Original size 690x958

Иконопись в мастерских Германии с XV по XIX век

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

I. Введение II. XV век — Поздняя готика III. XVI век — Ренессанс и Реформация IV. XVII век — Барокко V. XVIII век — Просвещение и академизация VI. XIX век — Романтизм и национальное возрождение VII. XX век — модернизм, историзм и национальная память VIII.Вывод

I. Введение

Иконопись — это искусство создания икон, то есть священных образов, которые чаще всего изображают Христа, Богородицу, святых, ангелов или сцены из Библии.

Вот основные моменты, которые помогают понять, что такое иконопись:

1. Функция и цель

Религиозная: основная цель иконы — быть средством духовного общения человека с Богом. Иконы не просто картины, а предметы для молитвы и медитации.

Образовательная: раньше, когда большинство людей не умели читать, иконы служили визуальной Библией, объясняя библейские истории.

Духовная символика: каждая деталь (поза, цвет одежды, жест руки) имеет значение и несёт определённое духовное послание.

II. XV век — Поздняя готика

XV Поздняя готика, расцвет городов, цеховая система Города / Центры Кёльн, Нюрнберг, Ульм, Любек Ключевые мастера / мастерские Штефан Лохнер, Конрад Витц, Ульмская школа

Штефан Лохнер родился в Мерсбурге на юго-западе Германии около 1410 года в семье кузнеца и провёл часть своего ученичества в Нидерландах. Записи также указывают на то, что его карьера развивалась быстро, но была прервана ранней смертью. «Он появляется в Кёльне вполне сложившимся мастером. От манеры художников родной Швабии в его искусстве почти ничего не осталось, зато ясно проявляются нидерландские влияния, особенно мастера из Флемаля».

Ни одна из работ Штефана Лохнера не подписана. Художник «Мадонны в беседке из роз» (Madonna im Rosenhag) и «Алтаря патронов Собора» (Altars der Stadtpatrone) был безымянным и неизвестным до XIX века, когда возник интерес к кёльнской живописи Средневековья. В 1822 году Йоханна Шопенгауэр, мать знаменитого философа, сослалась в своих трудах на заметку дневников Альбрехта Дюрера, которую он сделал по случаю поездки в Нидерланды и пребывания в Кёльне. Дюрер сообщал, что он заплатил два белых пфеннига в Кёльне, чтобы открыть алтарь, сделанный рукой «Мастера Стефана». После того, как эта записка была обнаружена, исследователи искали художника по имени Штефан в средневековых кёльнских источниках и нашли Штефана Лохнера, которого отождествили с дюреровским «Мастером Стефаном».

Алтарь патронов Собора» в раскрытом виде. На боковых створках: Святая Урсула (слева) и Святой Гереон (справа). Дерево, темпера, золочение. Мадонна в беседке из роз. Ок. 1448. Дерево, темпера, масло.

Поклонение младенцу Иисусу. 1445. Дерево, темпера. Старая пинакотека, Мюнхен Страшный суд. 1435. Дерево, масло, золочение. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Предполагается, что Конрад Виц родился в Ротвайле около 1400 года. О его жизни до 1431 года, когда художник переехал в Базель, ничего не известно. В 1434 году он вошёл в гильдию художников Базеля, а в следующем году стал гражданином этого города. Возможно, Виц либо учился у нидерландских мастеров, либо совершил путешествие в Нидерланды, так как в его произведениях прослеживается влияние художников этой страны. Весьма вероятны также контакты с бургундской скульптурной школой, в том числе знакомство с творчеством Клауса Слютера. В 1444 году, по приглашению членов Базельского Собора, кардинала Франсуа де Миса, епископа Женевского, Конрад Виц приехал в Женеву, где исполнил картину для главного алтаря в соборе Святого Петра.

