных костюмах.

Original size 883x1200

Уильям Армфилд Хобдей. Captain and Mrs Edmund Burnham Pateshall. Год неизвестен.

Однако простота его облика обладает изяществом — новые пропорции костюма, длинные брюки, форма шляпы зрительно вытягивают фигуру. В этих слегка вытянутых пропорциях просматриваются принципы классицизма. Гардероб мужчины меняется. Фрак становится одеждой для каждого дня, для прогулки и верховой езды. Обычно фрак заканчивался сразу над линией талии или строго под ней, фалды спускались сзади до колен около 1815 г., и становятся ниже колена в 1820 году. Парадный костюм назывался «аби-де-гала» (habit de gala). Его часто носят с двубортным жилетом или сразу с двумя жилетами разных цветов. В первые годы XIX века фрак имеет очень высокий стояче-отложной воротник, однако с 1804–1805 годов высота воротника значительно уменьшается. Тёмный фрак чаще всего сочетался со светлыми панталонами и светлым, из другой ткани, жилетом.

Original size 1660x1080

Луи Леопольда Бойи. Francois Adrien Boieldieu. 1800 г. Хью Дуглас Гамильтон. Портрет графа Белмора. Год неизвестен.

Бриджи (breeches) снова входят в моду как часть придворного костюма, очень мало мужчин носили брюки. Однако они носили панталоны (pantaloons), которые были длиной до щиколотки, как и брюки (trousers), но последние более облегающими и со штрипками, не позволявшими им задираться. Брюки делались с застежкой спереди, представлявшей из себя широкий кусок ткани с пуговицами по бокам. После 1807 г., брюки снова возвращаются в моду и вытесняют бриджи к 1810 г.

Original size 750x930

Робер Лефевр. Portrait D’Homme. Год неизвестен.

Рюши на рукавах считались старомодными, в то время как передняя часть рубашки часто была со складками или оборками, а воротники были стоячими и касались щек.

Эти высокие воротники были очень удобны для ношения галстуков. Галстуки вошли в моду в XVII в. и оставались популярными и в начале века XIX. Они обматывались вокруг шеи много раз. Иногда использовались и шарфы (stocks), которые завязывались сзади.

Original size 2830x1080

Жан-Лоран Моснье. Portait of Alexei Khitrovo. Год неизвестен. Робер Лефевр. Portrait d’homme en buste dans un paysage. 1821 г. Робер Лефевр. PORTRAIT OF A YOUNG GENTLEMAN. 1804 г.

В качестве обуви всё ещё выступают сапоги из чёрной кожи с отвёрнутыми голенищами жёлтого цвета. С костюмом, предназначенным для бала, принято надевать открытые кожаные туфли на невысоком каблуке.

Часть II. Модная коллекция Dolce& Gabbana

Original size 2855x4212

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

Коллекция была открыта первым костюмом, сочетающим в себе детали, отсылающие к длиннополому мундиру «французского типа». В первую очередь выделяется крой длиннополого мундира, который особо и не поменялся, если сравнивать с первоисточником.

Самая выделяющаяся деталь, обозначенная исключительно конструктивной линией, в отличие от исторического образца, это выгнутые лацканы, идея которых была взята с исторического костюма. На плечах можно заметить эполеты. Воротник — высокая стойка. Белая рубашка с высоким воротником также подобна той, что была модна в эпоху Ампира. Длинные брюки с широким поясом имеют откидной клапан с 2 рядами пуговиц, имитирующие откидной элемент на мужских брюках в стиле Ампир, и украшаются лампасами с пуговицами по всей длине.

Original size 1517x1080

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

Нижняя рубашка модели такая же, как и у предыдущего образа. Выразительно выглядит выгнутая линия борта жилета, что соответствует деталям военного мундира Ампира. Прямые классические брюки имеют выразительные клапаны карманов, которые напоминают форму деталей мужского костюма Ампира.

Верхняя укороченная куртка по крою напоминает спенсер — женскую верхнюю одежду того времени. Она имеет высокий воротник-стойку, всё также отсылающую на исторический костюм.