Умер Конрад Виц в 1446 году (вероятно, от чумы)

III. XVI век — Ренессанс и Реформация

XVI Ренессанс, гуманизм, Реформация Города / Центры Нюрнберг, Виттенберг, Аугсбург Ключевые мастера / мастерские Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, немецкое произношение 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из выдающихся художников эпохи Северного Возрождения. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии (гравюры на дереве) и резцовой гравюры по меди, поднявшим гравюру на уровень настоящего искусства. Теоретик искусства, автор практического руководства по изобразительному искусству и художественным ремёслам того времени на немецком языке, утверждавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии в качестве раздела теории пропорционирования в искусстве. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Гравюры Альбрехта Дюрера широко представлены в музейных и частных собраниях.

Алтарь Ландауэра. 1511. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена Праздник чёток (Rosenkranzfest). 1506. Холст, масло. Национальная галерея, Прага

Альбрехт Дюрер — Мадонна с чижом Альбрехт Дюрер — Семь скорбей Девы Марии — Христос на кресте

Лу́кас Кра́нах Ста́рший (нем. Lucas Cranach der Ältere); 4 октября 1472, Кронах, Prince-Bishopric of Bamberg, Священная Римская империя — 16 октября, Веймар, Священная Римская империя — немецкий рисовальщик, живописец и гравёр, эпохи Северного Возрождения и Реформации. Мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, соединявший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами эпохи Возрождения. Один из основателей дунайской школы живописи. С 1505 года придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного. Сторонник идей Реформации и друг Мартина Лютера. Глава большой мастерской, настоящей фабрики картин, оставившей около пяти тысяч произведений. Даже современники поражались продуктивности мастера. Его дело продолжали сыновья: Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший.

Распятие. Между 1500 и 1501. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена Лукас Кранах I — Святая Троица

Original size 2559x1543

Аллегория Закона и Благодати по Лютеру. После 1529. Дерево, масло. Германский национальный музей, Нюрнберг

IV. XVII век — Барокко

XVII Барокко, последствия Тридцатилетней войны Города / Центры Мюнхен, Дрезден, Аугсбург, Кёльн Придворные мастерские Мюнхена и Дрездена

Питер де Витте, известный в Италии как Пьетро Кандидо, а в Баварии как Петер Канди (ок. 1548–1628), был фламандским маньеристом, художником, создателем гобеленов и рисовальщиком, работавшим в Италии и Баварии.Он был художником при дворе Медичи во Флоренции и при баварском дворе герцога Вильгельма V и его преемника Максимилиана I в Мюнхене.

Святое семейство со святым Иоанном Плач по умершему Христу

Иоганн Генрих Шёнфельд (нем. Johann Heinrich Schönfeld; 23 марта 1609, Бибербах (Швабия), герцогство Бавария — 1684, Аугсбург) — немецкий художник, живописец, гравёр эпохи барокко. Сын ювелира. Мастерство начал овладевать в мастерской отца. Имел физический недостаток, был слеп на левый глаз с рождения. Поэтому не стал ювелиром, требовавшим значительного напряжения зрения в работе, а стал совершенствовать собственное мастерство в живописи. Триум Венеры Тридцатилетняя война в Германии вынудила художника покинуть родину. С 1633 года многие годы жил и работал в основном в Италии (Рим, Неаполь), где его привлекали разные мастера — Караваджо, Пьетро да Кортона, Бернини, создавал картины под влиянием представителей французского классицизма и барокко, а также модную тогда живопись северных художников под названием Бамбоччанти (bamboccianti). Был членом группы художников Перелётные птицы. Аллегория времени. Хронос и Эрос Около 10 лет с 1638 года работал в Неаполе, изучал реалистическую грубоватую манеру Б. Каваллино, его приемы передачи эффектного освещения.

Аллегория времени. Хронос и Эрос Ганнибалова клятва

Ганс Роттенхаммер (нем. Hans Rottenhammer, Мюнхен — 14 августа 1625, Аугсбург — немецкий рисовальщик, живописец-маньерист и романист, мастер небольших по размеру «кабинетных» картин на меди бытового жанра. Ганс Роттенхаммер родился в 1564 году в Мюнхене в семье придворного чиновника. Первые уроки живописи получил у отца Томаса Роттенхаммера, а затем с 1582 года в течение шести лет учился у Ганса (Иоганна) Донауера. Посетив Италию, работал под влиянием Тинторетто, Веронезе и других мастеров венецианской школы.