Original size 2792x4309

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

Этот образ, в отличие от предыдущих, основан на женском историческом костюме. В платье можно заметить характерный завышенный уровень талии под грудью. Изделие выполнено из очень лёгкой, прозрачной ткани, но в отличие от платьев прошлого, оно не имеет подкладки, из-за чего видны все очертания тела модели и нижнее бельё. Внимание привлекает необычный воздушный воротник, который обращается к воротнику эпохи возрождения, для которого источником вдохновения была античность, как и в Ампире. В образе привлекает внимание шлейф, накинутый на руку модели. Источник вдохновения также имел шлейф, однако его никогда не накидывали на руку.

Original size 2300x1080

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

Платье подражает не только пропорциям Ампира, но и элементам античности в широком поясе. Ткань также схожа с предыдущим платьем, и может отсылать нас к «нагой моде» начала 19 века. Выделяется обувь — балетки, которые также подражают исторической моде.

Original size 1502x1080

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

В костюме чётко прослеживается классические черты мужского наряда: двубортный жакет с высоким воротником-стойкой, бриджи и белые гольфы. Туфли на эти самые гольфы — необычное решение, вдохновлённое как раз сочетанием подобных элементов в мужском костюме.

Original size 1502x1080

Марсио Мадейра. Коллекция Dolce& Gabbana fall 2006. 2006 г.

Следующая модель в укороченной двубортной белой куртке, которая повторяет верхнюю часть мужского фрака периода Ампир, с имитацией клапана на брюках и двумя радами пуговиц, и лампасами. Сочетание этих деталей с белыми чулками максимально приближают современный образ к историческому стандарту. Белая куртка имеет, как и было модно, высокий стояче-отложной воротник. У белой рубашки тот же высокий ворот и подвязывается галстуком-шарфом в тот же цвет.

Вывод

Благодаря коллекции Dolce& Gabbana возможно наглядно рассмотреть механизм создания нового костюма, процесс и возможности изменения элементов и деталей костюма спустя века. На их примере можно увидеть, как из мужского военного мундира сделали элегантный женский образ, или из статичного колоннообразного женского платья — воздушный и пикантный наряд с элементом из Возрождения и длинным шлейфом. Костюмы, основанные на периоде Ампир, могут быть как приближенны к современному классическому костюму, так и к роскошному вечернему платью.

Источники

Bibliography
Show
1.

Блохина, И.В., Всемирная история костюма, моды и стиля. Минск, Харвест, 2015. С. 223-232;

2.

Захаржевская, Р.В., История костюма. Москва, РИПОЛ классик, 2005. С. 150-156;

3.

Каминская, Н.М., История костюма. Москва, Лёгкая индустрия, 1977. С. 68-70;

4.

Мерцалова, М.Н., Костюм разных времён и народов. Том IV. Москва, Академия моды, 1993. С. 245-268;

5.

История европейского костюма. Мода эпохи Великой французской революции и Директории // liveinternet [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/nostalgia-n/post390962866 (дата обращения 01.05.2024);

6.

Почему подражания историческим костюмам вошли в моду // HEROINE [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://heroine.ru/pochemu-podrazhaniya-istoricheskim-kostyumam-voshli-v-modu/

7.

Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера // StudFiles [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/1666687/page:8/

8.

Униформа пехоты армии Наполеона 1796–1815 гг. // FORMA-ODEZHDA [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forma-odezhda.com/encyclopedia/uniforma-pehoty-armii-napoleona-1796-1815-gg/

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sophie_Rude-Fremiet_- _Portrait_de_femme_enveloppee_dans_un_chale_des_Indes.jpg (дата обращения 28.04.2024)

11.12.

https://dzen.ru/a/Yj3AW-5x03oFVFbh (дата обращения 28.04.2024)

13.14.15.16.

https://flectone.ru/stil-ampir-xudojniki.html (дата обращения 29.04.2024)

17.18.19.20.21.22.23.24.
Империя в модном показе Dolce&Gabbana осень 2006
43
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more