В 1589 году по пути в Венецию художник задержался в Тревизо, рисовал по картинам известных венецианских мастеров.

Бичевание Христа 1598 (масло) Рождение Христа

Успение Пресвятой Богородицы 1614. холст, масло, 183×113см Ханс Роттенхаммер — Страшный суд 1598. масло, 68×46см

V. XVIII век — Просвещение и академизация

XVIII Просвещение, академизация, рост буржуазных заказов Города / Центры Берлин, Дюссельдорф, Майнц Академические мастерские Берлина и Дюссельдорфа

Иоганн Рассо Януариус Цик (нем. Johann Rasso Januarius Zick; 6 февраля 1730, Мюнхен — 14 ноября 1797, Кобленц-Эренбрайтштайн) — немецкий живописец и рисовальщик своеобразного барочно-рокайльного стиля и немецко-австрийского стиля цопф.

Януариус Цик учился ремеслу живописца у своего отца Иоганнеса Цика (1702—1762), мастера фресковых росписей. Когда ему было четырнадцать, его одиннадцатилетний брат упал со строительных лесов в аббатстве Вайнгартен, и разбился насмерть. В 1745–1748 годах Януариус изучал строительное дело у Якоба Эмеле в Бад-Шуссенриде. Затем работал вместе с отцом в архиепископской резиденции в Вюрцбурге и до середины 1750-х годов — во дворце Брухзаль.

В 1756 году Януариус приехал в Париж, где завязал знакомства с мастерами из Рима, Аугсбурга и Базеля. В 1758 году был в Риме. После возвращения в Германию художник работал над созданием фресок для замка Энгерс близ Нойвида. После выполнения этого заказа в 1760 году Цик был назначен придворным художником курфюрста Трира. Женился на дочери землевладельца Анне-Марии Грубер (1745—1811) и поселился на долгие годы в маленьком городке Кобленц-Эренбрайтштайн (ранее независимый город на правом берегу Рейна в июле 1937 года был включен в состав Кобленца). В этом же городе художник скончался 14 ноября 1797 года.

Семейство Реми. 1776. Холст, масло. Германский национальный музей истории культуры, Нюрнберг Саул разговаривает с духом Самуила у аэндорской волшебницы. 1753

Иоганн Карл Лот (нем. Johann Karl Loth, известный также, как Карл, Карел, Карлотто и Карло Лотти[6], 8 августа 1632, Мюнхен — 6 ноября 1698, Венеция) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр эпохи барокко, караваджист. Иоганн Карл Лот родился в Мюнхене в семье баварского придворного художника Ульриха Лота. После обучения рисунку и живописи у отца и матери — живописца-миниатюристки — он после 1655 года продолжил художественное образование в Италии, в Риме, где подружился с голландским живописцем Виллемом Дростом, учеником Рембрандта, который отправился с ним в Венецию. Там он познакомился с художниками итальянского барокко, так называемыми тенебристами: Франческо Руски, Джованни Баттиста Ланджетти и Антонио Дзанки. Помимo картин на мифологические и библейские сюжеты, после 1670 года он также написал несколько алтарных образов для церквей в Венеции, на Терраферме и в Баварии. В Италии он получил уменьшительное прозвание Карлотто.

В Венеции Карл Лот учился в мастерской художника Пьетро Либери. Вначале он был подвержен влиянию Караваджо, а в более поздних работах ощутимо воздействие живописной манеры Пьетро да Кортона, основанной на принципах академизма мастеров болонской школы живописи.

Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды. Между 1659 и 1662. Холст, масло. Музей истории искусств, Селена и Эндимион. Между 1660 и 1680. Холст, масло. Рейксмюсеум,

Музыкальное состязание Аполлона и Марсия 98×115 Сусанна и старцы (101×142 см) 1675-99

VI. XIX век — Романтизм и национальное возрождение

XIX Романтизм, национальное возрождение, индустриализация Города/Центры Дрезден, Мюнхен, Рим (назарейцы) Каспар Давид Фридрих, Овербек, Пфорр

Иога́нн Фри́дрих Овербе́к (нем. Johann Friedrich Overbeck; 3 июля 1789, Любек — 12 ноября 1869, Рим) — немецкий и итальянский живописец, один из крупнейших римских художников эпохи романтизма, художественный теоретик; мастер исторической картины и монументальных росписей на религиозную тематику, также работал как портретист и график-иллюстратор. Сооснователь и ведущий идеолог «Союза святого Луки» — так называемого общества назарейцев (с 1809), почётный член ряда художественных обществ Европы. Фридрих Овербек родился в семье потомственных любекских юристов и богословов. Его предки были протестантскими пасторами на протяжении трёх поколений; отец художника Христиан Адольф Овербек (1755—1821) был доктором права, поэтом, мистиком-пиетистом и бургомистром Любека. Рядом с семейным особняком на Кёнигштрассе находилась гимназия, учителем которой был дядя будущего художника, доктор богословия и писатель; там Иоганн получил начальное образование.

Воскрешение Лазаря. 1822. Холст, масло. Кунстхалле, Карлсруэ Триумф религии в искусстве. 1831—1840. Холст, масло. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

Святой Себастьян. 1815. Старая Национальная галерея, Берлин Мария и Елизавета с младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. 1825. Холст, масло. Новая пинакотека, Мюнхен

Франц Пфорр (нем. Franz Pforr; 5 апреля 1788, Франкфурт-на-Майне — 16 июня 1812, Рим) — немецкий живописец, рисовальщик и книжный иллюстратор романтического направления. Член объединения «назарейцы». Отец Франца Пфорра, Иоганг Георг Пфорр, был художником, специализировавшимся на изображениях лошадей. Мать, Иоганна Кристиана Пфорр, происходила из художественной семьи Тишбейн. В двенадцать лет Франц Пфорр потерял родителей, на следующий год единственного брата и с 1801 года воспитывался в Касселе у дяди, известного художника Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна. Там он начал заниматься живописью и в 1805 году поступил в Академию изобразительных искусств в Вене, где его преподавателем стал художник-академист Генрих Фридрих Фюгер.

Пфорр и его соученики Людвиг Фогель, Иоганн Конрад Готтингер, Йозеф Винтергерст и Фридрих Овербек были недовольны обучением, ожидая вместо ориентации на классическое искусство более современного подхода к действительности и внимания к духовным ценностям своего времени. Однако они видели собственный путь в искусстве через сближение с искусством старых мастеров доакадемического периода.

Рудольф фон Габсбург и священник. 1809—1810. Холст, масло. Штеделевский Ф. Пфорр. Въезд императора Рудольфа в Басилею. 1809—1819. Холст, масло. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

VII. XX век — модернизм, историзм и национальная память

XX Модернизм, реставрация, национальная идентичность Города/Центры Мюнхен, Берлин, Дрезден Современные художники, реставраторы, музейные студии

Макс Бе́кман (нем. Max Beckmann; 12 февраля 1884, Лейпциг, Королевство Саксония — 27 декабря 1950, Нью-Йорк, США) — немецкий художник, один из крупнейших мастеров межвоенного периода XX в., выдающийся портретист. Учился живописи в Веймаре, переехал в Берлин. В годы Первой мировой войны работал в госпитале. Интересовался мистикой и теософией. Годы его наибольшего признания как художника — период Веймарской республики. В 1927 году получил Почётную императорскую премию в номинации «Немецкое искусство» и Золотую медаль г. Дюссельдорф. С 1925 года преподавал в Штеделевском художественном институте.

В 1933 году был отстранён от преподавания нацистскими властями, более 500 его картин были изъяты из музеев Германии, его творчество причислили к дегенеративному искусству. Мастер с женой переехали в 1937 году в Амстердам, но нацисты и там не оставляли его в покое: в 1944 году он едва избежал мобилизации, перенёс инфаркт. Лишь в 1947 году Бекман с женой сумели перебраться за океан. Несмотря на краткое пребывание в США, оказал глубокое воздействие на американское искусство.

Ночь (Die Nacht), 1918–1919, масло на холсте, 133 × 154 см, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф Ад птиц, 1937–1938

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Грос (нем. Georg Ehrenfried Groß, нем. George Grosz, 26 июля 1893, Берлин — 6 июля 1959, там же) — немецкий живописец, график и карикатурист. Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». (1920) В 1909–1911 годах учился изобразительному искусству в Академии художеств Дрездена (в мастерской Рихарда Мюллера), в 1912–1916 годах продолжил образование в Берлинской художественно-промышленной школе (в мастерской Эмиля Орлика). В 1912–1913 годах был в Париже, познакомился с новейшим искусством, открыл для себя графику Домье и Тулуз-Лотрека. В 1914 году записался в германскую армию добровольцем, был госпитализирован в 1915 году и демобилизован, освобождён от военной службы в 1917 году.

Рисунки Гросса появились в середине 1916 года в берлинском журнале «Новая молодёжь». Вскоре художник привлёк к себе внимание. О нём написали несколько известных критиков и публицистов, вышли издания его рисунков. Главным предметом изображения Гросс избрал жизнь Берлина с его аморальностью, водоворотом развлечений и пороков.

Джордж Гросс, Daum женится на своей педантичной автомате Джордже в мае 1920 года, Джон Хартфилд очень этому рад, Berlinische Galerie Джордж Гросс, «Республиканские автоматы», 1920, акварель на бумаге

Original size 2400x1718

Георг Гросс (1893–1959), Gefährliche Straße, написан в июле 1918 года. Масло на холсте. 185/8×253/4

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich — немецкий живописец и график. Испытал влияние экспрессионизма, дадаизма, футуризма и других авангардных стилей XX века. Наиболее известны работы 1920-х и первой половины 1930-х гг. в стилистике «новой вещественности». Участник Первой мировой войны. Был одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году. В 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. В 1925 — начале 1930-х годов Дикс — один из наиболее заметных представителей «новой вещественности». Самые значительные произведения этого периода — триптихи «Большой город» (1928, Штутгартский художественный музей) и «Война» (1932, Галерея новых мастеров, Дрезден), картины «Семь смертных грехов» (1933, Музей «Кунстхалле» в Карлсруэ) и «Триумф Смерти» (1934, Штутгартский художественный музей). Сочетание чрезвычайной точности письма с гротескной обрисовкой отталкивающих типов и ситуаций придаёт картинам Дикса этого периода характер «горьких свидетельств, беспощадно обнажающих уродства времени».

«Семь смертных грехов» 1933 Святой Кристофор

VIII.Вывод

Иконопись Германии XV–XX вв. — это путь от строго религиозного, символического иконографического искусства к более художественному, культурно-историческому и экспериментальному. Она отражает не только изменения в художественных стилях, но и глубокие трансформации немецкого общества, религии и культурной идентичности. Эволюция от религиозного к художественному и культурному: с XV по XX век иконопись в Германии постепенно теряет исключительно религиозный характер, становясь частью культурного и художественного наследия.

Влияние исторических событий: Реформация, войны и социальные изменения сильно изменили роль икон и религиозного искусства.

Сочетание традиции и новаторства: вплоть до XX века элементы средневековой иконописи сохраняются, но трансформируются под влиянием новых художественных стилей.

Bibliography
1.2.3.

https://ru.ruwiki.ru/wiki/ (дата обращения 26.11.2025)

4.

https://artchive.ru/ (дата обращения 26.11.2025)

5.

https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page (дата обращения 26.11.2025)

6.

https://muzei-mira.com/ (дата обращения 26.11.2025)

Image sources
Show
1.2.3.

https://artishell.com/ (дата обращения 26.11.2025)

4.

https://www.christies.com/en/stories/archive (дата обращения 26.11.2025)

5.

https://www.thecollector.com/ (дата обращения 26.11.2025)

6.

https://gallerix.ru/storeroom/ (дата обращения 26.11.2025)

7.

https://muzei-mira.com/ (дата обращения 26.11.2025)

Иконопись в мастерских Германии с XV по XIX век
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more